Существующие сервисы — уведомление о готовности документа в службе «одного окна» (при фиксированном времени готовности), уведомление о прибытии автобуса на остановку (при наличии расписания) или куцые (не более 60 символов) SMS-новости казались мне баловством. А вот пробки на Ленинградке, при более-менее регулярных поездках в Москву, могли стать полезными.
Мы решили протестировать новый сервис, получая перед каждой поездкой SMS-прогноз и сравнивая его с реальным временем в пути.
Хотели как лучше
Для начала были определены критерии, выполнение которых позволило бы судить о полезности сервиса. Информация о пробке, полученная непосредственно перед выездом будет полезна, если поможет «прикинуть» примерное время проезда от Зеленограда до МКАД (или обратно) и в результате этой прикидки скорректировать планы: перенести встречу, сообщить об опоздании или вообще отказаться от поездки. Варианты анализа результатов использования сервиса для выбора альтернативных маршрутов (Новосходненское или Пятницкое шоссе) решили не рассматривать.
Условия эксперимента
Замер времени: SMS на номер 1082 с запросом «зелао зм» (информация о пробках в сторону Москвы) отправлялось при съезде на Ленинградское шоссе, а с запросом «зелао мз» (информация о пробках в сторону области) — при пересечении МКАДа. В качестве времени отправления использовалось время отправки SMS, в качестве времени приезда — момент пересечения МКАДа (при движении в Москву) и момент съезда с Ленинградского шоссе на Московский проспект (при движении в Зеленоград).
Езда: все тесты производились на одной и той же машине. После выезда на Ленинградское шоссе тут же перестраивался в левый ряд и ехал не обгоняя, со скоростью потока, но не выше 120 км/ч.
Результаты замеров в формате XLS или PDF.
Связь с реальностью
Всего за период с декабря 2007 по апрель 2008 в разное время суток и дни недели было произведено 26 замеров. Оценивалась разница между реальным временем в пути и временем, полученным в результате SMS-информации о пробке.
Каждый может самостоятельно проанализовать полученные данные, загрузив их в формате XLS или PDF, но вот некоторые факты, показавшиеся мне интересными:
1. В среднем разница между реальным и прогнозируемым временем составила около 13 минут. На первый взгляд, эта разница кажется приемлемой, но на самом деле оказывается не более показательной, чем средняя температура по больнице.
2. в 23% замеров разница между реальным и прогнозируемым временем превысила 50%, а почти в 8% случаях разница составила более 100%! Самая большая разница — 1 час 18 минут! Примечательны также результаты двух последовательных замеров, проведённых в один день с разницей примерно в два часа: при одинаковом прогнозе разница в реальном времени была трёхкратной!
3. Ровно в половине замеров реальное время превышало прогнозируемое, а в другой половине реальное время было меньше прогноза. С учётом того, что в среднем едешь быстрее автобуса (напомню, что скорость движения вычисляется на основе усреднения скорости движения автобусов
«Пробки приходят во время езды»
Именно этот слоган системы «Яндекс.Пробки» приходит в голову, когда задумываешься о проблемах «нашего» сервиса уведомления о пробках.
К сожалению, следует признать, что никакой системной связи с реальностью SMS-прогноз пробок не имеет. Как говорилось выше, при совершенно одинаковом прогнозе, время в пути может отличаться в разы! К технической реализации претензий нет — сервис работает именно так, как спроектирован. Его беда в неработоспособности выбранной схемы — ситуация на дороге меняется слишком быстро (тем более, что частота обновления данных оказалась очень большой — раз 20 минут!). Как следствие — результаты, предоставляемые сервисом, оказались бесполезны.
Получилось как всегда
Оставим в стороне вопрос о том, зачем вообще префектура занялась организацией SMS-сервиса о пробках, не сотрудничая со специализированными компаниями, а самостоятельно.
Очевидно, у любой «антипробочной» системы перспектива есть лишь при наличии большого объёма исходной информации: «Яндекс.Пробки 2.0» строят прогноз на основе данных о скорости движения всех пользователей системы, а программа «Microsoft Clearflow» учитывает такие факторы, как погода, массовые мероприятия в районе движения и т.п.
Ожидается, что к концу 2008 года стоимость GPS-чипа снизится до $3,5, вследствие этого возможность GPS-навигации появится практически в любом мобильном устройстве. Получать и распространять информацию о скорости движения сможет буквально каждый автомобиль. Очевидно, что в этих условиях у сервиса префектуры никакой перспективы нет.