На развитие микроэлектроники правительство России готово в течение пяти лет потратить до 200 миллиардов рублей. Это решение приветствуют все участники этого высокотехнологичного рынка, требующего больших вложений в исследования и разработки. Достаточно ли подобных мер со стороны государства? Какие ещё условия нужны для развития этого бизнеса? Об этом в интервью изданию "Наука и технологии РФ" рассказывает Алексей Комков, генеральный директор российского представительства компании Cadence.
Эта компания хорошо известна в Зеленограде. В начале 2006 года Cadence совместно с МИЭТом начала реализацию программы поддержки российских инновационных проектов в области микроэлектроники. Также на базе МИЭТа работает институт проектирования приборов и систем МИЭТ-Cadence, уже не первый год выпускающий высококлассных специалистов.
российским специалистам не хватает прикладных знаний
"Преимущества работы в России", - говорит Комков, - "в традиционно хорошей подготовке инженеров, в том, что образовательные программы формируются с упором на фундаментальные знания, но у них практически отсутствуют прикладные знания. Университеты продолжают готовить специалистов по базовым дисциплинам, с хорошим знанием физики, химии, математики или на стыке наук — например, физики и химии. Но помимо этих специалистов нужны инженеры. Многие компании в Москве вообще прекратили расти из-за отсутствия нужных кадров".
офисы многих западных компаний открыты здесь не "благодаря", а "вопреки"
Хотя в конце прошлого года Cadence и открыла в офис в Зеленограде, но Алексей Комков не чувствует должной поддержки со стороны государства: "Как раньше не было никакой поддержки, так нет и сейчас: ни налоговых послаблений, ни технопарков, принцип "одного окна" не работает. Поэтому не стоит удивляться, что в Индии открывают офисы сразу на 1000 человек, в Китае — на 500, а у нас — хорошо бы на 5—10. Офисы многих западных компаний здесь открыты не "благодаря", а "вопреки".
для чиновников технопарк — риелторский проект: построить здание и сдавать площади в аренду
Не удовлетворён Комков и состоянием зеленоградских технопарков: "Покажите мне хотя бы один технопарк. Можно назвать два здания в Зеленограде, но арендные ставки для инновационных компаний там ничем не отличаются от других. Налоговых льгот как не было, так и нет. Инфраструктуры как не было, так и нет. Где в Зеленограде будут жить иностранцы? Там нет нормальной гостиницы, нет нормального транспорта из Зеленограда в Москву, чтобы ездить на встречи. Для многих наших чиновников технопарк — риелторский проект: построить здание и сдавать площади в аренду".
Впрочем, глава российского Cadence доволен программой сотрудничества с МИЭТом и другими ВУЗами: "Мы особо не афишируем свои заслуги, но я считаю, что полезна именно такая практика конкретных дел: ты договариваешься с вузом, поставляешь софт, консультируешь, читаешь лекции, берёшь от них интернов на практику. Да, это не миллиардные масштабы, о которых пишут газеты и любит говорить правительство. Но то, о чём они говорят, рождается именно так. Пусть мы выпустим в год 15 специалистов, но это будут настоящие профессионалы".