Сейчас же начала работать в тестовом режиме уникальная автоматическая станция контроля шума авиатранспорта Департамента природопользования и охраны окружающей среды. Она - первая, которая способна фиксировать шум авиатранспорта, выделяя его на фоне остальных шумов, и реагировать только на превышения, вызванные полетом самолетов. Беспроводные интерфейсы связи позволяют управлять работой дистанционно, и информация в режиме реального времени транслируется в Информационно-аналитический центр ГПУ "Мосэкомониторинг", где она распознаётся экологами. В дальнейшем планируется построить целую систему станций контроля у жилых домов, которые находятся в непосредственной близости от зоны вылета самолётов из аэропорта Шереметьево. Точное местонахождение станций не сообщается, вероятно, чтобы избежать повторения ситуации с датчиком авиашума.
Шумовое загрязнение не так безобидно, как кажется. Даже небольшое превышение, 35 децибел, вызывает нарушения сна, 55-75 децибел воздействует на вегето-сосудистую систему, а далее идёт ослабление слуха, угнетение или, наоборот, возбуждение нервной системы, гипертония, язвенная болезнь и далее по списку. В жилых домах под трассами полётов самолётов в радиусе 5-10 километров от границ самолётов уровень шума достигает 90-97 децибел. С закрытыми окнами - 82-90 децибел. При этом гигиенические нормы допустимого шума составляют 40 децибел для дневного времени и 30 - для ночного.
Для сравнения:
- Шелест листьев и шёпот - 20 децибел.
- Работающий пылесос - 70 децибел.
- Городская улица с напряжённым движением - 90 децибел.
- Реактивный двигатель, рок-концерт - 120 децибел.
Но на данный момент в российском законодательстве предусмотрена только административная ответственность за превышение уровня шума при полёте над жилыми районами. Проще говоря, за прерванный сон жителей и плач детей, испуганных шумом, пилотов самолётов пожурят и "влепят" выговор. Разговоры об огромных штрафах, которые надо назначить нарушителям, остались только разговорами. При этом органы власти субъектов Российской Федерации не имеют полномочий на принятие мер по фактам сверхнормативного воздействия авиационного шума, вызванных нарушением установленных маршрутов полётов. Это решается только на федеральном уровне, непосредственные исполнители - Роспотребнадзор и Росаэронавигация. Однако практики рассмотрения административных дел по фактам сверхнормативного шумового воздействия авиатранспорта на сегодняшний день нет.
А пролетать над Зеленоградом очень выгодно – он находится как раз на прямой от Шереметьево до Бужарово, в котором пилоты должны отметиться после взлёта. Пролетая над городом, они экономят и время, и топливо.