Технически система расположена на центральных серверах Департамента образования, что освобождает школы от необходимости устанавливать программное обеспечение на своих компьютерах и следить за его работоспособностью – пользование системой для школ полностью бесплатно. Система интегрирована с программами "Школьный офис", может легко импортировать данные из них или любых других электронных источников (Excel, Access и др). ГШИС разработана и внедряется по заказу Департамента образования города Москвы. Ее разработчик - ООО "Электронная школа", а внедрение ведется Информационно-аналитическим центром Департамента образования.
К эксперименту по внедрению ГШИС в школы Зеленоград имеет самое прямое отношение - общемосковский экспериментальный проект "Электронный журнал" стартовал в 2006 году в зеленоградском лицее 1557. В первый год эксперимента в нем участвовали около 30 московских школ, по три от каждого округа. Сегодня, по данным ГШИС, в системе зарегистрировано 185 московских школ. Из них 10 школ – зеленоградских: школа 367 (3 ученика), школа 1194 (3 класса), гимназия 1528 (5 классов), лицей 1557 (8 классов), школа 1692 (4 класса), начальная школа 1701 (1 класс), школа 1739 (5 классов), школа 1740 (4 класса), школа 1912 (3 класса), школа 1940 (17 учеников в разных классах). Зарегистрированных пользователей из Зеленограда – 1370, это ученики, родители и учителя. В сравнении с другими округами, наш "город электроники" находится на первом месте по интенсивности использования системы, хотя по количеству подключенных школ не идет впереди. Статистика показывает, что в Зеленограде родители пользуются больше интернетом для получения информации, а не SMS-рассылкой – в Москве это объясняют тем, что Зеленоград лучше других компьютеризирован и оснащен Интернет-доступом. Интересная статистика есть также в том, что чем младше классы и моложе, соответственно, родители, тем выше среди них спрос на этот электронный сервис – мамы и папы просто лучше подкованы в новейших информационных технологиях.
Новым школьным технологиям уже воздали должное внимание СМИ. Например, Itogi.ru пишет в статье "Досье на парня из 5 "Б"": "Современные дети попали под тотальный контроль. Следить за их успехами или неудачами в школе родители могут теперь не только с помощью обычного дневника, но и используя современные технологии - компьютеры, телефоны". Автор статьи, Марина Соловьева, акцентирует значение системы в успеваемости детей: "Педагогическая мера в данном случае используется исключительно превентивная - ребенок заранее знает, что его подвиги не останутся без огласки. Результаты первого года эксперимента свидетельствуют: в тех средних учебных заведениях, где он проводится, успеваемость выросла". Itogi.ru приводит мнение трех сторон об эксперименте - родителей, детей и психологов:
- Мнение родителей: В сегодняшнем режиме бизнеса и работы многим некогда встречаться с учителями и следить за оценками и школьными событиями. Подписавшись на электронную рассылку школы, можно оперативно получать всю информацию и понимать, когда с ребенком нужно позаниматься или проследить за уроками.
- Мнение детей: Увлекает сама игра в электронный журнал, где можно посмотреть, например, домашние задания. Но то, что родители отслеживают каждый шаг – "напрягает".
- Мнение психологов: В системе заложена мина замедленного действия. "Конечно, такая система облегчает жизнь родителям, но тотальный контроль подрывает доверие к ребенку, что в свою очередь снижает его самооценку и базовое доверие к миру", - цитирует Itogi.ru психолога-консультанта Института групповой и семейной психологии и психотерапии Ирину Якович. - "Когда мы начинаем подслушивать, подглядывать за своим чадом, у него уменьшается способность к самоконтролю. Любому человеку необходимо приватное пространство, и ребенку тем более - это мир его становления и развития, где формируется зона его ответственности. Он имеет право что-то от нас утаивать, чего-то не говорить. В школьном возрасте у ребенка формируется важный навык - коммуникация с людьми. А что получается? Возникает новая реальность - между родителями и ребенком появляется электронный посредник. Наши дети и так уже превратились в компьютерных Маугли, плохо ориентирующихся в реальном мире. Так надо ли подключать к Сети столь интимную сферу, как отношения между самыми близкими людьми?"
Zelenograd.ru решил узнать мнение об эксперименте самих зеленоградских школ, которые уже успели познакомиться с новшеством на практике.
Начальная школа 1701, директор Анна Николаевна Стребкова:
- Пока "электронный журнал" у нас введен только в одном классе, который проучился с ним первый учебный год. Родители пользуются электронными средствами, им нравится. У почти всех наших учителей в классах установлены компьютеры. С тем классом, где мы пробуем внедрить этот эксперимент, работаю я и мой заместитель, и нам это пока не доставляет никаких проблем. Эта форма общения с родителями удобна прежде всего для них, а мы точно знаем, что родители получат всю информацию об успеваемости ребенка и замечаниях учителей. С другой стороны, дети в начальной школе не имеют еще привычки скрывать оценки от пап и мам, в отличие от старшеклассников.
Школа 1940, директор Марина Алексеевна Осипенко:
- Мы ввели электронные дневники в прошедшем учебном году, и, так как это довольно хлопотно для классных руководителей – ежедневно заводить всю информацию в компьютер – мы решили, что заведем "электронные дневники" прежде всего для "проблемных" детей, и будем так поддерживать связи с семьями, которые редко посещают школу и не очень идут на контакт. Мы попробовали это сделать в режиме эксперимента во всех классах, и оказалось, что это не нужно самим родителям. Для получения конфиденциальных сведений об оценках они должны дать согласие, и родители отличников его дали, а родители двоечников – нет. Психологически это понятно: родители неуспешных детей хотят оградить себя от информации, им неприятной. Ведь проще услышать дома от ребенка на вопрос "Как в школе?" ответ "Нормально", и нет проблем. А если постоянно видеть в компьютере все замечания и вызовы от учителей, все двойки, то все – сон нарушен. Поэтому сегодня программа "Электронный дневник" у нас не идет именно из-за нежелания родителей. Наш замечательный специалист, учитель информационно-телекоммуникационных технологий Марина Беляева познакомилась с работой этой системы, мы наладили работу программы через Управление образования – но фактически она пока не пошла. Будем пробовать снова, с августовских родительских собраний еще раз предлагать это родителям.
Школа 367 надомного обучения, директор Ирина Сергеевна Матвеева:
- Мы – одна из первых школ-участников эксперимента в Зеленограде. Достоинство проекта в том, что мы переходим на новый качественный уровень взаимоотношений с родителями. При родительской занятости сегодня этот проект – хорош. А недостаток его в том, что меньше становится живого общения с родителями, а без этого нельзя. Технически сложно также переходить на программное обеспечение этого проекта, к сожалению, его качество не совсем хорошее – есть сбои. Но родители пользуются "электронными дневниками", сейчас ведь почти в каждой семье есть компьютер. Ограничивает ли такой контроль самостоятельность ребенка? Я считаю – нет, в этом возрасте это необходимо, иначе можно потерять ребенка. Родители должны постоянно интересоваться жизнью своего ребенка, и проблему детского страха перед неадекватной родительской реакцией на школьные оценки надо решать как-то иначе, а не позволять детям скрывать оценки или родителям закрывать глаза на проблемы. Я за то, чтобы родители и дети жили совместной жизнью, и все свои шаги обсуждали друг с другом – ребенку это очень важно. А самостоятельности можно обучать на чем-то другом – на уборке в комнате, например".
Подробно о "электронных дневниках" в лицее 1557, с которого 3 года назад и начался этот эксперимент, Zelenograd.ru рассказала Екатерина Юрьевна Павлова, заместитель директора по информатизации:
- Лицей уже 2 года работает по программе "Электронный журнал". Ею пользуются примерно 70% родителей учеников тех классов, где она введена. У нас даже есть активные бабушки – несколько бабушек попросили им сделать личный логин и пароль, чтобы следить за оценками внуков. Она очень удобна, например детям, которые заболевают, и учителям: можно посмотреть домашние задания. Впечатления от программы, вобщем, хорошие. Особенно было хорошо тогда, когда родители могли получать информацию по SMS - они даже отзванивались, "мы все получили, спасибо большое". Но SMS-сообщений на школу выделяется определенный лимит, и когда он кончился, мы стали пользоваться только электронной почтой.
- Дети против такого контроля не возражают?
- Нормально, даже весело реагируют. Получают у нас и двойки, и замечания – у нас нормальные человеческие дети)) Они смеются: "Опять вы нам двойки наши прислали…". К тому же они знают, что день рассылок – пятница, и если на неделе образовалась какая-то "открытая" двойка – непереписанная, недосданная – они стремятся к тому, чтобы ее "закрыть" до пятницы. Особенного, тотального, контроля эта система не вводит – обычный, нормальный контроль. У нас классные руководители все равно, параллельно бумажным дневникам, передают периодически родителям небольшие ведомости с оценками детей, под роспись. Все это просто не дает расхолаживаться, вот и все.
- Все учителя или только учителя точных наук работают с системой?
- Все. В первый год в Зеленограде по этой программе шли только 2 школы – мы и гимназия 1528. И работа пошла по двум схемам. В 1528 выделили специалиста и двух классных руководителей, которые этим занимались. У нас в первый год это тоже было только в двух классах, но мы сразу подключили всех учителей, которые ведут в этих классах. В нашем Медиа-центре 5 рабочих мест, можно проставлять оценки и с любого компьютера, с которого есть выход в Интернет – даже из дома. Учителя успевают, процедура простановки оценок раз в неделю занимает 5-7 минут. Прибавка к зарплате за это существует, но небольшая -15%, как за экспериментальную деятельность. Идеально было бы, если бы у все учителей стоял компьютер прямо на рабочем месте. У нас пока такого нет, мы школа старая, это новые все сейчас оснащаются АРМ (автоматизированными рабочими местами – прим.корр.) учителя. Хотя и мы к этому потихоньку стремимся, новые компьютеры ставим в классы информатики, а старые реанимируем и пытаемся раскидать учителям на рабочие места. Есть у нас и локальная сеть по Лицею, запустим ее уже в новом учебном году, и тогда в каждом кабинете будет выход в Интернет.
- Пока не все классы лицея охвачены этой программой?
- У нас 10 и 11 классы учатся по индивидуальным учебным планам, 125 учеников - 125 личных расписаний. Уроки проводятся по группам, в которых могут собраться даже ребята из разных параллелей – например, на уроке русского языка могут сидеть вместе ребята из 11-го и из 10-го класса. А с "Электронным журналом" работают только 8-9 классы, так как программа предусматривает пока только учебу по традиционной системе, копируя обычный классный журнал. С одной стороны, такое оповещение родителей и учеников очень удобно. С другой стороны, мы хотели бы применять эту систему и для индивидуальных учебных планов. Там это даже более актуально, так как там журналы – предметные, а не классные. И классному руководителю тяжело вручную сводить статистику по каждому ученику. А если бы это было сделано сразу в виде компьютерных баз данных, это было бы очень просто. Так что у нас большое пожелание к разработчикам этой программы – адаптировать ее по индивидуальные учебные планы. Ведь тенденция есть, люди постепенно перейдут на такое общение между учителями и учениками.
- То есть получается, что прошлогодние 9-е классы с нового учебного года останутся уже вне программы?
- Да. В нашем Лицее – да.
- Вы контактируете с разработчиками программы?
- Да, по телефону, по электронной почте, в плане технической поддержки.
- Будет ли эта программа дальше развиваться, вам неизвестно?
- Надеемся, что будет. Я полагаю, разработчики – Московский ресурсный центр Яблонского - создадут коммерческую рабочую версию программы. Они проводили у нас семинары по обучению, мы готовили и предоставляли им статистику по использованию программы. Сложности в том, что сама программа находится еще в стадии разработки и апробации, нужно ею заниматься и устранять технические накладки.
О будущем "электронных дневников" Zelenograd.ru рассказал Леонид Евгеньевич Фрейдензон, руководитель Центра информационных технологий в образовании Окружного методического центра:
- Есть ли какие-то сроки подведения итогов по этому эксперименту?
- Постоянно проводятся совещания по проблемам эксперимента и их решению. Пока временных рамок окончания эксперимента и распространения этой системы на все школы не обозначено. Думаю, этот вопрос решится объявлением тендера правительством Москвы на разработку окончательной ГШИС на основе результатов этого эксперимента – решения более универсального, которое и будет распространено по всем школам. А пока эксперимент продолжается.
- Как эта система связана с карточками учащихся? В этих девяти зеленоградских школах это работает?
- Да, в двух школах стоит система допуска (в лицее 1557, школе 1151 и 1194), в восьми школах у нас работают электронные карточки оплаты питания. Все эти системы работают пока экспериментально, когда это будет совмещено и распространено на все школы – неизвестно. Проект карточек учащихся тоже будет развиваться – они будут и проездными для транспорта, будут совмещены с социально картой москвича, дети смогут покупать с их помощью, например, книги, делать какие-то заказы.
На сайте лицея 1557 анонсированы сервисы, которые появятся в системе в будущем:
- "Контроль присутствия" (данные о присутствии либо отсутствии ученика в школе, точное время прихода и ухода, причины ухода из школы или задержки на занятиях);
- "Школьное питание" (информации о том, как ребенок питался в школьной столовой, ее меню, состояние родительского счета на "Карте учащегося", используемой для безналичного расчета столовой).
- "Школьная библиотека" (электронный каталог библиотечных книг и электронная библиотечная история учеников, учет возвращения книг в библиотеку).
В планах разработчиков системы – интегрировать ее в новом учебном году с городским проектом "Карта учащегося", благодаря чему можно будет информировать родителей и о посещаемости уроков, и о питании учеников. Возможностей для информатизации в школе много. Как пишет Itogi.ru, следующим шагом задумано появление "электронных портфелей - персональных страничек учеников в системе, на которых они станут хранить любую нужную им информацию, начиная от своей фотографии и даты рождения и заканчивая сделанными за годы учебы проектными работами". Доступ к портфелям будет возможен не только через Интернет, но и через специальные инфокомы, которые появятся в школах, с сенсорным управлением и считыванием карты учащегося. "Во сколько столичному бюджету обойдется организация экспериментов, пока не афишируется," - сообщает Itogi.ru, - "но в центре говорят, что проект не потребует огромных средств, поскольку сто процентов школ столицы подключены к Интернету, абсолютное большинство из них имеют серверы, программное обеспечение уже разработано в рамках городской программы "электронная Москва". В Информационно-аналитическом центре Департамента образования полагают, что через пять лет электронные журналы и портфели будут существовать практически во всех общеобразовательных учреждениях столицы".
Елена Панасенко