^[PIC1]
- Это моя первая персональная фотовыставка, раньше я выставлялся как художник или в сборных выставках, например, с Алексеем Звероловлевым, в основном, в Зеленограде. У нас есть 2 очень хороших зала - этот, в краеведческом музее, и в зеленоградском выставочном центре. Они отличаются от московских тем, что не берут денег за аренду зала.
- Вы преподаёте математику, раньше преподавали художественную культуру, занимаетесь живописью и фотографией. Как это всё сочетается?
- Как-то сочетается :) Дополняется как-то всё. Математикой я увлекаюсь с детства, фотографией не совсем с детства, лет с 13-ти. А серьёзно - года 4. Это, в моём случае, смешение графики, живописи и фото. В какой-то момент захотелось всё это объединить, и оказалось, что не я это придумал, подобные приёмы давно уже используются, но реализовать это было интересно. Вот, например, масляная печать давно известна, но сейчас этим во всём мире занимается человек 100. Большинство процессов известны с 1840-1900 годов, но они ушли в историю, потому, что была изобретена серебряная печать, более дешёвая и утилитарная. Но некоторые вещи нельзя повторить традиционной аналоговой печатью. Я не говорю уже о цифровой, - никакой фотошоп этого передать не сможет.
- Что такое масляная печать и в чём её преимущество?
- Это изображение, при котором основа фотографии задаётся масляной краской. Никакой химии в итоге там нет, изображение создаётся как картина, но на основе фотографии. Это такой своеобразный гибрид фото и живописи. Со стороны смотрится, как говорят некоторые посетители, как гравюра. Кроме того, при этом способе можно изменить изображение, убрать те детали, которые не нравятся. Основа изображения – фотобумага, на которой получается небольшой рельеф, где тень – глубже, где свет – выше. Потом по этому рельефу работаешь кисточкой, валиком, пальцами. Я очень порадовался, когда узнал, что Рембрандт писал картины пальцами. Действительно, кисточкой не всё проработать можно, пальцы чувствительнее.
- Нужна ли какая-нибудь специальная техника для создания подобных фотографий?
- Нет, никакой специальной техники тут не применяется. Ещё один плюс подобной фотографии заключается в том, что большая часть этих исторических материалов чувствительна не ко всему свету, а только к ультрафиолетовому, то есть к солнцу. Поэтому, если даме нужно было сделать 10 портретов для того, чтобы подарить их знакомым в 1900 годах, то снимали негативную пластинку, а потом фотограф стоял под солнцем и проявлял картинки. Теперь есть искусственные ультрафиолетовые источники, но у меня в основном – пойманный солнечный свет. Отсюда и название моей выставки – "Призрачный свет". Это свет, который у тебя в руках, который буквально на твоих глазах создаёт картину.
- В каких ещё техниках вы работаете?
- Есть техника палладиотипии и платинотипии, которые, вобщем-то, являются родственными. Сначала была платинотипия, а потом перешли к палладиотипии, потому, что палладий чуть дешевле платины и его чуть позже открыли. В них можно достичь очень большого диапазона яркости, от самого белого до самого чёрного. Классическая печать эти нюансы не "отлавливает". Например, при распечатке фотографии деревьев на фоне неба либо деревья будут совсем чёрные, а небо – естественное, либо наоборот: деревья будут естественными, а небо засветится до просто белого. В этом смысле этот процесс – платинотипии или палладиотипии – единственный подходящий, нового достойного пока не придумали. Потом снимок проявляется на солнце и кладётся в проявитель, в котором он должен находиться буквально одну минуту. Если передержишь, то изображение теряется, его можно упустить в один момент. На этой выставке представлены работы, выполненные в семи техниках, но смысл не в количестве. Просто некоторые кадры смотрятся лучше в той технике, некоторые в иной. У меня была даже мысль выставить один кадр, выполнив его в разных техниках, чтобы можно было сравнить. Например, цианотипия и ван-дайк – это самые древние техники, 1842-1843 год. Древнее только дагерротип, но это ещё хитрее :) А есть процессы довольно современные, например, жидкая эмульсия, когда эмульсия наносится вручную. У этих фотографий края получаются как будто рваными от кисточки. Ещё есть литпечать – это побочный продукт технического прогресса, был изобретён для копирования чертежей. И цианотипия, кстати, была придумана для того же. Есть ещё полароидные трансферы, совсем новая технология. Но она может стать и наиболее рано "умершей", потому, что полароиды сняли с производства, ибо функцию мгновенной съёмки взяла на себя цифра. А это очень интересная технология, с которой можно по-разному работать. В частности, у меня на снимках обычное изображение перенесено на акварельную бумагу. У нас в стране полароидными трансферами занимался Алексей Калмыков из объединения "Станковая фотография ХХI века". Недавно он умер, и я не успел с ним познакомиться. Это один из тех людей, которые меня заинтересовали фотографией, я посмотрел интервью с ним по телевизору. Он делал со снимками совершенно уникальные вещи – фотографии были большего размера и составленные из нескольких снимков. Я не знаю, как он это делал и, к сожалению, не узнаю уже никогда. Я считаю Калмыкова своим учителем, не смотря на то, что лично мы с ним никогда не встречались. Например, он сделал одно замечание, которое я считаю совершенно уникальным. У него есть серия с забавным названием "Отчёт о трёхлетнем пьянстве". Он снимал, в основном, пробки, которые у него накопились на столе за этот период. Но фотографии пробок довольно большого формата. И когда его спросили, зачем он делает такие большие фотографии маленьких пробок, он ответил: "Зачем печатать маленькую вещь маленькой? Маленькую надо печатать большой. А вот гору, которую все видели большой, надо напечатать маленькой". Это, практически, дзен-буддизм. Со вторым человеком, которого я считаю своим учителем, я виделся лично, и до сих пор периодически встречаюсь – это Александр Фурсов, известный пейзажист. Он очень сильно на меня повлиял, а после первой с ним встречи мне хотелось вообще выкинуть все мои работы :) Но я ушёл в альтернативные техники, просто потому, что сейчас мне интереснее печатать так. Может, и вернусь к традиционной фотографии.
^[PIC2]
- Есть ли какие-либо техники, которые вам интересны, но которыми вы ещё не занимались в силу каких-либо причин?
- Есть! В основном, это связано с тем, что трудно достать какие-либо материалы. Какую-то химию или стекло, например. Есть такое объединение, возникшее благодаря Алексею Алексееву из Питера на базе сайта www.pinhole.ru, человек 10-12. Надеюсь, что получится сделать с ними совместный проект, выставку. Недавно я был на мастер-классе Алексея по процессу под названием "мокрый коллодий". Выглядело это как шаманство! Присутствовали огонь, вода, лавандовое масло, спирт, изображения на чёрном стекле. Вообще пинхол – это не техника печати, а техника при съёмке. Первая камера, камера обскура. Когда изображение проходит через маленькое отверстие. Этот приём использовали и знаменитые художники, такие, как Леонардо, Вермеер. Сейчас эта техника ожила, подобные камеры делают даже серийно, хотя большая их часть сделана самостоятельно. Изображение получается слегка размытым и затемнённым по краям.
- Дорогое ли увлечение – подобная фотография, и является ли для вас это дело хобби или, может, это уже профессия?
- Это, конечно, хобби, потому, что для того, чтобы "продаваться", надо быть известным фотографом. В Москве вообще не очень хорошая ситуация на фоторынке. Иногда снимки, конечно, покупают. Но, например, себестоимость палладиевого снимка довольно велика, платинового ещё дороже. В среднем она равняется 600-800 рублям. А продавать его меньше, чем тысячи за 3 – бессмысленно, есть такая поговорка: "ради чести нашего ремесла". Потому покупателей не много. А друзьям-то я всегда и так подарю. Кроме того, есть снимки тиражируемые, а есть не тиражируемые. Естественно, у тиражируемых стоимость меньше. Литпечать принципиально тиражируемая, хотя повторить одно и то же изображение не получается. Она меняет цвет. А все остальные снимки на выставке существуют в единственном экземпляре. Даже если я захочу и приложу все старания, повторить их я не смогу, это как с живописью – художник не может написать одну и ту же картину дважды. Можно делать копии, как Саврасов, например, рисовал своих "грачей" 10 раз, но они все разные. Даже "Чёрные квадраты" разные.
- Какая техника ближе именно вам?
- Я увяз сейчас в палладиотипии. Например, при цианотипии фотографии получаются синие. Если на снимке много воды, то это уместно, а если снимок летний, то не очень. Синее дерево странно смотрится. Ещё мне близки полароиды. Как говорил Калмыков, качество подобного снимка зависит от того, насколько ты выспался ночью. При работе над ними, надо довольно сильно вдавить валиком, это тяжело физически. Если я хорошо выспался, то могу "вдавить" штуки 4 за раз. Если плохо – то 3. Если вообще не спал, то не больше 2-х, потому, что у меня просто не хватает сил. Художник всё делает сам, а в фотографии процентов 50 – случайности, тут есть момент интуиции.
- Есть ли у вас ученики, именно как у фотографа?
- Фотоучеников у меня нет, но, может, появятся? Вот, например, Кирилл (Кирилл Чернов, фотокорреспондент Zelenograd.ru), конечно, не мой ученик, но, может, я склоню его на мою сторону :) Если даже человек снимает на цифру, то после того, как он один раз прошёлся по фотографии валиком, он начинает понимать, что естественно, а что – нет. В принципе, если будут заинтересованные люди, то я готов. Никогда не знал, что могу говорить о фотографии часов 5, а, как оказалось, могу! Сейчас у меня в классе две девушки увлеклись фотографией, может быть, они заинтересуются.
- Какие впечатления от этой выставки, много ли людей приходило?
- Вообще, у нас в Зеленограде мало кто ходит на выставки. Правда, эта ситуация типична, если выставка не раскручена должным образом. Вот, например, отличная выставка Сергея Чубарова в выставочном зале "Зеленоград" была в прошлом году. На ней мало зрителей было, а он ведь реально лучший зеленоградский фотограф, работающий с традиционными сюжетами. Хотя, работники музея уверяют, что ко мне пришло много зрителей. Наверное, на остальные выставки приходит меньше :) На открытие много народа собралось. Очень много друзей, фотографов - и зеленоградских, и из Москвы. Ученики бывшие приходили :)
Фотовыставка работает в субботу последний день. Посмотреть подобные фотографии, в которых работа фотографа сплелась с работой художника, случается в Зеленограде довольно редко. Когда соберётся следующая подобная экспозиция – пока неизвестно.
^[PIC3]
Екатерина Шокурова