Качество ВУЗовского образования падает, а стипендии никогда не станут равны зарплатам 11.10.2008 ZELENOGRAD.RU
25 сентября во Дворце Творчества состоялась встреча с населением по вопросам образования префекта Зеленограда А.Н.Смирнова. Во встрече приняли участие зампрефекта С.И.Гагин, курирующий вопросы образования, первый заместитель руководителя Московского Департамента образования Л.Е.Курнешова и руководитель Зеленоградского управления образования А.Ф.Халева. В зале собрались жители Зеленограда, преподаватели и руководители образовательных учреждений и детских центров, студенты и педагоги зеленоградских ВУЗов.

Об образовательной системе Зеленограда, которая была в подробностях освещена докладами и ответами на вопросы участников встречи, Zelenograd.ru уже писал. Другая часть встречи с префектом была посвящена теме среднего специального и высшего образования в Зеленограде, поступлению в ВУЗы и ССУЗы в Зеленограде, проблемы студенчества и молодых специалистов в области образования, общие вопросы о высшем и среднем образовании и трудоустройстве молодёжи. Во вступительном слове на встрече Анатолий Николаевич Смирнов сказал:
- В Зеленограде созданы все условия для непрерывного образования – это стало результатом совместных усилий администрации округа и Департамента образования, с которым у нас прекрасные деловые взаимоотношения. Все наши ВУЗы востребованы, не испытывают недостатка в студентах. Например, на разные факультеты МГАДА конкурс доходил до 6 человек на место. В МИЭТ средний конкурс составил 2,5 человека на место, но проходной балл был выше, чем в прошлом году.

- В последнее время в СМИ часто говорится о снижении качества высшего образования в России. Как вы это прокомментируете? – озвучил А.Н.Смирнов вопрос зала и ответил:
- Скажу свое мнение: да, качество специалистов, выпускаемых нашими ВУЗами падает. Я говорю сейчас не обо всех ВУЗах: в МИЭТе качество выпускников по традиционным техническим специальностям не падает, говорю это как выпускник МИЭТ. Но в других ВУЗах… Как сказал С.Б.Иванов, количество поступивших в ВУЗы стало больше, чем количество выпускников школ. У нас развелось столько ВУЗов, что туда может поступить любой, даже кто в школе себя никак не показал и ни на что не способен. Ведь раньше поступали в ВУЗы те, кто уже соответствовал качеству будущего выпуска: знали, куда идут, и пахали 5-6 лет, чтобы стать специалистами. Качество падает, это факт, но не по вине традиционных ВУЗов. Мне приходится сталкиваться с молодыми специалистами. Сейчас легко получить высшее образование, качество которого ниже, чем было когда-то. А с введением ЕГЭ по поводу качества выпускаемых ВУЗами специалистов можно не беспокоиться, – оно точно упадет.
На последнее утверждение зал, полный зеленоградских специалистов в сфере образования, отреагировал аплодисментами.

Л.Е.Курнешова рассказала, что на сегодняшний день в высшем образовании, так же, как и в общеобразовательных школах, эксперимент по ЕГЭ закончен - в 2009 все выпускники школ будут поступать в ВУЗы с экзаменами только в форме ЕГЭ.
- Сколько экзаменов в форме ЕГЭ в этом году будут сдавать выпускники 11-х классов? – сразу же поинтересовались зрители.
- Всю итоговую аттестацию выпускники этого года должны будут сдавать в форме ЕГЭ, это прописано в Законе об образовании, – ответила Л.Е.Курнешова. - Итоговая аттестация у нас – 5 или 6 экзаменов. Совершенно точно это будут математика и русский язык, плюс те экзамены, которые детям понадобятся для поступления в ВУЗы. Ситуация еще не определилась по третьему экзамену, ждем введения нового общего Положения по введению ЕГЭ в РФ.

Студенты не упустили случая напомнить власти о своем бедственном материальном положении и проблемах трудоустойства по специальности:
- Считаете ли вы, что размер стипендии в институте соответствует затратам, которые в среднем несет студент в месяц? Особенно этот вопрос интересует иногородних студентов, проживающих в общежитиях.
- Конечно, не соответствует, – подтвердил А.Н.Смирнов. - Во все времена, при всех государствах, при всех властях государственная стипендия никогда не соответствовала минимальному прожиточному минимуму и всё время возрастающим потребностям молодёжи. В наше время если бы мы рассчитывали только на стипендию, то вы не видели бы сейчас нас перед собой, потому что невозможно было на неё прожить. Государство гарантировало студенту что-то в советское время, а всё остальное мы брали сами: по ночам разгружали вагоны, летом ездили на заработки. Кстати, родители тех, кто приехал с периферии, не в состоянии были оказывать существенную материальную помощь. А в ВУЗы тогда набирали студентов, которые были не из богатых, благополучных семей… В общем, на вопрос отвечаю утвердительно: да, не хватает, не соответствует.
– Стипендии в городских ВУЗах сейчас гораздо выше, чем в федеральных, – добавила Л.Е.Курнешова. - За этим правительство Москвы следит, ежегодно стипендия повышается. Но стипендия никогда не является, и не будет являться, заработной платой. Стипендию получают студенты дневных факультетов. И когда человек поступает на дневной факультет, он не должен рассчитывать, что он будет получать зарплату за учебу. Нет возможности – есть вечерняя форма образования, заочная форма. Каждый выбирает в соответствии со своими возможностями. Как и было всегда. И по-другому не будет.
- Общеизвестно, что в российской экономике становятся менее востребованы специалисты нетехнического направления. Получается, что таким специалистам приходится работать не по специальности. Ваше мнение, – как решать проблему трудоустройства молодого специалиста, прежде всего, экономических специальностей?
- Эти направления долгое время были модными, и если вдруг на рынке они станут невостребованы, то они должны будут уступить место другим, – ответил А.Н.Смирнов. - Что касается тех кадров, которые уже подготовились, то с 90-х годов рынок труда у нас полностью открытый. Я вас уверяю, что до сих пор менеджеры, в том числе такие, каких готовит, например, МГАДА, востребованы – даже в Управлении кадров Префектуры есть информационная база лучших учащихся, в том числе из МГАДА. Вести вас за руку трудоустраиваться – это сложно. Я по-человечески очень рад, что сейчас выпускники технических специальностей находят возможности работать по специальности, что моно-отрасль, на которой когда-то возник Зеленоград, сейчас возрождается и требует специалистов. Важно давать учащимся школ информацию о потребности в кадрах в разных отраслях, чтобы они могли сориентироваться. При 35-40 тыс.зеленоградцев, выезжающих ежедневно на работу в Москву или в область, мы с этого года ощущаем жуткий дефицит кадров на наших предприятиях. Не в магазинах, не в офисах, а на предприятиях. А какой-то программы вашего трудоустройства у нас нет, так же, как не было и программы трудоустройства в 90-е годы для уникальных специалистов, которых готовят в технических ВУЗах.

На встрече присутствовала группа студентов и преподавателей МГАДА, задавших вопросы по развитию Академии:
- Планирует ли администрация округа вернуться к вопросу строительства нового лабораторного корпуса и спортивного ФОКа для МГАДА?
- Академия занимает сегодня не только свое здание, но и часть зданий школ неподалеку, - ответил А.Н.Смирнов. - Идеи, которые руководство Академии прорабатывало в свое время по пристройкам, расширению и т.д., – они нереальны, мы этого позволить не можем. Наверное, в перспективе, вместе с Департаментом образования, мы должны будем думать и что-то строить. К сожалению, как ни велик бюджет Москвы, а он сегодня является первым или вторым из мегаполисов, – но и в нем за последние 20 лет накопилось много долгов перед налогоплательщиками. А в образовании сегодня реализуются важнейшие программы ремонта школ, строительства новых школ и по 100 детсадов в год.

Часть вопросов касалась молодых учителей, которых в Зеленограде выпускает МГПУ, и перспектив для их работы и жизни в городе:
- С чем связано, что в школах нет омоложения педагогического состава? Будут ли перемены? Ставится ли вообще цель снизить средний возраст педагогов и дать возможность молодым учителям учить подрастающее поколение?
- Я говорила в докладе, что только в прошлом учебном году к нам прибыло 76 молодых специалистов, из них 69 остались в школах округа, – ответила А.Ф.Халева. - Говорить, что мы не принимаем молодых специалистов и нет омоложения кадров – неправильно.
- Как собирается Департамент образования поддерживать молодых специалистов, будет ли возрастать их социальный статус?
- Правительство Москвы 3 года назад приняло специальный документ по поддержке молодых специалистов, повышению их статуса, – сообщила Л.Е.Курнешова. - Такого документа нет ни в одном регионе. Наши молодые специалисты имеют возможность получать 10-12 разряд, который опытные педагоги получали, отработав 15-18 лет в школе. Молодые специалисты имеют повышение зарплаты на 30-40%, а отличники – на 50%, как только приходят на работу. Они получают единовременно 20 тыс.рублей, как только приходят в школу, чтобы обустроить свой первоначальный быт. Они имеют льготы на проезд. Все это сделано для молодых специалистов – выпускников педагогических ВУЗов. По жилью тоже есть программа поддержки молодых семей, и именно молодые специалисты с педагогической профессией включены в эту программу отдельной строкой и имеют приоритет при получении жилья. Но сейчас получают жилье по Москве очередники 1986-1987 года, то есть ситуация с 20-летними очередями есть. Педагоги имеют льготы, для них возможно ускорить этот срок на 1-2 года. Но сделать больше пока невозможно. Думаю, в Зеленограде такая же ситуация с жильем?
– Специальных программ по жилью для молодых педагогов от Департамента образования или других структур не существует, – рассказал А.Н.Смирнов. - Образование – важная сфера, но и другие важны, и выделять именно учителей крайне сложно. Жилье выдается очередникам, и Зеленоградское управление получает его от Департамента образования Москвы, но сейчас у нас самые ранние очередники – 1995-1996 года. Поэтому Москва пока не имеет право выделять жилье зеленоградским очередникам, когда есть обязательства перед очередниками города. Мы в этом году будем обеспечивать своих очередников 1997 года. В свое время, при другом жилищном законодательстве, у нас была возможность давать жилье, которое высвобождалось за выездом очередников – это был как бы городской резерв, и из него немного давалось жилья социальным сферам. Мы и сегодня даем по 1-2 квартиры управлениям образования и здравоохранения, это, конечно, не решает общей проблемы, но другой возможности у нас, к сожалению, нет. Новое жилье Зеленоград может требовать и получать только под строительство, например, новых школ. Например, сейчас, кажется, наконец, решится вопрос по получению жилья для врачей нового роддома.
– Хочу добавить, что буквально на днях Ю.М.Лужков дал поручение разработать вопрос о прекращении строительства коммерческого жилья на земле, принадлежащей Москве (другая часть земли столицы принадлежит Федерации), – рассказала Л.Е.Курнешова. - Мэр Москвы принял решение на этой земле строить только социальное жилье. Мне кажется, это должно несколько изменить положение с жильем, в частности, всех в этом зале.

Помимо вопросов по высшему образованию на встрече были вопросы и по получению среднего профессионального образования в Зеленограде:
- Сын оканчивает в этом году 9-й класс. Где в Зеленограде можно получить одновременно и среднее образование, и профессию повара или парикмахера? – поинтересовался один из зрителей.
- Специальность повара у нас есть в колледже 49 в 8-м микрорайоне, а профессию парикмахера дают в колледже, который расположен в Ложках, – сообщил А.Н.Смирнов. - Сейчас проблема в том, что мы готовим специалистов под рынок, под заявки предприятий, поэтому каждый учебный год формирование новых специальностей очень динамично. Если эта профессия будет популярна в городе, то мы освоим ее в том же колледже 49.
- Что конкретно делает руководство города для популяризации рабочих профессий, востребованных предприятиями Зеленограда? – задали вопрос представители Межрайонного центра "Дети улиц".
- Будем говорить шире, и о Москве тоже, – предложил С.И.Гагин. - Совсем недавно состоялось заседание Правительства Москвы, посвященное именно этому вопросу – подготовке рабочих кадров. В Зеленограде в этом году начал работать в системе Управления образования Окружной центр профориентации на базе школы 1194 – центр получился очень интересный. Работает Координационный совет под руководством А.Н.Смирнова по обсуждению проблемы воспроизводства рабочих кадров. Конечно, акцент делается на то, что без вложений в создание учебно-производственных баз на промышленных предприятиях не удастся подготовить хорошие кадры, а наши колледжи 49 и 50 этим занимаются. У нас нет нетрудоустроенных ребят-выпускников этих профессиональных колледжей. Приведу один из свежих примеров: третий год совместно с московской фирмой МосОТИС открыты и работают группы обучения по специальностям инженеров и рабочих лифтового хозяйства. А вот задавшему этот вопрос Межрайонному центру "Дети улиц" я мог бы порекомендовать знакомить наших ребят-выпускников не только с ВУЗами, но и с образовательными учреждениями подготовки рабочих кадров, которые часто пропускаются. Как говорится, будем последовательными.

Елена Панасенко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран