Но в эти считанные минуты помочь можно. И нужно. И сделать это может каждый. Любой человек, который стал свидетелем, что кто-то внезапно потерял сознание, может спасти жизнь. Только надо уметь это делать… Вы умеете? Или думаете, что умеете? Или думаете, вам помогут?
Вот именно этому умению каждого человека спасать жизнь посвящён Всемирный день первой помощи, который отмечается 13 сентября. И вот именно накануне этого дня (а когда же ещё, хотя нужно чаще) надо честно сказать о том, что если у каждого из нас случится внезапная остановка сердца, то шансов выжить у нас почти нет. А почему… На это есть несколько причин, о которых хочется поговорить.
1) Учится спасать людей — проводить так называемую сердечно-лёгочную реанимацию (СЛР) — надо не просто знать как правильно. Надо ещё и тренироваться. Во многих странах проводить СЛР регулярно учат в школе, проводят тренинги у студентов, учат взрослых. О том, как надо уметь спасать можно увидеть рекламу на улицах, ролики в телевизоре. Вот самые яркие примеры: с участием знаменитого актёра Кена Йонга, например:
или Винни Джонса:
или официальный ролик Американской Ассоциации сердца:
Именно поэтому американцы почти тотально понимают, что такое Си-Пи-А и знают, как спасать. Но таких роликов вы не увидите на российском ТВ. И никто не увидит. И значит шансы, что вас спасут минимальны (только если рядом окажется умеющий врач…ну или американец).
2) До сих пор распространено мнение, что если начнёшь реанимировать пострадавшего, то затем полиция привлечёт тебя к ответственности. Страх даже коснуться того, кому срочно нужна помощь очень силён. Это мнение я слышал неоднократно, и уже готовый верить бредовой сущности происходящего, даже начинаю в это верить. Хотя, сам абсолютно уверен, что это полный бред, и призываю всех (всех-всех-всех) активно оказывать помощь тем, кто внезапно потерял сознание, не боясь мнимой ответственности (я бы скорее говорил об ответственности за «оставление в опасности» в случае неоказания помощи).
3) Дефибрилляторы. Это такие маленькие коробочки, которые электрическим разрядом, нанесённым пострадавшему, могут «запустить» почти остановившееся сердце. Это история довольно сложная. С одной стороны, мы видим дефибрилляторы во многих странах в общественных местах: аэропортах, вокзалах, концертных залах, на улице. И ещё мы помним, как на стадионе в России не оказалось дефибриллятора и погиб молодой спортсмен. То есть, дефибрилляторы, конечно, нужны. Но с другой стороны, а) российские приборы, которые в рамках импортозамещения скоро могут появиться вокруг, довольно несовершенны; б) пользоваться дефибриллятором тоже надо уметь и тренироваться это делать; в) дефибриллятор не должен заменять обычную СЛР — непрямой массаж сердца; г) наводнение общественных мест этими приборами станет очередным госраспилом, к сожалению.
Поэтому, мне кажется, что рационально установить дефибрилляторы там, где квалифицированная помощь может придти с задержкой — самолёты и поезда обязательно, сельские медицинские пункты и проч.
4. Я призываю каждого из вас обязательно научиться проводить СЛР: если человек внезапно потерял сознание, быстро окликнуть его, и не получив ответа, быстро звонить 103 (или 112) и сразу начинать быстро (100-110 раз в минуту), сильно и ритмично (в ритме Stayin alive) давить пострадавшему на середину груди, и делать это до приезда «Скорой». И не надо дышать рот-в-рот. Не надо. Просто давите на грудь.
А в свободное время просматривайте американские ролики (пока нет российских) и тренируйтесь — ведь беда может случиться с вашим близким.
Кстати, если кому интересно, я сам готов у вас в офисе, в классе у вашего ребёнка, просто у вас на работе прочитать лекцию о том, как проводить СЛР (бесплатно! пишите alexeyerlikh@gmail.com). И пусть ваше знакомство с правилами СЛР не органичится 13 м сентября!
Автор — Алексей Эрлих, врач-кардиолог ГКБ №29, координатор проекта «Как лечили«.
Это очень важно: у меня отец умер вот так внезапно, вокруг стояли люди и никто не знал, что делать, а нас никого рядом небыло, причина смерти - приступ стенокардии. 60 лет...
Первую помощь должны оказывать люди, имеющие хоть минимальную подготовку. В Москве несложно найти профессиональные курсы.