12 и 26 апреля февраля в 10:30 пройдут Дни открытых дверей в зеленоградском Институте международного бизнес-образования (ИМБО). Институт осуществляет обучение по специальности "Бакалавр менеджмента" со специализациями в области управления персоналом, маркетинга, бухгалтерского учета, финансов. Чтобы полнее представить планы ИМБО на ближайшую абитуриентскую кампанию, а также выяснить общие тенденции "самочувствия" негосударственного ВУЗа в сегодняшней непростой экономической ситуации, Zelenograd.ru побеседовал с ректором ИМБО Любовью Владимировной Яковлевой.
Сайт ИМБО: "Институт был создан в Зеленограде в 1992 году МИЭТом и Университетом Талса (США). Нашей миссией является продвижение новых идей и знаний, обеспечивающих подготовку менеджеров международного уровня, способных достойно представлять интересы России как на внутреннем, так и на внешнем рынке в XXI веке. Наша программа подготовки бакалавров менеджмента основана на лучших традициях российского и американского образования. ИМБО является негосударственным образовательным учреждением, готовящим будущих лидеров российской экономики".
– Расскажите, пожалуйста, о программе Дня открытых дверей ИМБО.
– Программа, как всегда, ориентирована на школьников, абитуриентов 2009 года, и их родителей. Думаю, самыми важными и актуальными в этом году будут вопросы, связанные с ЕГЭ. Сначала мы проведём презентацию института, затем ответим на все вопросы, а завершим встречу экскурсией по институту, знакомством с его ресурсами и преподавателями.
– Наверняка на Дне открытых дверей прозвучат вопросы об экзаменах: в этом году при поступлении будут приниматься только результаты ЕГЭ?
– К сожалению, нас к этому обязывают государственные требования, так как мы аккредитованный ВУЗ. Последнее время мы живем в режиме приказов Министерства образования, в частности, касающихся ЕГЭ. Приказом установлен перечень экзаменационных предметов для каждого направления высшего образования; для направления "менеджмент" рекомендуются четыре экзамена – математика, русский язык, иностранный язык и обществознание. К этому приказу есть подзаконный акт, в котором устанавливается, что ВУЗы должны выбрать из этих четырех предметов не менее трех для поступления. Какие три экзамена выбрать – мы сейчас решаем. Объявить это нужно было до 1 февраля, и мы уже объявили экзаменами русский язык, математику и английский язык. Но в школах уже пугают детей, что английский они не сдадут, и мы начали склоняться к тому, чтобы сделать третьим экзаменом обществознание. Вообще, поскольку мы ориентируемся на подготовку менеджеров-международников, раньше бы мы сделали экзамен по английскому языку, но теперь мы готовы уступить в пользу обществознания, если ребята его лучше знают и готовы уверенно сдать.
На самом деле, проблема будет, но я вижу тут прогресс, потому что сегодняшних детей нужно мотивировать – все отмечают, что в школах уровень мотивации детей серьёзно упал. Если же дети заранее будут знать, что без ЕГЭ они никуда не поступят, они будут упорнее учиться. Понимаете, сейчас сложилась ситуация, когда некоторые дети ориентированы и мотивированы, "звёзды" всегда есть и будут, они ходят к репетиторам, учатся и т.д.. Но ЕГЭ как бы выравнивает всех в правах. Если ты знаешь и сдаёшь предмет в рамках школьной программы, то, соответственно, ты будешь успешен и на экзаменах в ВУЗ, и не нужно платить дополнительные деньги за репетиторство.
– То есть, в этом году вы просто будете засчитывать результаты ЕГЭ и своих экзаменов проводить не будете?
– Да. Мы только потом будем проводить тестирование на уровень знания английского языка, предназначенное для того, чтобы распределить детей по языковым группам. Оно просто покажет нам базовый уровень знания языка у ребят, кто из них "звездочки", у кого он средний, а кому в школе не додали этих знаний. Это будет уже после поступления, просто наш внутренний аудит.
– Будут ли у вас весенние тестовые экзамены, или они бессмысленны в этой новой системе экзаменовки? Есть ли в ИМБО подготовительные курсы?
– Тестовых экзаменов не будет. Подготовительные курсы у нас обычно работали с осени, но именно в этом году мы приняли нелегкое, но осознанное решение их не набирать. Ведь, фактически, на них должна вестись подготовка к ЕГЭ. Нам нужно переосмыслить подход к курсам, осмотреться. В связи с требованиями ЕГЭ необходимо и подготовить преподавателей, которых у нас не было. Мы работали раньше по стандартным требованиям общеобразовательной средней школы по математике, английскому языку. Сейчас это меняется, и мы уделяем большое внимание будущему и знаем, что вузовские преподаватели будут заниматься такой подготовкой.
– На каком этапе вносится оплата за обучение?
- Конечно, оплата вносится только после прохождения экзаменов, по их результатам, иначе и быть не может.
– Какой в последние годы конкурс при поступлении в ИМБО?
- Конкурс у нас уже на протяжении многих лет держится на уровне 1,7-1,8 человека на место.
– Абитуриентов ИМБО черпает только в Зеленограде и окрестностях?
- Не только, к нам приезжали поступать и с Украины, и из Казахстана, и из разных областей России. Сейчас все меньше приезжает абитуриентов из регионов, поскольку у нас нет общежития. Те, кто приезжает, решают вопросы жилья и жизнеобеспечения самостоятельно.
– Предоставляет ли ИМБО студентам отсрочку от армии?
- Да. Но я думаю, нашим студентам не нужно об этом беспокоиться, нужно думать о другом – как стать успешными...
– Как у ИМБО обстоят дела с государственной аккредитацией? Известно, что сейчас ужесточены проверки при аккредитации, и многие, в особенности негосударственные, ВУЗы испытывают сложности с их прохождением?
– В 2008 году ИМБО успешно прошел третью аккредитацию. Что касается ужесточения требований, то я абсолютно согласна с тем, что нужно закручивать гайки. Очень много сейчас ВУЗов, которые не занимаются образованием, а занимаются зарабатыванием денег. Хотя, впрочем, я бы не бросила упрек только в сторону негосударственного образования. Ведь очень много и государственных ВУЗов дают платные формы образования, но они не соответствуют современным требованиям и новым методам образования... бывает, там выделяются лучшие преподаватели, но зачастую и этого не делается. Поэтому, я считаю, это касается всех: нужно усилить качество образования. Причем, только конкурентная среда рождает это качество, а значит, должны быть и государственные ВУЗы, и негосударственные.
Сейчас модно "пинать" Америку и качество американского образования, но ведь известно, что лучшие университеты Америки – это частные университеты, где учатся все дети конгрессменов и президентов. На мой взгляд, категорически опасно делать водораздел, стравливая государственное и негосударственное образование. Нужно говорить о том, что негосударственное образование должно выполнять тот же социальный заказ населения на предоставление качественных услуг. И форма собственности тут ни при чем, важен подход и методы и обучения: насколько мы наполняем диплом такими знаниями, которые помогут специалистам быть востребованными на рынке труда и возвращать вложенные в образование инвестиции быстрее, чем за 10, 15, а то и больше лет. А то и вовсе пойти работать не по специальности. Сегодня почему-то никто не ругает государственные ВУЗы, до 75% выпускников которых идут работать не по специальности. А ведь на обучение каждого из них государство затратило 3,5-4 тысячи долларов в год! Мне думается, государству сегодня нужно репозиционировать собственные подходы в части контроля, который действительно нужно ужесточить. И, одновременно, помогать тем ВУЗам, которые не являются государственными, но выполняют, по сути, социальный заказ, только платит за это сам клиент – студент или его родители. Вот тут и нужно неослабное внимание федеральных органов управления. Уже сейчас десяткам ВУЗов не дают аккредитацию, в том числе и государственные филиалы в этом году "режут по живому".
О том, как кризис может повлиять на трудоустройство выпускников ИМБО рассказал выпускник 2006 года Андрей Пискунов, который сейчас ведёт в институте практикум по менеджменту и работает экспертом отдела аудита компании Ernst&Young: В крупных компаниях, которые занимаются оказанием профессиональных услуг, существенных сокращений молодых сотрудников не было и не предстоит. Компании "большой четвёрки" продолжают набирать молодых сотрудников, хотя и в меньших объёмах. Например, в Ernst&Young набрал в конце января более 100 человек. Большим компаниям интересно даже в тяжёлые времена набрать сотрудников, чтобы они смогли работать в более "светлом" будущем. Мне кажется, на выпускников 2009 года кризис в этом плане большого влияния не окажет, молодые специалисты всегда нужны, в том числе как дешевая рабочая сила:) Вместе с тем, некоторые компании предлагают работу на низовых должностях. Недавно Volvo предлагала нашим студентам работу в "call-центре". Не советую выпускникам принимать такие предложения. Однако студенты могли бы совмещать такую работу с учёбой. На время учёбы можно найти работу со свободным графиком, но при этом хорошо узнать услуги, которые оказывает компания, чтобы после окончания ВУЗа перейти на более высокие должности в управленческом блоке компании. |
Проспект ИМБО "Выпуск и трудоустройство 2008": "Мы готовим менеджеров международного уровня. 60% выпускников ИМБО получили работу в крупнейших международных компаниях, таких как: Ernst&Young, Deliotte, British Petroleum, Volvo, TEREX, ITELLA, Siemens"
– Что скажете о статистике, согласно которой сейчас в России переизбыток выпущенных экономистов и юристов, а спрос на них на рынке труда уменьшается?
– Вы правильно сказали: экономистов и юристов. Мы - выпускаем менеджеров. Это правда, экономистов сейчас очень много, но экономист это специалист, который может хорошо поработать с базами данных, посчитать цифры. Его не обучали управлять процессами и людьми. Менеджмент – это область знаний, которая учит "выводить" любую ситуацию из тупиковой к реально возможной для исправления. Я полагаю, в России не только нет перепроизводства профессионалов в этой области, но и наоборот. Настоящих управленцев не может быть много, по статистике их всего 5% в мире из всего трудоспособного населения – но это всегда элита, люди, от которых зависят судьбы и дела не только других людей, но и компаний. Поэтому очень важно сегодня сфокусировать внимание на том, что и западные, и российские работодатели, согласно аналитике, сплошь и рядом недовольны качеством подготовки менеджеров. Нам, ИМБО, не стыдно за специалистов, которых мы выпускаем. Нужно еще раз посмотреть на качественную составляющую образования, в которую входят все новейшие методики обучения и выпуск востребованных специалистов, которые готовы применить свои знания на практике. И с этим мы блистательно справляемся уже много лет.
– ИМБО создан в 1992 году на базе МИЭТ (первоначально - как Зеленоградский Бизнес-колледж). Тогда же МИЭТ открыл свой экономический факультет. В Зеленограде сейчас достаточно много и других экономико-юридических ВУЗов, в числе которых МГАДА, филиалы разнообразных коммерческих ВУЗов. Если сравнить, в чем уникальность ИМБО?
– Уникальность ИМБО в нашем подходе к обучению. В традиционных ВУЗах преподаватель приходит на занятия "to teach", а студент – "to learn". У нас же преподаватель стремится "to learn" и студенты приходят "to learn, but study". У нас нет задачи просто передать студентам некий объем пассивных знаний, у нас нет преподавателей-"начётчиков", которые читают лекции под конспект. Наше образование – прежде всего практико-ориентированное. Поэтому мы и выпускаем только востребованных специалистов, и практически 100% наших выпускников трудоустраиваются, из них 70-75% ежегодно идут в крупнейшие холдинги мира из числа 500 крупнейших компаний согласно рейтингу журнала "Fortune". Вот это важно.
– Кому вы посоветуете идти именно к вам, из ребят, которые придут к вам на День открытых дверей?
– Тем, кто нацелен на успешное будущее менеджера и лидера. Часто бывает, особенно с медалистами и отличниками, что ребятам говорят – "Зачем ты пойдешь в платный ВУЗ отдавать такие деньги за учебу? Ты же умный, ты наберешь по жизни сам всё необходимое!". Хотелось бы предостеречь многих таких советников: я за годы работы в ИМБО много видела детей, которые к нам приходили, участвовали в Днях открытых дверей, хотели у нас учиться, но не смогли – по материальным причинам. Они закончили государственные ВУЗы. И я не могу поставить вровень сложившуюся (или еще складывающуюся) карьеру этих "звезд", которые был одарены от природы, и наших "звёзд"-выпускников. Это несопоставимо. А ведь эта молодежь – генофонд нации, который призван управлять, это то, чего нам не хватает.
– Образование в ИМБО направлено на выпуск специалистов для работы в международном бизнесе – в иностранных корпорациях или совместных компаниях. А у наших российских корпораций есть ли интерес к менеджерам, воспитанным в духе западных подходов?
- В последние годы этот интерес всё больше. Наших выпускников, которые работали в крупнейших компаниях, "перекупают" российские компании. Пример - Екатерина Кутузова, которая проработала 5 лет в компании Motorola, была там в 2001 году номинирована как лучший менеджер года, затем получила мощное предложение работы от российской компании МТС, крупного игрока на телекоммуникационной арене; сейчас она уже 2 или 3 года начальник управления МТС. Пример - Юля Лактионова, которая после 6 лет работы в компании Ernst&Young была приглашена вице-президентом в компанию ВТБ-24, а это очень высокий уровень – работать с бывшим министром финансов Задорновым; она приобрела опыт, и потом её перекупила компания АвтоВАЗ, сейчас она управляет там крупными финансовыми проектами. Тенденция такая есть, и примеров много. И это именно то, чего мы хотели с самого начала: готовить менеджеров не только для работы в западных компаниях.
Идея была утилитарная: если наши выпускники идут работать в западные компании, они набираются опыта цивилизованного ведения бизнеса, очень грамотного подхода к управлению и выстраиванию всех коммуникационных линий внутри организации, чтобы потом перенести этот опыт на российскую почву. Что уже и происходит, и чему мы можем только радоваться. Наши ребята не уезжают из страны, за все годы у нас только 6 человек из около полутысячи выпускников уехали работать в Америку и в Европу. Все остальные едут туда учиться, а затем возвращаются и работают здесь, получают зарплаты приличного уровня и платят из них российские налоги. В итоге кто выгодней государству, тот, кто получает 2 тысячи рублей или тот, кто получает 22 тысячи рублей? И я хотела бы посоветовать крупному российскому бизнесу задуматься всерьёз о том, в чём нас часто упрекают: "почему вы отдаете ваших выпускников в западные компании?" Потому, что западные компании предлагают им большие деньги. Предложите и вы, или оплатите, как бывало раньше, обучение специалистов целевым образом! И пусть он потом 4-5 лет работает на российскую компанию. Так принято на западе. И мне думается, сегодняшний кризис хорош как раз тем, что он обнажает такие "язвенные" места, и прозрение в итоге наступит и у нас. Оно уже наступает.
ИМБО осуществляет обучение по специальности "Бакалавр менеджмента" (4 года). Специализации: управление персоналом, маркетинг, бухгалтерский учет, финансы. В ИМБО также читаются дисциплины, входящие в образовательную программу западных бизнес-школ. Успешно осуществляется и программа второго высшего бизнес образования по направлению 080500 "Менеджмент" (бакалавр менеджмента, 1 год 9 месяцев)
– Как Вы относитесь к идее партии "Справедливая Россия" и к предложению Дмитрия Медведева переориентировать платное образование на время экономического кризиса на бесплатное? Понятно, что вряд ли это касается коммерческих ВУЗов, но всё-таки – ваши комментарии?
– Комментарии положительные, потому что забота о студентах – это очень важно для политического лидера любого уровня, включая Президента. Это заявление очень своевременно, нужно показать студентам – "Мы вас не бросим!". Хорошо в этом заявлении и то, что будут заботиться, в первую очередь, о ребятах, которые хорошо и отлично учатся. Если студент доказал учёбой свою мотивированность – да, он достоин того, чтобы перейти на бюджетное обучение. Если бы мы могли это сделать... Но нам налоговый кодекс не позволяет давать студентам скидки больше, чем на 20%, которые мы и предоставляем семьям, из которых у нас учатся по двое детей, а таких много. Давали такую же скидку раньше отличникам и медалистам. А почему, собственно, мы не имеем право давать больше? У нас аренда забирает больше 60% от себестоимости обучения. И вот как раз сейчас мы были бы рады, если бы нам существенно понизили арендную ставку, и мы смогли бы существенно понизить планку оплаты за учебу.
Впрочем, я абсолютно убеждена, к нам всё равно будут идти люди, особенно те, кто понимает, что за образованием в ИМБО стоит хорошее профессиональное будущее – и не только материально благополучное, но и интересное. Как говорят американцы, "challenging position for all of your life", то есть старт на всю жизнь – работать в интересной среде, расти и развиваться. И, думаю, в этом нам альтернативы пока нет. Наши выпускники говорят: "ИМБО – это "Фабрика звёзд". В последние три года к нам на второе высшее образование активно идут и выпускники МИЭТа, начальники отделов зеленоградских предприятий, люди 35-37 лет. Это говорит о нашей востребованности.
– Будет ли ИМБО предлагать какие-то возможности по образовательным кредитам, рассрочке оплаты и прочим льготным условиям, возможно, в следующем учебном году? К этому также призывал недавно Президент.
– Браво нашему Президенту, замечательное предложение, но только у меня, как ректора негосударственного института, к нему тут же был бы вопрос. Решение о предоставлении образовательных кредитов было принято ещё в позапрошлом году, и сразу же в нём произошло лоббирование государственных ВУЗов – к нему приложили список из 21 ВУЗов, которые могли работать с образовательными кредитами, а остальные остались ни при чём. А почему? Разве к нам люди с луны падают? Это те же российские граждане, родители ребят где-то зарабатывают, у кого-то есть бизнес... почему? Ведь к нам поступают и отличники, и очень умные ребята, почему бы им не дать послабление? Но тут пока стоит водораздел, и государство само, к сожалению, его не ликвидирует. Нужно раз и навсегда показать, что на государственную поддержку имеет право каждый человек. Ведь право на образование, в конце концов, записано в Конституции - так надо помочь всем это право реализовать. Давать образовательный кредит в равной степени всем желающим, и пусть люди выбирают. А получается просто, на мой взгляд, борьба с негосударственным образованием, "пусть оно выживает, как хочет". Это несправедливо. Все мы делаем одинаково полезное дело.
– Каков механизм получения образовательного кредита? Почему его разрешают избранным ВУЗам – разве это ВУЗы получают кредит?
– Нет. Это мечта, американская схема, где кредит дается самому студенту. Мало того, в течение обучения он платит только проценты за пользование кредитом. А само тело кредита он начинает погашать только после окончания обучения. Конечно, человеку будет невыгодно учиться плохо, он будет знать: "Беру-то я чужие деньги, а отдавать буду свои. Значит, я должен учиться так, чтобы после окончания как можно быстрее получить работу с хорошей зарплатой, возвращать из неё кредит и еще на неё жить". У нас такого нет, у нас кредит предоставляют родителям. Кроме того, у этого кредита довольно высокие проценты: в Америке это 5-9%, а у нас 14-19%, а недавно ещё было 23%. Разве это нормально?
– Есть ли сейчас у студентов ИМБО проблемы с оплатой, увеличилось ли сейчас количество заявлений на отсрочку оплаты?
– Такой тенденции у нас нет. Мало того, мы задумываемся над ситуацией, и недавно я в шутку ребятам сказала: "Аренда становится в тягость, может, нам закрыться? Вы доучитесь, мы найдём, куда вас устроить". Кричат: "Нет, только здесь!". И ни одного заявления нам на стол пока не легло. Да, была одна мама, которая говорила, что тяжело оплачивать, и мы разрешили ей перенести оплату до конца семестра.
– В этом учебном году стоимость получения у вас первого высшего образования – 58 тысяч рублей за семестр. Изменится ли она в следующем году? Когда эта стоимость устанавливается, и может ли сумма меняться после этого? Фиксируется ли оплата в рублях на какой-то период обучения?
– Мы категорически против повышения стоимости, повышать сейчас просто некуда. Хотя с сентября 2008 года стоимость обучения у нас в долларовом выражении упала практически на 1000 долларов (с 2478 до 1589 долларов в связи с изменением курса доллара). Зарплаты также уже потеряли в разы. Мы понимаем ситуацию, повышать стоимость некуда, и на сентябрь 2009 года она останется такой же – причем, фиксированной в рублях, а не в долларовом эквиваленте.
– Есть ли в ИМБО стипендии, гранты?
– Нет, к сожалению, у нас стипендий нет и быть не может – по налоговым правилам. Есть такое понятие как "минимальное обеспечение образовательного процесса", и стипендию тут платить не из чего. Да и по сути – кто будет платить стипендию? Родители. Но они и так содержат своих детей. Что касается грантов, то один лучший студент в год получает право на бесплатное обучение в университете США, и получает там стипендию – 1000 долларов в месяц. Это право у нас пока сохраняется.
ИМБО входит в состав ключевых профессиональных ассоциаций, таких как Российская Ассоциация Бизнес-Образования (РАБО) и Ассоциация Развития Менеджмента Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), что помогает ему устанавливать партнерские отношения с ведущими бизнес-школами России и мира. Более 15 лет существуют и развиваются отношения с различными университетами США и ведущими европейскими бизнес школами
– Какие сейчас связи ИМБО поддерживает с университетом Талса (США)? С прочими университетами США и бизнес-школами Европы? В какой форме они реализуются - студенческий обмен, летняя практика?
– С университетом Талса мы продолжаем взаимный обмен визитами, с их стороны, как правило, приезжают профессора. Они работают здесь, я считаю, практически бесплатно – им оплачивают только проезд и небольшие карманные расходы. Раньше они читали у нас двухнедельные курсы, а сейчас, по нашей инициативе (поскольку у нас много хороших российских преподавателей), мы приглашаем их только на ту составляющую предмета, которая для нас является инновационной – и они приезжают только на одну неделю. В этом году в марте приезжает Ральф Джексон читать "Управление продажами", это заведующий кафедрой маркетинга и менеджмента университета Талса. Профессор Майк МакКрер приезжает читать "Сбалансированную систему показателей", основателем которой был Гарвардский университет, Роберт Каплан; я думаю, студентам это очень понравится и это прямо на злобу дня – как нужно анализировать работу предприятия в кризисные времена. В мае приезжает профессор Саид Самии читать "Международный бизнес" и "Электронную коммерцию", а Марк Коллинз будет читать "Финансовый менеджмент". Что касается студентов, то мы отправляем их на летние обучающие программы в Вену – там программа длится месяц, там уже были наши студенты по 2-4 человека. Программа даёт колоссальный опыт, туда съезжаются студенты из многих стран, 100 с лишним человек, и за эти 4 недели они получают огромный пласт командной, проектной работы, огромное погружение в "international environment". В Словении очень хорошая интенсивная программа, рассчитанная на 12 дней. ИМБО у них в качестве избранников, мы посылаем туда лучших студентов уже много лет. В стоимость таких программ не входит перелёт, но входит всё остальное. Однако в последний год, ввиду приближающегося кризиса, никто из наших ребят на смог себе позволить поехать в Австрию, где программа стоит 500 евро, или в Словению, где она вообще практически бесплатная. Видимо, наблюдается снижение платёжеспособного спроса населения.
– В ИМБО не планируются какие-то новые направления обучения в связи с кризисом? Например, обучение антикризисному управлению?
– К сожалению, очень мало преподавателей могли бы его читать. Я лично его читаю 9 лет, и до этого мы его читали только студентам второго высшего образования. В этом году мы впервые будем давать его студентам первого высшего образования. Понимаете, кризис – он всегда есть, у каждого человека, каждой организации он обязательно возникает с периодичностью в 8-10 лет, поэтому антикризисный менеджмент студентам нужно знать. Где-то даже чтобы снять флёр их самоуверенности, чтобы понимали, что кризисы бывают, и к этому нужно быть готовыми, знать этапы их прохождения: обвал, инфляция и рост безработицы, потом депрессия, а после неё обязательно оживление, подъём, а потом расцвет. В пике расцвета опять кризис. С 1857 года мировые кризисы в экономике повторяются с устойчивой регулярностью, и волновые циклы Кондратьева, Кузнеца никто не отменял. Другой вопрос, что нынешний кризис – он как цунами мощной волны, которого не было до этого, настолько системно глубокий, что причины его пока никто не может развести. На мой взгляд, это кризис противоречий на стыке тысячелетий, он должен был произойти. Для России он также в том, что ментальность не меняется за десятилетие, должна произойти смена поколений, чтобы люди научились работать.
Один мой хороший знакомый профессор сказал замечательную вещь: "Трагедия в том, что мы очень быстро научились ценить то, что мы имеем и желать получать много денег. Но научиться работать мы не смогли". Моё глубокое убеждение – бояться этого кризиса не нужно, нужно просто знать его как болезнь, имеющую лечение, и набраться терпения и сил, чтобы преодолеть её. И мы преодолеем.
"Основой философии ИМБО стала фраза: "Каждый, кто работает или учится в ИМБО, должен отождествлять себя с ним, дорожить его именем и любить свой "ДОМ". В 2006 году усилиями активистов из числа студентов и преподавателей ИМБО был разработан Кодекс корпоративного поведения ИМБО"
– В институте развита некая узко-корпоративная культура, с определенным кодексом поведения. Как это выражается в повседневной жизни студентов? Караются опоздания? Производится контроль внешнего вида?
- Слово "карается" не люблю... В западных компаниях принят определенный дресс-код на 4 дня в неделю, а на пятый разрешается приходить в джинсах и свитере, чтобы привести в порядок рабочее место. Но в американских ВУЗах все ходят очень просто одетыми, чему я не переставала удивляться, когда была там на стажировке. Напротив, у нас раньше все ходили в костюмах. И я всегда хотела, чтобы студенты ходили в хороших костюмах, приучали себя потихоньку к своей будущей статусности. Но студенты есть студенты, у них такая натуральная, естественная демократия... Что касается корпоративной культуры, то чтобы её почувствовать, нужно пройти по нашим аудиториям и посмотреть, например, на столы, которым уже по 12 лет, но они очень чистенькие, не исписанные. Мы всегда говорим: "Дети, всё, что вы здесь видите, куплено на ваши деньги. Поэтому вы чувствуйте здесь себя как дома". А разве дома будешь портить мебель?
– Обязательным обозначено и участие в институтских мероприятиях. Часто ли они бывают, и насколько в действительности в них обязательно участвовать?
– Мы всегда приводим в качестве примера Японию: если там работник не является на корпоративное мероприятие, его увольняют с улыбкой, считая, что он проявляет таким образом неуважение к коллегам, хотя бы и в нерабочее время. У нас бывают пикники, которые помогают и социальной адаптации, и становятся местом рождения самых свежих идей, какие не приходят в кабинетах. Я не могу сказать, что за все годы мы добились, чтобы 100% или 80% всех преподавателей, студентов и администрации выезжали на пикник, но 60-70% - стабильно. Это лучшие дни, которые помнишь всю жизнь, даже выпускники у нас туда же приезжают, общаются друг с другом. Сами студенты этим очень дорожат. Посвящения, новогодние вечера – это тоже наши традиционные мероприятия, которые украшают любую организацию. Эти объединяющие совместные мероприятия позволяют почувствовать "локоток соседа".
– Каким спортом занимаются студенты ИМБО?
– У нас нет площадей, чтобы развивать собственные спортивные направления. Но наши ребята активно участвуют в общегородских мероприятиях или мероприятиях, которые проходят совместно с МИЭТом. Наши студенты занимают там призовые места. Департамент семейной и молодежной политики нас неоднократно награждал за участие во всех спортивных соревнованиях, в туристическом выездном слёте. Вот например скоро, 28 февраля будет спортивное мероприятие в Лужниках, на которое едет команда наших ребят.
– Сколько выпускников реализовали цель ИМБО – вырастить лидеров российской экономики и стали действительно яркими звёздами?
- У нас есть другая статистика. По теории, которую мы читаем в лекциях, всех людей можно разделить на три категории: "звёзды", "лузеры" и "середняки", на которых, собственно, и стоит мир. Так вот, "звёзд" бывает максимум 5-7% в любой организации. "Лузеров" должно быть столько же, это те, кто мимикрирует, имитирует бурную деятельность при всяком её отсутствии. Так вот, в ИМБО удивительным образом 60% выпускников прошлого года можно в полной мере отнести к "звёздам"! Мы сами поразились, придя к этому. Среди них – те ребята, которым были сделаны мощные предложения работы, за которых шла борьба. Пока не все наши "звёзды" работают в российском бизнесе, но, думаю, что тенденция эта должна нарастать. Наверное, нам в этом направлении нужно пошевелиться и чаще бежать к российским холдингам, чтобы они помогали выращивать этих звёзд.
– Префект Зеленограда Анатолий Смирнов – почетный профессор ИМБО. Что его связывает с ИМБО? Кто еще из администрации города учился у вас?
– Наш выпускник – первый заместитель префекта Алексей Михальченков. А Анатолий Николаевич нас постоянно наблюдает, чем мы очень гордимся. Я лично благодарна ему за то, что он уже дважды помогал нам: в проекте социологических исследований, который спонсировала Префектура, и в проведении семинара по лидерству в Технопарке "Зеленоград", где был оплачен приезд голландского профессора. Мне думается, Префектура понимает наши проблемы как, может быть, никто другой. Вот бы убедить их еще, чтобы мы совместными усилиями построили новое здание … Ведь негосударственный ВУЗ, аккредитованный государством по закону об образовании точно так же достоин помощи, как государственный. И у меня оптимизм на этот счёт, я думаю, что всё будет хорошо.
Елена Панасенко / Фото ИМБО