— Что представляет собой "электронная регистратура"?
— Этот проект — составная часть программы "Электронная поликлиника", являющейся, в свою очередь, частью городской целевой программы "Электронная Москва". Проект масштабный и в целом включает в себя строительство локально-вычислительной сети, оборудование рабочих мест врачей-терапевтов, сотрудников лабораторий, регистратуры, формирование баз данных, автоматизированную подготовку статистической отчетности, ведение листков нетрудоспособности, электронной истории болезни. Сейчас можно говорить о реализации первого этапа проекта, который жители, приходя в поликлинику, могут и не увидеть.
— Почему его нельзя увидеть? Разве проект делается не для пациентов?
— Основная работа поликлиники — это всё-таки лечение людей, а не электронный документооборот. И проект "электронная регистратура" создан как для удобства пациентов, так и для оптимизации работы врачей, 50 на 50. Наглядным проект станет для жителей, когда мы поставим в поликлиниках терминалы, какие стоят, например, в банках, — нажимаешь кнопку, берёшь талончик.
— Документы в электронном виде ускорят работу поликлиник?
— Это в перспективе. На самом деле, если сейчас внедрить "электронную поликлинику", то врачу придётся заполнять и традиционные бумажные амбулаторные карты, которые никто не отменял, и заносить ту же информацию в компьютер. Нагрузка увеличится, а значит, может уменьшиться время, отведённое на осмотр пациента — или на количестве самих пациентов, которые будут приняты врачом. Скажем, врач принимал за это время 50 человек, а будет 40. Это действительно проблема, хоть программы, связанные с медицинскими информационными системами и призваны минимизировать работу врача на компьютере.
— Будет ли при автоматизированной записи к врачам отводиться строго фиксированное время для осмотра каждого пациента?
— Нет, сколько нужно времени на каждого пришедшего, столько врач по-прежнему и будет затрачивать. Регламентировать или ограничивать осмотр практически невозможно. Это в советские времена были чёткие нормативы (и то условно), а сейчас их нет — на осмотр может уходить и пять минут, и час.
— Получается, что время, на которое мы записываемся, приблизительное. И радикально проблему очередей электронная запись не решает.
— В том-то и дело. Это достаточно условное время; врач же не может взять и выгнать пациента из кабинета, если подошло время следующего. Терминалы самозаписи к врачам облегчат работу самой регистратуры, но ни на время осмотра, ни на количество, например, прикреплённых к поликлинике людей, не повлияют.
— В каких медицинских учреждениях Зеленограда реализуется проект "электронная поликлиника"?
— На этапе внедрения — в детских поликлиниках №54 и №105. Основная масса оборудования там уже установлена, сейчас идёт установка и оптимизация программного продукта, а также обучение персонала. Дело новое, учить надо как работе на компьютере в принципе, так и с конкретной программой. У врачей, в общей их массе, компьютерная грамотность достаточно низкая. Это всё-таки не главная их работа, и этап обучения врачей быстрым не будет. Плюс всю программу надо подгонять под свои нужды, под каждого специалиста, учитывая, например, что графы в документах, которые надо заполнять, разнятся. По совокупности всего, о чём я упомянул, на внедрение всей системы "электронной поликлиники" нужно минимум года три. Я имею в виду время, когда проект будет работать реально, зримо.
— Два года назад стартовой площадкой для проекта называли 152-ю поликлинику. Что там происходит?
— Эта поликлиника два года находится на капитальном ремонте; вместо неё в проект включили 230-ю. Там сейчас формируются локальная и силовая сети, идут подготовительные работы. Для того чтобы установить большое количество компьютеров, надо рассчитать мощность электрического оборудования. Изначально на такую мощность поликлиники не были рассчитаны.
— Нынешняя система записи к врачам-специалистам очень неудобна. Будет ли в ближайшем будущем возможность записаться на приём по телефону?
— Это практикуется во всех поликлиниках округа, в любую можно позвонить и записаться к специалисту. Другой вопрос, что сделать это не так просто: телефоны в поликлиниках не многоканальные, и в регистратуре для постоянной записи по телефону нужно будет увеличивать штат операторов.
—То есть надо звонить в определённое время?
— Да, проще всего позвонить в регистратуру поликлиники, там скажут, в какое именно время проводится запись по телефону.
— Когда можно будет записываться на приём к врачам через интернет?
— Это сложный вопрос. На данном этапе реализации проекта такая задача вообще не ставилась. Разговоры о записи по интернету велись с 2007 года, в том числе, обсуждались и в префектуре нашего округа. Тем не менее, управление информатизации не включило этот вид работ в проект, реализуемый в настоящее время.
— По какой причине?
— Об этом лучше, конечно, спросить в управлении информатизации; я со своей стороны могу лишь предположить. Видимо, слишком большой объём работ по проекту начального этапа информатизации, хотели сначала завершить установку программных комплексов непосредственно в поликлиниках. И уже на работающих информационных системах сделать дополнительную надстройку - запись через интернет. Видимо, эта система всё-таки будет развиваться.
— Есть ли у нас сейчас интернет в каждой поликлинике?
— В принципе есть, вопрос, как он работает. Во всех округах Москвы формируется так называемая городская мультисервисно-транспортная сеть, которая подразумевает подключение к интернету. Этим проектом занимается Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы. Сеть должна объединить все органы исполнительной власти: префектуры, управы, управления, департаменты; она создаётся на средства столичного бюджета. Формирование этой сети идёт с 2006 года, поэтапно, так что принципиально интернетом будут обеспечены все поликлиники в недалёком будущем.
— Будет ли история болезни пациента в электронном виде обладать той же законной силой, что и традиционная медицинская карта?
— Этот вопрос пока не решён, поскольку встаёт проблема правовой защиты информации. Варианты решения есть — цифровая подпись, разграничение доступа к ресурсу, дублирование на бумаге. Но правовая основа электронного документа — это далёкая перспектива.
— Сократится ли финансирование проекта "электронная поликлиника" в связи с нынешним финансовым кризисом?
— Надеюсь, что нет; тем более что Президент России заверил, что сокращения расходов на социальную сферу и здравоохранение не будет. Правда, есть нюанс — электронные системы как таковые напрямую к здравоохранению не относятся, это, скорее, вещь вспомогательная. Заказчиком в проекте "электронная поликлиника" выступает Управление информатизации г. Москвы, и финансирование идёт через них. Поэтому определённо сказать, что деньги на продолжение проекта будут, я не берусь.
Юлия Кравченко