Валерий Клементьев: «Журналист должен быть патриотом своей страны» 11.03.2009 ZELENOGRAD.RU
Валерий Клементьев — человек, не нуждающийся в особых представлениях, его хорошо знает не одно поколение горожан. Это педагог, филолог, разносторонне одарённый человек, сумевший создать в "электронном" городе гуманитарную детско-юношескую среду. Молодёжному объединению "Светоч", которым руководит Валерий Викторович, в этом году исполняется 15 лет. "Светоч" — это ассоциация интеллектуальных клубов и объединений города Зеленограда, литературное объединение при Международной ассоциации литературных объединений (МАЛО) Союза писателей, туристско-краеведческий центр, школа юного журналиста (зеленоградский Дворец творчества детей и молодёжи), детский издательский центр "Светоч" (ГУК "Творческий лицей").

Говоря о Клементьеве, чаще всего упоминают интеллектуальные игры, "Что? Где? Когда?" — его воспитанники не однажды становились чемпионами Москвы по этой игре. Однако не меньший интерес представляет журналистское и литературное направления "Светоча". О них мы и побеседовали с Валерием Викторовичем Клементьевым.

Слушать интервью (50:54)загрузить файл со звуком (11 Мб)

— Как создавался "Светоч"?

— История его рождения связана с гимназией 1528. Я приехал в Зеленоград в 1993 году и пришёл работать в гимназию. Я счастлив, что попал именно туда. В то время в гимназии был прекрасный педагогический коллектив, там я познакомился с замечательными людьми, которые стали моими друзьями на всю жизнь. Директором школы был Василий Васильевич Семёнов, человек большой души, создавший школу, о которой вспоминают только с теплом и словами благодарности. Там можно было не просто учиться, но — творить. Это очень важно, ведь для многих детей школа — лишь обязанность. Пришёл, отсидел уроки, ушёл… В гимназии был особый творческий дух. Мы придумали там массу интересного. Например, в 94-м первыми стали праздновать День святого Валентина, 23 февраля выбирали "Мистера гимназии", 8 марта – "Мисс.." и так далее. Или мы с ребятами одевались на День учителя как цыганский табор, ходили по школе, поздравляли педагогов прямо на уроках, разыгрывали беспроигрышную лотерею, устраивали праздничные вечера. Причём за два года наши гимназические вечера превратились в целое шоу; приходило много зрителей, актовый зал был переполнен, люди стояли в проходах. Я вспоминаю эти годы, как самые счастливые, потому что мне не просто нравилось работать — это был процесс с отдачей и пользой. К сожалению, после того, как мне пришлось уйти в 99-м из гимназии, такой атмосферы больше нигде не почувствовал.

Идея издавать свой литературно-художественный журнал возникла, конечно, не спонтанно. Я не раз "намекал" ребятам, что вот хорошо бы сделать такой журнал, но они как-то сами "созрели". В ноябре 94-го появился первый номер. Потом уже вокруг издания стали создаваться разные клубы и направления. Они и сейчас живы — это туризм, краеведение, прежде всего, поскольку мы решили писать об окрестностях Зеленограда. А чтобы о них писать, их надо исследовать. Это и детский издательский центр, и литературное объединение, интеллектуальный клуб "Что? Где? Когда?", команда КВН. Был у нас и клуб любителей кино.

— А вы сами играли в "Что? Где? Когда?"

— Да, конечно. Это вышло даже случайно... хотя любая случайность – всё равно цепочка закономерностей. Я зашёл в гимназию буквально на минуту, что-то забрать, и вдруг звонок — "Не хотите ли приехать со своими учениками на съёмки "Своей игры"? Мы поехали, опоздали на пять минут; стояли за ширмой, слушали вопросы. Помню, я практически на все отвечал, а дети сказали: "Почему бы вам самому не поучаствовать в игре?". В перерыве вышел ведущий Владимир Молчанов и повесил на стенку лист — записываться тем, кто хочет поучаствовать в съёмках отборочного тура "Своей игры". Я записался, пошёл на отбор, попал таким образом в "Что? Где? Когда?". Играл в сильной команде, она была одной из лучших в стране. После двух тренировок мы вошли в высшую лигу, пройдя отбор среди 90 команд, и играли 4 года. В команде были самые разные и интересные люди – например, был инженер, в совершенстве знавший историю; был очень эрудированный военный врач. Один из игроков, Виталий Фёдоров, в октябре прошлого года стал чемпионом мира по "Что? Где? Когда?". Та команда, думаю, хорошо бы о себе заявила, но — середина 90-х, средств особых не было, спонсоров тоже, ездить было проблемой.

— Сколько ребят сейчас занимается в вашем литературном объединении и школе юного журналиста во Дворце творчества? Охотно ли приходят?

— Надо сказать, сейчас я вижу небольшой спад интереса — и к журналистике, и к литературе. Например, в начале учебного года ко мне привели 15 детей из Дома детских общественных организаций, попросив подготовить начинающих журналистов. Их просто искусственным образом набрали, а самим им было заниматься неинтересно. Никто из них и не ходит на сегодняшний день. Но параллельно я набрал ещё одну группу; она небольшая, но ребята ходят и занимаются. Обычно группа составляла от 8 до 12 человек.

— Как проходят занятия по журналистике, что вы изучаете?

— В течение года мы знакомимся с различными жанрами журналистики, и дети пробуют в этих жанрах писать. Параллельно я их подключаю к практической работе, к изданию журналов и газет.

— Вы обсуждаете с учениками современную периодику?

— Да, конечно. Я предлагаю к обсуждению отдельные статьи, причём не обязательно хорошие, мы можем и отрицательные примеры рассматривать. В этом смысле показательны 90-е годы, когда велась без преувеличения большая информационная война. У меня есть папки с вырезками из периодики того времени. Я знакомлю с теми статьями ребят, рассказываю о разных нюансах, например, как поступал конкретный тележурналист или корреспондент газеты в той или иной ситуации, и почему. То есть мы обсуждаем журналистскую этику.

— А, так сказать, эстетику? Как написано, каким языком, какими приёмами — анализируете?

— Непременно, причём это могут быть самые разные издания. Можем почитать, допустим, передовицу газеты "Завтра". Написана статья едко, местами этически неприемлемо, но написана сильно, она врезается в память. И обсуждаем, какими способами автор этого добился: гиперболами, метафорами, эпитетами и так далее.

— Изучаете ли вы весь издательский процесс? Идут ли выпускники школы юного журналиста работать по этому профилю?

— В общих чертах ребята технологию знают. Темы второго года – как раз редактура, корректура. Сейчас у нас есть и фотографы, и художники, и верстальщики. Через меня в ДТДиМ прошли человек двадцать, которые связали свою жизнь с издательским делом и вполне успешно работают. Например, Саша и Костя Архипцовы работают в издательском доме "БИНО". С ними мы делали первые номера "Светоча" — пробовали, изобретали, ведь нормальной техники у нас тогда ещё не было. Всё кустарным способом: печатали на машинке, вырезали буквы, предложения, делали таким образом макет. Из первых "светочат" — Надя Перепёлкина, работала в "Независимой газете", издательстве "Рипол-классик". Лена Мещерякова работает в издательстве "Радуга"; под её редакцией вышло собрание Шекспира, библиотека британской литературы и ещё множество изданий. Журналистами стали Катя Синицына, Аня Чабанова. Мы сейчас в ДТДиМ выпускаем журнал "Третье тысячелетие" - в этом году исполняется 10 лет школе юного журналиста во Дворце творчества, и в каждом номере будем рассказывать о наших выпускниках, представим всех, кто связал свою жизнь с журналистикой.

— А вы сами что читаете из периодики?

— "Спортэкспресс", "Литературную газету", "Новую газету", "Завтра", "Советскую Россию", "Российскую газету". Эти газеты имеют своё лицо; остальные, на мой взгляд, превратились в одну сплошную серую и желтую газетную массу. Где подаётся одна и та же информация, только "размусоленная" по-разному, а чаще - одинаково.

— В журналистику, как правило, идут люди, критически настроенные ко всему, что они видят вокруг себя; люди с гражданским темпераментом. К вам такие ребята приходят?

— Вы знаете, раньше позиция у ребят была более определённой, ясной. Сейчас они стали какими-то более "расплывчатыми" в этом смысле. Может быть, это веяние времени. Те, кто сейчас приходят, больше интересуются своими личными проблемами, чем внешним миром. В любом случае, я стараюсь, чтобы все дети, в какой бы кружок они ни ходили, чувствовали себя одной большой семьёй. Не случайно же они переходят из одного направления в другое: журналисты в литературное объединение, ЧГК-шники увлекаются параллельно журналистикой и так далее. Есть ребята, которые приходят с конкретной целью — подготовиться на журфак, например, но их не много. В большинстве своём они ходят, потому что им интересно. Я провожу анкетирование, с вопросом "почему вы хотите заниматься журналистикой?", и ответ, как правило, такой: "Это интересная работа, она учит общаться с людьми". В принципе, ребятам сейчас этого не хватает. Они живут с телевизором, компьютером, и если удаётся выйти из этих рамок — они обретают намного больше.

— Каким главным качеством должен, на ваш взгляд, обладать журналист?

— Я считаю, что журналист должен быть, в первую очередь, патриотом своей страны. Не в смысле "ура-патриотизма", а наоборот — он должен искать и видеть отрицательное, и не давать искажённой картины происходящего. Мы же хорошо видим, как часто пресса и ТВ просто затуманивают мозги. И журналист должен не только описывать ту или иную проблему, но хотя бы попытаться предложить способы её решения. По-моему, это и есть задачи настоящего журналиста.

— Обсуждаете ли вы с ребятами зеленоградскую прессу — газеты, например? Каково отношение к ней?

— Честно?.. Нам она не нравится. Бывают отдельные интересные статьи, но, к сожалению, редко.

— Что сейчас происходит в вашем литературном объединении?

— У нас не разграничивается журналистика и литература, и там, и там занимаются ребята пишущие. Опять-таки, в течение двух лет был некоторый сбой в занятиях, но сейчас мы пытаемся наладить литературную деятельность. Буквально на днях будет презентация первых двух сборников этого года — книги рассказов Алексея Кремерова, трёх номеров журнала "Третье тысячелетие"; второго издания книги Татьяны Кащавцевой.

— Много ли в Зеленограде одарённых пишущих ребят — подростков, старшеклассников?

— Да, их достаточно много. Например, в лицее 1557 человек 10-15 пишут стихи; я бы выделил особо Марию Поносову. Из тех, кто ходит ко мне на журналистику, я бы упомянул отдельно Анастасию Попову, она пишет и прозу, и прекрасные стихи.

— А каковы ваши собственные литературные вкусы.

— Прежде всего, поэзия. Сам немного пишу стихи… Я люблю всю мировую поэзию, но, пожалуй, по духу мне наиболее близки Есенин, Блок, Кедрин.

— Читаете ли вы беллетристику?

— Конечно, но, скорее, чтобы отдохнуть от дел или в дороге. Предпочтение отдаю, пожалуй, Дину Кунцу, когда есть время, читаю его запоем. Из отечественных мне нравится Акунин, хочу прочитать все его книги. Классику перечитываю — Достоевского, Шукшина; в последнее время перечитывал Ивана Дёгтева — это прекрасный писатель, его рассказы меня просто потрясли.

— Что читают ваши ученики? Есть ли у них общие литературные общие вкусы, модные современные авторы?

— Многие читают Достоевского, Гоголя. Увлекаются Стругацкими, часто перечитывают Ильфа и Петрова; из современных авторов, насколько я знаю, читают Мураками и Коэльо.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран