Подробности афёры, которая продолжалась около двух лет, описывает, в частности, «Коммерсантъ». «Операция по задержанию участников преступной группы готовилась несколько месяцев. Она прошла весьма успешно: задержаны предполагаемые организаторы, изготовители подделок, посредники и даже обычные распространители»,— сообщил «Ъ» начальник пресс-группы УБЭП ГУВД Москвы Филипп Золотницкий. По его словам, общее число задержанных едва не достигло сотни человек, которые только за 2008 год реализовали больше 1 миллиона поддельных проездных. Среди десятка основных организаторов преступного бизнеса — гражданка Израиля Марина Баташвили и гражданин РФ, бывший сотрудник московского метрополитена Евгений Мухин, который закончил несколько лет назад Московский радиотехнический колледж и, работая в столичной подземке, участвовал в пусконаладочных работах новой электронной дистанционной билетно-пропускной системы, разработанной одним из предприятий Зеленограда. Молодой программист обнаружил в защите этой системы существенные дыры, позволяющие, при наличии определенной базы данных, изготовить поддельный проездной билет. Электронные чипы для билетов доставлялись контрабандой из Китая. Несколько привлеченных Евгением Мухиным программистов службы сигнализации и связи московского метро наладили промышленный выпуск поддельных билетов на квартире, используя похищенную базу данных метрополитена и программу для кодирования. Для сбыта подделок была создана сеть распространителей из около сотни нелегальных мигрантов.
Опубликованная во многих СМИ информация следствия очевидно указывает на единственное предприятие Зеленограда, занимающееся производством транспортных проездных для метрополитена, которое имело возможность неумышленно поставить карты преступникам — завод «Микрон». Именно здесь расположена производственная линия карт с чипами, с которой уже два года идут поставки легальных проездных метро в объемах, выражающихся в десятках миллионов штук в месяц . Несмотря на это, уже 5 марта «Микрон» опубликовал официальное опровержение своей причастности к делу о фальшивых картах: «В ряде СМИ появилась информация об обращении на „Микрон“ лиц, действующих по поддельным документам от имени партии „Единая Россия“, с просьбой о продаже каких-либо материалов, используемых для изготовления транспортных карт или самих этих карт. В связи с этим сообщаем, что к компании „Микрон“ с подобными просьбами от имени этой партии никто не обращался. Также за прошедший период „Микрон“ не совершал никаких крупных поставок транспортных карт неизвестным заказчикам или посредникам. Все поставки осуществляются напрямую клиентам в соответствии с предоставляемыми ими техническими требованиями к идентификационным документам».
Zelenograd.ru обратился также за комментариями к другой зеленоградской компании, работающей в области разработки, продажи и изготовления смарт-карт — компании «Орга Зеленоград».
— Мы вообще никогда не участвовали в подобных проектах, связанных с транспортными картами. — Рассказал Роман Кузнецов, руководитель отдела продаж «Орга Зеленоград». — Мы закупаем пластиковые заготовки абсолютно так же, как и все остальные, у различных поставщиков«.
Таким образом, зеленоградский «след» в деле о поддельных карточках метро пока виден только следственным органам ГУВД, если только не является домыслами самих журналистов. Впрочем, для «Микрона» этот инцидент может иметь следствием и необходимость скорейшего усовершенствования системы безопасности поставляемых метрополитену проездных.
Елена Панасенко