— Павел Викторович, как бы вы определили итог этих десяти лет жизни театра?
— Думаю, главным итогом, результатом этого этапа нашей жизни стал сам факт существования театра в Зеленограде. Театр, так сказать, укоренился, стал для многих зеленоградцев фактом культурной жизни города. Главное достижение — это то, что в городе есть профессиональный драматический театр со всеми его атрибутами: интересными актёрами, репертуаром, спектаклями, на которые люди с удовольствием ходят. В 1999 году, когда театр был официально учреждён, он уже имел небольшую, но историю — спектакли, актёров, но в тот момент не было ни помещения, ни репертуара, который позволил бы говорить о полноценной жизни театра. А сейчас всё это есть.
— За эти годы в "Ведогонь-Театре" были сыграны несколько десятков спектаклей. Какие из них особенно дороги, значимы для вас?
— Знаете, ответ, наверное, прозвучит банально. Если у вас семеро детей — попробуйте ответить на вопрос, кто их них более дорог и ценен? … Каждый спектакль по-своему дорог, и в тот момент, когда он создаётся, ты отдаёшь ему всю свою энергию, все силы, душу. В тот момент именно этот спектакль значим и дорог. И я могу сказать так обо всех своих — и не только своих — режиссёрских и актёрских работах. Все спектакли, что были сыграны за эти десять лет в театре, открывали какие-то новые грани в наших способностях, в наших актёрах. Может быть, в этом и есть залог постоянного движения, развития театра. Ведь даже самая маленькая работа заняла место в нашей истории. Даже когда театр был на реконструкции, и мы выступали на разных городских площадках с "Театральными салонами" — и эти работы были важны.
— Почему вы выбрали пьесу "Таланты и поклонники" для юбилейной премьеры?
— К пьесам Александра Николаевича Островского театр обращается не в первый раз. Но первый раз — к теме театра, очень значимой в его драматургии. У Островского есть несколько пьес, посвящённых театру. Выбор "Талантов и поклонников", конечно, не случаен. Мне кажется, в тот момент, когда мы подводим некие итоги, уместно и важно поговорить, поразмышлять и поиграть на тему театра. Тем более, в этой пьесе ведётся глубокий и сложный разговор о театре. Островский хорошо знал, что такое театр, понимал, насколько это сложный и противоречивый организм. Вторая причина, по которой была выбрана это пьеса, — она хорошо "расходится" у нас по актёрам; есть, кому играть эти роли. В спектакле участвует костяк труппы, но на сцену выйдут и новые актёры, ещё не знакомые нашей публике. Это дебютантка, недавно окончившая Ярославский театральный институт, Наталья Третьяк; исполнительница главной женской роли — Негиной — в спектакле. Это очень ответственно и даже рискованно, но я верю, что Наталья справится с ролью. Второй новый актёр — Дмитрий Лямочкин. Это опытный артист, ученик Олега Павловича Табакова; он работал в разных московских театрах. Дмитрий не так давно переехал в Зеленоград, таким образом, мы и нашли друг друга, и решили посотрудничать. Надеюсь, это сотрудничество будет иметь перспективы и в будущем.
— Вы приглашали на недавнюю премьеру спектакля "Пять углов" автора пьесы, драматурга Сергея Коковкина. Как он оценил эту работу?
— Ему очень понравился спектакль. Сергей Борисович на премьере благодарил театр, говорил, что у пьесы случилось второе рождение. Тем более, премьера прошла 6 февраля, а именно в этот день тридцать лет назад драматург начал писать эту пьесу. Это совпадение стало для него знаковым.
— Как театр будет отмечать свой юбилей?
— Театр уже отмечает его — спектаклями. В этом сезоне у нас уже четыре премьеры, три из них — "Игра в замке, "Пять углов", "Таланты и поклонники" — так или иначе связаны с темой театра, актёров. Это и есть "отмечание" юбилея. Конечно, у нас будет и торжественное собрание, мы будем друг друга поздравлять. 10 апреля к нам придут наши друзья, наши попечители, те люди, которые на всём непростом пути театра помогали и поддерживали нас.
— Меняется ли состав общественного Попечительского совета театра?
— Какие-то изменения происходят, но костяк остаётся неизменным. И это хорошо; мы рады, что есть люди, постоянные в своем расположении к нашему театру. Это Алексей Михайлович Грицай, Евгений Николаевич Нагдаев, Василий Викторович Пасков, Николай Алексеевич Митрущенков, Виктор Александрович Быков, Виктор Тихонович Мироненко (председатель Совета) и другие. Есть люди, которые не так давно подключились к работе, активно помогают.
— Как живут актёры театра? У них, ведь, говорят, небольшая зарплата…
— Да, маленькая.
— Могут ли они подрабатывать — ходить на кастинги, сниматься в сериалах?
— Работа в театре не исключает возможности подработать, хоть это и непросто, поскольку надо координировать занятость актёра с репетиционным процессом и прокатом спектаклей. Как они живут — вот так и живут, как все. Да, ходят на кастинги, могут и в сериалах сниматься. Просто в театре есть репертуар, репетиционный процесс, который мы стараемся планировать заранее, чтобы актёры знали свои свободные дни.
— Почему в театре достаточно много актёров, приехавших из Ярославля? Это совпадение или вам нравятся именно ярославские артисты?
— Тут всё просто. В Ярославле находится один из крупнейших театральных вузов России, с традиционно сильной театральной школой. А в остальных ближайших к Москве областях театральных вузов нет. Ежегодно Ярославский институт выпускает студентов, которые приезжают показываться в Москву, поскольку в самом Ярославле театров немного. Показываются они и у нас в театре. То есть пополнение молодыми актёрами из Ярославля происходит просто потому, что они приезжают в Москву. Если и есть совпадения, то другого рода. Например, мы в своё время познакомились с замечательным режиссёром, заслуженным деятелем искусств России Александром Сергеевичем Кузиным; он поставил в "Ведогонь-Театре" спектакль "Царь Фёдор Иоаннович". А он работал в своё время вместе с Кириллом Анатольевичем Даниловым, который тогда был главным художником Ярославского ТЮЗа, — так мы познакомились и с ним, и пригласили его к нам в театр.
— Какие сейчас трудности, проблемы у театра?
— Надо постоянно искать средства для постановок. Большая проблема с помещением. Репертуар расширяется, мы готовы расширять его и дальше, но — "упираемся" в то, что нам просто негде хранить декорации, реквизит и костюмы. Конечно, мы сейчас радуемся тому, что у нас есть свой дом, где мы можем отметить 10-летие. Но при этом думаем и о том, что дом этот очень маленький, не во всём удобный, не отвечающий многим требованиям театральной площадки. Что в Зеленограде должно появиться отдельное здание театра, специально для театра и построенное. Я думаю, что оно обязательно будет — это вопрос времени.
— Вы руководите театром, решаете множество проблем, ставите спектакли, играете. Хватает ли на всё сил и времени?
— Раз театр работает, значит, сил хватает. Дело не только во мне, ведь театр — это коллективная работа, усилия многих людей, протяжённые во времени. Есть коллектив, люди, которые отвечают за разные направления работы. А люди у нас постоянные и ответственные. Театр живёт, дышит, увлечён новыми идеями и планами.
— Вы по-прежнему ездите в театр на велосипеде?
— Сейчас нет. Езжу, когда тепло и нет снега.
— Как вы "восстанавливаетесь", поддерживаете себя в тонусе?
— Хожу в фитнес-клуб "Гринсити", занимаюсь с удовольствием; у меня есть тренер, который очень помогает. Люблю баню и велосипед. И поддерживают, конечно, разные поездки, встречи с новыми странами, городами, людьми.
Юлия Кравченко