— Какие задачи решает сегодня "Инженерная служба", за что отвечает?
— К основным задачам относится распределение бюджетных средств на различные виды работ. Так, мы являемся заказчиками и распределителями субсидий, выделяемых правительством Москвы на эксплуатацию и содержание жилых домов; эти субсидии перечисляются "Инженерной службой" ДЕЗам, как управляющим компаниям. ГУ ИС отвечает также за уборку, содержание и ремонт дворовых территорий, обслуживает общедомовые инженерные системы. ГУ ИС ведёт бухгалтерский и статистический учет жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. В нашем ведении счётчики воды, подъёмные механизмы для инвалидов, охрана подъездов посредством консьержей и технических средств.
Кроме того, мы, вместе с районными управами, являемся инициаторами создания товариществ собственников жилья. "Инженерная служба" — официальный представитель интересов города как собственника помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности города. Это новая для ГУ ИС функция, и вообще сейчас ТСЖ — важная тема. Но их создание идёт в Зеленограде не так быстро, как в других московских округах…
— Почему так происходит?
— У нас много просвещённых людей; им надо более подробно разъяснять все преимущества создания ТСЖ. Мы организовываем совместно с управами общие собрания жителей по поводу жилищных объединений. Если их итоги положительные (есть принятое решение о создании ТСЖ), мы регистрируем его в налоговой, получаем свидетельство о регистрации, вносим нужные изменения в БТИ — с тем, чтобы жильцы могли выбрать для себя способ управления домом и, что называется, начать жить по-новому.
— Жители, образовавшие ТСЖ, теоретически могут огородить свой двор, нанять своего дворника, а не пользоваться услугами управляющих компаний — ДЕЗов. Как в таком случае будут строиться их отношения с "Инженерной службой"?
— И жилищные объединения, и управляющие организации сохраняют свое право на получение из бюджета города субсидий на содержание и текущий ремонт общего имущества в доме. Если ТСЖ выбирает способ управления и персонал самостоятельно, не пользуясь услугами ДЕЗа, мы заносим товарищество в единый реестр управления. И уже после подготовки всех нужных документов, субсидии направляются непосредственно ТСЖ, минуя управляющую компанию.
— Вы перечисляете субсидии ДЕЗам, а кто контролирует их расход?
— Этим занимаются управы районов. Экономисты "Инженерной службы" делают перерасчёты субсидий, это происходит минимум раз в год. Мы плотно работаем с ДЕЗами, однако сейчас всё идёт к тому, что будут появляться и частные управляющие компании. Они будут завоёвывать рынок жилищно-коммунальных услуг, и ГУ ИС будет вести работу по получению и распределению субсидий и с этими компаниями.
— Где проходят границы дворов, за которые вы отвечаете, и "не дворов"? Иногда видно, что вот эту конкретную дорожку чистят, а в двух шагах — будто "ничья" зона.
— Таких зон теоретически у нас нет. Все внутридворовые проезды — а это и пешеходные дорожки, и собственно дворы, и тупиковые пожарные проезды — обслуживаются ГУ ИС. За уборку автомобильных дорог, магистралей отвечает ГУ "Озеленение и благоустройство". В их же ведении первые дрожки примерно в 10-метровой зоне от проезжей части. К примеру, Центральным проспектом и дорожками по обеим его сторонам занимается "Озеленение и благоустройство", а как только мы попадаем за девятиэтажки вдоль проспекта – это уже наша территория. То есть любая дорога или проезд закреплены за одним из этих предприятий.
— В Зеленограде сейчас много строек, кто отвечает за уборку возле них?
— В тот момент, когда идут строительные работы, за уборку территорий вокруг неё отвечают строительная компания. У нас в округе это большей частью компании "Зинвест", "Зеленоградстрой". Когда строительство заканчивается, ГУ ИС участвует в приёмке домов и территории вокруг них, а затем, когда начинается заселение жителей, снова принимаем их на баланс.
— Вот конкретный пример: в 3 микрорайоне строят жилой дом и теплоцентраль. Возле корпуса 360 — "Флейты" — основательно разрыто, перекрыты пешеходные дорожки; а там, где ещё можно пройти, очень грязно. Строители там не убирают?
— Да, там у нас сейчас "горячая точка". С начала этого года уборка возле этих строек закреплена за самими строителями. Но у них иной раз не хватает и возможностей, и организованности. Зимой там произошла смена подрядчиков, а пока провели все необходимые документы, территория быстро пришла в плохое состояние, и вообще был упущен момент. Мы только в феврале поняли, что строители не в силах нормально содержать эту территорию. ГУ ИС вместе с управами всё равно пытается как-то расчистить грязь и захламлённые участки.
— Зимой на газонах возле подъездов часто можно было увидеть сваленные кучи снега, иногда перемешанные с мусором. Почему они там лежат?
— Есть определённый регламент уборки территории, и мы в любом случае сначала складируем на газонах убранный с тротуаров снег. Не на каждом газоне, конечно, есть оговоренные места. Если эта куча начинает как-то мешать проезду — допустим, из-за неё не видно выезжающую машину, — её постепенно убирают. Ближе к концу зимы большие скопления снега вывозятся в Малино, к 856-му корпусу; там находятся мобильные снегоплавильные установки. Что касается мусора, сейчас начался месячник благоустройства, и мусор мы централизованно убираем и вывозим. Признаю, что есть отдельные нарушения по части уборки снега и мусора, но по каждой жалобе мы работаем.
— В прошлом году в округе были проблемы с капитальным ремонтом; в частности, было много жалоб от жителей 4 микрорайона на подрядные организации. Есть ли какие-то изменения в проведении капремонта в этом году?
— Нам действительно было трудно проводить капитальный ремонт в прошлом году. Ведь это долгосрочная программа, и это был первый год, время становления. Когда появилась столичная программа по капитальному ремонту, желание поучаствовать в ней изъявили множество организаций. Когда проводились аукционы, единственным критерием выбора подрядчиков была стоимость работ — кто предложит меньшую (от первоначальной цены), тот и выигрывал, почти невозможно было знать, кто будет работать хорошо, а кто плохо. Особенно если вспомнить, что в Зеленограде плановые ремонты в жилых домах не проводилось до того лет десять. Я пришёл в ГУ ИС как раз начальником отдела капитального ремонта, в октябре прошлого года. Ситуация была сложная, более десяти домов в 4 микрорайоне оставались без тепла, люди жили со срезанными радиаторами. Мы тогда в авральном режиме, уже с нашими окружными подрядными организациями, за полтора месяца решили проблему. Во всяком случае, тепло в квартиры в 20- числах октября дали. Хорошо ещё, что с погодой более или менее повезло.
Помимо плохой работы отдельных подрядчиков, были проблемы с прохождением проектно-сметной документации. ПСД опаздывало: в марте начались работы, а документы в полном объёме мы получили только к лету.
— В этом году подрядчики другие или всё те же? ГУ ИС может как-то повлиять на их выбор?
— Часть подрядчиков, неудовлетворительно работавших в прошлом году, в этом просто отсеялась и не будет участвовать в аукционе на проведение капитального ремонта. С 1 января нынешнего года создан и работает Департамент капитального ремонта, его отделы есть в каждом округе. Я вхожу в состав штаба по проведению капитального ремонта при префектуре ЗелАО. У нас теперь есть опыт, "набитые шишки" и общее представление о подрядных организациях. Что касается аукционов, критерий выбора подрядчиков остался тот же (стоимость работ), но округ может направить рекомендательные письма по подрядчикам ещё до конкурса.
Есть ещё один положительный момент. В 2008-м капремонт проводился в 49-ти домах, одной подрядной организацией ремонтировалось до 12-ти корпусов — а это немало. В этом году будут ремонтироваться 24 дома на 19 подрядчиков, то есть примерно по одному корпусу на каждую организацию. Плюс мы меняем сам принцип работы ремонтников с жителями. Ведь работы в квартирах велись по два-три месяца: сначала сделают что-то по отоплению, через две недели появятся и начнут делать воду — и так далее. А люди живут в это время в разрухе. Сейчас мы будем строить процесс ремонта так, чтобы строители зашли в квартиру один раз, но в течение двух-трёх дней сделали всё. И вышли из квартиры со сделанной работой, чтобы больше не возвращаться и не беспокоить жителей.
Сейчас ужесточился и контроль сроков проведения капитального ремонта. Тех, кто нарушает график, могут просто снять с работ.
— Вы недавно руководите "Инженерной службой", есть ли серьёзные проблемы в работе?
— Идёт процесс становления, каких-то особых трудностей я не вижу. Разве что с персоналом — у нас не хватает инженеров. Больше экономистов, юристов, бухгалтеров, поскольку работа связана с распределением бюджетных денег. Но нужен и хороший технический штат. На балансе ГУ ИС всевозможные технические общедомовые системы, счётчики воды, а у нас на весь Зеленоград всего два специалиста по таким системам. Сейчас пытаемся как-то увеличить их число.
И ещё вот что: нас часто называют просто аббревиатурой — ГУ ИС, а это как-то не очень красиво. В нашей жизни и так слишком много всяких сокращений. "Инженерная служба" — звучит намного лучше.
— Сейчас Год равных возможностей; будете ли вы строить больше пандусов для инвалидов-колясочников?
— Сейчас реализуется целая программа по передвижению по городу людей с ограниченными физическими возможностями, в неё заложены большие средства. Это не только строительство пандусов, но и другие работы; например, занижение бортового камня на тротуарах, чтобы колясочник мог нормально передвигаться по улице. Это и подъёмные платформы в подъездах и в квартирах.
— У нас одна проблема "цепляется" за другую. Если занизить тротуары, на них будет въезжать ещё больше машин. Кстати, незаконными гаражами-ракушками и брошенными машинами вы занимаетесь?
— Да, конечно. Что до въезда машин, то эти места мы заранее выявляем, ставим заградительные столбики. А также демонтируем самовольные столбики и автостоянки. Ракушки и брошенный транспорт тоже в нашем ведении, мы серьёзно над этим работаем вместе с управами и милицией. Есть регламент: ГУ ИС занимается непосредственно претензионными работами. То есть мы сначала просим хозяина машины добровольно убрать ракушку или металлический тент; если же он не соглашается, мы после определённого срока составляем иск и направляем его в суд. Сейчас разрабатываются более серьёзные правила по поводу и незаконных гаражей, и брошенных машин; скоро должно выйти распоряжение префекта по этому поводу. Я думаю, после его выхода полномочия и сроки демонтажа буду прописаны более чётко.
Юлия Кравченко