Её директор, Игорь Агапов — доктор педагогических наук, победитель конкурса «Учитель года России — 1996», лауреат разнообразных премий в области образования. О сути экспериментов, о повседневной жизни и традициях школы Zelenograd.ru побеседовал с заместителем директора школы № 1151 Натальей Иноземцевой. Это учитель с многолетним педагогическим стажем, преподаватель математики и правая рука директора школы.
Слушать интервью (46:02) | загрузить файл со звуком (11052 Кб) |
— Наталья Николаевна, в вашей школе огромное количество учеников. Сколько классов в каждой параллели? Как все помещаются, хватает ли кабинетов?
— 1-х —
— Что представляют собой эксперименты в вашей школе?
— Их достаточно много, я расскажу об основных. Мы работаем в режиме городской экспериментальной площадки уже 10 лет. Школа первой начала городской проект по реализации компетентностного подхода в образовании. Мы учим детей учиться. Можно выучить формулы сейчас, а завтра их забыть. А мы стараемся показать детям, что образование является не результатом, а процессом. Стараемся заложить в них желание постоянно обучаться, изменяться и развиваться; самостоятельно добывать знания. Мы учим также слушать, говорить и дискутировать на уроках, учим общению друг с другом.
Вторая наша городская экспериментальная площадка — шестиклассная начальная школа. Есть серьёзные психологические проблемы «отрыва» от начальной школы после
— Значит ли это, что в течение шести лет у детей один педагог (он же классный руководитель) по основным предметам?
— Такой вариант предлагался в рамках эксперимента, мы пробовали, но результат не понравился. Сегодня нет учителей, которые могли бы вести в 5 и 6 классах одновременно математику, историю, русский язык и другие предметы. Учителя после
— В начальной школе у вас есть гендерные классы, расскажите о них подробнее.
— В нашей школе уже шестой год идет эксперимент по раздельно-параллельному обучению мальчиков и девочек. Раздельное обучение применяется на уроках русского языка, математики, чтения, в то время как предметы эстетического цикла ребята изучают вместе. Обычно в педагогике уделяют внимание различиям в познавательной деятельности учеников разного возраста. Однако весьма значительны и различия между учениками разного пола. Ведь мальчики и девочки обладают разными типами познания, их мозг устроен и работает по-разному: девочки и мальчики неодинаково воспринимают окружающий мир, в различном темпе перерабатывают и усваивают информацию, у них есть различия в организации внимания, в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы. Всё это влияет на качество и стиль учебы.
— Вы исходите из того, что девочки большие гуманитарии, чем мальчики?
— Мы так не считаем, но помним, что очередность созревания разных психических функций у мальчиков и девочек разные. Девочки, обычно, раньше начинают говорить, и всё дальнейшее развитие проходит на словесном «фоне». А у мальчиков то же самое проходит на наглядно-образном уровне. Мальчики уже в шесть лет лучше организуют те виды деятельности, где необходимо пространственное мышление, тогда как у девочек её нет ещё и к
— В гендерных классах все уроки раздельные?
— Только основные. Мальчики и девочки вместе на ИЗО, музыке, бальных танцах. И, конечно, на переменах, на всех внеклассных мероприятиях, в поездках и на экскурсиях. Кстати, бальные танцы не факультативны, это обязательный предмет. Опять-таки, это не институт благородных девиц и кадетский корпус, а хорошее и в психологическом, и в обучающем смысле нововведение. Каждый год дети показывают свои танцевальные успехи, ведь уже в третьем классе они танцуют и вальс, и румбу. Ведут занятия профессиональные педагоги — хореографы, их ученики — победители различных международных конкурсов.
— После начальной школы дети объединяются в смешанные классы?
— Нет, у нас уже и сейчас есть шестые классы мальчиков и девочек. Мы думаем, что лучше продолжать раздельное обучение до 9 класса, чтобы не создавать дополнительных проблем в и без того сложном подростковом возрасте.
— Кто преподаёт в вашей школе?
— У нас очень стабильный и квалифицированный педагогический коллектив. Может, это прозвучит нескромно, но я считаю, что лучший в городе. Наша школа — одна из немногих в Москве, которая может похвастаться учителями, ставшими победителями в конкурсе «Учитель года» российского и московского уровней.
Нет случайных людей от педагогики, все с профессиональным высшим образованием, включая и учителей физкультуры, трудового обучения, музыки. Показателем их работы можно считать, например, стабильное поступление выпускников на бюджетные места в известные вузы. Не только в МИЭТ, но и в Бауманский институт, и в МГУ. Причём поступают часто без репетиторов, а это означает хорошую базу знаний. Школа сотрудничает с МИЭТом, Московским психолого-педагогическим институтом, Московским институтом экономики, политики и права и другими вузами.
— А как готовят учителей в экспериментальные классы?
— Мы их обучаем. На базе нашей школы работают курсы повышения квалификации работников образования: «Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования» и «Преодоление неуспешности в обучении младших школьников». Обучение на курсах дает возможность нашим учителям и учителям других школ округа повысить свой профессиональный уровень.
— Есть ли у вас профильные классы?
— Физико-математический и химико-биологический в старших классах. До прошлого года с
— Что предлагает школа в части дополнительного образования?
— У нас множество кружков, как спортивных, так и творческих. В школе работают секции футбола, баскетбола, волейбола, регби, спортивных бальных танцев. В этом году также появилась секция карате. Есть дизайнерские кружки, хореографическая студия, театральный кружок, изостудия, ресурсный центр самообразования (медиатека). Сотрудничаем с ДЮЦ «Каравелла», спортивными школами. В этом году появился кружок по обучению игры на гитаре, который ведут два преподавателя: педагог по музыке и психолог. Это помогает ребятам не только освоить азы музыкальной грамоты, но и научиться справляться с волнением, выступая на сцене.
— На сайте школы есть информация о безналичном расчёте в школьной столовой, как это происходит?
— К сожалению, это возможно сейчас только теоретически. Идея хорошая, и она реализуется в некоторых московских школах. Существуют пластиковые карты учащегося, родители могут положить деньги на эту карточку в сбербанке. Купить что-либо с помощью этой карточки ребёнок может только в школьной столовой, то есть родители уверены, что эти деньги не будут потрачены на что-то другое.
— Есть ли у вас свои сложившиеся традиции?
— Конечно, есть. Это не только традиционные концерты к «красным датам». Ежегодно мы проводим вручение высшей школьной награды «Премии Признания», с различными номинациями — например, «интеллектуал года», «читатель года», спортсмен, шахматист, «дебют года» и др. Есть и две номинации для сотрудников школы: «Почётный работник школы» и «За преданность делу». Высшей школьной наградой отмечаются ученики и сотрудники школы, которые внесли наибольший вклад в развитие нашей школы.
Каждый год проводим конкурс «Две звезды» — это очень интересное мероприятие, поскольку свои таланты — музыкальные, танцевальные и т.д. — показывают дуэтом ученик и учитель, ученик и старший брат, принимают участие и мамы, папы, бабушки. Наши выпускные вечера уже много лет проводятся во Дворце культуры города, на большой сцене. Первый раз мы решили это сделать, когда у нас выпускных классов было девять — от «а» до «и», и мы, конечно в школе просто бы не уместились. Обязательно на вечере выступают педагоги, готовят собственными силами спектакль для выпускников, всё очень неформально и весело.
— В некоторых школах есть платные курсы, например, иностранных языков. Существуют ли такие у вас?
— Нет, все образовательные услуги в школе бесплатны. Мы принципиально пока не лицензируем ни одну из платных услуг, поскольку считаем, что образование должно быть доступным для всех.
Юлия Кравченко