Школа 1151: эксперименты и гендерные классы 13.04.2009 ZELENOGRAD.RU
Зеленоградская средняя общеобразовательная школа № 1151 работает в режиме нескольких экспериментальных площадок: «Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования», «Шестиклассная начальная школа». Школа № 1151 самая большая в округе (и в Москве таких «населённых» школ немного) — в ней учатся 1398 детей.

Её директор, Игорь Агапов — доктор педагогических наук, победитель конкурса «Учитель года России — 1996», лауреат разнообразных премий в области образования. О сути экспериментов, о повседневной жизни и традициях школы Zelenograd.ru побеседовал с заместителем директора школы № 1151 Натальей Иноземцевой. Это учитель с многолетним педагогическим стажем, преподаватель математики и правая рука директора школы.

Слушать интервью (46:02)загрузить файл со звуком (11052 Кб)

— Наталья Николаевна, в вашей школе огромное количество учеников. Сколько классов в каждой параллели? Как все помещаются, хватает ли кабинетов?

— 1-х — 4-х классов у нас пять ("а"—"д"), с 5 по 9-й классы — по шесть ("а"—"е«), и сейчас по три 10-х и 11-х класса. Кабинетов хватает, ведь у нас два здания: в первом обучаются учащиеся с 1 по 6 классы, во втором — с 7 по 11.

— Что представляют собой эксперименты в вашей школе?

— Их достаточно много, я расскажу об основных. Мы работаем в режиме городской экспериментальной площадки уже 10 лет. Школа первой начала городской проект по реализации компетентностного подхода в образовании. Мы учим детей учиться. Можно выучить формулы сейчас, а завтра их забыть. А мы стараемся показать детям, что образование является не результатом, а процессом. Стараемся заложить в них желание постоянно обучаться, изменяться и развиваться; самостоятельно добывать знания. Мы учим также слушать, говорить и дискутировать на уроках, учим общению друг с другом.

Вторая наша городская экспериментальная площадка — шестиклассная начальная школа. Есть серьёзные психологические проблемы «отрыва» от начальной школы после 4-го класса: была одна учительница, стало много, да и родители, помогающие детям в первые годы учёбы, к средней школе начинают отдаляться и уделяют им меньше внимания. А в пятом классе — это всё ещё дети. Вследствие резкого перехода в «большую школу» успеваемость начинает снижаться. Я убеждена, что чем дольше ребёнок держится на хороших отметках, тем лучше он будет учиться в дальнейшем: даже если отметки будут немного «натянуты» в младшей школе, условно говоря, там, где 3+, я предпочитаю поставить 4.

— Значит ли это, что в течение шести лет у детей один педагог (он же классный руководитель) по основным предметам?

— Такой вариант предлагался в рамках эксперимента, мы пробовали, но результат не понравился. Сегодня нет учителей, которые могли бы вести в 5 и 6 классах одновременно математику, историю, русский язык и другие предметы. Учителя после 4-го класса разные, но мы стараемся сгладить переход, адаптируем детей к средней школе: они учатся шесть лет в отдельном здании; ещё в течение двух лет после начальной школы (5,6 класс) их продолжает курировать учитель начальных классов, а до этого в 3 и 4 классах дополнительные занятия по математике, русскому языку, биологии и другим предметам у учащихся проводят учителя старших классов.

— В начальной школе у вас есть гендерные классы, расскажите о них подробнее.

— В нашей школе уже шестой год идет эксперимент по раздельно-параллельному обучению мальчиков и девочек. Раздельное обучение применяется на уроках русского языка, математики, чтения, в то время как предметы эстетического цикла ребята изучают вместе. Обычно в педагогике уделяют внимание различиям в познавательной деятельности учеников разного возраста. Однако весьма значительны и различия между учениками разного пола. Ведь мальчики и девочки обладают разными типами познания, их мозг устроен и работает по-разному: девочки и мальчики неодинаково воспринимают окружающий мир, в различном темпе перерабатывают и усваивают информацию, у них есть различия в организации внимания, в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы. Всё это влияет на качество и стиль учебы.

— Вы исходите из того, что девочки большие гуманитарии, чем мальчики?

— Мы так не считаем, но помним, что очередность созревания разных психических функций у мальчиков и девочек разные. Девочки, обычно, раньше начинают говорить, и всё дальнейшее развитие проходит на словесном «фоне». А у мальчиков то же самое проходит на наглядно-образном уровне. Мальчики уже в шесть лет лучше организуют те виды деятельности, где необходимо пространственное мышление, тогда как у девочек её нет ещё и к 13-ти годам (например, при решении геометрических задач). Девочки лучше справляются с типовыми заданиями с упором на исполнительскую сторону работы, а у мальчиков склонны искать нетрадиционные новые решения. Учитывая эти особенности, мы добиваемся хороших результатов и в гуманитарных, и в точных дисциплинах. В гендерных классах в конце четвертого класса был проведён срез знаний по математике — так вот у наших гуманитарных девочек и математические навыки, и логика оказались на порядок лучше, чем у девочек из обычных, смешанных классов.

— В гендерных классах все уроки раздельные?

— Только основные. Мальчики и девочки вместе на ИЗО, музыке, бальных танцах. И, конечно, на переменах, на всех внеклассных мероприятиях, в поездках и на экскурсиях. Кстати, бальные танцы не факультативны, это обязательный предмет. Опять-таки, это не институт благородных девиц и кадетский корпус, а хорошее и в психологическом, и в обучающем смысле нововведение. Каждый год дети показывают свои танцевальные успехи, ведь уже в третьем классе они танцуют и вальс, и румбу. Ведут занятия профессиональные педагоги — хореографы, их ученики — победители различных международных конкурсов.

— После начальной школы дети объединяются в смешанные классы?

— Нет, у нас уже и сейчас есть шестые классы мальчиков и девочек. Мы думаем, что лучше продолжать раздельное обучение до 9 класса, чтобы не создавать дополнительных проблем в и без того сложном подростковом возрасте.

— Кто преподаёт в вашей школе?

— У нас очень стабильный и квалифицированный педагогический коллектив. Может, это прозвучит нескромно, но я считаю, что лучший в городе. Наша школа — одна из немногих в Москве, которая может похвастаться учителями, ставшими победителями в конкурсе «Учитель года» российского и московского уровней.

Нет случайных людей от педагогики, все с профессиональным высшим образованием, включая и учителей физкультуры, трудового обучения, музыки. Показателем их работы можно считать, например, стабильное поступление выпускников на бюджетные места в известные вузы. Не только в МИЭТ, но и в Бауманский институт, и в МГУ. Причём поступают часто без репетиторов, а это означает хорошую базу знаний. Школа сотрудничает с МИЭТом, Московским психолого-педагогическим институтом, Московским институтом экономики, политики и права и другими вузами.

— А как готовят учителей в экспериментальные классы?

— Мы их обучаем. На базе нашей школы работают курсы повышения квалификации работников образования: «Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования» и «Преодоление неуспешности в обучении младших школьников». Обучение на курсах дает возможность нашим учителям и учителям других школ округа повысить свой профессиональный уровень.

— Есть ли у вас профильные классы?

— Физико-математический и химико-биологический в старших классах. До прошлого года с 8-го класса мы набирали допрофильные классы по этим направлениям — для того, чтобы ребята поняли, нужно им это, интересно, или же нет, и определились с профилем к 10-му классу. Сейчас мы идём по пути ранней профилизации с 5 класса, за счёт факультативов или кружков. То есть дети могут выбрать любой предмет и посещать его факультативно. Но не для того, чтобы исправить двойку на тройку (на то существуют отдельные дополнительные занятия), а для расширения знаний по предмету. Результаты ранняя профилизация даёт отличные. Это доказала команда мальчиков 5 класса под руководством Алексеевой Елены Александровны. Они решили поучаствовать в олимпиаде по математике в МГУ. Приехав туда, обнаружили, что олимпиада проводится для учащихся 6-х классов, но — возвращаться далеко, лучше уж попробовать решить хоть несколько заданий. В итоге справились и получили пять грамот.

— Что предлагает школа в части дополнительного образования?

— У нас множество кружков, как спортивных, так и творческих. В школе работают секции футбола, баскетбола, волейбола, регби, спортивных бальных танцев. В этом году также появилась секция карате. Есть дизайнерские кружки, хореографическая студия, театральный кружок, изостудия, ресурсный центр самообразования (медиатека). Сотрудничаем с ДЮЦ «Каравелла», спортивными школами. В этом году появился кружок по обучению игры на гитаре, который ведут два преподавателя: педагог по музыке и психолог. Это помогает ребятам не только освоить азы музыкальной грамоты, но и научиться справляться с волнением, выступая на сцене.

— На сайте школы есть информация о безналичном расчёте в школьной столовой, как это происходит?

— К сожалению, это возможно сейчас только теоретически. Идея хорошая, и она реализуется в некоторых московских школах. Существуют пластиковые карты учащегося, родители могут положить деньги на эту карточку в сбербанке. Купить что-либо с помощью этой карточки ребёнок может только в школьной столовой, то есть родители уверены, что эти деньги не будут потрачены на что-то другое.

— Есть ли у вас свои сложившиеся традиции?

— Конечно, есть. Это не только традиционные концерты к «красным датам». Ежегодно мы проводим вручение высшей школьной награды «Премии Признания», с различными номинациями — например, «интеллектуал года», «читатель года», спортсмен, шахматист, «дебют года» и др. Есть и две номинации для сотрудников школы: «Почётный работник школы» и «За преданность делу». Высшей школьной наградой отмечаются ученики и сотрудники школы, которые внесли наибольший вклад в развитие нашей школы.

Каждый год проводим конкурс «Две звезды» — это очень интересное мероприятие, поскольку свои таланты — музыкальные, танцевальные и т.д. — показывают дуэтом ученик и учитель, ученик и старший брат, принимают участие и мамы, папы, бабушки. Наши выпускные вечера уже много лет проводятся во Дворце культуры города, на большой сцене. Первый раз мы решили это сделать, когда у нас выпускных классов было девять — от «а» до «и», и мы, конечно в школе просто бы не уместились. Обязательно на вечере выступают педагоги, готовят собственными силами спектакль для выпускников, всё очень неформально и весело.

— В некоторых школах есть платные курсы, например, иностранных языков. Существуют ли такие у вас?

— Нет, все образовательные услуги в школе бесплатны. Мы принципиально пока не лицензируем ни одну из платных услуг, поскольку считаем, что образование должно быть доступным для всех.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран