Каким образом соединяются эти — на первый взгляд совершенно различные — функции, зачем они объединены, о грядущих изменениях и проблемах работы Роспотребнадзора Zelenograd.ru рассказал главный государственный санитарный врач, руководитель территориального отдела Роспотребнадзора Леонид Денисов.
— Что понимается в названии новой структуры под "благополучием человека"?
— Центр Госсанэпиднадзора разделили на две структуры. Одна — надзорный орган Роспотребнадзора (30 специалистов), другая — филиал Центра гигиены и эпидемиологии, способствующая этому самому надзору проведением лабораторных исследований объектов окружающей среды и осуществляющая санитарные экспертизы (66 человек). Плюс 3 человека, переданных из торговой инспекции для осуществления контроля исполнения закона "О защите прав потребителей". Вероятнее всего, законодатель путём слияния наименований двух законов образовал новое название службы, "упустив" самое главное понятие —
— Может быть, слияние этих двух служб — мировая практика?
— В Европе и США подобные структуры работают раздельно. В 2004 году мы были во Франции, в Ницце, как раз с целью обмена опытом. Спрашивали, как проходят плановые мероприятия по проверке
— А сколько таких обращений у нас, в Зеленограде?
— В прошлом году в наш отдел с жалобами обратились 302 человека. Из них по линии защиты прав потребителей 201 обращение; 101, соответственно, касались санитарных норм. Это официально зарегистрированные письменные жалобы. Устных было 740, но, по закону, мы не имеем права проводить проверки по устным обращениям — нужно письменное заявление, нужна обратная связь. То есть большая часть обратившихся не захотела довести дело до конца. Но даже 740 жалоб — это мало. Сравните с вышеупомянутым количеством обращений в небольшом городе.
— На что
— В основном обращения связаны с некачественной одеждой и продуктами, а также бытовой техникой.
— Есть ли магазин, на который жалуются чаще прочих?
— Это "Эльдорадо", на него идут жалобы постоянно. Много жалоб на изготовителей мебели, на торговые точки по продаже сотовых телефонов.
— Как долго рассматриваются обращения жителей?
— В зависимости от сложности проблемы. Например, бытовая техника: гарантийный ремонт не может превышать 45 дней, заменить некачественный товар должны в течение 7 дней, товар должны вернуть в срок не более 10 дней. Но когда возникает спор о причинах неисправности, должны провести товароведческую экспертизу. Сроки удлиняются, но не более чем на 45 дней.
— Чаще жалуются на небольшие магазинчики или на супермаркеты?
— Одинаково. Что касается супермаркетов, то они работают
— Можно ли пожаловаться на
— Управа здесь ни при чём, оттуда в лучшем случае перенаправят жалобу к нам. Раньше они могли рассматривать подобные жалобы и консультировать жителей по защите их потребительских прав, но теперь этот пункт из закона изъят. В управах по закону не должно быть отделов по защите прав потребителей. Непосредственно контролем исполнения закона "О защите прав потребителей" в округе занимаются 3 специалиста нашего отдела. Если речь идёт о некачественных продуктах питания, с жалобой также надо обращаться к нам, в Роспотребнадзор.
— Как часто вы проводите проверки предприятий малого и среднего бизнеса?
— В начале этого года вышел новый федеральный закон (№ 294) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Речь, как следует из названия, идёт о защите малого и среднего бизнеса от
— От предпринимателей часто можно услышать жалобы на количество различных проверок, в том числе и по
— Эти жалобы необоснованны. Тем более сейчас, когда правительство Москвы издало распоряжение о моратории на эти проверки: в нём указаны 23 контролирующих структуры. Нашей службы среди них нет, так как мы являемся федеральным органом надзора. Нюанс в том, что предприниматели даже не всегда понимают, кто к ним приходит и с какой целью. Прежняя структура СЭС была поделена на две половины: первая — Роспотребнадзор (собственно надзор), вторая — Центр гигиены и эпидемиологии. Мы занимаемся только проверками, а Центру даём задание параллельно с проверками производить лабораторные исследования. Предприятия, вырабатывающие
К тому же сейчас есть и немало общественных организаций, с созвучными Федеральной службе названиями. У них нет полномочий надзора и контроля, тем не менее, они приходят к предпринимателям, составляют
— Как же разобраться в этих структурах предпринимателю?
— Проверять документы у тех, кто приходит, не пускать бездумно. Если
— А как обстоят дела с проверками санитарных норм в государственных учреждениях?
— Плановые мероприятия проводятся один раз в два года. В новом законе с 1 июля в части проверок предприятий здравоохранения, образования и социальной сферы сформулировано — "могут планово проверяться чаще, чем два раза в три года". Но сколько это — чаще — точно не указано. Теперь мы не имеем права участвовать в приёмке готовности школы к новому учебному году, при открытии новой школы, например. Впрочем, школы сами нас приглашают.
— В наших школах есть санитарные проблемы?
— Бывают. К примеру, в прошлом году директор новой школы надомного обучения в Малино обратилась ко мне с просьбой посмотреть школу, есть
— Какова ситуация в других школах?
— Это старые проблемы; те, которые трудно, как в приведённом случае, ликвидировать. В середине
— Вы говорите о школах старого города?
— И новые, в Крюково, тоже так строили. Сейчас, по решению префекта, в школах № 618 и 1353 строители разделили систему отопления и вентиляции. С этим учетом построена и школа надомного обучения в Малино.
— Проблемы с вентиляцией только в школах?
— Почему же, и на наших предприятиях микроэлектроники. Зайдите в ближайшую к МИЭТу "Клюшку". Многие помещения сданы в аренду. Всё перемешано — и предприятия электроники, и малый бизнес, не имеющий никакого к ним отношения. Но система вентиляции общая;
— Возвращаясь к новым правилам и срокам проверок. Раз в три, раз в два года — это, по вашему мнению, мало для контроля?
— Конечно, мало, при существующих проблемах. Правда, для нас, сотрудников Роспотребнадзора, как раз неплохо. Ведь в прежние времена наш штат рассчитывался исходя из количества объектов и численности населения. В
— Через детей. Обучать правам, правилам и нормам нужно со школьной скамьи. Я считаю, что мы должны объяснять детям подробно все правила: от пользования бассейном до требований к инструментам в парикмахерской. Научить читать в магазинах этикетку на товарах, срок годности, состав продукта, пресловутые ГМИ и так далее.
— Такая необходимость не вызывает сомнений, но станет ли взрослый реагировать на замечания ребёнка.
— А информированный ребёнок или подросток найдёт способ пожаловаться на нарушения: скажет родителям, учителю, директору школы. Только сначала в его голову надо вложить знания о правилах. Я вижу одну из наших задач именно в этом. И такую работу в школах мы уже ведём.
Юлия Кравченко
Как сложно было заставить жителям в 3-м районе, чтобы эта структура выполнила своё назначение.