- 1) Компьютерное анкетирование школьников из 36 вопросов (анонимно) о состоянии здоровья и образе жизни.
- 2) Обследование электрокардиографом состояния здоровья детей по
10-балльной шкале (8–10 баллов — сниженные адаптационные возможности организма). - 3) Просветительская работа медиков с детьми группы риска.
Изучением здоровья учеников займутся в начальных «школах здоровья» 1701, 1702, 1703 и 1704, в «школе здоровья» 1923, в Центре образования 2045, в школах 1194, 1149 и 1353. Базовой школой эксперимента стала школа 618, где работать по этой программе начали первыми. Активность проявил и Центр образования 2045, там прошла встреча с главным санитарным врачом Зеленограда, доктором медицинских наук Леонидом Денисовым
— Сегодня наши дети, к сожалению, ничего не знают о своем здоровье и о профилактике, вплоть до незнания, как основ гигиены и симптомов болезней. — Рассказала Zelenograd.ru директор Центра образования 2045 Лариса Юрьевна Круглова. — Начинать надо именно с детей, а не с родителей, больниц или поликлиник. На первом этапе мы совместно с Роспотребнадзором установили компьютерную программу, и сейчас уже часть детей протестировали на ней. Главный санитарный врач провел у нас беседу с учителями о том, что он хочет делать, как и для чего. Следующим этапом будет работать с электрокардиографом. Он будет стоять в компьютерном центре, в свободном доступе — дети могут подойти и проверить своё самочувствие. Аппарат подключается к пульсу и к пальчикам, тут же высвечиваются результаты на компьютере и делается распечатка о том, что в настоящее время в организме не так и рекомендации родителям, к кому обратиться по этому поводу. Всё это собирается у нас в базе данных, поступает к родителям, да и сам ребенок знает, что из себя представляет его здоровье. И третий этап мы предложили уже сами: разбить детей по группам направлений их проблем со здоровьем, например, с проблемами с
Подробнее о проекте мониторинга здоровья школьников Zelenograd.ru рассказал главный санитарный врач Зеленограда Леонид Анатольевич Денисов:
— Впервые в практике образовательных учреждений для оценки индивидуального и коллективного здоровья на занятиях в кабинетах информатики школьники, по заданию преподавателя, периодически будут проходить анонимное анкетирование. Оно как раз будет говорить об их вредных привычках, о том, как он выполняют правила личной гигиены, как питаются
— Кто будет проводить такие беседы?
— Педагоги, психологи, врачи лечебного и санитарного профиля. Разрабатывать программу лекций мы будем все вместе. Сначала изучим наши анкеты — они ведь анонимные, там уже сейчас видно, с какого возраста дети начинают курить, когда приобщаются к алкоголю
— А что дадут обследования на электрокардиографе?
— После обследования на электрокардиографе мы получим базу данных о здоровье детей — ведь эти обследования будут уже не анонимные. Можно будет увидеть, кто в какую группу попадет: в первой будут здоровые, а в последней — с заболеваниями или предрасположенностью к ним, с этими детьми и надо будет работать.
— Электрокардиограф — это ведь только измерение работы сердца?
— Сердце используется как интегральный показатель состояния здоровья, так тестируют сегодня космонавтов. Разработчик прибора — зеленоградская компания «Медицинские компьютерные системы», это их «Кардиовизор», только он в зависимости от программного обеспечения выполняет разные функции, от диагностики до профилактики. И всё это на одном сердце, столько от него исходит сигналов, которые уже научились расшифровывать наши врачи в космической медицине. Мы эту технологию спускаем на землю, и наш зеленоградский проект для школьников — первый в России. Оборудование будет приобретаться на деньги, выделенные по гранту, и будет установлено в компьютерные классы школ вместе с программным обеспечением по определения статуса здоровья, оценки его состояния. Обработанные результаты обследований будут поступать к учителям, врачам
— Зачем проводить параллельно анкетирование и обследование на приборе?
— Чтобы подтвердить результаты анкетирования. Например, чтобы сказать: вот, ребята, вы курите — сами видите, как ваше сердце на это реагирует! Давайте будем отказываться — и посмотрим, какой будет результат, будут другие показания. Это как бы позволит наглядно приобщать детей к здоровому образу жизни.
— Доступ к электрокардиографу действительно сможет получить каждый ребенок?
— С преподавателем, на занятиях. Ребята смогут распечатать протокол своего обследования. Кстати, мы сейчас заказали
— Родители будут получать результаты этих обследований?
— Конечно, мы планируем доводить результаты до сведения родителей и коллективно, и индивидуально.
— Основная работа по программе развернется уже в следующем учебном году?
— Сейчас уже май, и мы очень хотим закончить до конца учебного года анкетирование в школах — чтобы снять «фон», исходный материал. А начинать работать с прибором будем уже в сентябре. Вообще, это проект долгосрочный, на годы. Мы не ждём сиюминутных результатов. Планируем вовлечь в него все школы города, но это исключительно благодаря поддержке администрации города и Управления образования — они дают нам эту площадку для эксперимента, дают детей, сами включаются в работу с педагогами.
— Как возник этот проект?
— Это проект некоммерческой организации «Социальный фонд», он выиграл грант зеленоградского конкурса социальных программ. Его цель — формирование приоритета здоровья и здорового образа жизни в системе социальных и духовных ценностей школьников. Методика донозологической диагностики позволяет оценить состояние здоровья и прогнозировать риск развития заболеваний. Эта работа носит
Елена Панасенко