Об этом Василевский сказал в интервью порталу pravda.ru. «В Зеленограде большое количество наркозависимых лиц, они же „делают погоду“ по имущественным преступлениям — это кражи, в том числе кражи автозапчастей, магнитол, грабежи на улицах», отметил глава УВД.
Борьбой с организованной преступностью в сфере нелегального оборота наркотиков занимается ФСКН, а полиция занимается в основном задержаниями подозреваемых в хранении наркотических веществ и сопутствующими преступлениями — упомянутыми кражами. Тем не менее, большая часть раскрытых преступлений по наркоторговле на счету полиции.
«Наркоманов надо лечить, а не сажать, — высказал ранее мнение Сергей Василевский, — С ними могут работать медицина и социальные институты, а полиция должна ловить наркоторговцев». Такое же мнение озвучил на встрече с муниципальными депутатами бывший начальник УВД округа Юрий Демин. «Мы не делаем результатов на хранении наркотиков, на больных людях, — сказал Демин. — Основной удар делаем на ОПГ, бизнес наркодилеров». Демин также отметил, что даже если в округе перекрыли крупные каналы поставки наркотиков, то рядом, в области, «наркоманский край».
Количество зарегистрированных преступлений увеличилось в Москве с начала года на 6% благодаря активности полиции по выявлению фактов незаконного оборота наркотических средств, сообщает столичный главк МВД. Эту статистику «сделали» наряду с наркотиками нелегальная миграция и изготовление поддельных денежных купюр.
Наркополиция призывает граждан сообщать — можно анонимно — о любых фактах, связанных с наркотиками. Граждане готовы, но жалуются на бездействие своих районных участковых. Например, жители корпуса 832 говорят, что в их доме распространяют наркотики через закладки уже несколько лет. «С утра и до вечера незнакомые люди забирают и употребляют наркотические вещества прямо на месте, то есть на лестничной площадке нашего дома», говорится в обращении к зеленоградской администрации. Потом справляют свою нужду, тоже на месте. Замечания и угрозы никакого эффекта не приносят. Участковый в курсе этого безобразия, но говорит, что все очень сложно (забрать, доказать и так далее)".
Какие сложности у участкового полиции, неизвестно, но в прошлом году в Зеленограде почти втрое увеличилось количество уголовных дел по сбыту наркотиков. Большинство из них связано с приобретением «спайса» — курительных смесей, причем в крупном размере, что попадает под часть 2 статьи 228 УК РФ — «незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств в крупном размере». Для курительных смесей и их производных крупный размер начинается с 0,25 грамма и определяется не по активному веществу, а по весу всей смеси. Под активным понимается опасное (или потенциально) опасное психоактивное вещество, которое может составлять ничтожное малое количество в массе всей смеси. В 2010 году постановлением правительства РФ в перечень наркотических средств было введено понятие «производные» и добавлено к тридцати позициям перечням (в основном «спайсов»). При этом законодательно понятие «производные» не определено, но в правоприменительной практике практически все не включенные в упомянутый перечень наркотиков «спайсы» стали признаваться производными наркотиков. Наказание за любые действия с новыми, не включенными в перечень психоактивными веществами, названными производными, — такое же, как за наркотики, пишет эксперт института прав человека, руководитель программы «Новая наркополитика» Лев Левинсон в своём обращении к председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву. Иными словами, фактически любое приобретение якобы легального «спайса» автоматически становится тяжким преступлением.
Рациональный подход к решению этой проблемы предусмотрен Федеральным законом от 3 февраля 2015 года № 7-ФЗ, утверждающем создание реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ. К ним не могут быть отнесены, например, продукты питания, лекарства, бытовая химия. Закон принят с большим опозданием, считает Левинсон: за последние годы сотни тысяч молодых людей в России стали жертвами «спайсов» и получили большие сроки лишения свободы. Постоянно синтезируются аналогичные по действию, но отличные по химическому составу вещества, формально не включенные в официальных перечень наркотических средств, поэтому многие из осужденных считали курительные смеси легальными.