Горячее время для выпускников и первоклашек 23.06.2009 ZELENOGRAD.RU

20 июня выпускники школ закончили сдачу ЕГЭ — в этом году впервые ЕГЭ стали практически тотальной формой вступительных экзаменов в ВУЗы. Прошлогодний опыт был отмечен паническими настроениями и 100-балльными победами, что принесет этот год — покажут ближайшие дни. Пока подведены итоги только экзаменов по основным предметам, русскому языку и математике — и сегодня выпускникам, которые успешно их сдали, будут вручены аттестаты и медали на выпускных вечерах в школах. Результаты ЕГЭ по предметам по выбору (информатике и ИКТ, биологии, географии, литературе, иностранным языкам, обществознанию, химии, истории и физике) находятся в обработке. Дети и родители замерли в ожидании, а ВУЗы — в сомнениях относительно грядущего конкурса, который теперь ограничен не только минимальным проходным баллом, но и общей нижней границей результатов ЕГЭ, с которыми школьники вообще могут претендовать на поступление в институты и университеты.

Впрочем, конец весны и начало лета — горячее время не только для выпускников 11-х классов, но и для выпускников 9-х классов, которые пишут экзамены по госаттестации; и не только для молодежи, готовящейся покинуть школьные стены, но и для малышей, которые только еще придут в первые классы осенью, а сейчас вместе с родителями озабочены выборами будущей школы. На все эти темы Зеленоградское управление образования провело две горячие линии еще в апреле. В интервью Zelenograd.ru ведущий специалист Управления Светлана Быстрова рассказала о выпускных школьных экзаменах этого года и подготовке к ним, а также о правилах поступления в первый класс и часто задаваемых на эту тему вопросах родителей.

ЕГЭ в этом году будут с «двойками»

— Зимой этого года в школах проходили репетиционные ЕГЭ. Что это такое?

— Репетиционный экзамен проводит и организует округ — для того, чтобы дети могли попробовать свои силы и попробовать поработать в формате ЕГЭ, почувствовали временные рамки, смогли попробовать распределить свои силы, поработать с материалом. Он нужен еще и для того, чтобы взрослые, которые участвуют в проведении экзамена — педагоги — тоже смогли пройти всю эту процедуру и отработать её для себя. С этой целью в округе были проведены 4 репетиционных экзамена: по русскому языку, по математике и два по английскому языку (один в два потока, два дня). Один из них был в декабре, другие в январе и феврале, в марте.

— Как это происходит: в определенный день все школы пишут ЕГЭ по русскому? Все выпускники по своим школам?

— Да, в определенный день, но только ЕГЭ в собственной школе никогда не сдается. Согласно процедуре проведения ЕГЭ, экзамен сдается в пункте проведения экзамена. У нас в этом году 8 таких пунктов плюс 1 резервный для основных предметов и предметов по выбору кроме иностранного языка; и еще 8 пунктов проведения экзамена по иностранному языку — отдельно. Все эти пункты — это те же школы округа, но ученики этих школ сдают экзамены в других школах-пунктах, а в их школы приходят, соответственно, другие ребята. Распределением потоков учащихся занимается Управление образования, равно как и работой с организаторами-то есть педагогами, которые проводят экзамен в аудиториях. Это должны быть учителя из других школ, не предметники того экзамена, который проводится. Так сохраняется процедура открытости экзамена и, с другой стороны, объективности оценки знаний учащихся.

— Существуют ещё пробные ЕГЭ. Чем они отличаются от репетиционных?

— Пробный экзамен — это экзамен, который проводит Департамент образования Москвы. Он прошел в конце апреля по математике, потому что математика считается одним из сложных экзаменов, результаты которого вызывают большую тревогу у Департамента. По результатам прошлого года 25% учащихся написала этот экзамен на «2», то есть не справились с ним. Пробный экзамен отличается для нас тем, что мы получаем все материалы уже из Регионального центра обработки информации, который занимается формированием баз данных учащихся, организаторов, всей процедурой проведения ЕГЭ на территории Москвы. А на репетиционный экзамен все материалы округ готовит сам.

-То есть, для школьников нет разницы между пробными и репетиционными экзаменами?

— Для школьников — нет, а для взрослых и для округа есть.

— Каковы результаты репетиционных и пробных экзаменов по Зеленограду?

— Результаты репетиционных экзаменов мы не запрашивали, это работа школ. А результаты пробного проверяют в Москве, в Региональном центре обработки информации. Но за этот экзамен нет оценок по 100-балльной шкале, оценивается просто уровень выполнения работ. Единственное, что сейчас уже известно — в целом по Москве результаты в этом году лучше, чем в прошлом. По Зеленограду результаты сейчас находятся в обработке.

— Пробные и репетиционные экзамены — обязательны для всех выпускников?

— Мы говорили детям, что такие экзамены организуются для них, и участвовать — в их интересах. Конечно, чем больше детей примут участие, тем лучше и для них, и для школ, и для Управления образования. Есть те, кто пропустили эти экзамены по болезни, кто в это время были в отъезде с родителями по заявлению. Но процент участия в этих экзаменах — от 95 до 97%, то есть достаточно высок.

— По результатам пробных и репетиционных экзаменов какие у вас впечатления от подготовки к ним зеленоградских школьников? В этом году ЕГЭ стали уже более привычными, нет сильной паники?

— Для ребенка любой экзамен — стрессовая ситуация. Но в этом году детям, которые не собираются поступать в ВУЗы, разрешено сдавать только два экзамена по основным предметам — по русскому языку и математике. Для них это определенное облегчение. А те, кто собирается в институты, могут сдавать любое количество предметов из перечня предложенных по выбору.

— На форуме Управления образования описана ситуация: ВУЗ вдруг поменял перечень вступительных экзаменов, и выпускник, собиравшийся в него поступать и уже заявивший перечень нужных ему ЕГЭ по выбору, оказался перед необходимостью смены одного экзамена на другой…

— Установлено, что ВУЗы определяются со списком экзаменов до 1 февраля. Затем выпускники обдумывают эту информацию до 1 марта и определяются с выбором ВУЗов и, соответственно, с перечнем необходимых для сдачи экзаменов. После этого они подают заявление со списком своих экзаменов для регистрации его в Региональной базе данных. Так как в этом году такая процедура проводилась впервые, в ВУЗах были сложности. Да и детям нужна психологическая готовность, чтобы выбирать ВУЗ не в июне, с получением аттестата, а уже в марте. Поэтому в это году Рособрнадзор продлил сроки, и до 7 апреля можно было вносить корректировки в сданные до 1 марта заявления. А последняя корректировка проводилась до 15 мая: по внесению изменений паспортных данных детей (например, если у ребенка раньше не было паспорта, он его потерял или только что получил), а также по исключению из списка экзаменов по выбору каких-то предметов, которые оказались выпускникам не нужны.

— Что нового в ЕГЭ этого года?

— В течение этого учебного года для детей, родителей и педагогов проводилось очень много информационных мероприятий и разъяснительной работы, и методическое сопровождение ЕГЭ было организовано довольно четко и полно, чтобы все могли четко сработать в период проведения экзаменов. Тем не менее, эта процедура в таком объеме в Москве проводится впервые. В этом году нет удобной для детей лазейки прошлого года — «+1 балл к двойке», когда дети, неудовлетворительно написавшие ЕГЭ, в аттестат получали всё-таки «3». Теперь выпускники, которые получат на ЕГЭ по основным экзаменам «2», выйдут из школы со справкой. А для школьников, которые в течение ряда лет привыкли к тому, что двоек не ставят, еще сложно адаптироваться к мысли, что теперь этого не будет. В это никто не верит — если рассматривать проблему на бытовом уровне. Поэтому четко прогнозировать ситуацию по результатам ЕГЭ довольно сложно. Время покажет.

— Проводятся ли пробные ЕГЭ в 10-х классах?

— Нет, для 10-х классов мы ЕГЭ не делаем, они просто готовятся. Подготовка к ЕГЭ — это не работа 1–2 лет. Весь процесс обучения ребенка в школе должен готовить его к овладению государственным образовательным стандартом, который как раз и проверяется на ЕГЭ. А 10 и 11 классы — это уже некое повторение, закрепление всего пройденного, ну и, естественно, изучение нового на этой базе. И работа учителя по подготовке к ЕГЭ планируется учителями не в 11 классе, когда ЕГЭ уже совсем близко, а начинается раньше — в 10-м классе, а умные учителя это делают и еще раньше. Ведь материал в тестах ЕГЭ есть не только за 10-й класс, но и за 5–9 классы.

— Сейчас ведь можно и через Интернет проходить тесты ЕГЭ?

— Да, в Интернете есть сайты, где в режиме он-лайн проводится тестирование, В школах работают пункты подготовки к ЕГЭ, где ребенок может прийти в компьютерный класс и поработать с этими тестами. Учителя проводят такие тренировочные занятия по подготовке.

Девятиклассников ждут обычные экзамены

— По ГИА-9 — государственной итоговой аттестации для 9-классников — есть ли какие-то нововведения?

— В 9-х классах в этом году регламент проведения аттестации такой же, как и в прошлые годы. Дети сдают два основных обязательных экзамена письменно, и два экзамена по выбору из числа тех, которые есть в учебном плане за 9-й класс. Естественно, они к этим экзаменам готовятся, и сейчас уже выбор экзаменов сделан, расписание в школах составлено.

— Когда 9-классники делают выбор и сдают экзамены?

— Экзамены — в июне. Выбор делается, естественно, раньше, потому что к экзаменам нужно готовиться. После экзаменов дети получают аттестат о получении основного общего образования.

— Пробные или диагностические работы в 9-х классах — что это такое?

— Диагностические работы проводились в течение года и в 9-х, и в 11-х классах. Кроме того, их уже второй год пишут 10-классники, в мае. Эти работы проводит Московский институт открытого образования: ребята получают контрольные работы через систему Статград МИОО, кто-то выполняет эти работы в режиме он-лайн за компьютером, кто-то — в традиционной форме. Затем все результаты отправляются в МИОО, их проверяют и высылают обратно в школы.

— Оценки за диагностические работы как-то влияют на аттестат и вообще школьные оценки?

— Нет. Это подобие контрольных работ, но они дают детям только понимание уровня своих знаний. Что касается пробных и репетиционных экзаменов для 11-классников, то здесь мы давали четкую установку ребятам, что эти оценки не учитываются нигде. То есть это была просто возможность попробовать себя в реальной ситуации экзамена.

— Когда школьники и родители в 9-м классе должны определяться — учиться ли ребенку дальше или идти в ССУЗ?

— По окончании 9-го класса, после получении аттестата нужно выбрать — подавать его дальше в 10-й класс либо идти с ним поступать в ССУЗ. Обдумывать выбор, конечно, нужно раньше, с учетом интересов ребенка, уровня его подготовленности, в соответствии с тем, как родители выстраивают его образовательную траекторию. На самом деле, подчас 9-класснику, если он трудно обучался в школе, лучше пойти в профтехобразование, чтобы получить специальность и профессию вместе со средним образованием. К тому же, выпускники ССУЗов не обязаны сдавать ЕГЭ по их окончании, в отличие от выпускников 11-х классов школ. Это правило закреплено нормативно и, думаю, так будет и в будущем.

— Но выпускники ССУЗов обязаны сдавать ЕГЭ, если захотят пойти дальше в ВУЗ?

— Обязаны. Они и будут сдавать ЕГЭ со школьниками, в базе данных есть информация об участниках из профтехучилищ. Но выпускники школ этого года сдают экзамены в июне, а выпускники прошлых лет могут сдавать еще и в июле. Те, кто успел подать заявления до 1 марта, будут писать ЕГЭ в июньскую волну.

А первоклассникам экзамены — запрещены

— Третьей темой горячей линии были вопросы по поступлению в школы первоклассников. По поводу экзаменов — существуют ли сейчас какие-то тесты при их приёме? Управление образования декларировало, что первоклассников нельзя подвергать никаким испытаниям при записи в школы…

— Совершенно верно. Цитирую: «Проводить зачисление детей в первый класс на основании следующих документов: заявление родителей, медицинская карта, копии свидетельств о рождении. Во время приёма документов родители ребенка или законный представитель должны предъявить документ, удостоверяющий личность, а также оригинал свидетельства о рождении. Не допускать при приеме детей в первый класс образовательного учреждения любого типа и вида испытаний: экзаменов, тестов, конкурсов, направленных на выявление уровня знаний ребенка по различным учебным дисциплинам и предметам».

— Но ведь какое-то собеседование дети всё-таки проходят?

— Это психолого-педагогическое обследование ребенка, которое проводится для всех детей, но не при приеме документов, а уже после зачисления в школу.

-То есть поступление в любую школу практически диктуется только желанием родителей?

— Да. Но не только. Чтобы снять проблемы по комплектованию первых классов, приказом было утверждено закрепление за школами определенных корпусов при приеме детей в первый класс. Приказы об этом есть в школах, и им было дано поручение вывесить такую информацию у себя на стендах о приеме в первый класс. Прием в школы шел с 1 апреля, и на сегодняшний день все вопросы уже сняты — но особо никаких проблемных ситуаций у нас и не было. Публиковать на сайте Управления информацию о разбивке корпусов по школам мы считаем нецелесообразным.

— А если родители выбрали для ребенка, например, школу 1353, которая является единственной в городе специализированной лингвистической школой — как там разрешаются эти вопросы? Приоритетом будут тоже пользоваться дети из близлежащих корпусов?

— Да, совершенно верно. Школа 1353, конечно, специфическая, тут возникают особые моменты. Но этот приказ распространяется на все школы, все работают на основании этого документа. Все спорные ситуации родители могут решить в школе или в Управлении образования.

— Какую-то дошкольную подготовку школы должны обеспечивать? В некоторых есть дошкольные группы, в других нет…

— Есть приказ об организации в школах при необходимости групп подготовки к школе в мае—июне. То есть, если родители изъявляют желание, то такие группы организуются, составляется программа по обучению, утверждается расписание и проводятся занятия. Если у родителей есть запросы, то эти группы по необходимости могут быть организованы в любом образовательном учреждении. При организации таких групп учитывается разноуровневая подготовка детей, к этому привлекаются школьные психологи и логопеды. А психолого-педагогическое обследование ребенка с целью оптимальной организации для него учебного процесса проводят во время организации работы таких групп.

— Как школы формируют классы? Выбрать класс родители тоже могут по своему желанию?

— Во-первых, это зависит от выбора учебной программы. Но если родители говорят «я хочу», а психолого-педагогическое обследование показывает, что ребенку будет тяжело работать по этой программе, и он будет испытывать стрессы и эмоциональную напряженность, то, конечно, школа будет объяснять — «вы подумайте, стоит ли вам это делать, есть ли в этом необходимость?» Но конечно, желание родителей — это закон.

Горячие вопросы «горячей линии»

— Какие задавались вопросы по первоклассникам были популярны на «горячей линии» Управления образования? Или было больше разбора каких-то проблемных ситуаций?

— Вопросы можно было разделить на две больших группы. Первая — про детей, которые идут в школу, еще не достигнув 6,5 лет, как требуется по закону об образовании. Есть дети, которых родители очень хотят отдать в школу в 6 лет 4 месяца или 6 лет 5 месяцев. Мы ведем разъяснительную работу в этом направлении: у нас есть закон, и мы обязаны его выполнять.

-То есть с этим сейчас жестко?

— Да. Второй основной вопрос был связан с местом жительства и зачислением в школу. Остальные вопросы были связаны с какими-то рабочими моментами.

— Какие прозвучали вопросы про ЕГЭ?

— Были вопросы от выпускников прошлых лет, которым были непонятны многие моменты. Вопросов по ЕГЭ этого года было очень мало, потому что в школах всё было четко разъяснено еще к марту, когда мы формировали базу данных — все точки над «i» уже были расставлены. У 10-классников возникают вопросы — будут ли ЕГЭ в следующем году?

-То есть надежда еще у школьников жива — может быть отменят, и на наш век не хватит? :)

— Да:) Но он утвержден, и всё — никто его отменять не собирается.

— Когда планируются следующие «горячие линии»?

— Обычно они проводится осенью, в начале учебного года, при комплектовании школ. А по ЕГЭ и ГИА-9 — в ноябре, но возможно Департамент образования примет решение о том, что ее надо проводить раньше. Вообще у нас в течение всего года действует «горячая линия» в виртуальном режиме, на сайте Управления образования. На форум поступают вопросы, и мы на них отвечаем.

Елена Панасенко / Фото с сайта Управления образования

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран