Школьница попробовала найти ответ прямо в своей семье, собирая мусор раздельно и экономя на магазинных упаковках — мусора стало меньше на треть. Опрос одноклассников и младших классов в школе показал, что больше половины учеников никогда не слышали о раздельном сборе мусора и не имеют идей, как лучше ликвидировать мусора. «Была идея вывоза мусора в космос», — пишет Виктория в своём проекте и предлагает повышать информированность детей и взрослых по экологии.
Виктория Васенкова, 9 класс школы 1353
— Я провела практическую работу, в которой участвовала моя семья из трёх человек. В первую неделю мы собирали мусор по фракциям, взвешивая их отдельно — получилось 8,51 кг, по 1,3-1,4 кг в день. Мы завели специальные баки для раздельного сбора мусора и всё туда складывали.
Всю вторую неделю каждый член семьи старался покупать товары в более экономичной упаковке, некоторые упаковки использовались повторно — например, полиэтиленовые пакеты, пластмассовые контейнеры, бутылки. Мы снова раздельно собирали мусор, и я пыталась сжать его по размерам: согнула металлические банки, отложила бумагу, которую можно сдать в макулатуру, и пластмассу, которая принимается на переработку. Получилось 5,67 кг. Наш вывод — если внимательно относиться к упаковке, то в масштабах всей страны мусора будет гораздо меньше.
Да, сейчас почти все продукты упаковывают в пластик, но есть специальные заводы, которые перерабатывают этот пластик — думаю, в будущем их станет больше, так что можно его собирать и сдавать. Некоторые виды пластика не принимают на переработку, но их уже очень мало, такого пластика почти не делают.
К сожалению, в прошлом году, когда я начинала этот проект, моя семья не смогла продолжать собирать мусор раздельно, так как станция раздельного приёма мусора стояла в Зеленограде только до 10 октября — она находилась напротив МИЭТа, около «клюшек», это была машина с несколькими ящиками. Государству нужно продумать, чтобы такие станции работали постоянно. О том, что сейчас в Зеленограде появились точки раздельного сбора мусора, я ничего не знала.
Опрос школьников
Итоги опроса школьников пяти классов (пятых и восьмых), который автор проекта провела в октябре-ноябре 2014 года:
- «Как ты думаешь, сколько мусора производит в среднем человек за год? килограммы, десятки килограмм, сотни, тысячи…)» — Верный ответ дали 25% пятиклассников и 15% восьмиклассников.
- «Являются ли вывоз и уничтожение мусора в настоящее время проблемой?» — Ответили «да» 56% пятиклассников и 69% восьмиклассников.
- «Знаете ли вы о последствиях постоянно увеличивающегося количества мусора в окружающей среде?» — Знают 94%.
- «Какими способами можно избавляться от огромного количества мусора, производимого населением?» (один или более ответов) — 43% школьников указали на сжигание мусора, 38% - на переработку, 13% не смогли ответить.
- «Слышали ли вы что-нибудь о раздельном сборе мусора?» — Ответили «да» 44%.
- «Возможен ли раздельный сбор мусора в условиях города?» — 62% считают, что да, 38% - нет или не знают.
- «В чем, на ваш взгляд, трудности раздельного сбора мусора?» — 57% пятиклассников и 39% восьмиклассников ссылаются на необязательность и безответственность людей; многие не знали, что ответить.
- «Готовы ли вы систематически сортировать мусор (бумажный, пластиковый, стеклянный
и т. д. )?» — 69% готовы, 25% не готовы, 6% не знают. - «Есть ли у вас новые и интересные идеи по решению проблемы ликвидации мусора, вывозимого из города?» — У большинства нет идей (69% пятиклассников, 54% восьмиклассников). Те, кто ответил, предлагали строить заводы для переработки мусора, сжигать мусор, вводить штрафы, вторично использовать материалы. Была идея вывоза мусора в космос.
«Экологическая грамотность и культура опрошенных школьников формируется на уроках географии и биологии, специального предмета экология нет в их программе», — отмечает Виктория Васенкова. — «Опрос показал низкий уровень осведомлённости по темам утилизации твердых бытовых отходов и равнодушие многих к серьёзным проблемам накопления мусора и загрязнения окружающей среды. Остро необходимо формирование экологической грамотности и культуры, личной потребности беречь и охранять окружающую среду — и начинать эту работу лучше с начальной школы».