Возможно, ваш ребенок учится в начальной или средней школе и уже на первый год пытается справиться с непонятными ошибками в тетрадях и при чтении. И каждый раз, беря в руки тетрадь своего ребенка, горестно вздыхаете — до чего же глупые ошибки! Если вы читаете эту статью, значит хотите разобраться в том, с чем столкнулись ваши дети, помочь им.
— Наталья Владимировна, когда могут появиться эти «странные» ошибки?
Итак, представим — середина первого класса. Все дети уже более — менее читают, пишут. Конечно, еще с ошибками, но не все так страшно и объяснимо. А в тетради у вашего ребенка творится что-то невообразимое. Куда — то пропадают или меняются местами буквы, а иногда и целые слоги; вместо одних букв внезапно появляются другие, абсолютно искажающие смысл слова. Масса, на ваш взгляд глупых ошибок из — за элементарной, как вам кажется невнимательности. Вы ругаете ребенка, сидите с ним рядом за уроками, заставляете переписывать домашние задания по нескольку раз, но толка никакого.
— Почему возникают эти ошибки?
— Об этих проблемах, что случилось с ребенком, как с этим справиться, и пойдет речь.
Есть много академических учебников, где подробно изложена история вопроса таких нарушения, их этиология и патогенез. Здесь же мы постараемся не загружать вас научной терминологией, пользоваться таким языком, который был бы понятен не только вам, но и по необходимости вашему ребенку. Ибо он имеет право знать, что в бесконечных двойках и тройках, которыми пестрят его тетради, он не виноват.
Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
- Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование,
т. е. наше произношение; - Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);
- Зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);
- Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга (теменно — затылочно — височная области) будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).
Но так как мы хотим помочь ребенку, у которого имеются нарушения письменной речи, то сразу делаем вывод: в этой системе сложной работы анализаторов и деятельности головного мозга произошел сбой.
— А что можно сделать?
Найти слабое звено в цепи, выяснить причину и, определив круг проблем, составить индивидуальный план коррекционной работы с ребенком.
Надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи), звукопроизношения на разных этапах развития являются основными причинами дисграфии и дислексии.
— Что должно насторожить родителей и учителей начальной школы и русского языка?
- Если у вас были сложности при рождении и в первый год жизни;
- Если ребенок левша (смешивает на письме буквы, например: б/д, о/а, л/м);
- Если он — переученный правша;
- Если ребенку ставили общее недоразвитие речи, по речевым показаниям он посещал логопедическую группу (аграмматизмы, например: пять мячов, шесть карандашов);
- Если имеется соматическая ослабленность, часто болеет (чаще всего пропуски, перестановки букв и слога, например: краски — караски);
- Если он слишком рано пошел в школу (правила знаем, но не применяем, например: щюка, чяшка, радоваца);
- Если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа (например: мошки — кошки);
- Если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка неловкие пальчики, тоже смешивает буквы по начертанию;
- Если в семье говорят на двух и более языках (аграмматизмы);
- Если ребенок имеет вялую артикуляцию, то есть нечеткое произношение (например: трудности — друдности, ваза — фаза, рама — лама, сентяблября);
- Если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность (пропуски, недописывания);
- Если у него есть проблемы с вниманием, памятью (могут наблюдаться все виды специфических ошибок).
Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет.
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю, или вообще единичны, то это скорее всего, результат переутомления, невнимательности.
Здесь необходимо дальнейшее наблюдение специалиста логопеда для того, чтобы выбрать вид помощи ребенку.
В коррекционной педагогике для ребят, имеющих трудности в обучении, разработаны программы от 24 до 72 учебных часов, в зависимости от количества специфических ошибок на письме и при чтении.
Доверяйте своих детей профессионалам!
www.детки.ru.com
detki.ru.zel@mail.ru
Зеленоград, корпус 340
8(499)736-01-74
8(903)722-05-36