Занятия начались в «Фуэте» еще в прошлом году, когда в школу пришла Дарья Безугленко — музыкант и педагог, успевший поработать в центре социального сопровождения, с опытом преподавания музыкальной пластики для обычных детей и детей с особенностями аутического спектра. После пробной небольшой группы для них с сентября в «Фуэте» открыли постоянные бесплатные занятия.
«К нам обратился Общественный совет родителей детей-инвалидов — в Зеленограде для таких детей нет никаких групповых занятий в дополнительном образовании. — Рассказал Zelenograd.ru Иван Горовой, заместитель директора по подготовительному отделению школы „Фуэте“. — Родители тратят много времени и денег на индивидуальное лечение и развитие своих детей, но найти в своем городе, а не в Москве, занятия, где их дети могли бы не только учиться чему-то новому, но и общаться с такими же ребятами, создавая свой маленький социум, практически невозможно. Для нашей школы эта программа начиналась как благотворительный проект — мы живём в этом городе, и у нас есть уникальный педагог, поэтому мы просто делаем доброе дело. В дальнейшем думаем увеличивать количество групп, в зависимости от потока желающих».
Уроки проходят по субботам и длятся 35-40 минут, дети приходят на них вместе с родителями. Сейчас в первой группе уже восемь учеников пяти-шести лет. В «Фуэте» готовы открыть еще группы, для детей младшего и старшего возраста, если наберутся желающие. Новые группы будут платными.
«Для таких детей групповые занятия это редкость, как правило, с ними работают индивидуально. — Говорит Дарья Безугленко. — У меня такой опыт был, а за групповые занятия я взялась, видя воодушевление родителей, которые очень мне помогают. Дети реагируют на занятия каждый по-своему, некоторые участвует в уроке десять минут, а потом отходят, потому что им тяжело долго взаимодействовать с другими людьми, всем нужна длительная адаптация. Но у меня есть один мальчик, который занимался в прошлом году, и сейчас он лидирует в группе — это меня очень радует».
«Гептахор» помогает социализации детей, вовлечению их в общие занятия, развивает эмоциональное восприятие музыки. Преодолевать их проблемы и особенности пробуют всеми возможными способами, какие только близки ребёнку — важны даже маленькие шажки вперёд. «Например, на последнем уроке мы пробовали играть на элементарном музыкальном инструменте, треугольнике: здоровались друг с другом и прощались, пропевая слова и простукивая ритм палочкой на треугольнике, у кого как получится. Дети реагировали неожиданно хорошо, было видно, что звук инструмента произвел на них впечатление: все внимательно его слушали и с нетерпением ждали своей очереди сыграть. Обычно их реакция остаётся закрытой, не всегда можно увидеть явную отдачу», — рассказывает педагог.
На занятиях звучит только живая музыка — концертмейстер играет на фортепиано специально подобранные маленькие пьесы из детской классики. Педагог объясняет детям, что нужно сделать, подстраивая план занятия под их настроение и их возможности, речевые, двигательные, готовность к взаимодействию. Дети с учителем проговаривают или пропевают песенки, играют на простых инструментах, делают несложные двигательные фигуры, например, маршируют или водят хоровод, прорабатывая каждое движение. Начинается урок с речевой гимнастики и разминки разных частей тела: под специальную музыку «разогревают» руки, ноги, стопы и носочки, концентрируясь на ощущениях.
«Почему я решила вести такие занятия? Да, это сложно, но когда что-то получается… Когда ты видишь, что это действительно помогает ребёнку в его проблеме, возникает сильное желание продолжать дальше. Сложно описать словами, нужно видеть, как эти дети ведут себя вместе, как возникает какое-то общение, да еще в музыке», — размышляет Дарья Безугленко.
Гептахор — почти 100-летняя история
Истоком методики были еще дореволюционные Бестужевские курсы для женщин в Санкт-Петербурге, а авторами — их выпускницы, Стефанида Руднева и её подруги, увлеченные античным искусством Древней Греции и идеями Айседоры Дункан, которая выступала в Петербурге в 1908 и 1913 годах, о воспитании совершенной и гармонической личности средствами свободного танца. Результатом стала оригинальная система музыкально-пластического воспитания и Студия музыкального движения «Гептахор», поначалу взрослая школа, а с 30-х годов прошлого века — ориентированная на художественное воспитание детей.
В основе метода была импровизация: считалось, что движение в определенном смысле уже содержится в музыке, и танцующему остается только там его найти. Обучение начиналось с простого «музыкально-двигательного рефлекса»: слушая музыку, человек часто совершает мелкие, подчас незаметные для себя самого движения, которые нужно развить, сделать выразительными и довести до акта художественного творчества, считали авторы методики. Получается танец, максимально верный музыкальному произведению.
После войны ведущие педагоги школы Руднева и Цильдерман-Фиш преподавали в МГУ. В хрущевскую «оттепель» возродилась и студия для взрослых («Смотрите — музыка!», 1957-1983, руководитель Эмма Фиш). Сегодня в Москве действуют несколько студий и центров, сохраняющих традиции «музыкального движения»: «Айседора» при РУДН и «Терпсихора», Центр музыкально-пластического развития «Гептахор» им. С.Д.Рудневой (руководитель А.М. Айламазян), Дункановская студия Культурного центра на Алексеевской и другие.
Способы движения, найденные участниками «Гептахора», постепенно сложились в систему приемов и методов, которые одновременно развивают пластику тела, выразительность движений и чуткость музыкального восприятия, Такую программу «Музыкальное движение» реализуют и в школе зеленоградской школе «Фуэте». Её принципы близки методам телесно-ориентированной психотерапии: дыхательность, участие всего тела в движении, ощущение центра тяжести и принципов инерции.
«Ребенок как бы „проживает“ музыку своим движением. Специальные упражнения, маленькие игры или этюды, предлагают пережить разные музыкально-двигательные образы в соответствии с характером и эмоциональным содержанием музыки. Главный итог такой работы — глубокое и естественное вхождение ребенка в мир музыки, овладение эстетическими переживаниями, умение выразить в доступной художественной форме свои чувства», — говорится в описании программы.
Для детей с ментальными особенностями и аутизмом цель занятий — осознание ребенком своих действий и движений, способность рождать музыкальный звук и соотносить его с другими звуками. Ребенок постепенно понимает и чувствует себя частью стройной музыкальной формы, общается с другими детьми через музыкальные впечатления и игру на элементарных музыкальных инструментах, Они дарят ребенку чувство радости, которой он делится с другими детьми. Общение — основная победа для этих детей, считают авторы программы.
Как записаться
Запись на бесплатные занятия гептахора для детей с ментальными особенностями — через Общественный совет родителей детей-инвалидов Зеленограда (по электронной почте tachal@rambler.ru), а также в школе «Фуэте» (по телефону (495)944-6622).
«Музыкальное движение», хоровой класс и сольное пение в школе «Фуэте» под руководством Дарьи Безугленко действуют для всех учеников, как дополнительные факультативы. Дарья Сергеевна Безугленко — выпускница Симферопольского музыкального училища им. П.И.Чайковского (отделение сольного пения), Московского педагогического университета (музыкальный факультет, специализация — хоровое дирижирование), выпускница и педагог центра музыкально-пластического развития «Гептахор» им. С.Д.Рудневой и «Вокальной студии Марии Ганешиной.
Несправедливость нынешнего устройства системы образования и доп. образования, в частности, в том, что подобные занятия с успехом проводились в обыкновенных детских садах талантливыми музыкальными работниками, логопедами и психологами в рамках комплексного взаимодействия специалистов. Теперь многих сократили, детей уплотнили в группах до 30 человек, ввели понятие инклюзии...и вот вам пилотный благотворительный проект, ну-ну. Отчего же родители детей с ОВЗ, да, и не только они, а и все прочие родители Зеленограда не отстояли лекотеки, кружки и мастерские, которые были в городе повсеместно для всех детей и практически бесплатно...
Может быть, потому что на словах обещают, что инклюзия - это когда в школах всё есть "по требованию родителей".
А может еще потому, что у родителей детей с ОВЗ проблем выше крыши по лечению таких детей. Отстаивать кружки - не самое актуальное, когда вокруг "реформируется" всё здравоохранение и образование.