— Ранее мы беседовали с вами о сложных дефектах развития ребенка, которые вызывают серьезные проблемы развития речи.
— Сегодня мы не будем рассматривать случаи, когда специфические ошибки возникают в результате снижения интеллектуального развития, различных поражений головного мозга. Возьмем обычного школьника без видимых патологий. Это как раз тот случай, когда ни родители, ни учителя не могут разобраться, почему у ребенка ничего не получается, несмотря на старания.
Вернемся на несколько лет назад, когда ребенок начал говорить и как развивалась его речь.
— Каковы «слабые звенья» в развитии речи?
— Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы на письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. В этом случае к моменту поступления в школу в произношении ребенка отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только-только их исправил, и автоматизация этих звуков еще не закончилась.
— Что при этом происходит?
— Чаще всего ребенок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук «р», то вместо слова «корова», возможно, напишет «койова». Если в речи он меняет «ш» на «с», может написать «суба» вместо «шуба».
Далее идут фонематические нарушения, сложности звукобуквенного анализа. Физический слух у ребенка прекрасный, звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию, глухие-звонкие, и вместо «дупло» напишет «тупло». При плохом различении твердых и мягких звуков у ребенка могут встречаться в тетради «мач» (мяч), «конки» (коньки). Кроме того, ребенок не может выделить заданный звук в слове, сложить из определенных звуков слово. То есть, не владеет процессом звукобуквенного анализа и синтеза.
— Дети иногда меняют местами буквы в словах.
— Это, в первую очередь, нарушения слоговой структуры слова. Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «Кубовица» вместо «пуговица», «капетик» вместо «пакетик», «скорода» вместо «сковорода» — от трехлетнего малыша это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок 5-7 лет, а здесь уже не смеяться, а плакать надо, потому что именно так он потом и напишет.
К этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий — числа, падежа — в речи и на письме: «Дом стояла за рекой», «Лиса и лисята гуляла в лесе». Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней. Вот почему так важно обратить внимание на речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Своевременно обращаться за помощью к специалисту логопеду, а не ждать, что речь сама собой станет красивой и правильной.
— Когда оптимально обращаться к логопеду в этом случае?
— Перед школой, в шесть лет, обязательно надо провести полную диагностику речевого развития ребенка, чтобы на ранних этапах выявить недостатки речевого развития и вовремя предупредить возникновение дисграфии в школе.
Существуют еще достаточно много причин дислексии и дисграфии, но об этом мы поговорим позже. Доверяйте своих детей профессионалам!
Сообщу приятную новость:на базе логопедического центра «Детки.RU» теперь ведет прием кандидат медицинских наук Юрий Николаевич Белехов, врач-психотерапевт, психоневролог.
— Какие услуги предлагает центр для детей и подростков?
— Для детей от 3 до 15 лет мы предлагаем следующие услуги. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — обследование проводится бесплатно, на базе зеленоградского Центра психолого-медико-социального сопровождения. Консультации логопедов, анализ психофизиологического статуса ребенка (расшифровка ЭЭГ), консультации детей с логоневрозом (заиканием) от 3 до 13 лет. Этот комплекс услуг стоит 1400 рублей.
Запись по телефонам: 8(499)736-01-74, 8(903)722-05-36