Анатолий Ковалев, директор Зеленоградского наноцентра
Единственным поставщиком аналога на российском рынке сейчас является австрийская компания, которую зеленоградцы задумали потеснить. Разработка «Рекупецита» пока не коммерциализована, проходят клинические испытания и потребуется время, чтобы донести этот продукт до рынка. Тем не менее, у нас создана необходимая инфраструктура, биомедицинская лаборатория, в которой работает команда этого стартапа.
На базе этой же лаборатории мы сейчас запускаем еще несколько стартапов. Одна из этих компаний, «Наполи», занимается близкой по тематике разработкой тканевых материалов для заживления ран и уже приступила к продажам своих раневых повязок «ХитоПран». Мы подключились на поздней стадии и еще не начали их серьёзно финансировать — пока присматриваемся и думаем, как можно использовать для них нашу инфраструктуру, думаю, будем вкладываться.
Помимо презентации собственных стартапов Зеленоградский наноцентр на «Открытых технологиях» вошёл в жюри конкурсного отбора финалистов Всероссийского нанотехнологического инженерного конкурса, который впервые проводит Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. Мы отобрали 6 из 15 проектов, которые, строго говоря, еще не стали стартапами — это идеи с разной степенью готовности к воплощению. У них широкая география и тематики, причем четверть, если не треть проектов — из области биомедицины. Была и микроэлектроника, в основном солнечная энергетика, несколько довольно интересных проектов, связанные не с кремниевой технологией, а с разными вариациями пленочных технологий. На мой взгляд, они пока в самой начальной стадии, и я пока не увидел команд, которые мы уже могли бы начать поддерживать.
Да, мы сейчас фокусируемся именно на таких проектах, которые ближе к рынку, а не в самом начале своего развития, как это было раньше. Стремимся ускорять оборачиваемость стартапов и средств, вложенных в них наноцентром. Да, кличество стартапов, которые мы принимаем, стало меньше, в этом году их будет 6 или 7, тогда как в первые годы мы рассматривали и принимали до 10 стартапов ежегодно. Понятно, что из этих 10 «выстрелят» один или два.
Наш самый успешный пример — 3D-принтеры PICASO, который мы планировали продать еще в прошлом году, но потом передумали и решили подождать более благоприятной ситуации на рынке. Сейчас стартап получит еще немного инвестиций на разработку нового продукта и на увеличение объемов выпуска. Когда мы поймем, что цена продажи нашей доли максимальна, будем принимать решение — думаю, это будет в следующем году.
На «Открытых технологиях» принтеры PICASO представлены многократно, этот продукт уже в рынке и успешно продвигается, недавно выпущена новая модель — вот она стоит, рядом с кофеваркой в StartUp-Баре «РОСНАНО». Принтеры PICASO есть и на стенде Правительства Москвы, их активно упоминают докладчики из стартапов, которые использовали 3D-печать в своих проектах. Сейчас стартап уверенно набирает обороты на рынке и занимает неплохие позиции, у него узнаваемый бренд, это тоже важно. Остальные наши команды пока в стадии, когда продавать еще нечего. Мы расширяем их географию, привлекаем внешние проекты, не только из Зеленограда и из МИЭТа, а также сами пытаемся их конструировать вместе с партнёрами из Москвы и регионов.
Елена Панасенко