— Как вы определяете, каких именно собак и где ловить?
— Заявки на отлов безнадзорных животных приходят к нам из районных управ. Составляются же они на основании жалоб жителей. Специалисты по фауне, которые есть в каждой управе, получив такую жалобу, выезжают на указанное место, пересчитывают животных, составляют на каждую собаку подробное описание — окрас, пол, возраст и так далее. После того, как заявка придёт к нам, я составляю заказ-наряд и передаю его подрядчикам, непосредственно отлавливающим животных. Подрядные организации выбираются на конкурсной основе; у нас договор с ООО "Шерри". После отлова я должна проверить собак "по головам", сверить все данные с заявкой, подписать акт отлова. Словом, на нас контроль исполнения и сроков отлова.
— Что происходит с собаками дальше?
— Собак отвозят в ветеринарную клинику, там они находятся на передержке десять дней — их стерилизуют (кастрируют), делают нужные прививки. Далее животных или возвращают на место обитания, или определяют в питомник — приют. Кроме того, собак сейчас чипируют, на каждое стерилизованное животное ставится метка с номером, чтобы при необходимости считать сканером информацию — откуда забрали животное, куда направили.
— Кстати, в зеленоградский приют для животных, который обещали открыть нынешним летом, вы животных уже отправляете?
— Нет, и информации об этом приюте я не имею. Мы работаем по договору с двумя другими зоопитомниками — "БанЭко" и "Гороко", оба они находятся в Московской области.
— Деньги на содержание в приюте выделяются только на шесть месяцев. После этого по Гражданскому кодексу (статья 231) формально животное переходит в собственность города Москвы. А что происходит после полугода пребывания в приюте на практике?
— Собаку могут вернуть на прежнее место обитания. Но чаще оставляют в питомнике, но не усыпляют.
— За чей же счёт её там содержат?
— Много волонтёров — любителей собак, которые ездят в приюты, навещают, кормят.
— Собаки могут "перебегать" стаями с места на место — как поступают ловцы, если приехав на указанное в заявке место, не находят там собак?
— Как правило, далеко они не уходят. Плюс мы хорошо знаем места обитания, они обычно одни и те же. И в первую очередь выполняются заявки на отлов возле школ, детских садов, детских площадок. Кроме того, я обычно прошу управу указывать в заявке контакты жителей, которые написали жалобу — чтобы можно было связаться с ними и уточнить места обитания собак.
— В конце мая в Зеленограде только за одну неделю произошло несколько нападений собак на жителей; люди были покусаны. Тогда префект дал распоряжение руководителям зеленоградских организаций усилить меры по выявлению и отлову бродячих животных. Что было предпринято с вашей стороны?
— На случай возле больницы, когда на человека набросилась стая собак, мы отреагировали быстро — ловцы в пять утра приехали и забрали животных. Сейчас работают две бригады; вообще, работа организовано вполне разумно.
— Позволяют ли отпущенные на отлов деньги выполнять все заявки?
— Да, финансирование нормальное, выделенной суммы пока хватает. Вообще, в Зеленограде намного меньше, чем в других округах, бездомных животных.
— Будет ли управа составлять заявку на отлов, если речь идёт не о стае собак, а об одной-двух?
— Мы принимаем заявки и на одну собаку, если есть жалобы, и если она агрессивная. Кстати, бывает, что бродячие собаки живут не на улицах, а в подъездах, такие заявки тоже были.
— Ещё они часто живут на стройках, их там специально прикармливают. Люди часто жалуются, что мимо строек пройти невозможно — и облаивают, и укусить могут…
— Такие жалобы, действительно, нередки. И забрать оттуда собак непросто: наши ловцы выезжают, а охранники на стройке собак прячут. Или слёзно умоляют не забирать — "собачки хорошие, никого не трогают, мы им будку сделали" и так далее. Или просто не пускают ловцов на территорию стройки. То же и с собаками возле жилых домов — жители, опекающие животных, встают за них горой. Люди считают, что если собака живёт на улице возле их дома, она вроде бы и "своя".
— Что вы делаете в такой ситуации?
— Звоним в управу, те, в свою очередь, вызывают участкового. Мы же не можем ездить на одно место по пять раз, и не драться же ловцам с жителями или строителями. Так что иногда забираем с милицией. Был случай, когда мы спокойно забрали собак от стройки возле 346 корпуса, потом жители соседнего дома устроили настоящий бунт — требовали собак вернуть обратно. Одна девушка приезжала к нам, писала заявление с просьбой дать возможность ездить в питомник и ухаживать за теми собаками. Причём девушка живёт в Солнечногорске, а работает в Зеленограде; так вот, она каждый раз после работы шла кормить собак возле этой стройки.
— Сколько времени проходит от подачи жалобы в управу до собственно отлова?
— Около 5-7-ми дней. Могут, конечно, быть и накладки — машина, например, сломалась у ловцов.
— Под безнадзорными животными имеются в виду только собаки?
— И кошки тоже. Но на практике мы за всё это время отловили только трёх кошек. Заявок на них нет. Было бы неразумно отлавливать кошек, когда на отпущенные деньги можно поместить в приют уличных собак, представляющих намного большую опасность.
— Если житель, обратившийся с жалобой на бездомных животных в управу, видит, что никаких мер не принимается, куда ему обращаться?
— Позвонить в управу, узнать, что предпринято по его жалобе. Можно обратиться и в префектуру.
— Когда бывает большой "наплыв" бродячих собак?
— Весной, когда "брачный период", и осенью, к сентябрю уже ждём. У нас же часто с дач привозят собак — заводят их там, а потом берут с собой в город. Только жить привозят не в свою квартиру, а оставляют на улице возле дома.
Юлия Кравченко