Сегодня у 90% школ Москвы — в том числе и у подавляющего большинства школ Зеленограда — типовые здания старой постройки. Со следующего года стартует госпрограмма по строительству новых школ, которая призвана в ближайшие годы создать более 7 миллионов мест для учеников — в первые классы придёт поколение бэби-бума конца «нулевых» годов. Однако, новые здания получат лишь около 10% школ.
Разработки Лаборатории дизайна ВШЭ позволят изменить среду, не перестраивая здания, с минимальными финансовыми затратами: меняя цвета и мебель, трансформируя классы под уроки в разном формате, формируя свободное, открытое для учащихся пространства — «детскую страну» с собственной геральдикой. При помощи «Конструктора брендинга» от школы могут сделать первые шаги по созданию собственного уникального фирменного стиля и применить его затем в своём логотипе, полиграфии, оформлении интерьеров.
В Лаборатории дизайна отмечают, что сейчас ситуация в школах с разработкой дизайна непростая: или дизайнеры не понимают, какими должны быть комфортные условия для учеников и учителей, или сами школы занимаются неудачной «творческой самодеятельностью». Сдерживают обновления и устаревшие СанПиНы, и отсутствие соответствующей статьи расходов в школьном бюджете.
«Директор, решившийся на новый дизайн, сознательно идет на большой риск», — подытожили эксперты. Необходимы изменения в законодательстве и понятный механизм финансирования дизайн-проектов, тогда спрос у школ на них появится.
Проект «Новый облик старых школ» рассмотрела комиссия Мосгордумы по образованию. Лаборатория дизайна совместно с Институтом образования ВШЭ провели масштабное исследование образовательных пространств, выделив ряд системных проблем и предложив их решения. «Депутаты и приглашенные чиновники поддержали выводы Лаборатории», — сообщается в отчёте.
Ректор ВШЭ и по совместительству депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов считает, что от внешнего и внутреннего оформления школьных зданий зависит репутация школы в сознании родителей и учеников, её имидж и повышение узнаваемости. Попутно можно решить задачи внутренней навигации и зонирования, а главное — создать у учеников и учителей ощущение стильного и при этом комфортного окружения.
В Минобрнауки согласны — новые школы открываются постоянно, но «не всегда хватает профессионального дизайнерского опыта, чтобы оформить помещение». Московские решения могут предложить в будущем и школам по всей стране. Их реализацией решений займётся созданная межведомственная группа.
Обладатели «яркой внешности» и зданий, построенных по индивидуальным проектам в Зеленограде — это, например, школа лицея 1557 в МЖК, школа надомного обучения гимназии 1528 в Малино (бывшая 367) или новая школа комплекса 2045 в 23 микрорайоне. Не так давно пережили капитальный ремонт школа 609 или бывшая школа 845 в 3 микрорайоне, приобретя при этом некоторые черты индивидуального дизайна. Удачные ли они — пока решают сами преподаватели, ученики и их родители. До сих пор «лицом» зеленоградских школ были в основном их образовательные успехи и репутация педагогических коллективов.
Только вот придумать красивый дизайн мало. Надо, что б городские власти утвердили этот проект и выделяли деньги на кап. ремонт...
Но дело не в этом. Вопрос гораздо глубже, он принципиальный.
О каком брендировании может идти речь, применительно к государственным общеобразовательным школам?
Чота вспомнила, как в школьные годы администрация решила выпендриться и поставить на столы в столовой вазочки с кладбищенскими цветочками. Угу...))) Строгий надзор над вазочками ничего не дал и нас обязали ходить на обед с дневниками. Моему соседу по парте написали: ув.родители, ваш сын вытащил букет из ыкибаны и вылил туда какао).
Это я к чему: дети такие дети, они из любой шняги попытаются атомную бомбу смастырить. И стоит ли игра свеч ( денег)?