— Расскажите, пожалуйста, о школьных проблемах, с которыми обычно обращаются к логопеду.
— Главные беды школьников — дисграфия, расстройство письма, и дислексия, расстройство чтения. Откуда берутся ошибки на письме? Правила ребенок знает, но при говорении может не различать разные звуки, например, «л» и «в», «с» и «ш». Если ребенок сам эти звуки не произносит, то он их и не слышит. И говорит что-то средненькое — ни «с», ни «ш». Поэтому сегодня он сделает ошибку в слове, содержащем эти буквы, а завтра, возможно, нет. Пишет такой ребенок диктант, и у него все время уходит на выбор между «с» и «ш», некогда ему думать о правописании других слов.
Дисграфикам труднее всего дается переход из начальной школы в среднюю. И это понятно: в начальной школе учительница еще готова входить в проблемы таких детей, а учителям-предметникам совсем не до того. Поэтому, пока ребенок учится в начальной школе, его можно подтянуть логопедически, а при необходимости и подключить врача-невролога (с логопедическими проблемами, как правило, коррелирует плохая память, отклонения в поведении). А школьные программы с каждым годом усложняются — отсюда и повышенная утомляемость, и низкая работоспособность, возбудимость, эмоциональная лабильность. Могут возникнуть головные боли, плохой сон. Все это типичное «окружение» речевых проблем.
Вывод: очень важно обращать внимание на речевые, пусть и незначительные, проблемы дошкольника. Например, родителям необходимо говорить о том, что даже незначительное нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим ошибкам на письме, и, скорее всего, ребенок справится с общеобразовательной программой не в полном объеме и будет испытывать значительные трудности в усвоении устного и письменного материала.
— Что предлагает Центр, чтобы избежать таких проблем в будущем?
— В этом случае незаменимым для детей станет один из наших курсов: классический «Логопедический букварь» — уникальная система занятий, разработанная логопедом-практиком Еленой Косиновой.
Занимаясь по этому букварю, ребёнок не только быстро и без труда освоит азбуку, технику осмысленного чтения, станет более внимательным, но и овладеет навыками правильного произношения. Хорошая дикция поможет ему в дальнейшем избежать ошибок на письме. Творческая направленность и игровая форма заданий доставит немало приятных минут маленькому читателю и вызовет интерес к учёбе. Основной принцип обучения: сначала изучаются буквы, потом слоги, потом читаются слова и маленькие рассказы — то есть, от простого к сложному.
Также в этот курс входит «Математика для дошкольников», основанная на комплексе учебных пособий «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька», Л.Г. Петерсон, Г. Г, Кочемасовой (Премия Президента РФ в области образования за 2002 год). Цель этих занятий — формирование простейших математических представлений у детей 4-7 лет. Дети осваивают понятие величины, сравнения величин, измерения; ориентировку в пространстве, понятия количества, числа, счета, равенства и неравенства; порядковый и обратный счет в пределах 10. Учатся решать простые математические примеры и задачи, знакомятся с простыми геометрическими фигурами, ориентируются во времени.
Во время занятий математикой ребенок не только приобретает знания как таковые, но и учится обобщать, анализировать, находить закономерности в окружающих его явлениях, логически мыслить и рассуждать, делать верные выводы. Развивается способность к быстрому мышлению и принятию решения, формируется навык планирования наперед, способность удержания в сознании нескольких последовательных шагов. В конечном счете, это развитие памяти и внимания.
— Как же научить ребенка красиво и разборчиво писать?
— Второе наше новое направление — это комплексная система упражнений, предназначенных для постановки и коррекции почерка в любом возрасте, — прописи по системе Ольги Лысенко, основанная на «классике», прописях Веры Алексеевны Илюхиной «Первые уроки письма при подготовке к школе». Это необходимые ориентиры для написания буквы — разметки, схемы, узловые точки; точные алгоритмы, позволяющие скоординировать направление движения руки, а также большое количество тренировочных упражнений. Сначала мы осмысливаем способ письма, методы соединения, а потом уже учимся писать быстро.
— Как исправляются ошибки и формируются навыки правильного письма?
— Ребенок сразу же учится правильному написанию не букв, а отдельных элементов, что способствует дальнейшему уверенному написания букв. Каждому элементу соответствует своя речевая формула, которая дает возможность быстро и прочно освоить его написание. То есть, мы пишем не по букварю, а по схожести элементов. Например, из «крючка» получается буква «и», а затем и остальные.
Большое внимание на занятиях уделяется формированию правильной посадки, фиксации руки, положению тетради при письме. Отмечу, что занятия подразумевают и поиск ошибок — это позволяет сформировать навыки успешной саморегуляции при письме у ребенка.
Отмечу ещё одну проблему: дети приходят в школу со слабой моторикой, не умеют правильно держать карандаш, ручку, пишут со слишком сильным или слабым нажимом. Поэтому перед началом обязательно делаем пальчиковую гимнастику, после занятия — небольшую поделку, выполненную своими руками.
— Каким образом развить мелкую моторику у маленьких детей?
— Эти навыки развиваются у детей в том числе и методами изобразительной деятельности и арт-терапии. Каждое занятие включает в себя два вида работы. Первый — это аппликация и рисунок. Аппликацию делаем традиционную, отрывную, из ваты, природных материалов, пластилина. Второй вид — пальчиковая гимнастика, игры на развитие произвольного внимания. Во время занятий дети учатся регулировать силу мышечных усилий пальцев рук, согласовывать движения пальцев рук, развивать ручную умелость и зрительно-моторную координацию, координацию движений обеих рук, точность движений, умение поворачивать кисть руки в разном направлении, двигательную ловкость; учат названия цветов и их оттенков, их сочетания, красивый рисунок, определения формы и величины, пространственные предлоги — на, под, около, над, под, слева, справа, между. Учатся сгибать и резать бумагу, вырезать предметы по контуру и симметричные фигуры, приклеивать бумагу, копировать через трафарет, рисовать кисточкой, ватной палочкой, фломастером, акварелью, гуашью, пастелью, рисовать на мокрой и сухой бумаге.
Каждое занятие имеет свою тему, а для создания творческой атмосферы, развития эмоционального восприятия звучит «фоновая» классическая музыка, также связанная с темой занятий.
— Какие ещё новые направления планируются в вашем центре?
— Каждый вторник проходит «Занимательная география». В игровой и доступной форме дети узнают о разных странах, изучат основы географии, узнают, что такое карты, глобус, материки, океаны. Это создание поделок, зарисовки, контурные карты — получается целая энциклопедия. Обо всём рассказывается простым понятным языком, без сложных слов вроде «геологический разлом» или «нисходящие потоки воздуха», поэтому ребятам не будет скучно.
— Как часто проходят занятия, какова их стоимость?
— Занятия для детей от четырёх лет проходят в группах по 3-4 человека два раза в неделю по 30 минут или один раз в неделю 60 минут. Занимаемся по понедельникам, вторникам, четвергам и субботам. Стоимость каждого курса (абонемента) — 2500 рублей в месяц.
Помогите своему ребенку справиться с трудностями ещё до школы и доверяйте своих детей профессионалам!
Детский логопедический центр «Детки.RU»: Зеленоград, корпус 340
Запись по телефону: 8(903)722-05-36, 8(499)736-01-74