Вступительная кампания: новые правила и электронные рейтинги
Летом 2009 года в МИЭТ подано 4981 заявление на 769 бюджетных мест (1564 заявления — на 599 бюджетных мест технических факультетов — МпиТК, ЭКТ, ЭТМО, УВЦ). На места с оплатой обучения подано 1004 заявления (412 — на технические факультеты). |
— Много у МИЭТа оказалось абитуриентов-"олимпиадников"? Существует ли между ними конкурс или какие-то ограничения на количество мест?
— По нашему приказу зачислен 81 человек. Между ними конкурса нет. Это победители олимпиад, которые по Правилам приёма в этом году имеют безоговорочное преимущественное право поступления. Они распределяют свои заявления по разным ВУЗам, по разным факультетам МИЭТа. Все, кто принес подлинники документов — поступили.
— На сайте, в информационной системе вступительной кампании, значится почти 5000 заявлений, поданных в МИЭТ в этом году. По сравнению с прошлым годом, эта цифра сильно изменилась?
— Конечно, количество заявлений у нас выросло в разы. В этом году совершенно другие правила приёма, акцент в них полностью перенесён на сторону абитуриентов: до 25 июля они имели право подавать заявления одновременно в любое количество ВУЗов России, для поступления в которые у них была объективная возможность, согласно набору сданных ими ЕГЭ. Все эти условия мы подробно разъясняли еще с февраля — по школам, совместно с Управлением образования, на наших Днях открытых дверей, через наш сайт. Может быть, благодаря этому абитуриенты у нас более или менее подготовлены, хотя проблем всё-таки достаточно много.
— Последние дни перед приказом о приёме "первой волны" ЕГЭ, наверное, довольно тяжелы для абитуриентов, которые оказались в конце рейтинговых списков МИЭТа по числу баллов. А если такая же ситуация у них сразу в нескольких ВУЗах? Получается, нужно буквально в последний день-два сориентироваться и выбрать ВУЗ, в который подавать подлинники документов...
— В этой ситуации есть плюсы и минусы. Плюс для абитуриентов — в том, что они расширяют спектр своих возможностей, пытаясь поступить одновременно в разные ВУЗы и на разные факультеты. Но за ними и выбор и необходимость правильно сориентироваться и принять правильное решение. Принимать решения вообще не просто, а когда еще и в ограниченные сроки, неся всю ответственность на себе — это очень сложно. Поэтому мы постарались сделать ситуацию максимально комфортной для ребят, публикуя постоянно обновляемые списки поступающих и их рейтинги на портале МИЭТ, в режиме полной прозрачности. Насколько нам известно, в других ВУЗах России не было подобной он-лайн системы.
— Да, МИЭТ в этом смысле порадовал...
— Такие же отклики мы слышим от самих абитуриентов и их родителей с самого начала кампании по приёму документов. Для построения такой системы у нас были основания, хотя за полгода разработать подобное достаточно сложно. Поэтому-то многие ВУЗы и не успели этого сделать просто физически. Но МИЭТ занимает передовые позиции по информатизации и обладает огромным опытом, у нас были заделы, поэтому нам это удалось.
— Действительно, ни один ВУЗ не имеет такой интернет-системы по ведению вступительной кампании?
— ВУЗы публикуют списки на сайтах, но они не динамичные, не отображают ситуацию оперативно, что усложняет картину для абитуриента. У нас же абитуриенты могут отслеживать ситуацию, могут в любой момент принять обоснованное решение — уйти от нас или принести свои подлинники, или перенести заявление на другой факультет. Они имеют информацию для такого решения.
— Не представляю, что там может делаться в последние дни перед приказом о зачислении. Наверное, абитуренты ночуют на крыльце приёмных комиссий и осаждают их с вопросами?
— Да, об этом уже были публикации: приёмные комиссии работают аврально и круглосуточно, не справляясь с валом документов, число которых, в связи с новым порядком, выросло многократно. И если нет правильного и хорошего инструмента, то обработать их действительно сложно. Есть еще такой нюанс: согласно порядку приёма абитуриенты, не подавшие подлинники документов в "первой волне", считаются отказавшимися от конкурса, и в следующую волну мы можем их не включать. Наш принцип: если они уже отказались от конкурса, то пусть их места объективно займут те, кто сдали подлинники с баллами ниже. То есть наша автоматизированная система позволяет заполнить эти места раньше, а не после 4 августа, когда ситуация с наличием-отсутствием подлинников будет зафиксирована.
— А как сейчас будет исчисляться конкурс в виде цифр "столько-то человек на место" для разных факультетов — ведь эти же люди могут участвуют в конкурсе и других ВУЗов? Или показатель конкурса на место уже не будет теперь иметь особого смысла?
— Да, тот смысл, который был традиционным, утрачивается. Теперь можно будет говорить только о конкурсе поданных заявлений на место.
Конкурсы заявлений по факультетам и зафиксированные на 4 августа проходные баллы:
|
Факультеты: физики и лирики МИЭТа
— Набор на бюджетные места в МИЭТ в этом году остался неизменным? Не поменялось ли их распределение по факультетам?
— Это политика государства и одна из антикризисных мер — не сокращать количество бюджетных мест в ВУЗах, чтобы молодежь не осталась на улице. Хотя, как всем известно, демографическая ситуация такова, что количество выпускников школ уменьшилось. Распределение по факультетам у нас осталось традиционным.
— Конкурсы на гуманитарные факультеты МИЭТ — ИнЭУП, Дизайн, ИнЯз — традиционно высоки, в 2-3 раза выше, чем у технических факультетов. Что можно сказать о перспективах существования гуманитарных факультетов в техническом ВУЗе — не будет ли в ближайшем будущим государство настаивать на "очищении" профиля института? В сентябре прошлого года, посетив МИЭТ, вице-премьер С. Иванов высказался критически по этому вопросу...
— За государство мы отвечать не можем. Действительно, такие высказывания были, были и некоторые попытки сокращения, дифференцированно по России. У нас сокращение прошло совершенно незначительное, можно сказать, просто выравнивание числа мест на гуманитарные специальности — на 1-2 места. Другое дело, что вообще ситуация по России такая, и это видно из многих публикаций, что число безработных среди выпускников гуманитарных и экономических специальностей растет, рынок перенасыщен экономистами и юристами. Мода на эти специальности по всей стране остается до сих пор, но ситуация меняется; думаю, кризис подтолкнет абитуриентов к перераспределению и к осознанию своих реальных будущих перспектив.
— Но пока еще этого перераспределения не заметно? Факультет дизайна, например, в МИЭТе заполнился первым в этом году.
— Ну, факультет дизайна я бы не относила к гуманитарным. Он все-таки скорее гуманитарно-прикладного характера с техническими компетенциями. Специфика нашего факультета дизайна как раз в том, что мы, как ВУЗ технологической направленности, даем инструментарий, который делает наших выпускников высоко востребованными на рынке труда дизайнеров. Они владеют знаниями, которые сейчас очень актуальны, и в которых отстают традиционные школы — по использованию компьютерных программ, 3D-моделирования, проектирования в дизайне. Здесь у нас большое преимущество. Кроме этого, конечно, дается и мощная классическая художественная подготовка — подобно Строгановке, откуда у нас, кстати, лицензия на эту специальность.
— Готовит ли факультет дизайна дизайнеров именно для отрасли электроники? Подобно тому, как факультет ИнЭУП ставил целью подготовку экономистов для зеленоградских предприятий микроэлектроники. Ведь дизайн изделий электроники сейчас — тоже, наверное, востребованное направление, достаточно вспомнить Apple...
— Безусловно, это модно и востребовано. Наш факультет вообще проявляет большую активность. Ребята работают и для города — есть дипломные работы наших студентов, которые связаны с оснащением рабочих мест технологов или разработчиков. У нас широкий спектр проектов, с которыми работают выпускники, и при этом они побеждают в конкурсах по всей России, в том числе вполне профессиональных. Наш принцип — привлечение студентов к реальным проектам, и если есть реальные заказы и потребности в отрасли, в городе, в любой сфере жизни — наши студенты это делают. Есть такие проекты и в электронике, среди наших учебных проектов их достаточно много.
— С трудоустройством экономистов и юристов сейчас есть проблемы. А у выпускников технических факультетов? Насколько я понимаю, зарплаты "электронщиков" сейчас не ниже, а даже выше в разы, чем у менеджеров и юристов?
— В этом — разрыв общественного сознания... мода формируется с отставанием: в 90-е годы у юристов и экономистов были высокие зарплаты, и спрос на эти специальности до сих пор "перегрет". А сейчас реально зарабатывают "технари". Наши выпускники настолько востребованы, что у нас, даже несмотря на кризис, очень большой заказ на целевую подготовку выпускников от предприятий и фирм в области микроэлектронного проектирования. В МИЭТе создано много центров проектирования международного уровня, весь Зеленоград про них знает, и именно их выпускники очень высоко ценятся на рынке труда. Их не хватает.
— То есть любой выпускник технических факультетов МИЭТа, кто собирается работать по специальности, обязательно найдет работу?
— Ситуацию для сегодняшних абитуриентов, на 5 лет вперед, конечно, прогнозировать сложно — наш рынок труда очень зависит от ситуации в экономике. Гарантированно могу сказать, что все наши выпускники находят работу, в том числе многие — вполне высокооплачиваемую. Во-первых, потому, что все наши технические направления связаны с высокотехнологическими отраслями. А во-вторых, мы стараемся внедрять в процесс обучения самые передовые достижения, прежде всего связанные с инструментарием, с подходами к инженерно-технической деятельности на мировом уровне, а это объективно означает использование высокотехнологичных компьютерных программных инструментов. Мы готовим специалистов в области электроники и различных технических направлений, но они обладают настолько серьезными знаниями в области информационных компьютерных технологий, что легко могут находить работу в широком спектре отраслей. Скажу больше, у нас сейчас другая проблема — со второго курса ребята уже начинают работать, а мы должны создать им такие условия, чтобы они действительно учились и не выпадали из своего профессионального роста, каким-то образом сочетали учебу с работой. Уже сейчас мы серьезной реформируем учебный процесс.
— Значит, в будущем студентам будет проще сочетать работу с учебой?
— Мы создаем условия для ребят, а это уже их выбор. Если они хотят стать востребованными профессионалами, тогда они могут сочетать учебу с работой и продолжать ускоренно расти в профессиональном направлении; а если они не хотят этого — то, конечно, теряют свои потенциальные возможности. Но тенденция последнего времени такова, что всё больше и больше студентов с младших курсов начинают это понимать.
— Факультет ПрИТ отучил студентов первый год, конкурс был достаточно высок, сравним с гуманитарными факультетами. Число мест на нём в этом году не увеличено?
— Нет, не увеличено, а количество заявлений было подано самое высокое по институту — там получилось почти 12 человек на место. Но пока нам рано говорить о расширении факультета. Пройдет эта приёмная кампания, мы будет анализировать результаты по всем аспектам набора, и тогда уже принимать какие-то решения. Сейчас на факультете остается 2 группы дневного обучения.
— На факультете ПрИТ есть студенты, которые обучаются по контрактам с предприятиями?
— Нет, пока нет — прошел только первый год работы факультета. Хотя интерес к выпускникам и вообще к работе с факультетом ПрИТ проявляют очень многие фирмы и предприятия. У нас активно идет работа по созданию центров карьеры фирм. Сейчас уже мы заключили договора с 7 фирмами — в том числе это предприятия из отрасли ИТ-технологий, и фирмы, понимающие важность информатизации их деятельности.
— С какими-то зеленоградскими школами факультет ПрИТ сотрудничает специально, помимо общего сотрудничества школ с МИЭТом?
— Факультет очень активно работает со школами Зеленограда и близлежащих окрестностей — Солнечногорска, Клина. Химок. Ведется эта работа через преподавателей информатики. На факультете создан методический совет по работе с преподавателями, который на регулярной основе осуществляет для них методическую помощь. У нас были телемосты с преподавателями на местах в школах, мы проводили олимпиаду для школьников по информатике.
— Другие факультеты так не работают со школами?
— Другие пока работали в более традиционной форме — через отдельные профильные классы и углубленное изучение предметов, по которым идут вступительные экзамены в МИЭТ. В будущем у них будут появляться новые формы работы со школами по примеру ПрИТа.
Подготовительные курсы: вперед, к ЕГЭ, в том числе дистанционно
— Что будут представлять теперь подготовительные курсы подготовки в МИЭТ — просто усиленную подготовку к ЕГЭ по профильным предметам?
— Мы заинтересованы в хорошо подготовленных абитуриентах, не просто "усиленно подготовленных к ЕГЭ", а обладающих хорошими знаниями по математике, физике, информатике и другим предметам. Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы они получили высокие баллы по ЕГЭ. Поэтому, используя потенциал ВУЗа, МИЭТ будем обеспечивать высокое качество подготовки к ЕГЭ на этих курсах.
— Получается, вы будете работать не только "на себя" — ведь абитуриенты могут пройти курсы МИЭТа рядом с домом, в Зеленограде, а пытаться поступать и в аналогичные технические ВУЗы в Москве?
— Конечно, подготовка к ЕГЭ рассчитана не под конкретный ВУЗ, как было раньше с вступительными экзаменами. Сама идеология порядка приёма уже совершенно другая. Но для нас вопросы поиска своего абитуриента и работы с ним не выходят из списка актуальных для МИЭТа, и мы будем продолжать работу со школами.
— Как работают дистанционные подготовительные курсы? Их можно пройти целиком из дома?
— Дистанционные курсы для нас — очень перспективная форма развития обучения, сочетающая дистанционную технологию и очное взаимодействие с преподавателями. Систему дистанционного обучения мы разрабатывали с 1998 года, сейчас ею пользуется достаточно большое число ВУЗов России, у нас работает факультет дистанционного обучения. Сейчас это становится актуальным во всем мире. Судя по развитию нашего дополнительного образования, сами заказчики, серьезные фирмы, уже просят нас о дистанционном повышении квалификации их работников. Эту же технологию мы начинаем внедрять и для школьников. В дистанционных курсах подготовки к ЕГЭ, например, разрабатывается своя методика работы с абитуриентами: правильно выстроенная подача информационного материала, контроль, задания абитуриентам, постоянный мониторинг. А инструментарий у нас для этого очень серьезный, как вы уже можете судить по информационной системе для нынешней вступительной кампании.
— Уже в этом году можно будет поступить в МИЭТ на подготовительные курсы и подготовиться к сдаче ЕГЭ в своей школе с помощью преподавателей МИЭТ?
— Да. Причем мы комбинируем очную и заочную формы, в последнее время активно развиваем использование онлайн-связи — группы школьников на таких курсах могут через интернет-видео общаться с преподавателями. Так проходят и семинары, и конференции, и контрольные. У нас большой опыт такой работы со студентами, сейчас то, что раньше можно было получить только в стенах вуза, становится доступным и дистанционно, включая даже удаленный доступ к оборудованию.
Кризис: цены, образовательные кредиты и переводы на "бюджет"
— Сейчас завершился первый год обучения в условиях кризиса. Была ли поднята стоимость обучения в МИЭТ на новый учебный год?
— В связи с кризисом у нас зафиксированы все цены прошлого года — дифференцированная оплата по факультетам, по отдельным программам — для тех, кто уже обучался, на весь период обучения. Это было продиктовано правительственным решением, которое выполняют все ВУЗы. В то же время, в постановлениях Минобразования было разрешено изменять цену на обучение первого курса в пределах инфляционной составляющей. Мы приняли решение не повышать стоимость обучения для технических факультетах. Повышение, но меньшее, чем инфляционная составляющая, было сделано только для факультетов ИнЭУП и дизайна.
— Есть ли возможность использовать образовательные кредиты для оплаты обучения в МИЭТ?
— В свое время мы предприняли много усилий для того, чтобы войти в программу Минобразования по внедрению образовательных кредитов в ВУЗах. МИЭТ прошел конкурсный отбор и был включен в избранное число ВУЗов — участников программы. Но в связи с кризисом всё это остановилось, пока программа не работает. Впрочем, многие банки сейчас сами занимаются такими кредитами, на разных условиях. Думаю, препятствий для получения образовательных банковских кредитов сейчас нет. Может быть, это действительно сейчас один из разумных выходов для абитуриентов.
— Но банки предлагают такие кредиты по более высоким процентным ставкам, чем планировало государство?
— Сейчас ситуация разная. В проекте госпрограммы процент был ограничен 10%, была продумана сложная схема подключения поручителей — юридических лиц, то есть предприятий, и отбор этих предприятий шел на правительственном уровне. Эксперимент, который проводился в нескольких ВУЗах перед стартом этой программы — в МГУ, в ВШЭ — показал, что такая форма очень эффективна, но к сожалению, кризис помешал. Что касается банков, то они сейчас сами снижают и проценты, и требования по поручителям.
— Были случаи перевода с платных мест на бюджетные в МИЭТе за прошедший год, и сколько — единичное количество?
— Были. У нас, впрочем, всегда была и есть возможность перехода на бюджетные места с платных, если студент выполнял определенные требования — учился 2,5 семестра на балл не ниже, чем 4,8. С наступлением кризиса ученый совет пересмотрел эти требования и снизил планку — на технических факультетах нужно было просто учиться без "троек". И у нас в этом году были десятки переведенных студентов на технических факультетах. Были такие и на гуманитарных факультетах, но там меньше из-за меньшего количества свободных бюджетных мест.
Мода на учебу: по обе стороны парты
— Пара "лирических" вопросов. Модно ли сейчас учиться? Как вы думаете, наблюдая многие поколения студентов? Какой интерес к учебе ребята сейчас проявляют, с какими знаниями приходят из школы?
— К сожалению, наследие 90-х сказалось на всех ВУЗах, и это беда всей системы высшего образования — из школы абитуриенты приходили всё менее и менее подготовленными, по сравнению с традиционными требованиями ВУЗа. Тем не менее, мы старались вести профильную подготовку в школьных классах силами наших преподавателей, то есть как-то подтягивать ситуацию. Я бы хотела заострить внимание на другом — на отношении студентов: еще 3-4 года назад у нас не было ярко выраженного слоя студентов, проявляющих повышенный интерес к дополнительной учебе.. А сейчас он нарастает, и это радует. На технических факультетах все больше студентов уже на младших курсах задумываются о своей карьере, своем будущем, о том, чтобы правильно провести свое студенческое время и стать профессионалом. Наверное, это связано с развитием рыночных отношений во всей нашей жизни. И работодатели стали вести себя по-другому: если раньше им был важен просто диплом, и с высшим образованием найти работу можно было где угодно, то сейчас работодатели стали подходить более критично. Может быть, дело еще в том, что наши студенты, в отличие от студентов других ВУЗов, раньше попадают на реальную работу. Имея хорошую подготовку по компьютерным и информационным технологиям, они уже после первого-второго курса вполне компетентны для реального заработка. Но при этом они видят, что нужно "еще что-то", нужно расти дальше...
— То есть, они могут отталкиваться от того, к чему раньше приходили только в конце учебы?
— Да, благодаря тем условиям, которые мы создаем, вовлекая их в реальные проекты, в учебные курсы в международных центрах, где показаны мировые практики и нормы. Они уже с младших курсов понимают, что делается в мире, в образцах практик и в России. В основном контингент студентов у нас серьезный, здравомыслящий. Поэтому перелом ситуации есть, думаю, что серьезное отношение к учебе и позитив будут нарастать.
— А учить сейчас модно? Сколько выпускников МИЭТа остается в нем преподавателями, приходят ли они со стороны? Снижается ли планка среднего возраста преподавателей? Раньше говорили, что "преподает только „старая школа", а они уйдут — и кто будет учить студентов?"...
— Ситуация, конечно, изменяется — идут изменения возрастного состава преподавателей. Остаются и наши выпускники на всех кафедрах — и в последнее время остаются больше. У нас есть возможности для их участия не только в учебной деятельности, но и в научных, и в договорных работах. Мы трансформируем учебный процесс так, чтобы дать возможность молодым преподавателям, работающим в реальных проектах, сочетать обучение студентов и работу по специальности. Много преподавателей работают на фирмах, и в Технопарке МИЭТ, и в проектах по разным отраслям, которые ведутся в МИЭТе. Проблем с вакансиями в профессорско-преподавательском составе у нас нет, в МИЭТ просятся на работу — вот сейчас пришло несколько резюме. Это тоже показатель, хотя может быть и влиянием кризиса.
Елена Панасенко