«Сейчас идут переговоры о поставке первых партий прежде всего на коммунальные предприятия, а также предприятия, эксплуатирующие троллейбусы и трамваи», — сообщили Zelenograd.ru на «Ангстреме». Выпускать модули будут под заказ, это связано и с длительным сроком изготовления, и с числом модификаций, которые нужны каждому конкретному клиенту. Также ожидаются более крупные отгрузки дистрибьюторам, которые поставляют весь спектр электроники.
«Ангстрем» первым в России выпустил полностью отечественные силовые IGBT-модули, как заявлено в пресс-релизе компании. В России IGBT-модули производят несколько электронных компаний, но большинство использует импортную элементную базу. Впрочем, собственным производством IGBT транзисторов и модулей в России успешно занимается и выпускает продукцию брянский «Кремний ЭЛ», как отмечают в блоге «Микроэлектроника России«.
На «Ангстреме» разработали собственные кристаллы, которые заменили импортные, а затем создали и всю остальную «упаковку» модулей. Кристаллы серийно выпускаются в Зеленограле, целиком устройства делают здесь же: это силовые модули на основе биполярных транзисторов с изолированным затвором (IGBT) и быстровосстанавливающиеся диоды (FRD).
От зарубежных аналогов отечественные модули отличаются не только ценой, но и повышенной устойчивостью к короткому замыканию — до 50 микросекунд, а также наличием «мягких» характеристик, что нехарактерно для модулей этого поколения.
Приступая к проектированию, разработчики «Ангстрема» ориентировались на самые массовые в применении силовые IGBT и FRD-модули. Уже доступна для заказа широкая линейка модулей в диапазоне напряжений от 600В до 1700В и максимальных токов от 75А до 600А, в разных конфигурациях и в корпусах четырех видов. В планах компании расширение спектра выпускаемых типов исполнения.
Силовые модули социального значения
IGBT и FRD модули применяются в системах управления двигателями трамваев, троллейбусов, а также в больших объёмах — в сфере ЖКХ, для лифтового и сварочного оборудования, и в энергетике. Оборудование, в которое их встраивают — силовые электронные приводы, промышленные сварочные аппараты, инверторы солнечной и ветряной энергетики, устройства плавного пуска и частотные преобразователи, применяемые на транспорте, в агрегатах и на подстанциях передачи электроэнергии, в электроприводах лифтов, насосных станциях.
Импортозамещению и выпуску отечественных модулей придаётся социальное значение. По оценкам «Ангстрема», сегодня почти 100% силовых модулей, используемых в коммунальном хозяйстве и электрическом общественном транспорте — иностранного производства.
«Любой скачок стоимости валюты приводит к значительному их подорожанию. Предприятия не могут работать себе в убыток, а, значит, вынуждены перекладывать эти затраты на потребителей. Стоимость же отечественных IGBT-модулей не будет так жестко привязана к валютным колебаниям», — говорит директор департамента продаж силовой электроники завода «Ангстрем» Евгений Кузьмин.
Без кластера
Разработку и создание производства конкурентоспособных IGBT и FRD кристаллов (на напряжение 1200 В), а также силовых модулей на их основе «Ангстрем» провёл еще в 2013 году при поддержке Минпромторга. Кристаллы делали с топологией 0,6 микрон на технологической линии, рассчитанной на работу с пластинами кремния диаметром 150 мм. Их усовершенствование дало новую технологию NPT+ для получения транзисторов с улучшенными свойствами.
Разработка шла совместно с саранским «Электровыпрямителем»: «Ангстрем» вёл проектирование, расчеты, делал и тестировал кристаллы IGBT и FRD, а на «Электровыпрямителе» их собирали в модули и тестировали в предельных режимах в широком диапазоне температур. Уже тогда саранское предприятие анонсировало «наступление времени российских IGBT«.
Силовые модули IGBT и FRD на «Ангстреме» относили к наиболее прогрессивным экспортным продуктам, сталкиваясь, впрочем, с проблемами выхода на зарубежные рынки. Заключенный в 2013 году дистрибьюторский договор с тайваньской компанией не привел к началу массовых продаж кристаллов IGBT из-за низкого уровня разработки и большой длительности производственного цикла, говорится в годовом отчете «Ангстрема» за 2014 год. Тогда завод запланировал поиск альтернативных каналов сбыта.
В 2015 году «Ангстрем» уже разработал и изготавливал у себя IGBT и FRD кристаллы с напряжениями от 600 до 6500 вольт, как сообщала префектура Зеленограда. Совместно с одним из ведущих российских производителей преобразовательной техники для железнодорожного транспорта началась замена импортных IGBT и FRD кристаллов силовых модулей на кристаллы, сделанные в Зеленограде. Видимо, на волне общего импортозамещения внутренний рынок начал разворачиваться к отечественному производителю лицом.
Проект «Ангстрема» по серийному производству силовых IGBT модулей рассматривали и на заседаниях зеленоградского кластера — он предлагался как один из инновационных проектов кластера и должен был дать городу до 40-60 дополнительных рабочих мест. Эксперты проект одобрили. Речь шла о том, чтобы задействовать в его реализации зеленоградские компании «Эпиэл» и НИИТМ. Кроме того, как проект кластера он мог претендовать на финансовую поддержку из московского или федерального бюджета.
Как уточнили для Zelenograd.ru на «Ангстреме», в настоящий момент проект реализован самостоятельно.
1. Yota phone противоположность iPhone
2. Маруся (спорткар) противоположность Porsche
3. Ё-мобиль противоположность Tesla
и др.
Основной месседж этих заметок - "Импортозамещение, дайте нам денег"
Только один из русских заводов выбивается из этого образа - Протон-электротекс г. Орёл. Постоянно их вижу в Нюрнберге на PCIM, Мюнхене Elektronika, реклама и статьи в американских и европейских журналах (сбыт соответственно туда налажен)