— Сергей Иванович, расскажите немного о своей работе до назначения в Зеленоград.
— Я начинал в 1997 году с работы следователем, затем занимал должности прокурора отдела, прокурора района в Орловской области, начальника управления по надзору за следствием в прокуратуре Московской области. С октября прошлого года занимал должность заместителя прокурора Центрального округа Москвы, с 5 августа — прокурор Зеленоградского округа. Награждён нагрудным знаком «Почётный работник прокуратуры».
— 12 лет работы в органах прокуратуры — это большой стаж?
— Учитывая, что работники прокуратуры могут уйти, если пожелают, конечно, на пенсию после 20 лет выслуги — в которую входят и учёба, и служба в армии, и служба в прокуратуре — это, в общем, приличный стаж.
— Можно ли сравнить работу в Центральном округе и здесь, в Зеленограде?
— Сравнивать было бы некорректно. Центральный округ — это,
Особенность Зеленограда прежде всего в его территориальном расположении — он окружен районами Московской области. Что тесно связано с оперативной обстановкой в округе.
— В криминальном смысле?
— В Зеленограде уровень жизни выше, чем в областном окружении, и сейчас, в условиях кризиса, это притягивает криминальный контингент. Количество преступлений, совершенных иногородними гражданами, выросло на 30% по сравнению с прошлым годом. Это более половины совершённых с начала года преступлений.
— Как вы оцениваете соблюдение законности в округе в целом?
— В этом году на территории округа вырос уровень преступности — на 13% в сравнении с
На 8% возросло количество тяжких и особо тяжких преступлений, при этом процент раскрываемости таких преступлений снизился. Растёт число грабежей — 143 преступлений (в прошлом году — 73). Совершено 592 кражи. Совершается больше преступлений в общественных местах, на улицах. Так что ситуация настораживает.
— В связи с этим, каковы были ваши первые действия после назначения на должность?
— Под моим руководством проведены расширенные межведомственные координационные совещания, в том числе с участием прокурора Москвы, руководителей окружных отделов УВД, ФСБ, федеральной миграционной службы, федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, следственного комитета при прокуратуре.
— Вы анализировали причины роста преступности? Как исправлять ситуацию?
— Мы приняли во внимание, что в условиях экономического кризиса профилактические меры, которые принимают правоохранительные органы, недостаточны и требуют усиления. У прокуратуры много вопросов к работе милиции, особенно в связи с возросшей преступностью в общественных местах. Всем ответственным лицам дано указание сделать практические выводы и принять меры по устранению недостатков в работе по предупреждению преступности. Анализируются проблемы взаимодействия правоохранительных органов округа, для этого создана и работает межведомственная рабочая группа.
— Какова ситуация с соблюдением трудовых законов?
— Надзор за своевременной оплатой труда — сейчас одно из приоритетных направлений в работе прокуратуры. Вот некоторые данные. С начала года проведено 37 проверок в этой сфере, выявлена общая задолженность по зарплате на сумму 6 752 649 рублей. При вмешательстве прокуратуры погашены заложенности на сумму 2 685 135 рублей. К дисциплинарной ответственности привлечено 15 должностных лиц. Направлено в суд 33 заявления о взыскании заработной платы, из них удовлетворено 13. По статье «нарушения законодательства о труде и охране труда» (ст. 5.27 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях) вынесено 16 постановлений, к ответственности привлечено 12 лиц. По той же статье решением суда на год дисквалифицировано одно должностное лицо — генеральный директор ООО «ЭлМез».
— Совершаются ли должностные преступления в среде чиновников, в правоохранительных органах?
— Немного, но ряд уголовных дел имеется. Но говорить о них рано, так как по одним делам ещё идёт следствие, по другим суды ещё не приняли решений. Думаю, ближе к концу этого года мы сможем поговорить о таких делах более подробно — особенно о преступлениях, связанных с коррупцией. Что касается органов милиции, то есть отдельные немногие факты превышения должностных полномочий и незаконно проведённого дознания. Все подобные факты проверяются и расследуются следственным отделом при прокуратуре; наша же задача — надзор за законностью того или иного принятого решения по уголовному делу.
— Как в округе соблюдаются конституционные права граждан?
— Как раз недавно было проведено межведомственное совещание, посвящённое правам граждан, нарушенным на досудебной стадии уголовного производства. Прокуратура исследует качество следствия различных дел, процесса дознания. Сегодня из суда на доследование возвращены восемь уголовных дел. В следственном отделе при прокуратуре 48% уголовных дел расследуется с нарушением сроков. Понятно, что тому есть и объективные причины, но сроки следствия нарушать нельзя. Есть факты приостановления и отмены уголовных дел, связанные в основном с нераскрытыми преступлениям. Прокуратурой с начала года внесено более
— С 1 мая этого года вступил в силу федеральный закон № 294 — о защите прав предпринимателей при осуществлении проверок государственными и муниципальными органами. Теперь разрешения на проверки должна давать прокуратура. Сколько таких заявлений к вам поступило?
— С начала мая в прокуратуру округа поступило 26 заявлений о согласовании внеплановых проверок — 13 из административно-технической инспекции, 7 из Роспотребнадзора, 4 из пожарного надзора, 2 из отдела Департамента имущества Москвы. Из этих заявлений мы утвердили только 12. Основные причины отказа — это просто отсутствие оснований для проведения подобных проверок. Из согласованных двенадцати проверок по семи выявлены нарушения законодательства. В нарушение закона № 294, зеленоградским отделом Ропотребнадзора в прокуратуру несвоевременно направлены шесть актов проверок. В связи с этим мы внесли представление руководителю управления Роспотребнадзора по Москве.
— В каких случаях жителю можно — и нужно — обращаться непосредственно в прокуратуру?
— Это зависит от конкретной проблемы. Если речь идёт о разбое, краже, грабеже и подобных преступлениях, надо, конечно же, сразу обращаться в милицию. А вот если заявление по факту преступления в милиции не приняли, или, например, есть сомнения в законности решения милиции, надо обратиться в прокуратуру. Мы будем проверять законность действий правоохранительных органов. Я привожу простой пример, а направлений работы у нас много.
— А если, допустим, чиновник вымогает взятку? Или житель хочет узнать, куда делись средства, отпущенные из госбюджета на ремонт его подъезда?
— В первом случае можно обратиться и в прокуратуру, и в отдел федеральной службы безопасности, и в следственный отдел при прокуратуре — все эти органы будут проводить проверку. Во втором — если у вас есть подозрения или факты, что средства потрачены не по назначению, можно заявить и в милицию, и в прокуратуру. Мы же постоянно взаимодействуем, а процессуальные сроки проверок едины для всех.
— Планируете ли вы, как руководитель, кадровые перестановки в окружной прокуратуре?
— Особых изменений не будет. В целом коллектив зеленоградской прокуратуры опытный, у нас только два сотрудника с трудовым стажем менее двух лет. Скорее, надо немного перераспределить обязанности внутри прокуратуры, чтобы посмотреть на работу свежим глазом.
Юлия Кравченко