Проблема начальной школы — не в больших классах, а в дошкольной подготовке
— Число первоклассников, вслед за числом детсадовцев, сейчас растет? Не столкнутся ли школы в ближайшие годы с проблемой помещений, когда сегодняшний бум детей в детсадах «дорастет» до школьного возраста? Планируются ли уже сейчас
— В целом первоклассников стало больше на
Проблема сегодня заключается не в количестве детей, а в том, что многие из них идут в школу, не пройдя дошкольного образования. Ведь в старших группах детских садов детей не столько учат считать и читать, сколько прививают навыки, нужные для школы — усидчивость, умение работать в группе, принимать чужое мнение. А для «домашних» детей всё это становится проблемой, особенно первые полгода в школе, когда они адаптируются к большому коллективу. Конечно, для нас сложным вопросом остаются и платные подготовительные занятия в различных частных учреждениях, которые нам не подотчетны. Иногда сложно понять принципы, по которым там готовят детей. Вообще сегодня каждый, в принципе, имеет возможность получить лицензию, аккредитацию и заниматься образовательными услугами, но на моей памяти еще ни одно такое частное учреждение не консультировалось с нами о том, как правильно построить методику обучения детей того или иного возраста. Не сомневаюсь, что там есть хорошие педагоги. Но методика может быть совершенно разной, и не всегда потом это можно будет «встроить» в школьный процесс…
— Ваша примерная оценка — какая часть детей сейчас приходит в школы без предшкольной подготовки?
— Мы стараемся обеспечить местами в детсадах всех детей
— То есть вы советуете родителям успокоиться и не пичкать детей ранним образованием?
— Лично я свою дочь отдал в школу в 7,5 лет, и никаких проблем это не вызвало. Ей хватало общения в детском саду, в семье, на детских площадках. А начать обучаться можно и в более позднем возрасте… и может быть, это правильнее. В царские времена, например, в лицеи и гимназии детей тоже отдавали значительно позднее, и мы имели людей достаточно выдающихся.
— Ну, тогда семейное образование было на высоком уровне…
— Естественно. Семейное образование тогда — это были гувернеры, которые учили в семье поколение за поколением, фактически, становились членами семьи. А сегодня семейное обучение организуют сами родители, обучая ребенка самостоятельно или нанимая для него репетиторов. Сегодня родители меньше уделяют внимание тому, кто будет у ребенка «второй мамой». Хотя давно доказано, что по характеру и темпераменту ребенка нужно подбирать и учителя. У преподавателя-холерика вряд ли дети-меланхолики будут чувствовать себя комфортно, и наоборот, если учитель достаточно спокойный, а ребята страдают гиперактивностью, то существовать в одном ритме будет довольно сложно.
— Выбрать учителя бывает достаточно сложно — не всегда школы готовы назвать имя будущего учителя первого класса даже летом, перед
— К сожалению, да, такая проблема есть. Противоречие в том, что теперь нет системы госзаказа, как раньше. Сегодня родители имеют право обучать ребенка там, где они считают нужным. Это, с одной стороны, хорошо — свободный выбор, права ребенка и т.п. Но с другой стороны, мы получаем огромное количество родителей, желающих отдать детей в некие популярные школы, пользующиеся хорошей репутацией, а у других школ такая популярность не сложилась. Родители сдают документы, а потом жалуются на большие классы в
Выпускники выбирают высшее образование ради еще 4—5 лет инфантильности
— Сейчас школьная программа сложнее? Но ведь сейчас акцент ставится на профильное образование, и программа строится во многом от склонностей детей?
— Сегодня много внимания уделяется профильному образованию, но при этом педагогический эгоизм приводит к перегруженности детей. А если оставить только средний уровень знаний — например, гуманитариям изучать физику и химию как общий предмет «естествознание» — то как быть с единым Госстандартом в области образования? Сдать ЕГЭ по физике, химии и биологии в рамках «естествознания» будет довольно сложно. А ведь часто бывает, что выпускники не определились точно, кем они хотят стать — журналистом, филологом или специалистом в области биотехнологий. Некоторые сегодняшние выпускники направляют свои результаты ЕГЭ в
— Для зеленоградцев это
— Да, но
— По итогам нынешнего поступления выпускников в ВУЗы есть
— А этого сейчас никто не скажет. Сегодня есть поступление и на бюджетные места, и на платные. И все, кто хотел поступить — сегодня поступили. Раньше
Впрочем, Министерство образования наверняка сделает серьезный анализ, особенно это касается тех ВУЗов, которые последними заполнили свои вакантные места — и это говорит о спросе на их образовательные услуги. Хотя сегодня при наличии лицензии и аккредитации может существовать любой ВУЗ, даже у которого нет своего помещения, собственного стадиона и спортзала, актового зала для организации спорта и досуга. Это парадокс
— Какая часть сегодняшних
— Очень маленькая. Зеленоградские колледжи № 49 и № 50 дают среднее профессиональное образование, после их окончания можно поступать в ВУЗ по профилю обучения на 2 курс без сдачи ЕГЭ, но даже у них сегодня проблемы — они с трудом выполняют набор на ряд рабочих специальностей, которые не пользуются популярностью у подростков (например, слесарь механосборочных работ). А ведь программа подготовки рабочих кадров это отдельная большая тема: городской заказ на рабочие профессии сейчас весьма трудно планируется, да и у родителей рабочие специальности не в моде. Сегодня предпринимателям нужна прибыль и опытные специалисты сразу, без затрат на обучение. За учениками невыгодно переделывать работу. Москва пытается выстроить свою программу «Рабочие кадры» — посмотрим, что получится.
Изменяются подходы к изучению предмета «Технология». Больше внимание в последнее время уделялось информационным технологиям, это и понятно — веяние времени. Но важно, чтобы, наверное, девочки умели готовить, шить мальчики — иметь простейшие навыки работы в домашнем хозяйстве. Материальные технологии в школах сохранились как предмет, но обеспечивать учебный процесс становится всё сложнее. Станочное оборудование устарело, приобрести расходные материалы практически невозможно. Раньше школам помогали шефствующие предприятия. Сегодня эта система уже не работает. Для обучения работе на станках в школе должны быть современные станки, должны быть заложены деньги на покупку сырья и материалов, должны быть специалисты, умеющие на них работать. Если раньше все это решалось в рамках госпрограммы, учителями технического труда становились выходцы с предприятий, их направляли на эту работу, то сегодня этого всего почти не осталось. Вся система расстроена в самом начале, и избыток рабочих вакансий на рынке труда начинается ещё в школе.
— Раньше у школьников были даже
— Думаю, сложно.
Новый учебный год: бесплатное молоко, религиозные предметы и спортивная программа «2+3»
— Что нового ждет родителей и детей в этом учебном году? Новшества в учебном процессе, в питании школьников …
— С этого учебного года Москва возвращается в советское время — ученики начальных классов будут два раза в неделю получать бесплатно молоко в стаканах. К сожалению, многие дети сейчас в семье молоко не пьют, а предпочитают другие напитки, но для социально незащищенной категории детей это будет поддержкой. Правительством Москвы
Многие говорят сегодня о создании государственных образовательных советов, но опять-таки, никто не знает, как это должно работать. Красивых фраз сегодня существует очень много, но как конкретно это делать — вот проблема.
То же преподавание религий — сегодня это обсуждается в обществе, для политиков это дополнительные очки в предвыборной гонке… А кто это будет преподавать? Представители церкви? Мы не будем возражать. Но ведь церковь отделена от государства, то есть такой священник не должен забывать, что он приходит в светское учреждение.
— В Зеленограде уже введены эти «религиозные» предметы? Кем они ведутся?
— Они ведутся факультативно, чаще всего — учителями истории, прошедшими курсы переподготовки. Москва вопросы мировоззренческой культуры отрабатывает достаточно давно,
— Как будет в Зеленограде выполняться задача 100%-ного охвата школьников физкультурой по программе «2+3»?
— А она уже выполняется, в наших школах здоровья, которых у нас пять. Что такое программа «2+3»? Это как минимум 5 часов двигательной активности ребенка в неделю. Они складываются не только из уроков физкультуры, но и из таких занятий как физкультминутки — учителя начальной школы проводят их, когда дети занимаются долго однообразным делом, например,
Также в начальной школе существуют динамические часы — это большие перемены в
— В каждой начальной школе должны быть такие динамические часы? Или только в школах здоровья?
— Нет, в любой начальной школе динамические часы включены в учебную программу. В Зеленограде детям, слава богу, есть куда выйти на улицу и прогуляться вокруг школы, совершить экскурсию с учителем на любую тему — от знакомства с окружающим миром, со сменой сезонов и погоды, до ориентирования на местности или тихих игр. Но не всегда педагоги готовы к восприятию этих дополнительных занятий, чаще это для них просто пауза — дети сами по себе, учителя сами по себе. Это, конечно, категорически неправильно, и, когда мы узнаем об этом, то пытаемся разговаривать и с педагогом, и с администрацией, которая должна это отслеживать. Есть проблемы с физкультурой и в старшей, и в средней школе, там детей уже сложнее «раскачать» с малоподвижного образа жизни. Шесть школ нашего округа как Ресурсные центры будут это отрабатывать, и потом предлагать учителям физкультуры, как сделать свой предмет более популярным, заставить детей «повернуться» к активному образу жизни. В некоторых школах здоровья у нас закупили конторки, полезные для опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Каждые
— Будут ли в школах проводиться ремонты различной капитальности?
— В этом году мы завершили выборочный капремонт в школах 1353, 617, 616 и 853. В 20 учреждениях проведены различные выборочные текущие ремонтные работы — закупка оборудования, малярные работы, утепление швов, ремонт крыши и т.д. Полный капремонт за 3 месяца сделать нельзя, это должно быть связано с прекращением работы школы на
— Такого большого ремонта, как в школе 609, пока больше никому не грозит?
— Школа 609 была закрыта в том числе по предписанию Роспотребнадзора, так как некоторые условия не соответствовали требованиям к учебному процессу. Больше пока у нас таких учреждений нет. Есть новые требования СанПИНа, которые запрещают учебу в
— Прибавятся ли в школах какие-либо новые платные услуги? Какова позиция Управления образования по отношению к сбору родительских денег на разные школьные нужды?
— Это тема для родителей больная. Скажу сразу: сегодня сбор денег в школе не должен осуществляться ни на что, школы обеспечены всем, включая учебники. И дошкольные образовательные учреждения, где есть родительская плата, из этих небюджетных денег могут сегодня себе позволить приобретать в том числе и оборудование.
Что касается школьных ремонтов внутри кабинетов — покупки мебели или техники, смены полов или покраски стен — то очень часто инициаторами выступают сами родители, чаще всего это небольшая инициативная группа родителей. Наверное, родительский фонд имеет право на существование, но школа к этому никакого отношения не имеет и не должна иметь. Любая покупка — это подарок родителей школе, или конкретному классу, но не обязательное условие. Кстати, любой подарок должен быть оформлен официально — например, доверенностью о передаче в дар оборудования школе или классу. Родителям стоит помнить и о том, что сегодня в обществе есть как обеспеченные, так и не очень обеспеченные люди. Для
— Почему не сделать сбор родительских денег официальным?
— Есть и официальные платные услуги. Но родители порой отказываются от них: это договор, это оплата в банке, это проценты и налоги, поэтому многим удобней простой наличный расчет. Не проблема внести спонсорские деньги на счет школы, причем даже с указанием их цели. Но часть этих денег уйдет в налоги, сумма будет меньше, значит, собирать надо будет больше.
Елена Панасенко
Ювенальной юстиции в России - нет! Хватит с нас неприличного слова из трёх букв - ЕГЭ.
PS. Обожаю новые слова.
:o)
http://kolohost.ru/?p=3647
Много полезной литературы.
Я, кстати, подозревала, что Вам понравится. :о)