Перед родителями, которых удалось собрать практически уже после окончания учебного года, выступают школьные психологи. Где-то на собрания приходят специалисты из зеленоградского Психоневрологического диспансера №22, Городского психолого-педагогического центра (ЦПМСС) и других структур.
Этой школе повезло: на несколько сотен учеников постоянно работают и педагог-психолог, и социальный психолог. В преддверии экзаменов психолог уже провёл серию бесед с учениками 9-х и 11-классов, чтобы помочь им морально подготовиться, рассказать, как преодолевать беспокойство и рассчитывать свои силы. Но родители всё равно просят, чтобы поговорили и с учителями — иногда они не меньше учеников нагнетают обстановку и устраивают «прессинг». «Учителя тоже бывают тревожными, как и все люди», — соглашается специалист и обещает поговорить.
«Будьте рядом!»
В школьном актовом зале около полусотни пап и мам, хотя собрание проводят для родителей учеников всех старших классов. Кто-то уже знаком с темой, кого-то привели на собрание созвучные проблемы, возникающие у детей — эмоциональные вспышки, попытки манипуляций и угроз или жалобы на то, что «всё плохо».
«Внимательно слушайте детей, они часто страдают от одиночества и невозможности излить душу», — зачитывает психолог список заповедей. — «Не осуждайте их и не говорите, что их беды ничтожны. Подчёркивайте временность всех проблем и предлагайте конструктивные решения — не одно и не два, а несколько, чтобы у ребёнка был выбор. Обращайте внимание на все изменения в поведении детей и не пренебрегайте никакими мелочами. И последнее — когда вы не знаете, что сказать, лучше не говорите ничего. Но будьте рядом!»
Местом обитания подростков, наряду с реальностью, сделался интернет — неконтролируемый поток информации в социальных сетях и сообществах. Некоторые из них переполнены негативной информацией и фактически подстрекают детей к суициду. У этих групп сотни тысяч подписчиков — их «население» больше, чем во всём Зеленограде — и каждый из читателей ежедневно получает депрессивные «статусы» с мрачной эстетикой и транслирует их дальше. Зеленоградские школьники — не исключение, что подтверждает даже поверхностный поиск в интернете.
«С детьми в социальных сетях работают системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая к последней черте. Мы насчитали 130 (!) суицидов детей, случившихся в России с ноября 2015-го по апрель 2016 года, — почти все они были членами одних и тех же групп в интернете, жили в благополучных и любящих семьях. Новые смерти анонсированы там же. Как родителям распознать надвигающуюся беду», — так начинается расследование «Новой газеты», проведённое с участием детского психолога-суицидолога. Все выводы и детали сейчас переданы в правоохранительные органы. Тему продолжили журналисты Lenta.ru, написав о том, кто и зачем «пиарит» смерть.
Что делать: разговаривать, следить, отлучить от соцсетей?
Проверять, что читают подростки в интернете, какие группы в соцсетях они посещают, да и просто чем они интересуются. Пытаться говорить с детьми о будущем, об их друзьях, не отмахиваясь ни от каких мелочей, которые вызвали тревогу, и не стесняться контактировать с другими родителями и со школой по любым подозрениям. Делать что-то вместе детьми, чтобы они понимали — они нужны, тогда у них больше шансов противостоять затягиванию в чёрную «воронку», даже если случиться оказаться рядом с ней. Такие советы дают на родительском собрании.
Но родители всё равно в растерянности: «Что же теперь делать», — обсуждают они услышанное. Часть остаётся задать личные вопросы или записаться на консультацию. «Мы были у психолога, это не помогает», — делится одна из мам. «Просто закрыть доступ в социальные сети насовсем», — решает другая. Остальные сомневаются: не приведёт ли это к еще большим скандалам и отчуждению в семье? Да и дело не только в интернете.
Подростковый суицид был всегда, как и причины для него — они не изменились. Но в последнее время добавилась еще одна: самоубийство стало модным, и это страшно. Количество смертельных происшествий год от года медленно, но растёт, по утверждению педагогов. И большинство из этих случаев можно было предупредить и предсказать.
«Тема смерти табуирована. Как думаете, многие ли школьные психологи и учителя решились поговорить с детьми о суицидах, прочитав статью в Новой? Я сомневаюсь, потому что если разговаривать всерьёз, а не просто нотацию прочесть, нужно начинать со слов вроде: «Думаю, многие из вас иногда испытывают желание умереть или сделать что-то очень опасное, и это нормально». Кто на это решится? «", — пишет известный детский психолог Людмила Петрановская. И акцентирует внимание на несвободе современных школьников и гиперконтроле за ними со стороны родителей, школы, государства. Свободу они обретают только в интернете.
Кто поговорит с детьми
Вся информация на собрании — для родителей, с детьми же эту тему должен обсуждать только психолог и только в личном контакте. Никаких классных часов и «коллективной проработки» не будет и не должно быть, утверждают в школе. Но достаточно ли у школьных психологов квалификации, чтобы работать с детьми по теме суицида?
У каждого из психологов есть своя специализация, в школе это, например, работа с одарёнными детьми или с подростками группы риска. Бывает, школьные психологи делаю всё подряд, занимаются кадровой работой, или их нагружают работой с документами. Бывает, что школы приглашают специальных консультантов по узким направлениям, например, сложностям внутри семьи.
С темой подростковых склонности к самоубийству предпочтительно обращаться к специалистам-суицидологам, утверждают эксперты. Таких специалистов не обязательно искать где-то далеко — они могут работать и совсем рядом: как правило, психологическая помощь организована при районных управах, центрах соцзащиты, в филиалах Московской службы психологической помощи по московским округам. Для государства эта проблематика не новая — в связи с экзаменационными стрессами у школьников, моббингом, то есть травлей детей в школе, проявлениями социального неравенства
«У нас есть специалисты, которые работают с темой суицида — индивидуальные психологи, психологи-психотерапевты с практикой в этом направлении», — рассказали Zelenograd.ru в зеленоградском филиале Московской службы психологической помощи (МСППН), действующем в корпусе 418 и в корпусе 2028 (телефоны +7(499)735-2224, +7(499)210-2629, www.msph.ru ). В Зеленограде подобные обращения бывают не часто, но в последнее время их стало чуть больше — раньше, до 2010 года, они были редкостью.
«Мы помогаем не только подросткам, школьникам, но и молодым людям, которые чаще обращаются сами, — говорит Ирина Назарова, руководитель филиала МСППН. — Конечно, к психологам в основном приходят те, кто хочет, чтобы их остановили. В отношении школьников очень важны причины, которые движут конкретным ребёнком. Не знаю, насколько тут помогут общие собрания… Прежде всего, нужно налаживать личные доверительные отношения, нужна откликаемость, поддержка близких. Нужно вернуть тёплые человеческие эмоции, которые сейчас подменяются деловыми контактами. Чтобы дети не оставались в одиночестве».
Где помогут в Зеленограде
8(499)738-5727, 8(499)729-3062 — круглосуточные телефоны зеленоградской Медико-психологической службы, расположенной в корпусе 1460, в Психоневрологическом диспансере №22. Это не просто консультации, а медико-психологическая помощь врачей диспансера, в том числе психиатров. На звонки отвечает врач — дежурный по отделению. Тайна беседы сохраняется, адрес и паспортные данные не спрашивают.
8(800)250-1191 — анонимная неотложная служба психологической помощи для детей, родителей, педагогов Городского психолого-педагогического центра (ГППЦ), у которого в Зеленограде есть отделение. Там проходят и личные консультации (корпус 1554, корпус 222А строение 1, телефон +7(499)738-5020). Специалисты ГППЦ в рамках проекта «Перекрёсток» сотрудничают со школами и занимаются профилактикой отклоняющегося поведения социального риска у подростков.
Есть и несколько московских «горячих линий»:
- 051 (бесплатно, круглосуточно) — Московская служба психологической помощи, www.msph.ru.
- 8(495)575-8770 — телефон доверия экстренной психологической помощи
- 8(495)160-0363 — круглосуточный телефон доверия для детей и подростков
- 8(495)624-6001 — детский телефон доверия Департамента образования Москвы
- 8(495)637-7691, 8(495)637-5014 — телефоны «горячей линии» городского центра «Дети улиц»
- 8(495)626-3707 — «горячая линия» Центра экстренной психологической помощи МЧС
- 8(800)7000-600 — всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье
- 8(495)625-3101 — Скорая психиатрическая помощь.
Это как?...Не откровенное ли это подстрекательство к действию????!!!!! И это говорит (или пишет ) детский психолог Л.Петрановская!!!???
Это правда. Вспомните себя в таком возрасте. Первая любовь, первый серьезный рубеж, который надо преодолеть и который за тебя никто не преодолеет - это стрессовое испытание для неокрепшей психики, которая по сути еще детская, она подстраивается под жестокость и цинизм нашего мира, и иногда ломается. И тут действительно очень важно, чтобы сработал инстинкт самосохранения. Чтобы ребенок знал, что он не один. Что без него в этом мире кому-то будет нестерпимо больно и плохо и тоже не захочется жить. Дорогие родители, не стесняйтесь говорить это своим детям! Необязательно всегда быть суровыми и сильными. За наши слабости нас любят сильнее, чем за нашу силу.
Это как?...Не откровенное ли это подстрекательство к действию????!!!!! И это говорит (или пишет ) детский психолог Л.Петрановская!!!???
Это как?...Не откровенное ли это подстрекательство к действию????!!!!! И это говорит (или пишет ) детский психолог Л.Петрановская!!!???
Читала Петрановскую и думала, что таких дремучих у нас уже не осталось, оказывается есть еще...
Объясните тогда" ДРЕМУЧЕЙ",ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТ ЕЕ ВОПРОС: "КТО НА ЭТО РЕШИТСЯ?"
P.S. А вешать"ярлыки"("Обзывухи") на совсем незнакомого вам человека очень некрасиво,некультурно, нетактично и непсихологично.
Отредактировано: 03-06-2016, 11:08
Нет, вы неправильно и очень упрощенно интерпретировали мое мнение. Я обвиняю не гаджеты, "как порождение вселенского зла" :), а родителей, которые заменили ими свое живое общение с детьми.
И вы несколько выдернули фразу из контекста, смысл ее более широкий:
"Тема смерти табуирована. Как думаете, многие ли школьные психологи и учителя решились поговорить с детьми о суицидах, прочитав статью в Новой? Я сомневаюсь, потому что если разговаривать всерьёз, а не просто нотацию прочесть, нужно начинать со слов вроде: «Думаю, многие из вас иногда испытывают желание умереть или сделать что-то очень опасное, и это нормально». Кто на это решится?", — пишет известный детский психолог Людмила Петрановская.
Именно с этих слов и надо начинать беседу, дать понять ребенку, подростку, что он в подобных мыслях не один, подобная мысль появляется у многих, но многие, как видим ее преодолевают, перерастают и живут дальше. А теперь, когда мы признали, что эта мысль может посетить нас - давай решать, как будем преодолевать.
Писать надо в департамент образования! Отменять эти дебильные ЕГЭ!!!!
Главное, что двоечникам пофигу на экзамены, а переживают, думаю , волнуются в основном отличники, кто думает о будущем - они и сигают с балконов.
Главное, что двоечникам пофигу на экзамены, а переживают, думаю , волнуются в основном отличники, кто думает о будущем - они и сигают с балконов.
Кстати, мне статья Петрановской понравилась. Есть о чем подумать.
Вчера, 20:33
«Думаю, многие из вас иногда испытывают желание умереть или сделать что-то очень опасное, и это нормально». Кто на это решится? «", — пишет известный детский психолог Людмила Петрановская.
Это как?...Не откровенное ли это подстрекательство к действию????!!!!! И это говорит (или пишет ) детский психолог Л.Петрановская!!!???
- Как думаете, многие ли школьные психологи и учителя решились поговорить с детьми о суицидах, прочитав статью в Новой? Я сомневаюсь, потому что если разговаривать всерьез, а не просто нотацию прочесть, нужно начинать со слов вроде: «Думаю, многие из вас иногда испытывают желание умереть или сделать что-то очень опасное, и это нормально». Кто на это решится? -
Петрановская обращается ко взрослым и спрашивает, кто из них решится начать разговор с ребенком на такую тему.
Иногда в молчании больше пользы и мудрости, чем в разговорах.
а Петрановская права, желание умереть бывает у всех и оно абсолютно нормально, правильно донося эту мысль до подростка, подчеркну правильно, а не как попало, мы открываем для него возможность проживания проблем, рассмотрения их и поиска решения, или просто раскрытия своего внутреннего мира через переживания. Сама по себе такая возможность не открывается, подростки ещё слишком непосредственны и склонны к максимализму. У них всё, что ни случись - сразу конец света, тупик, стена перед лицом. Он даже и не пытается разобраться с происходящим, он просто переживает и из этого состояния нужно уводить. Как сказано выше в частности объясняя, что через переживания проходят все и это не тупик
Иногда в молчании больше пользы и мудрости, чем в разговорах.
Да каждый порой хочет сдохнуть, сдерживает страх перед болью и прочие обстоятельства.
У самого хватало таких периодов.
Особенно когда сдача егэ и отлична поддержка со стороны педагогов "Вот не сдадите и у вас не будет будущего!"
Ну ничего, голова на плечах есть, подепрессуешь и продолжишь жить дальше.