В последнее воскресенье весны состоялся 20-й Зеленоградский полумарафон. В юбилейном забеге участвовали 1283 взрослых спортсмена, и не только из Зеленограда. Более семисот человек соревновались на классической дистанции 21,095 километра, более пятисот — на семь километров. Прошёл и традиционный детский забег на полкилометра, массовость которого, как отмечают наблюдатели, растёт.
Один из участников воскресного мероприятия Дмитрий Антонов в этом году показал себя в другом юбилейном забеге — 120-м Бостонском марафоне. В легендарном марафоне зеленоградский спортсмен возглавил результаты россиян.
«У многих бегунов — мечта жизни попасть на Бостонский. Он старейший в мире и, безусловно, элитный, — поделился с Zelenograd.ru известный шоумен, телережиссёр и постоянный участник разных забегов, в том числе прошлогоднего в Бостоне, Андрей „Бочарик“ Бочаров. — На него очень трудно попасть: нужно быстро бегать или обладать связями. Это единственный в мире марафон, для участия в котором необходимо пройти квалификационное время».
Нужно бежать быстрее собственной квалификации
Дмитрий Антонов рассказал Zelenogard.ru о том, как доказывал своё право на участие в Бостонском марафоне, о правильном подходе к тренировкам и увлечении бегом.
— Дмитрий, известно, что стать участником Бостонского марафона может далеко не каждый. Почему? И как вам удалось?
— Бостонский марафон отличается от других открытых массовых забегов тем, что сначала надо пройти квалификационный отбор. Для каждой возрастной категории среди мужчин и женщин установлен норматив. Для моей возрастной группы это 3 часа 5 минут. Чтобы стать участником бостонского мероприятия, в течение полутора-двух предшествующих лет спортсмен должен показать не худший результат на любом марафоне, сертифицированном Ассоциацией международных марафонов и пробегов. Но фактически нужно бежать быстрее.
Желающих попасть в Бостон много, но число участников ограничивается 35-36 тысячами. Из них порядка 4-6 тысяч мест отведены бегунам от благотворительных организаций — партнёров марафона. Еще какое-то количество раздается титульным спонсорам. На остальные приблизительно 30 тысяч мест претендует гораздо больше людей, и тех, кто укладывается в норматив, достаточно много. Поэтому, когда приходит время регистрации — а она открывается всего на два-три дня за полгода до старта, — отбор начинается с самых быстрых. В этом году, чтобы попасть в список участников, надо было предоставить результат хотя бы на две минуты лучше установленного норматива. То есть те, кто бежал на минуту и пятьдесят девять секунд быстрее квалификационного времени, на марафон не попали. Мой результат был довольно уверенным — на 20 минут быстрее норматива.
— Своё право на забег в Бостоне вы доказали результатами на каких марафонах?
— Их было два. Первый — Амстердамский марафон в прошлом году. Это своего рода спортивный туризм, то есть мы с семьёй совместили отпуск и забег. Второй — в феврале в Остине, штат Техас (США). Выиграл лотерею на работе. Я работаю в зеленоградском офисе американской компании, которая является титульным спонсором этого марафона: в Остине располагается штаб-квартира нашей компании.
— Часто идёте на марафонскую дистанцию? Знаю, есть такие отчаянные, кто по сотне раз в год, а то и больше бегает…
— На моём счету около 15 марафонов. Обычно раз в год участвую, в этом году вот два раза получилось. Я работаю на результат, а не на количество, добиваюсь качества. К слову, в Остине я пришел к финишу четвёртым.
— Сколько участников было?
— Приблизительно три тысячи.
«Правильно начинать с более коротких дистанций»
— Как давно решили стать марафонцем?
— Впервые пробежал дистанцию в 2005 году. Начиналось как общая физическая подготовка: играл в футбол, ну и побегивал для поддержания формы 5, 10 километров… Потом решил: зачем бегать просто так, когда под боком городской, зеленоградский, полумарафон. Через него и приобщился благодаря основателю зеленоградских полумарафонов Борису Михайловичу Прокопьеву. Пробежал первый раз — и втянулся. Заинтересовался, как правильно тренироваться, начал читать специальную литературу, общаться в профильных интернет-форумах… Постепенно, как любой неравнодушный любитель, бегающий короткие дистанции, захотел и марафон пробежать — легендарную дистанцию. Пробежал — захотелось быстрее. Решил более осознанно к подготовке подойти, более правильно. Дальше — завертелось…
— А что значит «правильно»? Назовём пять правил для новичков…
— Давайте, я не буду брать на себя такую ответственность, будучи любителем марафонского бега, а не профессиональным спортсменом.
— И всё же что такое «правильная подготовка» в вашем понимании?
— Она должна быть структурированной. Прежде всего, нужно правильно подойти к режиму тренировок, который у каждого человека индивидуальный. Если короткие дистанции можно пробежать, условно говоря, поднявшись со скамейки: встал, пробежал и снова на скамейку сел, то марафон — дистанция серьезная. Это тяжелейшая нагрузка на организм, и без должной подготовки приятное времяпрепровождение может превратиться в опасное для здоровья. Неподготовленные любители, не ознакомившись с литературой, не посоветовавшись с профессионалами, знатоками, думают, что начинать надо с интенсивных тренировок. В итоге большинство гробят здоровье, не дойдя до марафона. Травмы, общее разрушение организма… Много молодежи, отдавая дань моде, хотят начинать сразу с марафонской дистанции, хотя правильно — с более коротких дистанций, чтобы постепенно подготовить организм. В интернете достаточно нужной информации.
— Но и «мусора» предостаточно. Как отфильтровать?
— Человек вдумчивый, изучив несколько источников, найдёт пересечения и сможет отличить профессиональные рекомендации от профанации. В конце концов, есть библиотеки — к счастью, они еще работают. Кроме того, нужное можно найти в книжных магазинах: сейчас переиздаётся хорошая советская литература на эту тему, где всё правильно написано.
— Вы десять раз пробегали зеленоградский parkrun, специально ездили на тренировки в манеже в Москву. С определённой целью?
— В parkrun участвовал, чтобы сохранять интенсивность. Ее сложно поддерживать, когда бежишь в одиночку. Иногда специально гандикапом бежал, давая фору другим, чтобы впереди были люди, за которыми нужно тянуться. Но каждую субботу выбираться сложно, поэтому редко участвую. А тренировки в московском манеже были обусловлены предстоящим марафоном в Остине. Если бы не надо было выступать в феврале, не заморачивался бы: всю зиму бегаю по нашим хорошо почищенным дорожкам — проблем не возникает. Но очень близко к зимнему марафону нужны достаточно специфические тренировки, что не всегда получается на природном покрытии при отрицательной температуре.
«У нас вся семья бегающая»
— Ваша семья разделяет увлечение бегом?
— У нас вся семья бегающая. Супруга в Бостоне участвовала в пятикилометровом забеге, который проводится за двое суток до марафона, в субботу. На этой дистанции она была единственной россиянкой. Бегают и папа с мамой, и детишки, которых пытаемся привлечь к зеленоградскому полумарафону и детскому забегу.
— Сколько детишек, какого возраста? Давно бегают?
— Двое. Одному скоро семь, второму четыре года. Старшего года в три «запустили».
— Вы упомянули, что совмещаете участие в марафоне с отпуском, то есть занимаетесь, по сути, спортивным туризмом. Получается довольно затратно. Мало того что нужно оплатить участие в марафоне, питание-проживание тоже за свой счёт? Сколько, кстати, стоит место в Бостонском марафоне?
— Взнос зависит от категории участника: любительская, возрастная, страна проживания, гражданство и т. д. И сумма может меняться каждый год. На мероприятия такого уровня приглашают только 10-20 элитных марафонцев-профессионалов, которые бегают так, как в России никто не бегает. Им всё оплачивают. Остальные — полностью за свой счет, поэтому стараемся совместить с отпуском.
— И что вам даёт участие в Бостонском марафоне? Что оно для вас значит?
— Прежде всего, даёт стремление к лучшему результату: хочется бежать быстрее. У Бостонского марафона большая история, в этом году он проводился в 120-й раз! Для любителя возможность попасть на такой знаковый марафон — это как для профессионального спортсмена попасть на Олимпийские игры.
К слову, в 20-м Зеленоградском полумарафоне участвовала вся семья Дмитрия. Сам он бежал основную дистанцию, супруга — семикилометровую, а оба сына соревновались в детском забеге.
Ему удачи, искренне желаю побед.
Самое главное - его позиция, что к марафону приходят.
Марафон не может быть целью для новичков, хотя в СМИ создаётся некая иллюзорность его доступности.
Я даже придумал термин "кардиофашизм". Если худеть - то до идеала, если бегать - то сразу марафон. И то и другое как ближайшая цель - достаточно опасны для здоровья или невыполнимы.
Дума Георге.