Топ-100 лучших высших учебных заведений России опубликовало агентство RAEX («Эксперт РА»). В прошлом году зеленоградский вуз занимал в нём 51 место — за год у МИЭТа вырос уровень востребованности выпускников работодателями, но снизился уровень научно-исследовательской деятельности, по интегральным оценкам рейтинга.
Рейтинг составлен по итогам 2015 года на базе статистических показателей и результатов масштабных опросов среди 17,4 тысячи респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. Рейтинг выходит уже четвёртый год.
За год из топ-50 рейтинга выбыли пять вузов — два заняли более низкие позиции, три исчезли совсем. Вошли в топ-50 помимо МИЭТа еще четыре, два из них не участвовали в рейтинге ранее. Таким образом, МИЭТ поднялся на 50-ю позицию благодаря одному из выбывших участников.
Топ-20 рейтинга уже третий год не меняет состава. На первом месте МГУ им. Ломоносова, в первой двадцатке также 11 вузов из столичного региона, Санкт-Петербургский государственный и политехнический университеты, два вуза Томска (ТПУ и ТГУ), два вуза Новосибирска (НГУ и НГТУ) и три федеральных университета — Уральский, Сибирский и Казанский (Приволжский).
Популярность технических вузов плавно растёт, хотя спрос абитуриентов сильно смещён в сторону сферы экономики и управления — такой вывод делают авторы рейтинга: «Выпускники технических вузов по сравнению с экономическими по-прежнему более востребованы работодателями. […] Средняя стоимость платного обучения на первом курсе в технических вузах составляет 105 тысяч рублей, в экономических — 200 тысяч рублей. Среди университетов с самой высокой стоимостью платного обучения по программам бакалавриата и специалитета преобладают нетехнические вузы; наиболее дорогое обучение в МГИМО и НИУ ВШЭ».
Впрочем, за 2015 год технические вузы немного сократили отставание от экономических по плате за обучение — она выросла на 8%.
Тенденции технических вузов: финансирование падает, кадры сокращают
Уровень инфляции с лихвой перекрывает номинальный рост финансирования вузов в расчёте на студента — оно в среднем по топ-100 вузов за год увеличилось всего на 1% (по бюджетным и небюджетным источникам). Технические вузы более или менее успешно привлекает средства на научные разработки и наращивает объёмы НИОКР (рост на 17,8% за год), но это вряд ли очень надёжная «подушка безопасности», считают в RAEX — сильного роста заказов не предвидится.
41 вуз из топ-100 вузов создали фонды целевого капитала по западному образцу, которые формируются из пожертвований выпускников. МИЭТ объявил о создании такого фонда в 2013, но пока процедуры по его оформлению не завершены — этим занимается Ассоциация выпускников вуза.
В технических вузах существенно снизилась обеспеченность студентов профессорско-преподавательским составом — на 8% за год. Эта категория вузов, а также вузы Москвы и Санкт-Петербурга потеряли больше всего преподавателей в расчёте на 100 студентов. Причина в том, что вузы принуждены ежегодно повышать зарплаты преподавателей с учётом среднего значения по региону (и в Москве эта планка достаточно высока), выполняя «майские указы» Президента России — дополнительных бюджетных средств на это не выделяют, остаётся только сокращать ставки.
Сокращается и число научных сотрудников, в том числе в национальных исследовательских университетах (НИУ), каким является и МИЭТ. Их зарплату вузы должны повышать не менее стремительно, но несовершенство механизмов оплаты труда не позволяет этого делать. По НИУ сокращение составило 8,7%. «И даже у участников программы „5-100“, имеющих амбиции выйти на передовой край мировой науки, численность научных сотрудников за год не выросла», — пишут составители рейтинга.
При этом для технических вузов, в том числе и для МИЭТа, одним из важных показателей остаётся количество научных публикаций и цитируемость по зарубежным наукометрическим системам — по этим показателям успехи вузов меряют в Минобрнауки. Но, как показывают цифры, в погоне за числом публикаций падает их качество: цитируемость в НИУ за 2015 год снизилась на 6,7%.
«Стремление „прилично выглядеть“ за рубежом в большем приоритете, нежели повышение качества образования и решение системных проблем с научно-педагогическими кадрами», — так завершает анализ рейтинга вузов агентство «Эксперт РА».