«На дне» — знаковая пьеса для любого театра, хороший актёрский материал. В спектакле занята почти вся труппа «Ведогонь-Театра». Поставил спектакль Александр Кузин, ярославский театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств России. Ранее он ставил в «Ведогоне» спектакль «Царь Фёдор Иоаннович», с которым театр получил широкую российскую известность и стал лауреатом престижных театральных фестивалей.
Перед премьерой Zelenograd.ru побеседовал с Александром Кузиным. У режиссёра был день рождения, который он проводил на репетициях — что для театральных людей дело обычное.
— «На дне» в последние годы стали ставить в российских театрах всё чаще. Почему вы выбрали именно эту пьесу?
— Действительно, пьесу ставят сейчас всё чаще. Горький опять становится модным автором. Но дело не в этом, а в том, что эта пьеса — проверка театра на зрелость, его готовность к пьесам «первого смыслового ряда». После этой работы я уже хорошо знал «Ведогонь-Театр», возможности актёров, и мне показалось, что они вполне могли бы сыграть «На дне». В этой пьесе актёры могут раскрыть свои возможности.
— Есть усвоенный ещё в школе штамп: «Горький — великий пролетарский писатель», а главными героями пьесы называли Луку и Сатина.
— … а человек — это звучит гордо. Это и правда школьные стереотипы. Цитируя эту известную фразу,
— Когда Горький писал пьесу, романтизация «дна» была еще в моде, а «человечества сон золотой» заключался в мечте о социальной революции как панацее от страданий людей. «Дно» через сто лет никуда не делось, но как эти мечты звучат сейчас?
— Сегодняшнее «дно» — другое. Люди этого социального дна, которым надо бы посмотреть сегодня эту пьесу, на неё никогда не пойдут. Получается, спектакль адресован другим, тем, кто читает, думает, умеет размышлять и сопоставлять. Образованным. И возникает вопрос — для чего людям, которые о «дне» и так всё знают, нужен сегодня такой спектакль?
— Для чего же?
— Я задавал этот вопрос актёрам. Удивительная вещь — неожиданно для себя я услышал от них не ответы, а истории из их собственной жизни. Совпадения в судьбах актёров и персонажей пьесы. Я почувствовал и понял, что им хочется поговорить о своей жизни, своих судьбах, высказаться и выговориться.
— Ожидали ли вы, ставя с «Ведогонь-Театром» предыдущий спектакль, «Царя Фёдора», столь успешной судьбы спектакля, его известности?
— Нет, не ожидал. Это совпадение, которое, мне кажется, бывает раз в жизни. Артистов много, а ролей, которые по сути делают из артиста актёрскую личность — намного меньше. «Царь Фёдор», конечно, попал интонационно в нынешний исторический момент, прозвучал современно, но главное не в этом, а в актёрском совпадении. Есть Гамлет — есть спектакль, говорят в театре. «Царь Фёдор» появился, потому что есть артист, который может сыграть Фёдора — Павел Курочкин. Если спектакль не подтверждён творчески, а лишь «попадает в струю» — это компромисс, который сразу виден на сцене.
Пьеса «На дне» была написана Горьким в 1902 году, её первоначальное название «Без солнца». Пьеса неоднократно ставилась российскими театрами, многие годы была в репертуаре МХАТА им. М.Горького. В спектакле «Ведогонь-Театра» пьеса оборачивается историей не философской или социальной, а общечеловеческой, где персонажи тоскуют о лучшей жизни. «Дно жизни» и беспросветность показаны весьма реалистично и психологически тонко. Почти тюремный полумрак, в котором живут герои, создаёт интересное оформление сцены художником спектакля Кириллом Даниловым. В центре зала — помост-подиум из деревянных досок. На досках герои спят, пьют, исповедуются, дерутся и умирают. В спектакле заняты: народный артист России Виталий Стужев, заслуженный артист России Павел Курочкин, актёры Пётр Васильев, Александр Бавтриков, Антон Васильев, Александр Казаков, Светлана Лызлова, Зоя Даниловская, Павел Грудцов, Алексей Ермаков, Вячеслав Семеин, Марина Бутова, Наталья Табачкова, Ольга Львова, Тимур Исупов, Дмитрий Лямочкин, Дмитрий Копылов, Сергей Василюк, Илья Ханбудагов. В постановке два актёрских состава.
Юлия Кравченко