Впрочем, директора и педагоги Центра Буракова постарались сделать из его открытия прежде всего веселый детский праздник с музыкой, фокусами, загадками и конкурсами, а уж потом решать «взрослые» проблемы. По окончании всех развлечений родителей пригласили в отдельный класс чтобы подробно объяснить, кто, как и чему будет учить здесь их детей, и в чем состоит новизна предлагаемых технологий.
О своих авторских разработках рассказал сам Николай Борисович Бураков, педагог, основатель сети собственных образовательных центров, которые сейчас работают в Москве и Московской области, а также в других городах страны.
— Я очень рад открытию своего центра в Зеленограде — считаю, что это город интеллектуалов, который оценит мои технологии. Они служат не только для развития детей. В школе часто возникает такая проблема: ребенок не хочет дальше заниматься тем, чему его научили, говорит о нелюбви к математике или к чтению, плохо и медленно читает,
- С года до 2 лет — «Бэби-курс». Этот возраст малышей называют «царским», а учатся они вместе с мамами и на их примере — танцевать и строить башни, катать мяч и проходить «полосу препятствий». Слово «нельзя» на занятиях под запретом, и дети свободно постигают окружающий мир всеми своими открытыми каналами восприятия.
- С 2 до 4 лет — курс «Раннего развития», в котором заложено развитие познавательных процессов: внимания, мышления, памяти с помощью развивающих игр в вариативном повторении. Это нечто вроде «тренажерного зала интеллектуального развития». Дети очень любят такие тренинги, как любят, например, повторение знакомых сказок — все мамы это знают.
- С 4 до 7 лет — курс «Подготовка к школе». Здесь уже подготовленные малыши на основе развитости познавательных процессов «с
пол-оборота » выходят на чтение и счет. И тогда начинается подключение более сложных и интересных задач… - С 6 до 7 лет — «Дошкольный университет»: темами занятий становится определение времени по календарю и на циферблате часов, «Палата мер и весов», химические и физические опыты… Дошколятам незачем постигать науки в теории, вместо нее они получают огромный объем практических знаний и стимул подумать над множеством своих «почему?». «Дети „открывают Америку“, „изобретают велосипед“ и постигают суть вещей своими глазами и руками, а потом в школе остается только обобщить полученные знания с помощью учебников. — Поясняет Н.Б.Бураков — Этот курс — продвинутый интеллектуальный тренинг, который позволяет ребенку в
6—7 лет достичь уровня развития8—9 -летнего с помощью наших собственных заданий и пособий». - Курс «Развития техники чтения» для школьников, на котором учат читать прежде всего «с чувством, с толком, с расстановкой», с удовольствием, а не с секундомером над душой ради скорости чтения. Настоящий читатель видит вместо текста живое кино на страницах книги, и цель курса — познакомить детей именно с этим наслаждением от чтения.
- Курс «Природной грамотности» позволяет запустить и «отладить» у всех без исключения школьников механизм врожденной грамотности, который многие считают чуть ли не наследственной семейной чертой. Простое зазубривание правил, как известно, не помогает против пожизненных «двоечных» диктантов. В Центре Буракова дети пишут специальный диагностический диктант в начале этого курса и в его конце — довольно сложный текст для средних и старших классов. Рекорд центра — 120 ошибок в диктанте, а норма для «отличников — около 15 «безграмотностей», которые все равно стоили бы в школе «двойки». К концу курса этот показатель уменьшается в
5—16 раз, а оставшиеся ошибки убираются между делом дома до абсолютной грамотности. Как — об этом родителям рассказывают на специальном собрании. - Курс коррекции каллиграфического почерка «Пишу красиво» восстанавливает красивый почерк.
Зачем детям нужно преодоление трудностей — об этом родителям рассказала Виктория Соломоновна Юркевич, научный консультант Центра Буракова, психолог, занимающаяся проблемами одаренности детей, лауреат государственной премии в этой области, автор многочисленных книг, консультант известных московских школ — школы «Интеллектуал», школы № 57, Ломоносовской школы:
— Сейчас существует столько всяких пособий и развивающих материалов для детей, что специалисты уже измеряют их в килограммах, пудах и тоннах! Я знакомлюсь с многими из них, заведуя Лабораторией по развитию одаренности в Московском государственном психолого-педагогическом университете. И могу сказать, что система Буракова многое делает лучше, чем другие методики, например, формирует навыки — но есть курсы, которые ничуть не хуже учат читать, писать и мыслить логически. Главное достоинство системы Буракова в другом.
Психологи открыли у детей особую потребность, которую все вы видели у своих малышей — «хочу сделать сам!». Это такой маленький росточек: подняться пешком в гору, хотя рядом есть подъемник, решить самому задачку, хотя можно подсмотреть ответ — «Нет, я хочу сам!». Зачем? Взрослые зачастую не заинтересованы в этом. Оказывается, в человеке есть потребность держать в напряжении свой мозг, так же, как и мышцы — и поэтому малыши очень любят
Могу сказать, что большинство групп развития плохи тем, что они либо работают на большом интересе, либо просто занимаются обучением. Ребенок должен работать не просто из интереса, и не потому, что родители велят, а потому, что труд — нравится! Нравится напрягать свой мозг, даже если это не безумно интересно. Вот таких систем нет. Умственный труд, вообще, приятен, как не всякий труд и не для всех. Так же и какая-нибудь бабушка на пенсии может увлечься кроссвордами, японскими «судоку» — у меня есть знакомая лет
Развивать в детях потребность к самым разным знаниям в Центре Буракова предполагают в небольших группах — оптимально в них будет заниматься по 6 детей, в некоторых группах для школьников — до 8. Преподаватели обещают практически «штучный» подход к каждому ребенку и формирование групп по возрасту: только на курсе «Раннего развития» возрастных ступеней планируется три — первая для детей
Учить в центре планируют и самих родителей: в ноябре Николай Борисович Бураков собирается провести первый семинар для них по актуальной теме «Что делать, если ребенок не слушается?» в форме видеоконференции или со своим личным участием.
Родители не упустили возможность на открытии Центра Буракова обратиться к автору образовательной технологии и к опытному психологу с вопросами, которые, наверное, типичны для всех, кто сталкивался с дополнительным и дошкольным образованием по разным методикам:
— Нам до школы 2 года. Если мы у вас в центре научимся читать, считать, писать — не потеряет ли ребенок в школе интерес, ведь там придется повторять все то же самое?
— Программы первых классов сейчас меняются, и, думаю, через два года они уже не будут дублировать подготовительные программы для дошкольников, которые станут обязательными, — ответила В.С.Юркевич. — Все дети будут проходить подготовку к школе, которая включает навыки чтения и начальные математические навыки. Но, к сожалению, она будет только в детских садах, где не вполне различается игра и учение. Кроме того, понимаете, школа и не обязана быть интересной — интересным должен быть театр или праздник, а в школе нужно тренировать интерес к самому труду, а не к предметам. Учеба должна привлекать своей трудностью. Те дети, кто хорошо подготовлен, будут получать более трудные задания, тренировать свое терпение и настойчивость, напрягать свои силы и волю.
— А что делать, если в школу приходит нечитающий ребенок? — Привел контр-довод Н.Б.Бураков. — Ведь там не будут работать «поштучно», там
— В вашей технологии используются только ваши авторские разработки, или, например, кубики Зайцева, пособия Домана и т.д.? Где можно купить ваши учебные материалы?
— Различные пособия — это как бы «ингредиенты» сложного блюда, а его рецептом является моя технология. Я использую самые лучшие «ингредиенты», классические игры по раннему развитию, которые можно перечесть по пальцам: это таблицы Зайцева, блоки Дьеныша, «пирамиды» и т.п. В систему входят и наши оригинальные фигуры и тетради Буракова, мой дидактический материал по технике чтения, «Складарики» по обучению чтению, «Охотники за словами» и прочее. Это наше
— Что делать, если ребенок отказывается ходить на любые курсы и кружки после первого же занятия? Стоит приводить его к вам?
— Вам нужно попытаться выяснить причину отказа, — посоветовала В.С.Юркевич. — Главное, что есть в системе Буракова, и что всегда должны помнить родители — два принципа: у каждого ребенка есть право на успех и право на неудачу. Первый принцип состоит в том, что нет неуспешных детей, нужно хвалить ребенка не за результат, а за то, что он трудится — «молодец, ты старался, ты хорошо работаешь, а успех будет прямо сейчас или через
— Любая трудность вырабатывает немножко адреналина, то есть страха, — пояснил Н.Б.Бураков. — А потом, когда всё получается, возникает удовольствие, эндорфины. Но если страха-адреналина много, то эти «качели» не качаются в сторону эндорфинов, ребенок застревает в устойчивом адреналиновом состоянии, вырастающем в фобии, страхи и комплексы. Мы на своих занятиях это сбиваем, показываем, как можно жить и с отрицательным результатом, «делаем из лимона лимонад» и преодолеваем барьер перед удовольствием. Так что приводите детей к нам и настройтесь на успех.
— С какого возраста вы берете детей в группы английского языка?
— С 4 лет, причем в этом возрасте дети у нас осваивают иностранный язык, не используя чтения — просто в общении, то есть так же, как они в младенчестве учили русский язык, — ответил Н.Б.Бураков. — Механизм освоения иностранного языка как родного лежит в основе нашей технологии, дети общаются у нас на английском на уровне рефлекса, не используя русский язык на занятиях вообще. И потом, научившись, свободно говорят
— Психологи очень много занимались вопросом, когда же лучше начинать учить иностранный язык. — Дополнила этот ответ В.С.Юркевич. — Общее правило сейчас такое: если нет особых семейных обстоятельств, то нужно приступать к обучению иностранному языку только тогда, когда ребенок овладел родным, то есть начал хорошо и развернуто им пользоваться. У девочек это происходит, как правило, в
— Какие будут педагоги в зеленоградском центре?
— У нас идет серьезный отбор, в центр попадает один педагог из сотни — а всего их будет четыре, — объяснил Н.Б.Бураков. — Мы проводим собеседования, интервью, профессиональные тесты, проверяем общие педагогические умения и навыки. Талантливых учителей немного, и у нас работают именно такие. Кроме того, наши педагоги постоянно учатся: каждый понедельник проходят методические консультации, где каждый педагог отчитывается за каждого ребенка и задает вопросы по проблемам, а по вторникам главный методист всех центров проводит аудиоконференцию — и так весь учебный год. Конечно, для наших педагогов обязательно высшее педагогическое образование. А вот молодость не является препятствием, ведь талантливый педагог — всегда немного ребенок, он открыт, у него большая энергетика, он игрив… и лучше обучаем, чем в более старшем возрасте. И директора зеленоградского Центра Буракова — Людмила Сергеевна и Яна Владимировна — молодые, уверенные, любящие и знающие свое дело. Это уже второй Центр Буракова, который они открывают в этом году.
— Какие занятия проводятся в Центре вместе с родителями или для родителей?
— Совместные занятия детей с родителями у нас есть только в «Бэби-курсе», — рассказал Н.Б.Бураков. — По курсу «Природной грамотности» проходят родительские собрания в начале и в конце обучения. Ежегодно мы проводим родительское собрание в начале учебного года, собрание для родителей будущих первоклассников после Нового года. Дважды в год устраиваем тематические семинары для родителей. Обратной связи достаточно. Кроме того, после занятий педагог обязан давать родителям информацию, а сами папы и мамы могут раз посетить любое занятие в качестве зрителей. А еще они участвуют вместе с детьми в наших смотрах знаний, тоже получают задания и, кстати, не всегда справляются с тем, что делают дошколята.
Zelenograd.ru задал Николаю Борисовичу Буракову и Виктории Соломоновне Юркевич несколько собственных вопросов:
— Не было ли у вас опыта работы с зеленоградскими образовательными учреждениями — например, с ЦПМСС, где есть программа работы с одаренными детьми? Не будет ли Центр Буракова с ним сотрудничать?
— Конечно, я его хорошо знаю этот центр, его директор Юрий Николаевич Белехов приезжает на все наши конференции по одаренным детям, — ответила В.С.Юркевич. — Это очень хорошая мысль о сотрудничестве с ним. Там много работают с изобретательством, есть целый курс развития логического мышления, решения сложных задач… Может быть, мы найдем точки взаимодействия — например, будем отправлять туда для дальнейшего развития наших талантливых детей.
— Не планирует ли Центр Буракова сотрудничать с зеленоградскими школами?
— Если это принципиально возможно, то конечно, почему бы и нет, — согласился Н.Б.Бураков. — Но здесь требуются определенные принципиальные решения и инициатива со стороны Управления образования, а также от директоров школ. Мы могли бы открывать площадки-лаборатории при школах,
— Расскажите об истории появления вашей авторской технологии — как она сложилась? Каким был ваш профессиональный путь?
— Видимо, во мне всегда была эта потребность, я «заточен» заниматься этим, хотя начинал как учитель физики и математики. И все время работы в школе задавался вопросами: почему есть отличники, а есть троечники и двоечники, и почему двоечник никак не может стать отличником, а когда выходит из школы в жизнь, то становится преуспевающим, у него все складывается, а у отличника — наоборот? Я увлекся педагогикой, стремлением сделать школу
— Как вы относитесь к методикам Монтессори, вальдорфской школе? В Зеленограде они уже есть, подойдет ли детям, знакомым с ними, Центр Буракова?
— Методика Монтессори — это методика сенсорного восприятия окружающего мира, больше всего подходящая для малышей. Это хорошая методика, но её сути — в деятельности ребенка по желанию, при этом не формируется потребность в саморазвитии. У нас всё, что нужно для подобного воспитания, есть в «Бэби-курсе» и в курсе «Раннего развития».
— Эта методика имеет явные возрастные ограничения, она абсолютно правильна до 3 лет, — дополнила ответ Н.Б.Буракова мнением психолога В.С.Юркевич. — Лучше всего все для развития по Монтессори делать дома: завести игрушки, пирамидки, играть с ребенком в манипулятивные игры. В Центре Буракова гораздо более результативно идет не «ручное» развитие, а с помощью слов. Что касается вальдорфских школ — у них другие цели: не столько развить способности, сколько развить личность ребенка, снять у него тревожность, дать хорошую самооценку, научить жить интересами группы. Там, например, всерьез учатся читать с