Центр Буракова: «Наша технология на всю жизнь запускает в ребенке механизм саморазвития» 01.11.2009 ZELENOGRAD.RU
В Зеленограде открылся новый Центр раннего развития для детей — Центр Буракова, который предлагает разнообразные обучающие курсы для дошкольников и школьников. С 12 октября центр приступил к проведению занятий, а накануне состоялось его торжественное открытие, шумное и многолюдное. Большой зал заполнила публика всех возрастов: пришли родители с малышами на руках, дети постарше веселились с пестрым клоуном в центре круга, образованного папами и мамами, дедушками и бабушками, старшими сестрами и братьями. Интерес к образовательным услугам в Зеленограде далеко не удовлетворен, о чем говорит популярность двух государственных центров раннего развития — но горожане желают дать детям больше, чем сегодня способна предложить официальная сфера образования.

Впрочем, директора и педагоги Центра Буракова постарались сделать из его открытия прежде всего веселый детский праздник с музыкой, фокусами, загадками и конкурсами, а уж потом решать «взрослые» проблемы. По окончании всех развлечений родителей пригласили в отдельный класс чтобы подробно объяснить, кто, как и чему будет учить здесь их детей, и в чем состоит новизна предлагаемых технологий.

О своих авторских разработках рассказал сам Николай Борисович Бураков, педагог, основатель сети собственных образовательных центров, которые сейчас работают в Москве и Московской области, а также в других городах страны.

Послушать запись встречи с родителями (58:55) загрузить файл со звуком (14М Кб)

— Я очень рад открытию своего центра в Зеленограде — считаю, что это город интеллектуалов, который оценит мои технологии. Они служат не только для развития детей. В школе часто возникает такая проблема: ребенок не хочет дальше заниматься тем, чему его научили, говорит о нелюбви к математике или к чтению, плохо и медленно читает, 80—90% детей считают себя «неспособными к языкам». А ведь мы все способны и одарены достаточно для того, чтобы знать и понимать точный язык математики так же, как свой родной язык, а так же и иностранный. Вы же способны говорить на русском языке? Смешной вопрос. Мы все, при совершенно разных уровнях развития, его освоили. Главное в нашей технологии — она на всю жизнь запускает в ребенке механизм саморазвития с помощью раскачки «мотивационного маятника». Ребенок сам ищет трудности из желания их преодолеть, получить это удовольствие, и начинает развиваться сам. В этом суть развития — и суть нашей технологии. Это очень важно! В школе многие могут получить школьный аттестат, даже медаль, но не попасть в эту зону саморазвития — механизма нет, человек не развивается сам, и в этом проявляется его неуспешность в жизни. В Центре Буракова дети смогут начать путь к успеху уже с одного года, занимаясь на самых разных курсах:

  • С года до 2 лет — «Бэби-курс». Этот возраст малышей называют «царским», а учатся они вместе с мамами и на их примере — танцевать и строить башни, катать мяч и проходить «полосу препятствий». Слово «нельзя» на занятиях под запретом, и дети свободно постигают окружающий мир всеми своими открытыми каналами восприятия.
  • С 2 до 4 лет — курс «Раннего развития», в котором заложено развитие познавательных процессов: внимания, мышления, памяти с помощью развивающих игр в вариативном повторении. Это нечто вроде «тренажерного зала интеллектуального развития». Дети очень любят такие тренинги, как любят, например, повторение знакомых сказок — все мамы это знают.
  • С 4 до 7 лет — курс «Подготовка к школе». Здесь уже подготовленные малыши на основе развитости познавательных процессов «с пол-оборота» выходят на чтение и счет. И тогда начинается подключение более сложных и интересных задач…
  • С 6 до 7 лет — «Дошкольный университет»: темами занятий становится определение времени по календарю и на циферблате часов, «Палата мер и весов», химические и физические опыты… Дошколятам незачем постигать науки в теории, вместо нее они получают огромный объем практических знаний и стимул подумать над множеством своих «почему?». «Дети „открывают Америку“, „изобретают велосипед“ и постигают суть вещей своими глазами и руками, а потом в школе остается только обобщить полученные знания с помощью учебников. — Поясняет Н.Б.Бураков — Этот курс — продвинутый интеллектуальный тренинг, который позволяет ребенку в 6—7 лет достичь уровня развития 8—9-летнего с помощью наших собственных заданий и пособий».
  • Курс «Развития техники чтения» для школьников, на котором учат читать прежде всего «с чувством, с толком, с расстановкой», с удовольствием, а не с секундомером над душой ради скорости чтения. Настоящий читатель видит вместо текста живое кино на страницах книги, и цель курса — познакомить детей именно с этим наслаждением от чтения.
  • Курс «Природной грамотности» позволяет запустить и «отладить» у всех без исключения школьников механизм врожденной грамотности, который многие считают чуть ли не наследственной семейной чертой. Простое зазубривание правил, как известно, не помогает против пожизненных «двоечных» диктантов. В Центре Буракова дети пишут специальный диагностический диктант в начале этого курса и в его конце — довольно сложный текст для средних и старших классов. Рекорд центра — 120 ошибок в диктанте, а норма для «отличников — около 15 «безграмотностей», которые все равно стоили бы в школе «двойки». К концу курса этот показатель уменьшается в 5—16 раз, а оставшиеся ошибки убираются между делом дома до абсолютной грамотности. Как — об этом родителям рассказывают на специальном собрании.
  • Курс коррекции каллиграфического почерка «Пишу красиво» восстанавливает красивый почерк.

 В будущем для зеленоградских школьников в Центре Буракова станут доступны также курсы «Сочинение, изложение, пересказ», «Математика». Они не дублируют школьные уроки, где дети прекрасно осваивают всю информацию по программе. Центр обеспечивает детей навыками и инструментами, с помощью которых легко добиться успеха, и запускает механизм саморазвития, который помогает не бояться трудностей, а идти вперед и преодолевать их.

Зачем детям нужно преодоление трудностей — об этом родителям рассказала Виктория Соломоновна Юркевич, научный консультант Центра Буракова, психолог, занимающаяся проблемами одаренности детей, лауреат государственной премии в этой области, автор многочисленных книг, консультант известных московских школ — школы «Интеллектуал», школы № 57, Ломоносовской школы:

— Сейчас существует столько всяких пособий и развивающих материалов для детей, что специалисты уже измеряют их в килограммах, пудах и тоннах! Я знакомлюсь с многими из них, заведуя Лабораторией по развитию одаренности в Московском государственном психолого-педагогическом университете. И могу сказать, что система Буракова многое делает лучше, чем другие методики, например, формирует навыки — но есть курсы, которые ничуть не хуже учат читать, писать и мыслить логически. Главное достоинство системы Буракова в другом.

Психологи открыли у детей особую потребность, которую все вы видели у своих малышей — «хочу сделать сам!». Это такой маленький росточек: подняться пешком в гору, хотя рядом есть подъемник, решить самому задачку, хотя можно подсмотреть ответ — «Нет, я хочу сам!». Зачем? Взрослые зачастую не заинтересованы в этом. Оказывается, в человеке есть потребность держать в напряжении свой мозг, так же, как и мышцы — и поэтому малыши очень любят что-то узнавать, трудиться, развиваться. Но этот росточек либо вытаптывается, либо, наоборот, поливается и удобряется — и тогда человек становится успешным на всю жизнь. Уже к 8 годам у ребенка полностью складываются общие способности, а к 12 годам — готов фундамент всех его способностей, даже будущих специальных. То же касается и потребности в саморазвитии: судя по всему, к 8 годам основа должна быть заложена.

Могу сказать, что большинство групп развития плохи тем, что они либо работают на большом интересе, либо просто занимаются обучением. Ребенок должен работать не просто из интереса, и не потому, что родители велят, а потому, что труд — нравится! Нравится напрягать свой мозг, даже если это не безумно интересно. Вот таких систем нет. Умственный труд, вообще, приятен, как не всякий труд и не для всех. Так же и какая-нибудь бабушка на пенсии может увлечься кроссвордами, японскими «судоку» — у меня есть знакомая лет 70-ти, которая берет «судоку» уровня «для гениальных». Что это, как не потребность в умственном труде? У некоторых она развита сильно, а у других — нет. Технология Буракова меня привлекла, и я собираюсь по ней работать и ее пропагандировать потому, что она единственная из всех программ развития создает у ребенка эту потребность в умственном труде за счет особых условий и организации работы, а не за счет только «интересности». А если такую потребность развить в ребенке, то все будет в порядке.

Развивать в детях потребность к самым разным знаниям в Центре Буракова предполагают в небольших группах — оптимально в них будет заниматься по 6 детей, в некоторых группах для школьников — до 8. Преподаватели обещают практически «штучный» подход к каждому ребенку и формирование групп по возрасту: только на курсе «Раннего развития» возрастных ступеней планируется три — первая для детей 2—3 лет, вторая для 3-леток и третья для 3—4 лет. Центр пока только стартует, в перспективе открытие дополнительных и творческих курсов для детей всех возрастов, например, «Театральной мозаики» — студии подготовки психологических этюдов, которые помогают детям снять неуверенность, страх, гнев или зажим, раскрепоститься, изображая определенные роли. Результаты этого метода очень высоки, а дети получают большое удовольствие от таких занятий и выступают перед родителями как настоящие актеры на смотрах знаний.

Учить в центре планируют и самих родителей: в ноябре Николай Борисович Бураков собирается провести первый семинар для них по актуальной теме «Что делать, если ребенок не слушается?» в форме видеоконференции или со своим личным участием.

Родители не упустили возможность на открытии Центра Буракова обратиться к автору образовательной технологии и к опытному психологу с вопросами, которые, наверное, типичны для всех, кто сталкивался с дополнительным и дошкольным образованием по разным методикам:

 — Нам до школы 2 года. Если мы у вас в центре научимся читать, считать, писать — не потеряет ли ребенок в школе интерес, ведь там придется повторять все то же самое?

— Программы первых классов сейчас меняются, и, думаю, через два года они уже не будут дублировать подготовительные программы для дошкольников, которые станут обязательными, — ответила В.С.Юркевич. — Все дети будут проходить подготовку к школе, которая включает навыки чтения и начальные математические навыки. Но, к сожалению, она будет только в детских садах, где не вполне различается игра и учение. Кроме того, понимаете, школа и не обязана быть интересной — интересным должен быть театр или праздник, а в школе нужно тренировать интерес к самому труду, а не к предметам. Учеба должна привлекать своей трудностью. Те дети, кто хорошо подготовлен, будут получать более трудные задания, тренировать свое терпение и настойчивость, напрягать свои силы и волю.

— А что делать, если в школу приходит нечитающий ребенок? — Привел контр-довод Н.Б.Бураков. — Ведь там не будут работать «поштучно», там 20—30 человек в классе. Мое мнение, как родителя двух уже взрослых детей, таково: подготовиться нужно заранее, а если что, найти ребенку зону ближайшего развития — в рисовании, в музыке, в балете, в гимнастике, в сложных задачках. Это лучше, чем рисковать своим ребенком, я никому бы не пожелал загнать его в такую ситуацию. Поэтому, пожалуйста, готовьтесь заранее.

 — В вашей технологии используются только ваши авторские разработки, или, например, кубики Зайцева, пособия Домана и т.д.? Где можно купить ваши учебные материалы?

— Различные пособия — это как бы «ингредиенты» сложного блюда, а его рецептом является моя технология. Я использую самые лучшие «ингредиенты», классические игры по раннему развитию, которые можно перечесть по пальцам: это таблицы Зайцева, блоки Дьеныша, «пирамиды» и т.п. В систему входят и наши оригинальные фигуры и тетради Буракова, мой дидактический материал по технике чтения, «Складарики» по обучению чтению, «Охотники за словами» и прочее. Это наше ноу-хау, которое знают только педагоги, эти материалы не распространяются, а выдаются только в центре. Скажу вам по секрету, что до нового года эти пособия можно купить в Москве в магазине «Маленький гений», а потом они не будут продаваться в магазинах вообще.

 — Что делать, если ребенок отказывается ходить на любые курсы и кружки после первого же занятия? Стоит приводить его к вам?

— Вам нужно попытаться выяснить причину отказа, — посоветовала В.С.Юркевич. — Главное, что есть в системе Буракова, и что всегда должны помнить родители — два принципа: у каждого ребенка есть право на успех и право на неудачу. Первый принцип состоит в том, что нет неуспешных детей, нужно хвалить ребенка не за результат, а за то, что он трудится — «молодец, ты старался, ты хорошо работаешь, а успех будет прямо сейчас или через шаг-другой». Что касается неудач, то вы же знаете, не ошибается только тот, кто не трудится, а отрицательный результат — тоже результат. У кого-то правильный результат будет достигнут быстро, у кого-то медленнее — это не имеет значения, бывают разные способности и разная скорость выработки навыков. Неудачи неизбежны, чем серьезнее дела и задачи. Но в 8 лет, когда у человека складывается характер, он должен уже твердо знать на всю жизнь: страшны не ошибки, страшно, если он будет их бояться, а не трудиться и не выкладываться.

— Любая трудность вырабатывает немножко адреналина, то есть страха, — пояснил Н.Б.Бураков. — А потом, когда всё получается, возникает удовольствие, эндорфины. Но если страха-адреналина много, то эти «качели» не качаются в сторону эндорфинов, ребенок застревает в устойчивом адреналиновом состоянии, вырастающем в фобии, страхи и комплексы. Мы на своих занятиях это сбиваем, показываем, как можно жить и с отрицательным результатом, «делаем из лимона лимонад» и преодолеваем барьер перед удовольствием. Так что приводите детей к нам и настройтесь на успех.

 — С какого возраста вы берете детей в группы английского языка?

— С 4 лет, причем в этом возрасте дети у нас осваивают иностранный язык, не используя чтения — просто в общении, то есть так же, как они в младенчестве учили русский язык, — ответил Н.Б.Бураков. — Механизм освоения иностранного языка как родного лежит в основе нашей технологии, дети общаются у нас на английском на уровне рефлекса, не используя русский язык на занятиях вообще. И потом, научившись, свободно говорят по-английски — родители могут наблюдать это в путешествиях за границу. Мы не занимаемся теорией языка, но наша технология позволяет не только научить ему, но и привить к нему устойчивый интерес.

— Психологи очень много занимались вопросом, когда же лучше начинать учить иностранный язык. — Дополнила этот ответ В.С.Юркевич. — Общее правило сейчас такое: если нет особых семейных обстоятельств, то нужно приступать к обучению иностранному языку только тогда, когда ребенок овладел родным, то есть начал хорошо и развернуто им пользоваться. У девочек это происходит, как правило, в 3—4 года, у мальчиков на год-полтора позже из-за более позднего развития артикуляционного аппарата. Может быть, английский можно учить и с 2 лет … У московских родителей сейчас просто бум раннего образования! Считается, что это некий социальный «лифт» — чем больше и быстрее дашь ребенку образование, тем больше у него будет возможностей. Да, это так. Но все-таки экспериментировать с психикой ребенка не нужно.

 — Какие будут педагоги в зеленоградском центре?

— У нас идет серьезный отбор, в центр попадает один педагог из сотни — а всего их будет четыре, — объяснил Н.Б.Бураков. — Мы проводим собеседования, интервью, профессиональные тесты, проверяем общие педагогические умения и навыки. Талантливых учителей немного, и у нас работают именно такие. Кроме того, наши педагоги постоянно учатся: каждый понедельник проходят методические консультации, где каждый педагог отчитывается за каждого ребенка и задает вопросы по проблемам, а по вторникам главный методист всех центров проводит аудиоконференцию — и так весь учебный год. Конечно, для наших педагогов обязательно высшее педагогическое образование. А вот молодость не является препятствием, ведь талантливый педагог — всегда немного ребенок, он открыт, у него большая энергетика, он игрив… и лучше обучаем, чем в более старшем возрасте. И директора зеленоградского Центра Буракова — Людмила Сергеевна и Яна Владимировна — молодые, уверенные, любящие и знающие свое дело. Это уже второй Центр Буракова, который они открывают в этом году.

 — Какие занятия проводятся в Центре вместе с родителями или для родителей?

— Совместные занятия детей с родителями у нас есть только в «Бэби-курсе», — рассказал Н.Б.Бураков. — По курсу «Природной грамотности» проходят родительские собрания в начале и в конце обучения. Ежегодно мы проводим родительское собрание в начале учебного года, собрание для родителей будущих первоклассников после Нового года. Дважды в год устраиваем тематические семинары для родителей. Обратной связи достаточно. Кроме того, после занятий педагог обязан давать родителям информацию, а сами папы и мамы могут раз посетить любое занятие в качестве зрителей. А еще они участвуют вместе с детьми в наших смотрах знаний, тоже получают задания и, кстати, не всегда справляются с тем, что делают дошколята.

Zelenograd.ru задал Николаю Борисовичу Буракову и Виктории Соломоновне Юркевич несколько собственных вопросов:

 — Не было ли у вас опыта работы с зеленоградскими образовательными учреждениями — например, с ЦПМСС, где есть программа работы с одаренными детьми? Не будет ли Центр Буракова с ним сотрудничать?

— Конечно, я его хорошо знаю этот центр, его директор Юрий Николаевич Белехов приезжает на все наши конференции по одаренным детям, — ответила В.С.Юркевич. — Это очень хорошая мысль о сотрудничестве с ним. Там много работают с изобретательством, есть целый курс развития логического мышления, решения сложных задач… Может быть, мы найдем точки взаимодействия — например, будем отправлять туда для дальнейшего развития наших талантливых детей.

 — Не планирует ли Центр Буракова сотрудничать с зеленоградскими школами?

— Если это принципиально возможно, то конечно, почему бы и нет, — согласился Н.Б.Бураков. — Но здесь требуются определенные принципиальные решения и инициатива со стороны Управления образования, а также от директоров школ. Мы могли бы открывать площадки-лаборатории при школах, что-то вроде «тренажерных залов» отработки учебных навыков по чтению, математике, письму, чтобы подтянуть всех «двоечников» и повысить общий уровень успеваемости — у нас есть для этого реальные готовые инструменты. Работать там могут не только педагоги нашего центра, мы можем подготовить по нашей технологии и учителей школ. Если провести эксперимент и убедиться в результатах на одной школе, потом можно охватить и другие. Я сам работал директором школы, преподавал в институте и хорошо знаю проблемы школы изнутри. Неоднократно в течение 15—20 лет делал попытки сотрудничества с официальным образованием. Пока ничего не получалось, но я оптимист. Если это получится в Зеленограде — будет чудо! И Зеленоград стал бы самым образованным городом в России…

 — Расскажите об истории появления вашей авторской технологии — как она сложилась? Каким был ваш профессиональный путь?

— Видимо, во мне всегда была эта потребность, я «заточен» заниматься этим, хотя начинал как учитель физики и математики. И все время работы в школе задавался вопросами: почему есть отличники, а есть троечники и двоечники, и почему двоечник никак не может стать отличником, а когда выходит из школы в жизнь, то становится преуспевающим, у него все складывается, а у отличника — наоборот? Я увлекся педагогикой, стремлением сделать школу по-другому, создал экспериментальную группу в пятых классах — мы осваивали экстерном годовой курс, у нас были опорные конспекты, методики Шаталова. Всю эту систему я знаю изнутри и понимаю, что учебу можно сделать очень интересной и увлекательной… Начав на родине, в Сибири — в Улан-Удэ, Иркутске — я потом переехал в Петербург, где работал совместно с педагогами Н.А.Зайцевым, В.Г.Шаталовым, Е.Н.Ильиным. Очень много проводил семинаров для педагогов в разных городах России от Владивостока до Калининграда — рассказывал свой подход по обучению чтению с использованием пособий Зайцева, Шаталова. И постепенно всё это переросло в технологию. В 2000 году я создал свой первый центр в Туле, он стал моей лабораторией, кухней, с которой начался многолетний всплеск результатов работы с детьми и выросла целая сеть центров.

 — Как вы относитесь к методикам Монтессори, вальдорфской школе? В Зеленограде они уже есть, подойдет ли детям, знакомым с ними, Центр Буракова?

— Методика Монтессори — это методика сенсорного восприятия окружающего мира, больше всего подходящая для малышей. Это хорошая методика, но её сути — в деятельности ребенка по желанию, при этом не формируется потребность в саморазвитии. У нас всё, что нужно для подобного воспитания, есть в «Бэби-курсе» и в курсе «Раннего развития».

— Эта методика имеет явные возрастные ограничения, она абсолютно правильна до 3 лет, — дополнила ответ Н.Б.Буракова мнением психолога В.С.Юркевич. — Лучше всего все для развития по Монтессори делать дома: завести игрушки, пирамидки, играть с ребенком в манипулятивные игры. В Центре Буракова гораздо более результативно идет не «ручное» развитие, а с помощью слов. Что касается вальдорфских школ — у них другие цели: не столько развить способности, сколько развить личность ребенка, снять у него тревожность, дать хорошую самооценку, научить жить интересами группы. Там, например, всерьез учатся читать с 9—10 лет, но зато дети получают счастливое детство, им там очень уютно. У «вальдорфцев» ребенок живет в неком немного абстрактном душевном мире, эмоциональной «оранжерее», «теплице». Дети получают очень хорошую подпитку эмоциональной системе, но теряют способности адаптации к реальной жизни, в которой придется жить. И если таких детей переводят в середине обучения в обычную школу — возникает чудовищное количество проблем: у них нет привычки к тому, что в школе могут драться, обзываться, учителя могут быть несправедливыми… Мне вальдорфская школа нравится, но если бы еще и жизнь у нас была по-вальдорфски! Например, в виде коммуны из таких людей, из которых вытравлено все злое и жестокое. А Центр Буракова учит детей жить в реальной жизни и максимально использовать свои способности и труд, чтобы добиться в ней успеха.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран