6
Восемь директоров зеленоградских школ рассказали «Зеленоград.ру» о начале учебного года 06.09.2016 ZELENOGRAD.RU

Накануне 1 сентября в зеленоградском Межрайонном совете директоров (МРСД) собрались директора школ Зеленограда под председательством Татьяны Грабарник, директора лицея 1557, чтобы ответить на вопросы «Зеленоград.ру». Большой московский педсовет уже состоялся, День Знаний был продуман и подготовлен — осталось поглубже вдохнуть и начать новый учебный год.

Каким будет новый школьный год, что изменится в школьных уроках, в школьных столовых и в электронных журналах? Где появятся новые профильные классы? Как сегодня организовано образование для детей с проблемами здоровья в Зеленограде? Какими проблемами занимается МРСД и чего ждут педагоги от нового министра образования, заступившего на пост совсем недавно? Об этом и не только мы спросили школьных директоров.

— Сколько первоклассников в этом году у Зеленограда? В Москве отмечают заметный рост их количества…

— Светлана Князева, директор школы 1912: 1 сентября в первые классы наших школ придут 3026 детей. В прошлом году первоклассников было 2950, а за последние три года их число в Зеленограде выросло почти на полторы тысячи. И мы только рады этому. 89% детей идут в школы по месту жительства, это чуть больше, чем в среднем по Москве [88% по данным столичной мэрии — Zelenograd.ru].

— Как школы и детсады готовились к новому учебному году — где были самые масштабные ремонты? Успели всё закончить к 1 сентября?

— Татьяна Смотрова, директор школы 852: за лето практически во всех зданиях зеленоградских образовательных комплексов прошли текущие ремонты на общую сумму около 100 миллионов рублей. До 31 августа все паспорта готовности, а также акты готовности к отопительному сезону были подписаны — все образовательные организации полностью готовы принять детей.

Три из них приступят в следующем году к капитальному ремонту своих зданий: это школа 1692 (10 микрорайон), школа 854 [здание детского сада, бывшего санатория в 6 микрорайоне, отремонтируют до конца 2017 года — Zelenograd.ru] и Дворец творчества [там поэтапный ремонт планировали начать весной и завершить в 2018 году — Zelenograd.ru].

— В каких-то школах произошло значительное переоснащение? Что будет нового благодаря этому?

— Т.С. (школа 852): Наши школы, участвующие в московских проектах, получают оборудование — в этом году большая поставка на 12 миллионов рублей уже прошла в школе 1194, под медицинские классы. Но это не значит, что пользоваться новым оборудованием будет только одна школа — обычно его используют все образовательные организации, составляя календарный план. Хороший пример — «Курчатовские лаборатории» лицея 1557 и школы 853, на открытые практикумы в которых приглашаются дети всех зеленоградских школ: лицей рассылает приглашения с датой, предметом и темой занятия.

— Татьяна Грабарник, директор лицея 1557: Скоро и школа 853, и лицей получат новое оборудование под инженерные классы, очень его ждём. Как происходит совместное использование оборудования? Например, медицинские учебные группы формируются по разным школам. Набрать целый медицинский класс сложнее, а профильную группу или факультатив по биохимическому направлению — можно, они и будут ходить на практикумы в школу 1194.

— В каких зеленоградских школах появятся еще медицинские классы?

— Т.Г. (лицей 1557): Перед школами поставилена задача расширять профильные направления. Наш лицей уже подписал договор с Первым медуниверситетом им. Сеченова — в этом году мы открываем медицинский класс. В лицее уже есть биохимический профиль, а в системе школьных факультативов есть и медицинское направление.

— Лариса Базылева, директор школы 853: Нужно учитывать особенности Зеленограда — он небольшой, открыть в каждой школе медицинский класс нереально и невостребовано у детей и родителей, а вот биохимический — востребован, потому что эти знания можно использовать, поступая в совершенно разные вузы.

— Инженерных классов станет больше? Пока они есть только в двух школах: в лицее и в школе 853.

— Т.Г. (лицей 1557): Заявки на создание этих классов подали почти все зеленоградские школы. Сейчас с нами очень скоординировано работает МИЭТ, мы отрабатываем взаимодействие с зеленоградскими предприятиями — в прошлом году этому была посвящена большая конференция, в которой участвовали «Миландр», ОПТЭКС, «Микрон», «Ангстрем» и другие компании. На базе этих предприятий уже открыто достаточно много обучающих модулей, на которые ходят старшеклассники из всех школ города. Занятия проходят и в школах, и на базе самих предприятий, где дают практику и теорию. Такое взаимодействие нам кажется успешным. Дети за прошлый год получили сертификаты обучения по разным направлениям.

— Л.Б. (школа 853): Ряд наших ребят, которые проходили практику на «Ангстреме», в этом году поступили на целевое обучение в МИЭТ.

— Какие электронные нововведения нас ждут с 1 сентября? Будет ли очередная новая версия электронного дневника? В прошлые годы каждый сентябрь начинался со сложностей по работе с ним, и для родителей, и для учителей.

— Ольга Макарова, директор школы 842: Мы продолжаем работать в электронном журнале МЦКО, как и в прошлом году, но теперь в нём немного расширили функциональность — если раньше были только уроки, то сейчас есть и внеурочная деятельность, дополнительное образование, для дошкольников появилась возможность вести свои странички. В остальном электронный журнал остался тем же самым, к которому мы привыкли за прошлый год.

Кроме того, электронный журнал закончил интеграцию с системой «Проход и питание» — и теперь, если ребёнок не приложил карточку на входе, он однозначно будет обозначен красным в электронном журнале, и школа сразу же отреагирует на то, что ребёнка нет на уроках. Начнут выяснять, где он и по какой причине не пришёл.

В этом учебном году предполагается продолжить интеграцию электронного журнала с системой портала госуслуг, с информационными сервисами Департамента образования по зачислению в образовательную организацию, записью в летние лагеря и т. д. То есть, в результате электронный журнал должен позволить нашим родителям делать всё, никуда не выходя из него. Надеемся, что и учителям будет проще с ним работать, используя новые функции — например, состав детей больше не нужно набирать вручную, эти данные приходят прямо из системы записи.

Если у родителей что-то не получается в электронном дневнике — в каждой школе им всегда готовы рассказать и показать, а на портале dnevnik.mos.ru есть ознакомительные видеоматериалы.

— Т.Г. (лицей 1557): Если вдруг у кого-то из родителей просто нет компьютера, такие случаи бывают — для них в школе сделают распечатку оценок.

— Ольга Коржова, директор школы 718: У нас некоторые родители просят, чтобы их дети вели бумажные дневники, особенно это акутально для младшеклассников. И учителя это делают по их заявкам, выставляют в дневники оценки.

— В Москве анонсировали проведение онлайн родительских собраний — такая новая возможность появилась у школ. У нас такие собрания уже практикуются?

— О.М. (школа 842): Онлайн-собрания стали актуальными уже достаточно давно, внутри педколлективов образовательных комплексов, в которые входит несколько зданий. Каждая школа над этим работает, и такие собрания обязательно появятся. Их можно проводить через скайп или через портал webinar.ru, который поддерживает сам Департамент образования. Сейчас с заявкой на проведение открытых родительских собраний в зеленоградских школах обратилась окружная ГИБДД — по теме безопасности дорожного движения. Каждая школа их уже запланировала проводить ежеквартально.

— А внутриклассные онлайн-собрания для родителей и педагогов будут? По отзывам, которые мы уже слышали в самих школах, этот вопрос вызывает сомнения прежде всего у педагогов — будет ли качественным такой контакт с родителями…

— Т.Г. (лицей 1557): Таких собраний у нас пока не было, и в этом году лицей их водить не планирует. Общешкольные собрания будут точно — это хороший вариант, он уже отработан на наших производственных онлайн-совещаниях через скайп. На таких собраниях все родители учеников школы смогут зайти в интернет и стать участниками собрания.

— А задавать вопросы на таких собраниях родители смогут? Или связь будет односторонней?

— Т.Г. (лицей 1557): Пока, на наших первых собраниях, мы готовимся обеспечить телефонную обратную связь с родителями: будет сидеть оператор, как на горячей линии, и получать вопросы. Думаю, что через некоторое время мы сможем использовать и по-другому системы видеоконференции.

Что касается классных собраний… У наших учителей сегодня достаточно много забот и обязанностей, начиная с изучения ФГОСов и новых подходов к обучению и развитию учеников. Долгие годы педагоги работали прежде всего над предметным содержанием своих уроков, теперь им предстоит перестроиться во многих аспектах. И нагружать учителей другими дополнительными вещами сейчас не совсем правильно. Мы опробуем онлайн-собрания в общешкольном режиме, выработаем технологию, а потом перейдем и к классным собраниям. Да и сами учителя к тому времени привыкнут к такой форме работы.

— С нового учебного года московским старшеклассникам обещали возможность посещать вместо уроков физкультуры спортивные кружки — они будет засчитываться вместо физкультуры. Зеленоград поддержит нововведение?

— Т.Г. (лицей 1557): Лицей воплотил это в жизнь еще до этого пилотного проекта Департамента образования. И в прошлом году во многих школах Зеленограда уже признавали сетевое взаимодействие со спортивными секциями — то есть, засчитывали их посещение детьми вместо уроков физкультуры, если это секции при государственных учреждениях. Ведь наша задача в чем? Ребёнок должен заниматься спортом, двигаться, и мы должны добиться этого для всех детей. Но каждый может заниматься этим в своём режиме. Секции есть разные: по видам спорта, с большой или небольшой нагрузкой.

Сами уроки физкультуры в ближайшее время изменятся. Мы прекрасно понимаем, что есть дети, которые занимаются ОФП на уроках и больше никаким спортом не занимаются, а есть дети, которые занимаются в спортивных секциях, на стороне или при школе. Так, лицей 1557 сегодня открыл 15 разных секций. И дети по своим индивидуальным учебным планам — уже достаточно давно, а в этом году массово — будут ходить в первую очередь в секции. При этом у них сохранятся некоторые модули именно по физкультуре, которые они обязаны пройти. Но уроки физкультуры и занятия в секциях не будут друг друга дублировать.

— Л.Б. (школа 853): Важно подготовить еще и родителей к такому нововведению, они осторожно относятся к подобным вещам. Нужно как следует в этом разобраться.

— Андрей Курсаков, директор школы 854: В нашей школе в этом году открываются два полноценных спортивных 5-х класса: класс регби и класс греко-римской борьбы. Плюс у нас достаточно много хоккеистов, так как школа расположена близко к спортшколе «Орбита». И в этих пятых классах мы будет проводить эксперимент — тренировки у ребят будут идти прямо в рамках уроков физкультуры, в школьном расписании, но с собственными тренерами.

— Как сейчас в зеленоградских школах решают вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инклюзивного образования?

— Т.Г. (лицей 1557): За прошедший год зеленоградские директора смогли объединить свои усилия по работе с такими детьми. Очень много было запросов от родителей, и нам необходимо было несколько переосмыслить эту работу — например, работу с детьми-аутистами. В Зеленограде не было такого отдельного направления, но сегодня рост числа детей-аутистов очевиден. Мы этот вопрос решаем, сегодня уже можно говорить о двух стажировочных площадках, которые будут для них в Зеленограде. Одна уже работает в гимназии 1528.

— К гимназии присоединилась школа надомного обучения, в которой почти все дети — инвалиды или дети с ОВЗ. Одно время среди родителей ходили слухи, что таких детей «разведут» по разным зеленоградским школам, предложив учиться по месту жительства — этого не произойдёт?

— Т.Г. (лицей 1557): Да, мы могли бы передать это направление в разные школы, но мы всё-таки решили сконцентрировать, и в том числе потому, что сам директор гимназии очень активно включился в эту работу. Он понимает, какая ответственность на него ложится, но он это делает. На это тратятся серьёзные деньги, таким детям нужны тьюторы… Вторая площадка для детей-аутистов будет организована в школе 854 [в состав которой входит теперь бывшая коррекционная школа-интернат №7 — Zelenograd.ru].

Всё это не значит, что для детей с ОВЗ у нас ничего нет в других школах. У нас по-прежнему сохраняется отделение «Логотон» школы 853 для детей с проблемами слуха, есть отделение для детей с логопедией и другими проблемами в школе 1692. Детей с проблемами зрения, в первую очередь со слепотой, также берет на себя гимназия 1528, там уже идёт закупка специального оборудования. При школе 852 остаётся дошкольное отделение для детей с проблемами зрения, как и при школе 609.

— Значит, система специализированных детсадов для детей с ОВЗ в Зеленограде продолжит существовать?

— Т.Г. (лицей 1557): Мы не называем эти отделения специализированными детсадами, как раньше, но они остаются. Система помощи детям с ОВЗ не разрушена, она сохранена и совершенствуется, исходя из современных запросов и возможностей, которые предоставляет Департамент образования. Это серьёзная и большая работа, но все директора и педагогические коллективы понимают, что она необходима. Для Зеленограда это один из самых важных моментов.

— Л.Б. (школа 853): Когда родители приходят к нам со своими проблемами и говорят «Что же мне делать?» — мы знаем, в какой школе какое направление помощи хорошо развивается, мы можем посоветовать. Понимая, что именно там дети получат хорошее образование и поддержку. Потом нам говорят за это спасибо.

— Сохранилась ли у школ и детсадов совместная работа с поликлиниками? Раньше врачи и медсестры выходили, например, в детские сады к детям с болезнями зрения, там проводили регулярно лечебные процедуры. Однако, в какой-то момент такую помощь начали сокращать

— Татьяна Смотрова, директор школы 852: Дети в нашем детском саду по-прежнему получают лечение, куплено дополнительное ортоптическое оборудование, постоянно приходит врач и медсестра-ортоптистка, которая пролечивает детей. То есть, лечение продолжается, стало даже лучше, потому что появилось более новое оборудование для процедурного кабинета.

— Светлана Шкутова, директор школы 609: Такая же система и в одном из наших дошкольных отделений и в отделении начальной школы. Мы используем свою материальную базу, есть педагоги-воспитатели, которые прошли переподготовку и умеют работать с такими детьми. И к школе дети приходят максимально адаптированными. Вся помощь, которая была раньше, оказывается и сейчас. Приходит врач, медсёстры, детям обеспечено лечение без отрыва от воспитательного или образовательного процесса. Родителям не нужно специально водить своего ребёнка на процедуры в поликлинику, и это большое счастье.

— Еще одна из актуальных тем для родителей касается питания — сокращение порций, качество продуктов и блюд в детсадах и школах. Будут ли какие-то изменения в этом году, например, очередная корректировка меню?

— О.К. (школа 718): Поставщики питания уже сообщили нам, что, прислушавшись к пожеланиям детей и родителей, сменили поставщиков творога, сосисок, пельменей. С начала учебного года внесут изменения в меню в детских садах — будут добавлены сыр, масло в бутерброды, дети будут получать больше творога в блюдах, больше фруктов и фруктовых соков. Добавлены салаты из огурцов и помидоров, на обед появятся рыбные блюда, разнообразятся полдники: различные виды запеканок, каши, с пудингом детям будут предлагать повидло. Изменится и ассортимент напитков — по пожеланиям родителей уменьшится количество напитков из цитрусовых. Комбинат «Московский школьник» уверяет, что вся их работа направлена на то, чтобы наши дети были здоровыми, сытыми и счастливыми.

— Можно ждать нового меню на сайтах школ?

— О.К. (школа 718): Да. Кстати, мы проанализировали обращения родителей и можем сказать, что к концу прошлого учебного года жалоб, связанных с качеством или организацией питания, стало гораздо меньше. Родители могут познакомиться с ежедневным меню на сайтах школ, там же в разделе «Обращения» они могут оставить пожелания и вопросы — конечно, не только по теме питания. Любая школа сразу же реагирует на такие обращения.

Школы постоянно контролирует поставщиков питания в рамках заключенного контракта: ежедневно работают бракеражные комиссии, в которые мы приглашаем и представителей родительской общественности — родители нам в этом очень хорошо помогают. Обо всех недостатках или нарушениях мы сообщаем в «Московский школьник», устанавливаем срок ликвидации претензий, и если они не успевают, прибегаем к штрафным санкциям — таки случаи у нас есть.

На примере своей школы могу утверждать, что родители оценили такое нововведение, как ужины в детских садах. В нашей школе за полгода, с февраля по июнь, в два раза увеличилось количество детей, которые ужинают — позитив налицо.

— Т.Г. (лицей 1557): Добавлю, что «Московский школьник» работает с претензиями очень эффективно — бывает, таких претензий утром из школ уходят десятки, и в течение двух-трёх часов поставщик завозит замену продуктов, исправляет недочеты и т. п. Всё-таки умение быть грамотным потребителем активно формируется. Это понимают и директора, и ответственные по питанию — наличие у школ претензий говорит об их хорошей работе.

— О.К. (школа 718): Добавлю, что наши педагоги сами с удовольствием питаются в нашей школьной столовой — хотя это питание для них платное.

— С.К. (школа 1912): Я собирала статистику по ужинам в нашем комплексе, так вот, летом, когда число детей резко уменьшается — количество ужинов у нас не уменьшилось. Родители оценили ужины для детей!

— Т.Г. (лицей 1557): О чем еще это говорит? По-новому стали работать в детских садах, и родители перестали уводить детей на какие-то другие дополнительные занятия — это здорово. Значит, в детсаду есть чем заняться и можно оставлять ребёнка до вечера.

— Как обстоит дело с другой проблемой — с местами в детсадах для детей младшего возраста? Группы полного дня для них по-прежнему не создаются? Несколько лет назад в сады директивно стали брать детей от 3 лет (или от 2.8 на сентябрь), а младшим предлагаются только кратковременные группы…

— С.К. (школа 1912): Вопрос комплектования дошкольных групп находится целиком в ведении Департамента образования, регистрация электронных заявлений идёт на портале госуслуг, затем происходит поэтапное предоставление мест — сначала детям от 3 до 7 лет, затем от 2.8 до 3 лет, потом от 2.5 до 2.8 и так далее до 1.5 лет. В школу просто приходят готовые списки детей, которых нужно взять в дошкольные отделения. И вот интересный факт, который я по этим спискам увидела — в этих списках сейчас появились дети младше, чем 2 года 8 месяцев. У нас таких детей сейчас около 10, от полутора лет, и мы после встречи с родителями мы их будем зачислять. Раньше самых младших детей брали в возрасте 2.8.

А вообще распределением мест для дошкольников сейчас занимается Центр информирования населения Департамента образования, один на всю Москву — каждая школа просто получает оттуда списки детей. Центр контактирует с родителями по телефону или электронной почте. По всем вопросам очередности, перевода между дошкольными отделениями и прочим зеленоградские родители могут обращаться туда.

— Группы продленного дня (ГПД) в большинстве школ уже платные — хотя, как считают родители, у школ есть возможности сделать эту услугу бесплатной. Какие тут перспективы? Какими будут расценки?

— Т.Г. (лицей 1557): В этом году управляющий совет лицея согласовал стоимость присмотра и ухода в ГПД — 1560 рублей. Эта сумма сейчас на согласовании в департаменте образования. За выполнение уроков с детьми на ГПД деньги мы не берём. Бесплатна и вся внеурочная деятельность, а также целый ряд кружков, которые будут в школах.

Понимаете, школы не должны заниматься «передержкой» детей — пока родители на работе. Но бесплатных кружков сейчас полно у всех — число кружков увеличилось в несколько раз, все кружки можно увидеть на портале госуслуг, родители сами могут посмотреть. И выбрать, чтобы у детей была полная занятость, причем записаться в кружки можно в любую школу, не обязательно в свою. Ребёнок не должен быть «на передержке», он должен чем-то заниматься.

— Межрайонный совет директоров школ работает в Зеленограде два года — из чего складывается ваша работа?

— Т.Г. (лицей 1557): Изначально нашей задачей было сформировать новую систему взаимодействия в зеленоградском образовании, основанную на коллективной ответственности. Директорский корпус у нас не меняется, и за время работы свою задачу мы решили, не сломав структуру единого образовательного пространства в Зеленограде, которая была выстроена до нас. Мы не управление образования, не административный ресурс — мы всё сделали, чтобы от этого уйти. В МРСД действуют комиссии по разным направлениям, и каждый из наших 20 директоров сегодня — руководитель большой самостоятельной финансово устойчивой организации.

Межрайонный совет участвует в аттестации директоров на уровне Москвы, мы коллегиально решаем, на сколько лет аттестовать каждого из наших директоров — и сами директора умеют открыто и честно анализировать работу друг друга. Свою общую точку зрения мы отстаиваем в Москве, и, как правило, там её поддерживают.

В этом году мы открыли торговую площадку по государственным закупкам разного оборудования и услуг — консолидировать их на уровне Зеленограда очень выгодно, это позволяет внимательно отслеживать аукционы, и мы надеемся, что закупочная система будет работать более успешно. Мы постараемся самостоятельно провести следующую общую закупку по ремонтам, чтобы в следующем году они прошли более удачно.

— А родители приходят в МРСД со своими проблемами?

— Т.Г. (лицей 1557): Да, родители приходят. Серьёзные проблемы МРСД решает коллективно, у нас есть комиссия по защите прав участников образовательного процесса. Мы собираемся, выезжаем в школу, проговариваем все вопросы и они, как правило, снимаются.

— А какие проблемы у самих педагогов — в связи с назначением нового министра образования и науки РФ Ольги Васильевой каких изменений ожидает или хотело бы видеть сообщество зеленоградских учителе и директоров? Министр уже объявила, что намерена заняться проблемами учителей…

— Л.Б. (школа 853): Москва — регион, который первым воплощает в жизнь всё, что разрабатывается на федеральном уровне. Ничего сверхъественного мы не ожидаем. Есть информация, что будет пересматриваться государственная итоговая аттестация и её организация. Министр уже четко объявила свою позицию: подготовка к ЕГЭ должна проходить на уроках по тем предметам, которые дети выбирают. Мы считаем, это очень правильный подход — не нужно перегружать детей, а уроки и созданы для подготовки. Наверное, будут какие-то изменения в содержании контрольно-измерительных материалов ЕГЭ — есть предметы, по которым уже сейчас тестовая часть сокращается, увеличивается возможность для ребят давать свои ответы и аргументировать их. Полагаю, это ожидаемые изменения, и всё педагогическое сообщество их поддерживает.

Мы очень порадовались, что новый министр одной из главных своих задач назвала заботу об учителях. Что тревожит наших учителей? По высказываниям самих учителей — то, что наше телевидение не способствует созданию положительного имиджа педагога. Может быть, в этом направлении нужно изменить политику: показывать, что педагог — это человек, которого нужно уважать, оберегать и слышать, это престижная и почитаемая профессия.

— Кажется, министр обещала снизить бумажную нагрузку на учителей?

— Л.Б. (школа 853): А в Москве её и нет, у нас эти проблемы решены — кроме тематического планирования, которое вводится через электронный журнал, от учителей никто ничего не требует. Все отчеты автоматически формируются в электронном журнале. Прекрасный инструмент, который мы получили, в том числе и для работы с родителями. Лишних бумаг по школе не ходит.

— Т.Г. (лицей 1557): Когда началась некая волна возмущения против засилия бумажных отчетов, глава Департамента образования собирал нас и несколько раз повторил, что в школах не должно быть никаких лишних бумаг. Мы тогда на МРСД обсудили этот вопрос, а потом прозвонили по нашим учителям из разных школ — не нашли ни одного, кто пожаловался бы на множество отчетов. У нас действительно такого давно нет. Есть электронный журнал и серьёзная работа с ним, а бумаг — нет. На это учителя не обижаются. А вот на имидж учителя — обижаются.

Надо понимать, что учитель — это не тётя, знающая математику, и «я, родитель, тоже так умею». Учитель — это профессия, и отношение к этой профессии нас беспокоит. Будет здорово, если новый министр сможет эту ситуацию изменить. Да, учителя бывают разные, но плохих все-таки мало. Учитель — это призвание, и если человек работает по призванию, к нему родители относятся очень хорошо. Таких учителей большинство. А СМИ почему-то показывают других учителей, именно наша профессия от этого в последнее время страдает. Почему — непонятно.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Ирина Попова
7 сентября 2016
Показательно, что школа 718 может рассказать только о питании и бумажных дневниках. Больше, видимо, похвастать нечем.
Наталья П****
7 сентября 2016
Так вы перечитайте название статьи. Она разве называется "Зеленоградские директора рассказывают о достижениях своих школ"? Просто о том, что и как сегодня в школах...
Елена Панасенко
7 сентября 2016
Больше, видимо, похвастать нечем.
На интервью был круг общих вопросов по школам, по каждому из которых отвечал один из директоров (или несколько). Цели похвастать своими школами у директоров вообще не стояло.
Если интересует всесторонняя информация о школе - у каждой школы есть сайт. Например, sch718zg.mskobr.ru
Ава Гарднер
7 сентября 2016
Интересно, а почему о школе № 604 ничего нет?
Елена Панасенко
7 сентября 2016
Многое из сказанного касается всех школ (если не отмечены конкретные). Просто на интервью Межрайонный совет собрал 8 директоров, а не всех 18.
Интересно, а почему о школе № 604 ничего нет?

Потому что школу 604 присоединили к школе 618. И теперь она 618)
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран