Жесткий режим экспортного контроля со стороны США, введённый с 7 сентября для зеленоградских производителей микроэлектроники «Микрон», «Ангстрем», «Ангстрем-Т» и «Ангстрем-М», негативно скажется на их бизнесе и развитии. С другой стороны, есть надежда на европейских партнёров, на работу с Китаем и Южной Кореей, да и российская электроника не сильно зависит от отечественных микросхем — такие мнения высказывают эксперты.
Сами предприятия пока не комментируют санкции США: на «Микроне» от комментариев отказались, на «Ангстреме» и «Ангстрем-Т» сообщили, что юристы компании изучат официальный документ, устанавливающий санкции, на предмет возможных рисков. «Любые санкции влияют отрицательно», — добавляют в пресс-службе «Ангстрема».
Санкции США могут серьёзно повлиять на получение материалов и реагентов, а также оборудования и запчастей, необходимых для работы микроэлектронных производств зеленоградских предприятий — такое предположение высказал Zelenograd.ru один из зеленоградских экспертов в области микроэлектроники.
«Часть материалов поставляется из США или компаниями с американским участием. На поставку действует лицензия. После окончания действия текущей лицензии не факт, что поставки будут продолжены — по крайней мере, теперь потребуются дополнительные согласования с профильным агентством в США. Могут и сразу прикрыть текущие лицензии, этого тоже нельзя исключать. Одна из самых чувствительных позиций — фоторезист для фотолитографии. В мире не так много компаний-производителей и значительная часть из них с участием американского капитала. В России фоторезист для критического уровня фотолитографии не производится».
По словам собеседника Zelenograd.ru, под вопросом может оказаться и реализация новых проектов «Микрона» и «Ангстрем-Т» — производственных линий для выпуска микросхем с топологическим уровнем 65 нм и 55-45 нм. Под эти проекты зеленоградские электронщики недавно попросили кредиты во Внешэкономбанке. Оборудование и технологии планировалось приобретать за рубежом.
«Одни из основных компаний-доноров технологий — американские (GlobalFoundries). Также действует запрет на реэкспорт, чтобы прикрыть „обходные пути“ поставок через третьи компании. Цель данных санкций — именно ограничение высокотехнологического сектора в направлении новых технологий. Особенно чувствительно это будет для новых проектов компаний, 65 нм и ранее обозначенного проекта 28 нм. С учетом того, что США занимает одно из лидирующих мест в сфере микроэлектронике — санкции могут быть эффективны. Они скажутся не сразу, по мере окончания действия текущих лицензий. — Полагает эксперт. — С другой стороны, есть альтернатива азиатских стран, Китай и Южная Корея (Тайвань в меньшей степени — он фактически зависит от США) — они тоже производят оборудование для уровня 65 нм».
«Судя по названиям [компаний, попавших под санкции], на этот раз бомба упала на Зеленоград», — написал в своём блоге, комментируя новость о санкциях, Андрей Мальгин, известный журналист, писатель и блогер, в прошлом зеленоградец. Он предположил, что санкции США могут стать причиной закрытия нового завода «Ангстрем-Т», который официально запустили в начале августа.
В комментариях к посту о санкциях обсуждают, что санкции — чувствительный удар для зеленоградских компаний, которые останутся без расходников, что скажется на выполнении действующих контрактов по выпуску пластиковых и SIM-карт, «вплоть до билетов в метро».
«Правила также запрещают реэкспорт и передачу внутри России таких товаров, то есть соблюдать ограничения обязаны любые компании независимо от национальности и страны отправки товара, если продукт имеет американское происхождение» — «Фактически все российские компании будут ограничены в передаче названным американских товаров и технологий, а это означает, что никто с Россией работать не будет вообще, — пишет один из комментаторов. — Ведь, как водится, здесь никто не гарантирует исполнения американских санкций, а значит легче отказаться, чем ввязываться в торговлю с „прокладками“, и ещё один момент, такого рода ограничения касаются практически всех товаров, которые связаны с американским патентами, а это означает ограничения и на китайский, и на европейский экспорт в Россию. ****** [плохое развитие событий] крадется очень даже семимильными шагами…»
Пример отечественной компании, побывавшей «под санкциями» в 2013 году, приводят «Ведомости» — анализируя, как повлияют ограничения на бизнес зеленоградских предприятий. Речь идёт о российском производителе суперкомпьютеров «Т-платформы» (компанию подозревали в поставках вычислительных систем находившимся под санкциями странам третьего мира и в сотрудничестве с производителями ядерного оружия).
«За год обороты по новым сделкам упали до нуля, поставщики с нами не общались и ничего не продавали
«Не меньше зависят от импортных технологий и предприятия, попавшие в список минторга США сейчас, — пишет издание. — Например, технологию выпуска микрочипов с транзисторами размером 90 нм „Ангстрем“ лицензировал у IBM. И европейские партнеры могут отойти в сторону, если сильно завязаны на партнеров из США (но здесь многое зависит от них самих).
„Микрон“ еще недавно собирался создавать линию производства микросхем по технологии 55-45 нм. Теперь проект с высокой вероятностью придется отложить. Несколько утешает, правда, что отечественная промышленность не сильно зависит от российской микроэлектроники. Даже карты „Мир“, которые НСПК рекомендует выпускать на отечественных чипах, могут содержать (и содержат) чипы зарубежные. Ни одному нормативному акту это не противоречит».
Таково мнение другого «зеленоградца», директора экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николая Калмыкова, высказанное им в интервью «Невским новостям». Калмыков заявил, что расширение «черного списка» — это «отмеченный западными конкурентами и партнерами результат деятельности российских компаний», которые идут по пути «серьезного развития».
«Министерство торговли США замечает, что конкуренты мешаются на рынке. Я лично сам хорошо знаком с работой некоторых предприятий. Родился в Зеленограде, где действительно сейчас „Ангстрем“ и ряд других предприятий ведут серьезную работу по внедрению новых технологий, новых подходов, находят новых заказчиков. Соответственно, санкции — это пример очередной конкурентной борьбы, но также повод напомнить о том, что экономика и интеллектуальная сфера США является менее конкурентоспособной, в то время как наши предприятия развиваются и начинают нести определенную рыночную угрозу. Расширение санкций — это чисто попытка политикой давить на нашу экономику […] И конечно, это борьба с конкурентами самым нечистоплотным способом, когда политика вмешивается в экономику».
Руководитель одного из предприятий, работающих в сфере микроэлектроники, не согласен с позицией, что внесение в санкционный список зеленоградских предприятий — «знак качества» продукции отечественных производителей. «Должен вас, коллеги, разочаровать, — пишет он в фейсбуке, — никакой это не знак качества и не знак уважения, а полная Ж для этих предприятий. И „Ангстрем“, и „Микрон“ работают полностью на зарубежном оборудования и в рамках лицензий, в основном американских, не говоря о софте, который на 100% американский! Теперь им грозит отзыв лицензий, запрет на продажу исходных материалов и комплектующих, отсутствие сервиса и перспектива остановки производства, так что радоваться тут нечему».
Сразу после введения санкций США 7 сентября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков ответил на вопрос журналистов, будет ли Россия реагировать на это: «Пока детально не могу сказать. Могу еще раз повторить, что, безусловно, в санкционных делах главный принцип, из которого мы исходим, — это принцип взаимности», — сообщил РБК. По словам Пескова, расширенный список компаний, на которые теперь распространяются санкции, «будет проанализирован».
В понедельник 5 сентября Владимир Путин встречался с президентом США Бараком Обамой на саммите G20 в Китае, встреча лидеров продлилась около полутора часов, пишет издание. Их переговоры «были обрамлены дополнительными шагами по расширению санкций». «Это серьезно диссонирует с темами, касающимися возможного взаимодействия в чувствительных сферах, о которых шла речь на встрече», — сказал Песков. Сам Путин после переговоров с Обамой сказал, что тема отмены санкций против России затрагивалась вскользь и что он не видит смысла «обсуждать вопросы подобного рода».
Первый замглавы фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов отметил, что введение США санкций против российских компаний в области электроники не принесет РФ большого вреда, так как эти компании являются относительно независимыми от мировой конъюнктуры, но такое решение — повод задуматься об ответных шагах: пора обратить внимание на крупные американские компании, «которые успешно делают бизнес в России», как пишет газета «Век».