За пять лет работы клиника Раденис стала лидером ветеринарной медицины в северо-западном регионе Московской области. Теперь это центр современной ветеринарной медицины, здесь предоставляют самый широкий спектр услуг и занимаются обучением отраслевых специалистов. Теперь эти услуги становятся ближе — рядом с Зеленоградом, в Андреевке, открывается второй центр «Раденис». Zelenograd.ru публикует цикл бесед с врачами ветеринарного центра. Сегодня мы беседуем с главным врачом клиники «Раденис» Денисом Рачинским и директором Екатериной Рачинской.
— Два года назад мы говорили с вами о работе ветеринарной клиники «Раденис», о ваших врачах, услугах, возможностях. Что изменилось с того момента, что нового появилось?
Д.Р. — Отвечу сначала, что осталось старого. Это принципы лечения наших пациентов, которые заключаются в приоритете постановки диагноза, выполнении алгоритмов диагностики и лечения, информирование владельца на всем протяжении работы с пациентом, использование методов и препаратов с подтвержденным и описанным диагностическим, профилактическим или лечебным воздействием. Всё это принципиально в современной ветеринарной медицине.
Теперь — что нового. Во-первых, у нас появились новые врачи-специалисты, работающие с грызунами и птицами, кардиолог, офтальмолог и два анестезиолога. Даже онколог у нас теперь есть!
Во-вторых, мы стали заниматься реабилитацией животных после операций, после заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной системы. А еще мы наработали множество знаний и умений в ветеринарной репродуктологии — это наука о том, как животные размножаются, как им помочь это сделать.
— Ваша солнечногорская клиника вполне востребована, почему вы решили открыть новую, рядом с Зеленоградом? Здесь, наверное, конкуренция выше.
Д.Р. — Хороший вопрос. В Зеленограде 16 ветеринарных учреждений. Конкурентными их назвать сложно. Есть разные уровни любых услуг. Есть учреждения, где проводят профилактическую в основном работу, вакцинируют, занимаются мелкой хирургией. Есть более продвинутые клиники с оборудованием и врачами-специалистами. А такого центра, как открываем мы, в Зеленограде, увы, до сих пор не было. Говорю «увы», потому что в Солнечногорск к нам приезжало огромное количество животных, в том числе из Зеленограда. Хорошо, если их направляли наши коллеги. Но большинство животных — залеченные, недодиагностированные.
— Залечены — это значит, что их неправильно лечили?
— Сначала неправильно диагностировали, потом неправильно лечили — от тех болезней, которых нет, теми «препаратами», эффективность которых не подтверждена, теми методами, которые не являются современными в ветеринарной медицине. У нас был очень большой поток пациентов из Зеленограда и Химок. За этих животных-инвалидов приходилось бороться. Вот почему мы здесь.
Я не хочу, чтобы мои пациенты попадали ко мне в столь плачевном виде, намыкавшись, а потом случайно набредая на нашу клинику.
— Это некомпетентность врачей-ветеринаров или отсутствие нужного оборудования?
Д.Р. — И то, и другое. Прежде всего, это отсутствие необходимых знаний. А главное, к сожалению, отсутствие желания получать эти знания. К примеру, мы пять лет проводим конференции и мастер-классы с участием признанных экспертов, проводим в Солнечногрске, в прекрасных условиях. За все пять лет у нас было два участника из Зеленограда. А люди приезжали и из Сочи и из Новосибирска и из Минска и из Кирова.
— Грызуны и птицы появились, потому что есть спрос?
Д.Р. — Да, наши доктора долго шли к тому, чтобы осознать необходимость работы и с такими пациентами. Это птицы, мыши, крысы, кролики, морские свинки, хомяки и даже зайцы. На ловца и зверь бежит — у нас появились такие специалисты, потому что есть запрос от владельцев животных и птиц
— Появилось ли у вас новое оборудование?
— Конечно, ни одна живая система не может быть устойчивой, если она не развивается. Мы развиваемся, много технических средств вложили в наше «старое» направление — стоматологию. Если раньше мы занимались только какими-то внешними операциями и диагностикой, то сейчас огромные силы и средства вложены в обучение нашего офтальмолога и оборудование. В итоге наш офтальмолог работает на очень хорошем внутреннем, в прямом смысле слова, уровне, то есть внутри глаза — с хрусталиком, сетчаткой, радужной оболочкой.
— Ваша солнечногорская клиника работает с 8:00 до 22:00, в Андреевке будет такой же график?
Д.Р. — В Андреевке мы будем работать круглосуточно. Мы пришли к необходимости иметь круглосуточный стационар. Это как раз отличие от солнечногорской клиники — наличие круглосуточного стационара с отделением реанимации и интенсивной терапии, что позволяет в разы поднять выживаемость наших пациентов, качество их жизни и скорость выздоровления.
— Сколько может находиться животное в такой больнице?
Д.Р. — Если это плановая операция, как правило, животное уходит домой на своих ногах в день операции. Если мы говорим о новых операциях, которые мы стали делать, — это неврологические операции на позвоночнике, спинном мозге, тяжелые ортопедические операции, — то требуется более тщательное наблюдение. В стационаре животные могут находится несколько суток. Это серьезно повышает качество их жизни после выздоровления. У нас работают грамотные реаниматологи, окончившие Швейцарскую школу ветеринарной анестезиологии, поэтому мы можем осуществлять и интенсивную терапию и вести очень тяжелых пациентов.
— Домашние животные стали больше болеть, по вашему опыту?
Д.Р. — И да, и нет. Например, нам удалось серьезно сократить количество животных с инфекционными заболеваниями, а также больных пироплазмозом, который переносят клещи. и другими болезнями, которые переносятся укусами клещей. Появились прекрасные, надежные средства защиты от клещей. И, к счастью, у нас в этом направлении работы стало меньше.
С другой стороны, стало больше заболеваний, которые раньше не диагностировались. Не потому что их количество в принципе увеличилось, а потому что мы стали о них больше знать, расширили свой кругозор, свою материально-техническую базу. И теперь то, что раньше не считалось заболеванием или считалось смертельным состоянием, успешно диагностируется и лечится. Это касается, прежде всего, неврологии и эндокринологии.
— Расскажите подробнее о новом направлении — реабилитации после операций.
Д.Р. — Существует ряд заболеваний животных, таких же, как у человека, которые приводят к инвалидности, а значит, ухудшению качества жизни. Это артриты и артрозы, это заболевания суставов, либо болезни воспалительной природы. Задача реабилитолога — научить владельца, как работать с его больным питомцем, чтобы уменьшить его боли, повысить активность, социальность, взаимодействие с владельцем, насытить жизнь животного и сделать ее полноценной в течение длительного времени.
— Животное в неестественной среде обитания — в городской квартире, допустим, — в любом случае будет болеть, как его не береги?
Д.Р. — У породистых животных есть ряд заболеваний, к которым они либо предрасположены, либо передаются генетически. Каждый владелец животного в идеале должен знать об особенностях своего питомца. А если говорить в целом — будет ли болеть? Если у владельца в голове такая установка — да, будет болеть. Если человек перед тем, как завести собаку, кошку, хомячка, черепаху не будет читать про содержание, уход, правильное кормление — где-то неминуемо будет сбой, который отразится на здоровье животного. Не надо винить четыре стены квартиры или питание, нужно посмотреть на себя, понимать, создаете ли вы условия, необходимые для нормальной жизни животного.
— В прошлом интервью мы с вами говорили о том, что диагностика часто бывает долгой, и люди не всегда понимают, что диагноз нельзя поставить прямо сейчас. В этом смысле что-то меняется?
Д.Р. — Наверное, мы на пути к тому, что можно и нужно объяснять. Очень много времени посвящаем информированию владельца животного о том, как проходит диагностика, сколько это стоит, сколько времени это занимает. Мы можем за пять минут составить план лечения, а потом час его объяснять. Нам важно, чтобы человек был информирован, был нашим сотрудником, соратником в лечении его животного. Это наша обязанность, я считаю.
— Где «цепляют» болезни, например, привитые, ухоженные, правильно накормленные домашние коты, которые не выходят из дома?
Д.Р. — Вот здесь я сяду на своего любимого конька. Действительно, почти все владельцы котиков, маленьких собачек, то есть животных, которые традиционно не выходят из дома либо выходят крайне редко и ненадолго, считают, что 1) с их животным ничего не случится; 2) ничего не надо предпринимать. Не устаю повторять: любое животное может заразиться инфекционной болезнью, блохами, потому что из квартиры выходят хозяева. И на своей одежде, обуви, вещах он может принести вирусы, блох, бактерии. Особенно часто видит удивленные лица дерматолог, когда говорит: «А вы знаете, что у вашего животного лишай? — Как лишай? Он же дома сидит три года».
Если вкратце — любое домашнее животное должно быть обработано от паразитов, глистов, блох, вшей, клещей и вакцинировано. Если вы не хотите с нами встречаться раз в год на вакцинации, то придется чаще встречаться по поводу заболеваний.
— И часто люди привозят своих животных на профилактический осмотр, а не потому, что те заболели?
Д.Р. — Мы одними из первых ввели в нашем регионе диспансеризацию, то есть полное профилактическое обследование. И эта услуга очень мало используется — таков менталитет наших сограждан. Часто мы имеем дело с развившимся заболеванием, а еще чаще с хроническим, когда животное — инвалид. Когда речь уже идет не о лечении, а о том, чтобы сохранить жизнь и наладить какое-то приемлемое её качество.
— Может быть, люди просто не замечают каких-то симптомов болезни?
Д.Р. — Чаще всего так и бывает. Понятно, что большая часть наших клиентов живет в городе, много работает, видит своих питомцев ранним утром и поздним вечером. И для них неочевидны первоначальные изменения в состоянии животного — чуть похуже ест, чуть меньше просится гулять, менее активно. К нам обращаются, когда животное в экстремальном состоянии — отказ от корма, специфические выделения (рвота, понос), повышенная температура и т. п.
— Какие прививки сейчас актуальны?
Д.Р. — Для собак, кошек, хорьков — вакцинация против бешенства. Кроме того, для собак — против чумы плотоядных, аденовироза, энтерита парво- и коронавирусного, лептоспироза. Для кошек: панлейкопения, ринотрахеит, герпесвирус, хламидиоз и другие инфекции.
— Лептоспироз по-прежнему распространен?
Д.Р. — Более того: раньше в Московской области и регионе были распространены только два типа лептоспир, и лептоспироз очень хорошо предупреждался стандартными вакцинами. Сейчас количество типов возбудителей лептоспироза в нашем регионе увеличилось, и надо вакцинировать животных вакциной с расширенным спектром лептоспир.
Это важно, потому что лептоспироз передается и человеку. Человек болеет тяжело, долго и не всегда вылечивается. А собаке заболеть лептоспирозом очень легко — просто полакать водичку из любого водоема, лужи, пруда, канавки, следа.
Опасность состоит в том, что переболевшее животное клинически здоровое, активное, бодрое, хорошо питается, но выделяет возбудителей заболевания (лептоспиры) в течение года может выделять с мочой. И заразиться человеку достаточно легко, если животное (собака или кошка) живут на приусадебном участке. Они могут мочиться везде — на грядки с овощами, которые человек потом ест. На шерсти остается моча, содержащая лептоспиры.
Кроме того, собаки и кошки являются переносчиками многих глистных заболеваний. И если раньше, 10-15 лет назад, врачи говорили, что животное надо обработать от глистов раз в год перед вакцинацией, то теперь речь идет уже об одном месяце. Если мы хотим быть здоровы. Тем более, сейчас есть препараты, которые достаточно капнуть на холку — очень удобно.
— Владельцы животных часто спорят о качестве кормов — какие хорошие, какие плохие. Доходят до теории заговоров и сговоров с ветеринарами.
Д.Р. — Среди ветеринарных врачей — именно врачей, а не людей с ветеринарным дипломом — есть разделение корма не на хороший и плохой, а на несбалансированный и промышленный. Несбалансированный — это еда с человеческого стола.
Промышленные корма хороши тем, что они полнорационные и сбалансированные. Это значит, что в корма входят все необходимые животному элементы питания в нужном соотношении. Что касается кормов «хороших» или «нехороших» — они просто разных категорий. Есть корма эконом-класса, которые призваны обеспечить необходимый минимальный уровень. И есть премиум-класс, который решает уже специальные задачи.
— У нас люди любят спрашивать в аптеке: «Посоветуйте что-нибудь от живота и насморка». Владельцы животных тоже советуются в зоомагазинах?
Д.Р. — Никто не может запретить продавцу что-то посоветовать человеку, если он сам просит. И большое количество продавцов или администраторов зоомагазинов хотят помочь, и какая-то их часть обладает еще и необходимыми знаниями. Но когда речь идет о назначении лекарств, нормально идти к врачу.
Е.Р. — Чаще обращаются не в зоомагазин, а к заводчику, у которого приобретали животное. А потом, когда ситуация доведена до критической, приходят к врачу. И это большая проблема. Чтобы пойти к врачу, надо встать, собраться, пойти, заплатить деньги, а заводчику просто звонят — пусть что-нибудь посоветует. И еще — врачи иногда общаются на своем непонятном языке. Мы всячески пытаемся научить врачей говорить понятно для владельцев, объяснять все по-человечески.
— Бывают и просто необщительные или не считающие нужным объясняться врачи.
Е.Р. — Это большая проблема. Когда врач идет в ветеринарию, он думает, что он будет работать с животными, а приходится работать с людьми. И действительно, у многих врачей огромная проблема с коммуникацией. И это не значит, что они плохие врачи. Они хорошие, просто не умеют говорить, представлять свои услуги.
— Сталкиваетесь ли вы с проблемой психосоматики у животных — как это бывает и у людей?
Е. Р. — Постоянно. Мы сами является владельцами рабочих собак, занимаемся с ними спортом, учимся с ними общаться на их языке. К большому сожалению, люди редко задумываются, приобретая собаку, что это не игрушка в шерсти и с симпатичной мордочкой, а другое существо, другой вид. Оно по-другому думает, видит мир, получает информацию. И нужно немножко образоваться, хотя бы почитать книжки, посоветоваться со специалистами, походить на занятия. Сейчас очень популярное направление — обучение животных методом позитивного подкрепления, социализация щенков и котят. Этим нужно заниматься, есть люди, готовые помочь. И мы можем рекомендовать таких специалистов.
Самые ужасные последствия, с которыми мы сталкиваемся, — когда привозят усыплять животное из-за злобности. Зачастую это маленькие карликовые породы. Щенка пускают в свою постель, целуют, кормят с тарелки по его требованию. А это собака, хоть и весит килограмм. Когда хозяин разрешает собаке всё — она начинает доминировать, как умеет. Или впадает в невротическое состояние, т к большие люди пытаются сделать ее лидером- а сон рядом с хозяином, еда со стола- для собаки это сигнал того, что она в семье лидер, к чему собака совершенно не готов. Собачка может быть маленькой, а зубы-то у нее большие и острые.
И потом люди говорят: «Мы не справляемся, он покусал ребенка, бабушку, меня, мы не можем даже когти постричь». То же самое — ожирение, автотравмы, когда неуправляемая собака убегает и попадает под машину.
— То есть, все неврозы и неправильное поведение — это дело рук человека?
Е.Р. — Конечно. Это непонимание. Есть более требовательные породы, есть более спокойные. Все зависит еще от потребностей нервной системы, от склонностей животного. Есть неврозы и клинически проявляющиеся, когда собака разлизывает себя до появления ран- тогда ей назначают антидепрессанты.
Д.Р. — Обсессивно-компульсивное расстройство случается, как правило, сначала у владельца, а потом у животного.
Е. Р. — Стараемся в таких ситуациях помочь, у нас есть несколько инструкторов, которых мы рекомендуем. Мы планируем организовывать группы социализации собак и щенков, благо помещение позволяет.
Д.Р. — У кошек бывает хронический стресс. Кошка — животное одиночное, по своей природе оно почти никогда не образует устойчивую группу — разве что семья: мать и дочери или сестры. Проживание на одной замкнутой территории неродственных кошек — это всегда стресс. Но практически никогда владелец этого не замечает. Такие сигналы, как нервные явления, нечистоплотность, хронические заболевания мочевыводящих путей владелец не связывает с тем, что кошка находится в состоянии стресса.
— Какова сейчас ситуация с бешенством животных?
Д.Р. — Я был в апреле на конференции врачей Московской области по бешенству. Контролем за расходованием бюджетных средств по этой статье занимается государственная ветеринарная служба, но она неприспособлена для того, чтобы эффективно решать определенные проблемы. Потому что её задача — освоить бюджет, и коррупционная составляющая там колоссальная. Защита населения от бешенства превращается в громкие слова, отчеты, собрания, все бумажками шелестят — и ничего не происходит. На этой конференции главе областной ветеринарной службы было задано по бешенству около двадцати вопросов, примерно половину из них задал я, вразумительных ответов не было.
Е.Р. — У нас есть дом в Солнечногорском районе. Так вот, к нам три года назад прямо на участок пришла лиса. Бешеная лиса. Она напала на нашу собаку, это закончилось большой трагедией — собаку мы потеряли. Это реальность, мы сами с этим столкнулись.
Солнечногорский район не вылезает из карантинов по бешенству. При этом государственная ветеринарная служба не информирует ни нас, ни жителей об этом. И между прочим, карантин означает отсечение от выставок, конкурсов, поездок со своими собаками и кошками.
Ситуация в Солнечногорском районе непростая. В каких-то районах вакцину для диких животных раскладывают, там меньше вероятность распространения вируса. Но полного охвата территории и восприимчивых животных пока нет.
Солнечногорск, микрорайон Рекинцо, стр. 32, территория ТЦ «ВВС»
8 (4962)62-39-20
8 (495)542-60-11
Солнечногорский район, поселок Андреевка, рядом с домом 31б, здание ветеринарный центр «Раденис»
8(495)765-89-14
Как добраться на автомобиле: Выехать в поселок Андреевка на перекрестке около поста милиции в 15-ом районе. В Андреевке на Т-образном перекрестке повернуть налево и ехать прямо до корпуса 31Б. На крыльце клиники баннер Ветеринарный центр «Раденис».
Схема, для тех кто добирается на общественном транспорте. Лучше всего идти от автобусной остановки «15-й микрорайон».