Фотошкола Aperture: «Здесь вас не сделают фотографом, но вы можете им стать, если захотите» 25.11.2009 ZELENOGRAD.RU
 — В гости к Zelenograd.ru пришёл Дмитрий Шер, руководитель зеленоградской фотошколы Aperture. Дмитрий, в начале декабря у вас начинается очередной курс обучения, давайте об этом поговорим. Посмотрел до начала нашей встречи сайты разных фотошкол — одни уделяют особое внимание определённым жанрам, другие делают акцент на технической стороне, третьи вообще преподают фотографию как профессию. Как у вас?

— Я сам люблю репортаж, портрет и пощечины общественному вкусу, но не хочу делать из своих учеников таких же фотографов, как и я. Школа Aperture не предназначена для того, чтобы стать кем-то. Я бы хотел, чтобы мои ученики шли каждый по своему пути, а я помогал в той части, что касается внутренней гармонии кадра и человека и их связи. Моя школа фотографии — школа фотографии в том же смысле, в каком архитектура — это организация пространства и времени; и здесь вас не сделают фотографом, но вы сможете им стать, если захотите. И у вас всегда останутся ваши сокурсники, с которыми вы сможете говорить на одном языке.

 — Это ваша философия, ваши ценности и принципы. Давайте резко снизим пафос нашей беседы и поговорим о прозе жизни. Где и в каком режиме проходят занятия, сколько стоит курс обучения?

— Занятия проходят в помещении кинотеатра «Кинематограф» в 1 микрорайоне два раза в неделю. Стоимость обучения 5 тысяч рублей за курс. Это два месяца оплаченного обучения, восемь лекций и восемь семинаров. Подробная информация о школе, темы лекций, работы студентов, телефон и адрес для связи можно посмотреть на нашем сайте — www.apertureschool.org.

 — Чем отличаются лекции от семинаров?

— На семинарах я задаю больше вопросов ученикам, а на лекциях я на них больше отвечаю.

 — Но это всё проходит в «Кинематографе» и ученики там не снимают, они слушают и общаются?

— Да, исключительно обсуждаем фотографии. У нас есть различные форматы совместных съёмок. Например, у учеников есть право позвать меня ассистентом к себе на любую съёмку, также и я могу предложить любому ученику пойти ассистентом ко мне на какую-то съемку. У них есть ещё одно интересное право, я в последнее время стал его применять. Я подумал, что всё время сам даю ученикам задание, а теперь они могут мне дать какое-то задание, чтобы посмотреть, как я с ним справлюсь. Потом у нас есть ещё такая форма совместной съёмки, как экспресс-съёмка, которая проводится в свободный день, как правило, в выходные. Это такой формат съёмки, когда действующие ограничения — время и количество кадров. Ты приходишь в какое-то место, неизвестное заранее, и тут тебе предъявляют какую-то тему — буквально на табличке одно-два слова — и у тебя есть час времени и 36 кадров, чтобы это реализовать. Очень сильно действует на учеников. После первой же съёмки, они понимают как много различных способов раскрыть тему. Нам говорят «снимите дерево», а что нужно сфотографировать, чтобы снять дерево?

 — Не бегать же целый час вокруг этого дерева. Нужно придумать что-то оригинальное.

— Не то, чтобы нужно придумать оригинальное. Просто потом на семинаре, когда все фотографии смотрим, мы обязательно поднимаем этот вопрос и становится ясно человеку: хочет он что-то оригинальное или нет.

 — То есть есть этап сравнения работ разных учеников. Ученик может посмотреть на свои работы, на работы других студентов и понять где его сильные стороны, где сильные стороны сокурсников?

— Я стараюсь построить процесс обучения так, чтобы уже до первой лекции был хотя бы один семинар, на котором мы смотрели портфолио друг друга, кто как фотографирует. После этого становится ясно, у кого какие сильные стороны. Исходя из этого, я начинаю выдавать задания. Допустим, я вижу, что человек снимает вообще мало портретов, ну значит, он будет ещё долго снимать портреты.

 — То есть, несмотря на обучение в группе, подход индивидуальный?

— Да, я стараюсь, потому что люди всё-таки очень разные приходят.

 — А в группе сколько человек?

— От десяти до пятнадцати. Меньше — скучно, а больше — тяжело.

 — Вопрос по технике. У одного ученика «навороченный» фотоаппарат, здесь вопросов нет. А у другого — цифровая «мыльница». Есть какое-то ограничение снизу, на ту технику, с которой к вам стоит приходить?

— Я думаю, что цифровые компактные камеры — это не самое лучшее средство, чтобы заниматься фотографией или творческой фотографией. Скажем, с «Зенитом» или с «ФЭДом» можно спокойно прийти. А если «цифра», то хотелось, чтобы она была хотя бы зеркальная. Это основное требование. И, по возможности, со сменной оптикой. Использование компактной камеры не даст возможность прочувствовать всю ту свободу, которую предоставляет зеркальная камера. А основное из того, как и чему я учу людей — это показываю границы их контроля, их свободы.

 — А так они просто сами себя камерой будут ограничивать.

— Честно говоря, да. Но, кстати, и с цифровой камерой, это тоже какое-то ограничение себя. Почему-то, последние две недели я на занятиях объяснял ученикам, что, вот смотрите, у вас очень хорошая камера и поэтому она в этой ситуации слишком хорошо сняла и не позволила получить вам хорошую фотографию из-за излишнего технического качества. Ведь техническое качество это не то, к чему стоит стремиться. Я вообще не знаю, к чему стоит стремиться, в принципе.

 — Мы уже выяснили, что каждый для себя выясняет сам: один стремится к одному, а другой — к другому.

— Я смотрел недавно кино Вырыпаева «Кислород», там отличная фраза, что каждый должен сам для себя определять понятия красоты и свободы, и не позволять их навязывать.

 — По крайней мере, вы не диктуете, что с творческой стороны красиво, а что нет.

— Я, конечно, так не диктую, но могу сказать: «Cмотрите, здесь вы сделали как тысячи или миллионы людей до вас. Решайте сами, хорошо это или плохо, но знайте, так сделали миллионы». И, в принципе, в рамках обучения, на время курса я представляю четкие критерии хорошей и плохой фотографии. Я озвучиваю их. Не то чтобы это было неким догматом, которому я следую, но на время обучения мы используем такое определение, что хорошая фотография — это фотография, где интересный сюжет визуально, композиционно подкреплён.

 — Вы упоминали «Зениты» и «ФЭДы». К вам можно прийти с плёночной техникой и наравне с цифрой снимать? Не будет ли студент, снимающий на плёнку, чувствовать себя ущемлённым? Потому что с цифрой можно сделать сотни попыток, а с пленкой ты уже ограничен 36 кадрами.

— Прямо сейчас, в текущей группе в Зеленограде есть пара таких ребят. У мальчика — «Зоркий», у девочки — «Зенит». И ничего, нормально справляются. Сейчас всё-таки отличные современные цифровые технологии. Плёнка проявляется 15 минут и ещё за 30 минут сканируется. В итоге через час плёнка уже готова в цифровом виде. С ней ты можешь провести все те же операции, которые другие делают с цифровыми снимками, с цифровых аппаратов. Когда я выполняю задания студентов, тоже снимаю на плёнку. Нет, мне кажется, сейчас это никак не ограничивает. Я бы сказал, что наоборот — если у тебя цифровая камера, ты себя очень ограничиваешь во времени между кадрами. А именно это и есть то время, за которое ты обдумываешь, что снимаешь.

 — С «цифрой» нет времени подумать?

— Не то, чтобы нет времени. Сама система подталкивает к тому, чтобы не было. Ты можешь его выкроить, снимать раз в полминуты, но это же надо себя заставить.

 — Есть какое-то обучение последующей обработке, то что все называют «фотошоп»; учите ли вы «фотошопу»?

— Есть эта нелюбимая мною лекция про «фотошоп», на которой я рассказываю об основных принципах устройства цифрового изображения и какие из этого следуют основные способы его обработки. Минимально. Если есть какие-то конкретные практические вопросы, я на них отвечаю. А на полный базовый курс по обработке изображения не готов, потому что, когда я работал ещё оператором в фотолаборатории, привык к тому, что максимальные поправки, которые можно привнести в фотографию, это цветокоррекция. И с тех пор я научился обращаться с ней очень хорошо. Понял, что цветокоррекцией, банальным смещением баланса цветов, можно добиться огромных результатов в фотографии. А вообще, если задуматься, для кого нужна обработка и зачем? Что это такое? Я скажу, что примерно в 50 процентов случаев это подготовка гламурной фотографии для печати в гламурном журнале, неком стилевом. Ещё 40 процентов это предпечатная подготовка. И я, в первую очередь, когда дело касается обработки, спрашиваю учеников: «Хорошо, вы хотите сейчас что-то обработать, а зачем?». И в первую очередь стремлюсь добиться понимания, какую конечную цель человек преследует обработкой. Потому что и обработка, и съёмка, и сканирование — они все служат какой-то конечной цели.

 — То есть, если снимать свадьбу, то может быть заретушировать лицо полезно, а если снимать природу, то её ретушировать, наверное, не надо?

— Да, может быть, не надо. Может быть, кстати, и надо ретушировать природу. Это зависит от конкретноого случая всё-таки. У меня были такие случаи, когда приносят фотографию, я говорю: «Хм, что-то ты их не дообработал». У меня спрашивают: «Как это? Что это значит?». А я говорю: «Смотри, если сделать вот так, вот так и вот так, фотография лучше становится?» — «Ага, так вот что такое обработка». Хотя показываю всего лишь цветокоррекцию. Мне кажется, не надо путать эти понятия.

 — Учите вы сами или есть ещё кто-то, приглашенные лекторы проводят мастер-классы?

— Да, конечно, есть приглашённые лекторы. У меня за почти два года было много разных лекторов из Москвы и Питера. К нам приезжала однажды барышня из ИД «Афиша», на тот момент она работала на должности редактора, и рассказывала, как взаимодействовать с редакцией. Потом ко мне приезжал преподаватель фото-факультета им.Гальперина при доме журналистики в Санкт-Петербурге: один бывший, один действующий. Бывший — это был Игорь Старков, который сейчас петербургский фотограф, член нескольких зарубежных фотоагенств. Он катается по России и снимает Россию, причём преимущественно в экспортном варианте. Также приезжал Ярослав Скачков — это действующий преподаватель фото-факультета им.Гальперина, куратор, фотограф. Снимает для множества изданий, как правило, репортажного характера, ну и гламурного тоже. Ко мне приезжал один жанровый фотограф из Санкт-Петербурга — небезызвестный Александр Гапонов, он занимается, преимущественно, творческой фотографией и если где-то участвует, то на выставках. Потом из Москвы было несколько приглашённых преподавателей. Помимо уже упомянутой барышни из «Афишы», приезжал к нам Максим Авдеев. Это такое уникальное явление в истории российской журналистской фотографии. Человек, который без образования, без ничего вообще, очень круто поднялся за несколько лет. На этой неделе я поеду с группой в Москву. Там у нас будет семинар по студийному свету, у студийного фотографа. Прямо в студии. Не хочу пока говорить у кого. В программе школы шесть моих лекций, на которых я рассказываю свои темы. На сайте школы написано, что за темы лекций. Остальное — приглашённые мастер-классы. Какие именно мастер-классы нужны я выясняю у группы. О чём они хотели бы вообще послушать. А ещё горжусь, что однажды пригласил на мастер-класс Егора Волкова. Это такой зеленоградский прекрасный фотограф, который очень здорово снимает жанр.

 — Он даже для Zelenograd.ru снимал фоторепортажи. Кстати, по-моему, человека 3—4, которые у вас учились, снимали какие-то фоторепортажи для нашего сайта.

— Это, наверное, Женя Прохоров и Витя Гончаров. Витя, кстати, очень здорово снимает. Вот эта карточка со Дня города, где «Флейта» на заднем плане, какие-то штучки в небе.

 — С шарами в небе, в огромном количестве.

Да-да, и три человека на переднем плане. Ну, здорово, кстати. Мне вообще доставляет большое удовольствие наблюдать, как люди вырастают. В процессе школы и после неё. Были очень приятны слова Валерии Превезенцевой: «Некоторые вещи, которые ты говорил, я не поняла, но запомнила; теперь, наконец, начала понимать». Это очень приятно.

 — А профессиональную судьбу своих учеников отслеживаете? Кто-то из них стал заниматься фотографией профессионально?

— Я вижу, что очень многие к этому идут и некоторые уже, в некотором смысле, занимаются. Если они даже снимают для Zelenograd.ru это же и есть профессиональная задача. У тебя есть задача снять репортаж, получить за это какие-то деньги и сделать это в каком-то формате. Это и есть профессиональная задача.

 — Если ваш ученик начинает снимать, скажем, свадьбы, вечеринки, вы как к этому относитесь? Это тоже достойно? Ведь много же свадебных фотографов и это большой бизнес.

— Я вообще за то, чтобы их было ещё больше. Ведь, чем больше фотографов, тем больше предложения на рынке. Чем оно больше, тем разнообразней. А значит, тем больше шансов у каждого удовлетворить свои потребности. Скажем, у меня на свадьбе, не было свадебного фотографа, у меня и свадьбы с «покатушками» не было. Но если бы она у меня была, то я бы хотел, наверное, какого-то интересного фотографа к себе пригласить. А если этот интересный фотограф даже ни разу не снимал свадьбу, откуда бы я узнал, что могу его пригласить. Поэтому, пускай снимают. Пускай делают вообще всё, что угодно, лишь бы фотографией занимались.

 — Пусть расцветают сто цветов…

— Конечно! На одной из лекций, касаясь истории развития искусства, я говорю, что оно развивалось параллельно вместе с обществом. Усложнялась социальная структура общества, это порождало новые потребности, это немедленно порождало новые виды выражения в искусстве. Я рассказываю такой пример — жанр натюрморта появился в Голландии в XVII веке, когда появились люди, у которых есть дома и в которые они готовы купить картины. А раньше такого просто не было. И я за усложнение социальной структуры. Пускай будет свадебный фотограф. Пускай их будет тысяча на наш небольшой городок, и они все будут разные. Это же здорово.

 — Главное, чтобы они действительно были разными, чтобы снимали интересно и не шаблонно, чтобы была конкуренция.

— Да, при этом и сама эта разница порождается разницей вкусов заказчика. Надо, чтобы и у заказчиков были разные вкусы, чтобы они просили разные фотографии. Кстати, я знаю достаточно примеров, когда, человек снимает свадьбу, но при этом предлагает заказчику варианты. Вот у нас стандартные штуки, которые мы можем сделать: вот так я снимаю в ЗАГСе, вот так я снимаю «покатушки», вот так я снимаю в ресторане, вот так я снимаю невесту, которую переносят через реку, ещё, пожалуйста, специальное предложение — творческая чёрно-белая фотография, авторская печать за отдельные деньги. И люди покупают.

 — Действительно, пусть будет больше разных хороших фотографов и предложений в этой области. Приходите в школу Aperture — здесь из вас не сделают свадебного или репортажного фотографа, но научат, как им стать. Если вы сами захотите. Спасибо, Дмитрий. Давайте ещё раз скажем, где можно узнать все подробности о вашей фотошколе?

— Сайт нашей школы www.apertureschool.org

фото Егора Волкова и Виктора Гончарова

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран