— Я сам люблю репортаж, портрет и пощечины общественному вкусу, но не хочу делать из своих учеников таких же фотографов, как и я. Школа Aperture не предназначена для того, чтобы стать
— Это ваша философия, ваши ценности и принципы. Давайте резко снизим пафос нашей беседы и поговорим о прозе жизни. Где и в каком режиме проходят занятия, сколько стоит курс обучения?
— Занятия проходят в помещении кинотеатра «Кинематограф» в 1 микрорайоне два раза в неделю. Стоимость обучения 5 тысяч рублей за курс. Это два месяца оплаченного обучения, восемь лекций и восемь семинаров. Подробная информация о школе, темы лекций, работы студентов, телефон и адрес для связи можно посмотреть на нашем сайте — www.apertureschool.org.
— Чем отличаются лекции от семинаров?
— На семинарах я задаю больше вопросов ученикам, а на лекциях я на них больше отвечаю.
— Но это всё проходит в «Кинематографе» и ученики там не снимают, они слушают и общаются?
— Да, исключительно обсуждаем фотографии. У нас есть различные форматы совместных съёмок. Например, у учеников есть право позвать меня ассистентом к себе на любую съёмку, также и я могу предложить любому ученику пойти ассистентом ко мне на
— Не бегать же целый час вокруг этого дерева. Нужно придумать
— Не то, чтобы нужно придумать оригинальное. Просто потом на семинаре, когда все фотографии смотрим, мы обязательно поднимаем этот вопрос и становится ясно человеку: хочет он
— То есть есть этап сравнения работ разных учеников. Ученик может посмотреть на свои работы, на работы других студентов и понять где его сильные стороны, где сильные стороны сокурсников?
— Я стараюсь построить процесс обучения так, чтобы уже до первой лекции был хотя бы один семинар, на котором мы смотрели портфолио друг друга, кто как фотографирует. После этого становится ясно, у кого какие сильные стороны. Исходя из этого, я начинаю выдавать задания. Допустим, я вижу, что человек снимает вообще мало портретов, ну значит, он будет ещё долго снимать портреты.
— То есть, несмотря на обучение в группе, подход индивидуальный?
— Да, я стараюсь, потому что люди всё-таки очень разные приходят.
— А в группе сколько человек?
— От десяти до пятнадцати. Меньше — скучно, а больше — тяжело.
— Вопрос по технике. У одного ученика «навороченный» фотоаппарат, здесь вопросов нет. А у другого — цифровая «мыльница». Есть
— Я думаю, что цифровые компактные камеры — это не самое лучшее средство, чтобы заниматься фотографией или творческой фотографией. Скажем, с «Зенитом» или с «ФЭДом» можно спокойно прийти. А если «цифра», то хотелось, чтобы она была хотя бы зеркальная. Это основное требование. И, по возможности, со сменной оптикой. Использование компактной камеры не даст возможность прочувствовать всю ту свободу, которую предоставляет зеркальная камера. А основное из того, как и чему я учу людей — это показываю границы их контроля, их свободы.
— А так они просто сами себя камерой будут ограничивать.
— Честно говоря, да. Но, кстати, и с цифровой камерой, это тоже
— Мы уже выяснили, что каждый для себя выясняет сам: один стремится к одному, а другой — к другому.
— Я смотрел недавно кино Вырыпаева «Кислород», там отличная фраза, что каждый должен сам для себя определять понятия красоты и свободы, и не позволять их навязывать.
— По крайней мере, вы не диктуете, что с творческой стороны красиво, а что нет.
— Я, конечно, так не диктую, но могу сказать: «Cмотрите, здесь вы сделали как тысячи или миллионы людей до вас. Решайте сами, хорошо это или плохо, но знайте, так сделали миллионы». И, в принципе, в рамках обучения, на время курса я представляю четкие критерии хорошей и плохой фотографии. Я озвучиваю их. Не то чтобы это было неким догматом, которому я следую, но на время обучения мы используем такое определение, что хорошая фотография — это фотография, где интересный сюжет визуально, композиционно подкреплён.
— Вы упоминали «Зениты» и «ФЭДы». К вам можно прийти с плёночной техникой и наравне с цифрой снимать? Не будет ли студент, снимающий на плёнку, чувствовать себя ущемлённым? Потому что с цифрой можно сделать сотни попыток, а с пленкой ты уже ограничен 36 кадрами.
— Прямо сейчас, в текущей группе в Зеленограде есть пара таких ребят. У мальчика — «Зоркий», у девочки — «Зенит». И ничего, нормально справляются. Сейчас всё-таки отличные современные цифровые технологии. Плёнка проявляется 15 минут и ещё за 30 минут сканируется. В итоге через час плёнка уже готова в цифровом виде. С ней ты можешь провести все те же операции, которые другие делают с цифровыми снимками, с цифровых аппаратов. Когда я выполняю задания студентов, тоже снимаю на плёнку. Нет, мне кажется, сейчас это никак не ограничивает. Я бы сказал, что наоборот — если у тебя цифровая камера, ты себя очень ограничиваешь во времени между кадрами. А именно это и есть то время, за которое ты обдумываешь, что снимаешь.
— С «цифрой» нет времени подумать?
— Не то, чтобы нет времени. Сама система подталкивает к тому, чтобы не было. Ты можешь его выкроить, снимать раз в полминуты, но это же надо себя заставить.
— Есть
— Есть эта нелюбимая мною лекция про «фотошоп», на которой я рассказываю об основных принципах устройства цифрового изображения и какие из этого следуют основные способы его обработки. Минимально. Если есть
— То есть, если снимать свадьбу, то может быть заретушировать лицо полезно, а если снимать природу, то её ретушировать, наверное, не надо?
— Да, может быть, не надо. Может быть, кстати, и надо ретушировать природу. Это зависит от конкретноого случая всё-таки. У меня были такие случаи, когда приносят фотографию, я говорю: «Хм,
— Учите вы сами или есть ещё
— Да, конечно, есть приглашённые лекторы. У меня за почти два года было много разных лекторов из Москвы и Питера. К нам приезжала однажды барышня из ИД «Афиша», на тот момент она работала на должности редактора, и рассказывала, как взаимодействовать с редакцией. Потом ко мне приезжал преподаватель фото-факультета им.Гальперина при доме журналистики в Санкт-Петербурге: один бывший, один действующий. Бывший — это был Игорь Старков, который сейчас петербургский фотограф, член нескольких зарубежных фотоагенств. Он катается по России и снимает Россию, причём преимущественно в экспортном варианте. Также приезжал Ярослав Скачков — это действующий преподаватель фото-факультета им.Гальперина, куратор, фотограф. Снимает для множества изданий, как правило, репортажного характера, ну и гламурного тоже. Ко мне приезжал один жанровый фотограф из Санкт-Петербурга — небезызвестный Александр Гапонов, он занимается, преимущественно, творческой фотографией и если
— Он даже для Zelenograd.ru снимал фоторепортажи. Кстати,
— Это, наверное, Женя Прохоров и Витя Гончаров. Витя, кстати, очень здорово снимает. Вот эта карточка со Дня города, где «Флейта» на заднем плане,
— С шарами в небе, в огромном количестве.
—
— А профессиональную судьбу своих учеников отслеживаете?
— Я вижу, что очень многие к этому идут и некоторые уже, в некотором смысле, занимаются. Если они даже снимают для Zelenograd.ru это же и есть профессиональная задача. У тебя есть задача снять репортаж, получить за это
— Если ваш ученик начинает снимать, скажем, свадьбы, вечеринки, вы как к этому относитесь? Это тоже достойно? Ведь много же свадебных фотографов и это большой бизнес.
— Я вообще за то, чтобы их было ещё больше. Ведь, чем больше фотографов, тем больше предложения на рынке. Чем оно больше, тем разнообразней. А значит, тем больше шансов у каждого удовлетворить свои потребности. Скажем, у меня на свадьбе, не было свадебного фотографа, у меня и свадьбы с «покатушками» не было. Но если бы она у меня была, то я бы хотел, наверное,
— Пусть расцветают сто цветов…
— Конечно! На одной из лекций, касаясь истории развития искусства, я говорю, что оно развивалось параллельно вместе с обществом. Усложнялась социальная структура общества, это порождало новые потребности, это немедленно порождало новые виды выражения в искусстве. Я рассказываю такой пример — жанр натюрморта появился в Голландии в XVII веке, когда появились люди, у которых есть дома и в которые они готовы купить картины. А раньше такого просто не было. И я за усложнение социальной структуры. Пускай будет свадебный фотограф. Пускай их будет тысяча на наш небольшой городок, и они все будут разные. Это же здорово.
— Главное, чтобы они действительно были разными, чтобы снимали интересно и не шаблонно, чтобы была конкуренция.
— Да, при этом и сама эта разница порождается разницей вкусов заказчика. Надо, чтобы и у заказчиков были разные вкусы, чтобы они просили разные фотографии. Кстати, я знаю достаточно примеров, когда, человек снимает свадьбу, но при этом предлагает заказчику варианты. Вот у нас стандартные штуки, которые мы можем сделать: вот так я снимаю в ЗАГСе, вот так я снимаю «покатушки», вот так я снимаю в ресторане, вот так я снимаю невесту, которую переносят через реку, ещё, пожалуйста, специальное предложение — творческая чё
— Действительно, пусть будет больше разных хороших фотографов и предложений в этой области. Приходите в школу Aperture — здесь из вас не сделают свадебного или репортажного фотографа, но научат, как им стать. Если вы сами захотите. Спасибо, Дмитрий. Давайте ещё раз скажем, где можно узнать все подробности о вашей фотошколе?
— Сайт нашей школы www.apertureschool.org
фото Егора Волкова и Виктора Гончарова