«Зеленоград очень хорошее место для жизни, но культурной среды как таковой здесь нет» 29.11.2009 ZELENOGRAD.RU
Зеленоградец Григорий Дерябин прошёл в финал независимой литературной премии «Дебют» в номинации «Малая проза».

Премия «Дебют» сегодня самый масштабный и престижный конкурс молодых — до 25 лет — литераторов. В жюри «Дебюта» работают такие известные российские писатели как Дмитрий Липскеров, Захар Прилепин и другие. Премия присуждается авторам литературных произведений на русском языке, независимо от места их проживания. Победители по всем номинациям (они будут определены 14 декабря) получают право заключить с Международным фондом «Поколение» издательский договор с гонораром 200 тысяч рублей.

О себе и литературе: Григорий Дерябин ответил на вопросы Zelenograd.ru

 — Сколько вам лет? Где вы учились; чем, кроме литературы, занимаетесь?

— Мне 24 года. Закончил МГИЭТ по специальности «маркетинг». Сейчас занимаюсь журналистикой — работаю выпускающим редактором информационного портала adelanta.info, посвященного Великобритании.

 — Ваши рассказы — те, что можно найти в интернете, — публикуются в разделах «фантастика». Чем обусловлен выбор этого жанра?

— Действительно, я в основном пишу то, что стоит называть фантастикой, и то, что в этот жанр легко укладывается. Маститые писатели-фантасты обычно объясняют свой выбор тем, что фантастика открывает автору широкие возможности для реализации его замыслов, простор для творчества, и так далее, и тому подобное. Это и правда так, но со мной другая история — реалистическая проза у меня просто не получается. Хотя, как мне кажется, действительно реалистические произведения (без примеси каких-то необычных условий или обстоятельств) — какие, например, создавались в советские времена — сейчас появляются гораздо реже.

 — Публиковались ли вы в бумажных литературных сборниках и периодике?

— Да, в двух сборниках фантастики рижского издательства «Снежный ком» — рассказы «Гофра» и «Цветной день». Остальные публикации — в журналах.

 — С чем вы участвовали в «Дебюте»?

— Были представлены два рассказа — «Девочки» и «Саранча». Оба можно почитать на моём сайте: deryabin_g.zelnet.ru.

 — Стал ли для вас неожиданностью факт прохождения в финал известной литературной премии?

— Попадание в финал стало для меня полной неожиданностью. Говорят, что лонг-лист — длинный список авторов — в этом году был очень сильный; и тем страннее, что я прошёл в финал. Повезло, наверное.

 — Какие «бонусы» — кроме творческого успеха, конечно, — даёт шорт-лист премии?

— Возможность найти читателей. Кроме того, это своего рода сигнал, что я не зря занимался тем, чем занимался. Впрочем, мне пока об этих «бонусах» с уверенностью говорить рано.

 — Есть ли, по вашему мнению, какая-то культурная среда Зеленограде?

— Зеленоград очень хорошее место для жизни, но культурной среды как таковой здесь нет. Хотя талантливые люди есть. Немного общаюсь с «дебютовцем» Арсением Даниловым и художником Алексеем Звероловлевым. Молодых литераторов у нас, кстати, достаточно, стоит только поискать в интернете.

 — Как бы вы определили, что есть современная литература?

— Согласно Борхесу, «литература — управляемое сновидение». Я понимаю это как нечто вроде интерактивного фильма, которому не нужны никакие технические средства, кроме вашей головы. Но, в отличие от кино, у литературы гораздо больше инструментов воздействия на «зрителя».

 — Есть ли разница между «обычной» и сетевой литературой?

— Это та же самая литература. Но важен такой момент — у сетевой писанины, которая создается с прицелом только на интернет, по большому счету нет настоящего читателя. Допустим, вы хотите вывесить какой-то текст в интернете и направляетесь, например, на сайт proza.ru. Здесь вы сталкиваетесь с тем, что вас будут читать такие же авторы, которые будут ходить на вашу страничку только с тем, чтобы потом вы сходили к ним. Разумеется, в сети есть серьезные литературные сайты, с командами редакторов, модерацией; литературное качество произведений на этих порталах выше, однако суть особенно не меняется. А впрочем, книги следует делить на хорошие и плохие, и под этим углом зрения никакой разницы между сетевой и «несетевой» литературой нет.

 — Цитируя классика, «… чтобы писать, нужна ещё одна жизнь». Вам удаётся сочетать литературу и обычную жизнь, с её условностями и порой жёсткими необходимостями?

— Вряд ли что-то хорошее можно написать в отрыве от «обычной» жизни. И, думаю, литература является неким приятным хобби только для человека, едва взявшегося что-то писать. Чем дальше это заходит, чем серьёзней относишься к тому, что пишешь. Тем больше это превращается в непростую работу — с условностями и необходимостями.

 — Есть ли у вас любимые писатели?

— Последнее время читаю не так много, как хотелось бы, поскольку на работе приходится иметь дело с большим потоком разной информации. А на то, чтобы перечислить любимых авторов, наверное, страницы не хватит. Выделю только фантаста Филипа Дика.

Юлия Кравченко

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран