Премия «Дебют» сегодня самый масштабный и престижный конкурс молодых — до 25 лет — литераторов. В жюри «Дебюта» работают такие известные российские писатели как Дмитрий Липскеров, Захар Прилепин и другие. Премия присуждается авторам литературных произведений на русском языке, независимо от места их проживания. Победители по всем номинациям (они будут определены 14 декабря) получают право заключить с Международным фондом «Поколение» издательский договор с гонораром 200 тысяч рублей.
О себе и литературе: Григорий Дерябин ответил на вопросы Zelenograd.ru
— Сколько вам лет? Где вы учились; чем, кроме литературы, занимаетесь?
— Мне 24 года. Закончил МГИЭТ по специальности «маркетинг». Сейчас занимаюсь журналистикой — работаю выпускающим редактором информационного портала adelanta.info, посвященного Великобритании.
— Ваши рассказы — те, что можно найти в интернете, — публикуются в разделах «фантастика». Чем обусловлен выбор этого жанра?
— Действительно, я в основном пишу то, что стоит называть фантастикой, и то, что в этот жанр легко укладывается. Маститые писатели-фантасты обычно объясняют свой выбор тем, что фантастика открывает автору широкие возможности для реализации его замыслов, простор для творчества, и так далее, и тому подобное. Это и правда так, но со мной другая история — реалистическая проза у меня просто не получается. Хотя, как мне кажется, действительно реалистические произведения (без примеси
— Публиковались ли вы в бумажных литературных сборниках и периодике?
— Да, в двух сборниках фантастики рижского издательства «Снежный ком» — рассказы «Гофра» и «Цветной день». Остальные публикации — в журналах.
— С чем вы участвовали в «Дебюте»?
— Были представлены два рассказа — «Девочки» и «Саранча». Оба можно почитать на моём сайте: deryabin_g.zelnet.ru.
— Стал ли для вас неожиданностью факт прохождения в финал известной литературной премии?
— Попадание в финал стало для меня полной неожиданностью. Говорят, что лонг-лист — длинный список авторов — в этом году был очень сильный; и тем страннее, что я прошёл в финал. Повезло, наверное.
— Какие «бонусы» — кроме творческого успеха, конечно, — даёт шорт-лист премии?
— Возможность найти читателей. Кроме того, это своего рода сигнал, что я не зря занимался тем, чем занимался. Впрочем, мне пока об этих «бонусах» с уверенностью говорить рано.
— Есть ли, по вашему мнению,
— Зеленоград очень хорошее место для жизни, но культурной среды как таковой здесь нет. Хотя талантливые люди есть. Немного общаюсь с «дебютовцем» Арсением Даниловым и художником Алексеем Звероловлевым. Молодых литераторов у нас, кстати, достаточно, стоит только поискать в интернете.
— Как бы вы определили, что есть современная литература?
— Согласно Борхесу, «литература — управляемое сновидение». Я понимаю это как нечто вроде интерактивного фильма, которому не нужны никакие технические средства, кроме вашей головы. Но, в отличие от кино, у литературы гораздо больше инструментов воздействия на «зрителя».
— Есть ли разница между «обычной» и сетевой литературой?
— Это та же самая литература. Но важен такой момент — у сетевой писанины, которая создается с прицелом только на интернет, по большому счету нет настоящего читателя. Допустим, вы хотите вывесить
— Цитируя классика, «… чтобы писать, нужна ещё одна жизнь». Вам удаётся сочетать литературу и обычную жизнь, с её условностями и порой жёсткими необходимостями?
— Вряд ли
— Есть ли у вас любимые писатели?
— Последнее время читаю не так много, как хотелось бы, поскольку на работе приходится иметь дело с большим потоком разной информации. А на то, чтобы перечислить любимых авторов, наверное, страницы не хватит. Выделю только фантаста Филипа Дика.
Юлия Кравченко