Центр речи: как помочь ребёнку заговорить 26.10.2016 ZELENOGRAD.RU

С 2008 года в нашем городе работает Центр Речи, специалисты которого помогают детям исправить различные речевые и другие нарушения в развитии. Ежегодно здесь оказывают помощь детям в возрасте от 2-х до 15 лет. Главной особенностью Центра является комплексный подход к проблеме реабилитации. Совместная работа всех специалистов: нейрореабилитолога, невролога, физиотерапевта, психолога, логопедов-дефектологов, а также использование современного оборудования и новейших технологий в коррекции помогает достичь высоких результатов и делает Центр Речи уникальным учреждением в области социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии — так считает его основательница и руководитель нейрореабилитолог Елена Свирина. Zelenograd.ru попросил Елену Леонидовну подробнее рассказать о работе Центра.

Самый эффективный подход к проблеме — комплексный

— Елена, какие проблемы призван решать Центр Речи, и в чём состоит особенность Вашего подхода к ним?

— У нас наблюдаются дети с различными нарушениями речи и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это и безречевые детки, и малыши с задержками речевого развития, с нарушением звукопроизношения и грамматической стороны речи, а также с запинками.

Зачастую нарушение речи — это сложный процесс, он требует от специалиста знаний и в области нейропсихологии, и неврологии, и психиатрии, и психологии. Все специалисты нашего Центра — высококвалифицированные, многие имеют учёную степень. Кроме того мы используем новейшие технологии: метод сенсорной интеграции, нейродинамическую гимнастику, нейропсихологическую коррекцию. Огромную помощь оказывает применение современного оборудования: Томатис, ТКМП, БОС-технологии, фотохромотерапия.

— А как возникла идея создания такого Центра?

— Я ученица Татьяны Григорьевны Визель (тот, кто связан с этой областью науки, о ней наверняка слышал) и выходец из Московского института медицинской дефектологии и института нейрореабилитации и патологии речи. До сих пор поддерживаю с ними связь. Мне очень нравится принятая там система, сочетающая науку и практику, педагогику и медицину. Именно такой комплекс оказывает эффективную помощь детям с проблемами. И я старалась сделать такой центр здесь, в Зеленограде.

— Много ли у вас пациентов, и с какими проблемами к вам чаще всего обращаются?

— Мы очень рады, когда детей к нам приводят с раннего возраста, ещё до двух лет. В этот период им можно много чем помочь, и много чего исправить. Когда появляются проблемы, и родители замечают, что в развитии малыша что-то идёт не так, лучше всего обратиться к специалистам, которые проведут всестороннее обследование, выявят причину, помогут найти путь реабилитации и окажут всяческую поддержку. Думаю, многие слышали советы, вроде «Подождите до трёх лет, он заговорит», «Подождите до пяти лет…». Но если до трёх лет ребёнок не заговорил, это уже может быть алалия, и тут требуется серьезный подход к проблеме и лечение. Среди наших пациентов не только маленькие зеленоградцы и дети из близлежащих городов. К нам едут из Ижевска, из Воронежа, из Крыма, сейчас из Украины стали к нам приезжать. А на лето мамочки привозят малышей для обследования, наблюдения и лечения из Германии, Англии, Норвегии. Словом, география у нас обширная, и мы очень дорожим нашей репутацией.

Вот, к примеру, родители привели ребёнка с какими-то нарушениями речи. Его посмотрели специалисты, определили, в чём состоит проблема. А дальше что?

После первичного обследования по результатам диагностики для ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации.

Если малыш имеет сложную речевую патологию, специалисты проводят совместный приём для уточнения диагноза и разработки детальной программы обследования и реабилитации.

Занятия могут быть как индивидуальные, так и групповые. Мы используем разные формы, это зависит от проблемы в развитии.

— А группы формируются по диагнозу или по возрасту?

— Мы организуем мини-группы (2-3 человека) для детей с ОНР, группы по подготовке к школе (4-5 человек) и группы по логоритмике.

Логопедическая ритмика — это своеобразный «коктейль» из движений, речи и музыки. Она помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания. Вместе с тем логоритмика благотворно влияет на психоэмоциональное состояние детей: непоседливых и легковозбудимых малышей она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстёгивает. Сейчас у нас в направлении «Логоритмика» создаётся ещё и фольклорный ансамбль «Росинка», где детки могут играть на шумовых музыкальных инструментах, петь, танцевать, знакомиться с разными видами фольклора.

Новые технологии в коррекции речевых нарушений

- Если ребёнок не разговаривает совсем, какими методами ему могут помочь заговорить в вашем Центре? Какие новые технологии использует Ваш Центр?

— Есть очень интересный метод, который у нас широко используется для стимуляции речи неговорящих детей. Это метод сенсорной интеграции, в котором задействованы все органы чувств ребёнка для того, чтобы он мог составить целостное впечатление о каком-то предмете. Можно предмет и лизнуть, и понюхать, и потрогать, и увидеть. Например, мы используем льдинки, в которые вморожены вишенка, кусочек лимона, кусочек чеснока. Они все разного цвета. Детки опускают их в теплую воду и видят, как льдинка тает и вдруг там получается вишенка — все это создаёт у малыша яркое полное ощущение мира — насыщенного запахами, цветами, формами и тактильными ощущениями. И эта полнота впечатлений является стимулом речи.

— Дети с нарушенной или отсутствующей речью часто неуклюжи, имеют плохую координацию. Двигательные проблемы и речь — они как-то связаны между собой?

— Да. Движение — это тоже важная часть речевой цепочки. Улучшая двигательные механизмы и координацию с помощью специальной нейродинамической гимнастики, можно и речь запустить.

— А что представляет собой эта гимнастика?

— Нейродинамическая гимнастика — это система подвижных упражнений, которая улучшает функцию вестибулярного аппарата. Она восстанавливает механизм мышечного напряжения и расслабления, лежащий в основе координации, а также развивает способности мозга соединять и обрабатывать информацию, поступающую от всех органов чувств.

— Получается, можно специальными упражнениями восстановить те связи между органами чувств и мозгом, которые не до конца сформировались у плода во время беременности или не сложились в ходе раннего развития ребёнка?

— Да. И кроме уже названных методов есть ещё одна очень эффективная программа. Она называется «нейропсихологическая коррекция". С её помощью можно восстановить у ребёнка контакт с собственным телом, снять телесное напряжение, улучшить внимание, память. В ходе коррекции восстанавливаются те связи, которые по каким-то причинам не сложились вовремя. Этот метод творит чудеса с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания, и задержкой психического развития, помогает неговорящим детям и малышам с расстройством аутичного спектра. Курс длится девять месяцев. Дети не принимают лекарств, они просто выполняют телесные упражнения по определённой системе, и достигают потрясающих успехов.

Несколько специалистов нашего Центра владеют этим методом, и имеют сертификаты. Но здесь, помимо того, что есть тренер, который показывает комплекс упражнений, огромное значение имеют родительские усилия. Папы и мамы дома должны закрепить всё это с детьми, и только затем получить новое упражнение.

Вспомогательное лечение

— Расскажите поподробнее об оборудовании, используемом в Вашем Центре.

— Для большей эффективности коррекции мы используем вспомогательное лечение. Это может быть массаж, ЛФК или процедуры Томатис, ТКМП, фотохромотерапии.

Центр оснащен очень хорошей аппаратурой и оборудованием, которые мы закупаем в основном в Питере.

Например, у нас есть замечательный комплекс Томатис. С его помощью мы проводим индивидуально настроенные слуховые тренировки для развития слухового восприятия. Томатис очень полезен для детей, страдающих синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Дети учатся не только слушать, но и слышать, становятся более внимательными. Этот прибор также помогает и детям с расстройством аутичного спектра, алалией, фонематическим недоразвитием, детям-билингвистам для изучения другого языка, а так же школьникам, испытывающим трудности в обучении.

Есть прибор ПОЛЯРИС, который, воздействуя постоянным током на мозг, улучшает прохождение сигнала между отдельными его участками и в целом повышает обменные процессы в головном и спинном мозге. Процедура ТКМП назначается неврологом при различных нарушениях развития.

Ещё у нас есть логотерапевтический комплекс БОС — биологической обратной связи. Это своего рода дыхательный тренажёр для улучшения долготы выдоха. На мониторе ребёнок при помощи симпатичной анимации видит, как он дышит, какой у него вдох и какой выдох. Этот прибор отличный помощник в коррекции заикания и помогает улучшить плавность речи.

Имеется у нас и прибор СПЕКТР, на котором проводится процедура фотохромотерапии. В её основе лежит принцип влияния определенной длины цветовой волны на ткани организма. Определенная длина волны может либо усиливать тонус мышц, либо расслаблять их. Такая процедура показана детям с ослабленным иммунитетом и успешно лечит сопливые носики и кашель в период сезонных простуд, а в сочетании с массажем хорошо воздействует на оральную мускулатуру, участвующую в артикуляции.

Но самым любимым «лекарством» является кислородный коктейль. Его назначают в дополнение к каждой физиопроцедуре, массажу или ЛФК.

Все эти приборы — прекрасное дополнение к коррекции речевых патологий.

Каждый урок — это маленький интерактивный спектакль

— У вас практикуется какой-то особый подход к детям?

— Да. Программа у нас отличается от программ логопедических садиков или коррекционных групп. Мы разрабатываем свой подход к детям. Каждый урок в Центре является маленьким интерактивным спектаклем — костюмированным, с музыкой и импровизацией. Наши педагоги очень артистичны. Они мастерицы общения с детьми. Они и поют, и танцуют, и лепят, и играют. У нас универсальные специалисты, и вообще очень хороший коллектив, все работают в одной упряжке, в едином ключе.

Тесная связь с родителями — залог успешной коррекции

— А с родителями вы тоже работаете?

— Конечно, потому что без них сделать ничего невозможно. Хочу отметить, что у нас очень хорошая и тесная связь с родителями. Кроме повседневных контактов мы поддерживаем её тем, что проводим «родительские субботы», на которых выступают и педагоги, и психолог. Они рассказывают всевозможные интересные факты из области и поведенческого анализа, и методов работы с травмой, и о психологических основах болезни. Такие беседы сближают, и дают возможность родителям совместно преодолевать трудности в воспитании тяжёлых детишек, это очень важно.

С психологом центра можно поговорить и индивидуально о своих проблемах в семье или с ребёнком. Современные психологические методы позволяют понять причину болезни и устранить её. Понять сложное поведение ребёнка, наладить с ним контакт помогает специальный психолог — поведенческий аналитик. Наш центр — это одна большая семья, где каждый готов помочь.

Многие инициативные мамы и папы устраивают для детей и для других взрослых мастер-классы: учат изготовлению пряников, созданию тряпичных кукол.

Для родителей, у которых дети не посещают детский сад, и нет бабушек, чтобы дать возможность мамам сделать какие-то дела или просто отдохнуть, мы организовали группы кратковременного пребывания. С 9.00 до 12.30 с детьми занимаются наши педагоги, обучая их красиво говорить, мастерить что-то своими руками, петь и танцевать. А в перерывах угощают их соками, печеньем и фруктами.

Традиционно в Центре проходят сезонные праздники, на которые мы с удовольствием приглашаем всех желающих — это совершенно бесплатно. На празднике осени, например, который был 22 октября, мы устроили музыкальное сказочное представление «Встреча с осенью» и мастерскую из природных материалов. А для родителей, в то время, когда дети были заняты на разных площадках, работал психолог, с которым взрослые смогли обсудить разные проблемы. Вот такой у нас центр — он и лечебный, и педагогический.

«Надеюсь, моё дело будет продолжено…»

— Есть ли у вас планы на будущее?

— Конечно. Мы не стоим на месте, развиваемся. Ещё года два назад вообще не было таких терминов как «сенсорная интеграция» или «нейродинамическая гимнастика». А мы народ динамичный, и держим руку на пульсе всех современных достижений науки. В частности, мы очень плотно сотрудничаем с Питером. Вместе со мной по жизни идёт моя команда, мои соратники. Вот уже много лет мы вместе. За эти годы у меня выросла дочь, которая тоже стала дефектологом и работает со мной. Скоро подрастёт и другая дочка, она уже оканчивает медицинский институт.

— Формируется династия!

— Да, поэтому если говорить о перспективах, то перспективы — в двоих детях, они, я надеюсь, продолжат моё дело.

Контактная информация:

Телефон:

+7 (915) 222-02-03

+7 (499) 717-22-24

+7 (903) 686-87-91

Адрес: Москва, Зеленоград корп.1616

Email: centrrechi@mail.ru

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Вернуться назад
На выбранной области карты нет новостей
Реклама
Реклама