— Насколько опасен нынешний грипп?
— От гриппа как такового не умирают. Опасны осложнения, которые даёт грипп. Чаще всего это воспаление лёгких, причём оно случается и на ранних сроках заболевания. Как следствие, острая дыхательная недостаточность. Осложнения случаются по разным причинам. Например, возраст — чем человек старше, тем вероятнее осложнения. Или несоблюдение рекомендаций врача. Доктор сказал, что надо лежать в постели, а больной встал и пошёл на работу. Причинами могут быть и лишний вес, и беременность, и хронические заболевания — всё это может стать, так сказать, отягчающим обстоятельством и дать осложнения.
— В этом месяце в зеленоградской больнице от вируса A/H1N1 — "свиного гриппа" — скончалась молодая женщина. Официально утверждается, что она умерла от осложнений, вызванных гриппом.
— Я не могу комментировать этот случай, поскольку отвечаю за работу окружных лечебно-профилактических учреждений, а 3-я горбольница находится в ведении Департамента здравоохранения Москвы, то есть городского подчинения.
В целом же могу сказать, что высокой смертности от вируса A/H1N1 нет, это слухи. Как нет её и от "обычного" гриппа. Если взять общемировую статистику и посмотреть, сколько людей заболело этим вирусом и летальные исходы, получится около одного процента. Таково же количество смертей от "обычного" гриппа. Пугающие данные смертности от вируса — игра слов, не более. Давайте, например, рассмотрим летальность такого заболевания как бешенство. Если человек заразится бешенством, и не обратился вовремя к врачу, он умрёт. Таким образом, смертность от этой болезни — 100%. Почему-то никто не бьёт тревогу по этому поводу.
— Сколько на сегодняшний день заболевших свиным гриппом в Зеленограде?
— Есть несколько случаев, но точную статистику заболеваемости можно будет определить только к концу года. Стоит учесть, что диагноз в большинстве случаев ставится не сразу. Человек заболевает ОРВИ, ему надо сдать анализы, по их результатам становится ясно — есть вирус A/H1N1 или нет. В начале каждой недели мы делаем отчёт о количестве заболевших; собираются данные из окружных поликлиник и больницы. Ведётся отдельный учёт заболевших как сезонным, так и пандемическим гриппом.
Если говорить о ОРВИ и гриппе вообще, то в этом году цифры почти в два раза выше, чем в прошлом. И заболеваемость стала расти раньше, в прошлом году осенью всё только начиналось, а в этом "полыхало" вовсю.
— Как себя чувствуют заболевшие?
— Тяжесть состояния, как при обычном сезонном гриппе — есть лёгкое, среднее и тяжёлое. Кто-то уже выписался из больницы, кто-то — например, недавно болевший 9-летний мальчик — лечился дома. "Средних" и "тяжёлых" мы стараемся госпитализировать, поскольку выше вероятность развития осложнений. Правда, они нас не всегда слушаются, что называется "упираются рогом" — не хотят ложиться в больницу.
— Даже если им совсем плохо?
— Понятие "плохо" иногда различно для больного и врача. Человек может себя, в общем, нормально или средне чувствовать, и не понимает, почему настаивают на срочной госпитализации. А врач определяет тяжесть заболевания по определённым признакам. Например, человек заболел гриппом, и у него при этом одышка. Это плохой признак. Это значит, что скоро может развиться и дыхательная недостаточность, и счёт может пойти не на дни, а на часы. Иногда и на минуты. Или — приходит ко мне терапевт и говорит: "Смотрела молодого человека, такая-то симптоматика, надо срочно класть в больницу, но не могу уговорить". Начинаю звонить родителям, прошу повлиять, уговорить сына, рассказываю об опасности ситуации.
При этом люди иногда думают, что у нас есть некий план по госпитализации. Ничего подобного, у врачей зарплата от этого не зависит. И, например, в случае госпитализации надо писать значительно больше бумаг, чем при осмотре на дому. То есть — если мы предлагаем лечь в больницу, значит, это действительно нужно.
— Каким образом диагностируется вирус A/H1N1?
— Методы диагностики — это, во-первых, имунноферментный анализ, результат которого в идеале известен примерно через сутки. Во-вторых, ПЦР-дианостика — генетический анализ по определению молекулы вируса в организме человека; ответ приходит через два-три дня. Теоретически можно вообще вирус вырастить, но в практической медицине этим заниматься не будут — очень дорого и смысла нет.
— Где проводят исследования?
— К сожалению, только в лаборатории Роспотребнадзора, в Москве. Мощность лаборатории невелика — около 200 анализов в сутки. Если в Москве за неделю госпитализировали 2,5 тысячи человек с ОРВИ, и у всех взят анализ — значит, уже перекрыта мощность лаборатории. А она одна на всю Москву.
Мы используем отечественную тест-систему диагностики какого-либо вируса, она рассчитана на определённый аппарат — который и находится в лаборатории. Эта система не подходит к аппаратуре для ПЦР-диагностики, которая, кстати, есть во многих НПО. Должна быть универсальная тест-система, которую можно было бы использовать на любой аппаратуре — это бы значительно упростило и оптимизировало диагностику
— Каковы ваши прогнозы – пойдёт ли эпидемия гриппа в ближайшее время на спад?
— Сейчас из общего количества гриппа и ОРВИ, которые регистрируются в Москве за сутки, собственно гриппа — всего 5%. До тех пор, пока часть населения не переболеет и не получит иммунитет, у нас заболеваемость будет либо держаться на прежнем уровне, либо повышаться. К тому же у нас много случаев гриппа, которые не идентифицированы — невозможно определить, каким именно вирусом вызвана болезнь.
Прогнозы делать сложно, потому что развитие эпидемии, увы, нельзя описать математическими законами — сейчас такой-то подъём, завтра такой-то спад. Не факт, что весь эпидемиологический сезон в Москве — а он длится с ноября по март — будет превалировать A/H1N1, ходят и другие виды вирусов, может проявиться и какой-то новый. Паниковать не надо, лучше просто соблюдать санитарно-эпидемиологический режим.
— Носить маску?
— Мыть руки, носить маску, если хотите, это не повредит. Хотя, конечно, маска полностью не защитит органы дыхания. Вирус проникает в организм через лёгкие, значит, в процессе ношения маски какая-то часть микробов осядет на ней. То же и с противовирусными фильтрами. Есть такие "навороченные" фильтры, стоимостью несколько сотен тысяч рублей. Но и их необходимо менять, потому что поры фильтра, возможно, уже через сутки "забьются" вирусом.
По возможности надо избегать скопления людей. Мне рассказали знакомые, что в больших супермаркетах, вроде "Ашана", стало меньше народу — люди всё же боятся заразиться. Меня в данном случае разобщённость людей радует, поскольку таким образом разобщается цепочка передачи вируса. И главное, надо вести нормальный, здоровый образ жизни, чтобы иммунная сила организма находилась на должном уровне.
— Многие делают прививку против гриппа, действует ли она в отношении A/H1N1?
— Любая вакцина разрабатывается либо против одного определённого вируса, либо в состав вакцины входят компоненты от 2-3-х видов вируса. Но, в любом случае, она не действенна против вируса A/H1N1. Вакцины от свиного гриппа уже созданы, их начали применять в ряде российских регионов. Это "МоноГриппол", "МоноГриппол Нео", "Инфлювир" и "Пандефлю". "Инфлювир" — это живая вакцина и лучшая по воздействию. Она вызывает у привитого иммунитет, близкий тому, который возникает после перенесённого заболевания. Остальные вакцины такого эффекта дать не могут, однако живые вакцины имеют большее количество противопоказаний. Поэтому мы их можем рекомендовать их только абсолютно здоровым людям.
— Можно ли привиться от свиного гриппа в Зеленограде?
— Пока нельзя. Вакцинация идёт в стране по мере необходимости. Сейчас в других регионах большая нужда в этой прививке, а здесь не та ситуация, чтобы проводить вакцинацию прямо завтра. К тому же промышленное производство имеет определённый объём, и невозможно выпустить вакцину сразу в масштабах страны. Одни начали раньше, другие будут прививаться позже. Но те, кто подвержен наибольшему риску заражения,— работники коммунальных служб, медики, военнослужащие, часто болеющие, пожилые люди — будут прививаться в первую очередь.
Юлия Кравченко