Фотошкола Zelenograd.ru: «Фотографы, флиртуйте с моделями — модели, флиртуйте с фотографами» 08.12.2009 ZELENOGRAD.RU
 — Сегодня в студии Zelenograd.ru премьера новой передачи с рабочим названием «Фотошкола». В ней мы будем говорить о различных аспектах фотографии, пытаться смотреть, как фотографией можно заниматься в Зеленограде. Передача должна быть интересна как фотографам, в том числе начинающим, так и тем, кто заказывает себе услуги фотосъёмки.

Ведущий передачи — руководитель зеленоградской фотошколы «Aperture» Дмитрий Шер. Мы уже с ним распланировали около 20 тем, но для первой передачи он выбрал тему — портретной фотографии. Дима, почему именно эта тема?

Послушать (30:00)загрузить файл со звуком (20 М)

 — Дмитрий Шер: Если понимать под портретом фотографию, на которой хоть как-то виден человек, его лицо или его внутренний мир, то портретная фотография — это один из основных жанров фотографии. Я бы ещё добавил, что портрет — это один из первых жанров живописи, который появился во время Ренессанса. Людям интересно видеть на фотографиях себя и других людей. Поэтому портрет, портретная фотография — это один из основных жанров — тот, с которого всё начинается. Нас снимают в детстве, пока мы ещё маленькие, потом нас снимают на документы, потом мы снимаемся с друзьями, потом проходит какое-то время и уже хочется, чтобы тебя просто как-то поснимали, какой-то интересный фотограф, просто хочется, чтобы тебя пофотографировали.

— Александр Эрлих: То есть чисто статистически, портретных фотографий, действительно больше?

— Дмитрий Шер: Конечно. Портретных фотографий — больше. Взгляните в любой гламурный, глянцевый, стилевой журнал. Основная масса карточек — карточки с людьми. Даже, когда фэшн-фотография: снимается одежда — это всё равно, в некотором смысле портрет, потому, что на фотографии присутствует человек.

— Александр Эрлих: У нас сегодня в гостях фотограф Евгений Прохоров, который снимает хорошо, но портретной фотографией не очень много занимался и хочет прогрессировать в этом направлении. И Жанна, которая просто хочет заказать себе портфолио. Дима, теперь вам слово.

— Дмитрий Шер: Как я уже сказал, портретная фотография — это любая, на которой вы присутствуете. И, если вы, Жанна, хотите проявить себя, как модель, вам в первую очередь надо понять, что вы хотите, какую фотографию вы хотите. Даже в портретной фотографии есть, как минимум, три больших раздела.

Это студийная фотография — фотография на неком простом фоне: белом, чёрном, бордовом, может быть. Фотография на улице — очень распространённый вид любительской портретной фотосессии. Отвести девушку в поле, куда-нибудь или на завод заброшенный. Или сниматься в каком-либо интерьере, может быть даже у себя дома или у кого-нибудь в гостях.

— Жанна: Скорее всего больше меня интересует именно портретная съёмка и студийная съёмка.

— Дмитрий Шер: Хорошо, студийная фотосъёмка. При этом все студии очень сильно делятся на студии, где есть постоянный свет и импульсный свет. Евгений, вы какой свет предпочитаете?

— Евгений Прохоров: Честно говоря, мне вообще естественный свет больше нравится. Если выбирать между импульсным и постоянным, то скорее всего — постоянный.

— Дмитрий Шер: А почему? Потому что, когда у вас постоянный свет, это даёт возможность как модели, так и фотографу, сразу видеть, какая получится картинка. В импульсном свете ваши глаза просто не успеют заметить, какой свет создастся и какая картинка получится. Жанна, а как вы вообще будете выбирать себе фотографа?

— Жанна: Я по привычке доверяю всем фотографам, поэтому полагаюсь на их вкус. У меня, к сожалению, небольшой опыт фотографирования и то, что получалось, мне всё время нравилось. Поэтому я доверяю вкусу фотографа.

— Дмитрий Шер: Если бы вам хотелось снять что-то конкретное, то, наверное, надо было фотографа выбрать. Вообще, сейчас такое время, когда у нас есть интернет и, практически у каждого фотографа есть либо сайт, либо блог и можно просто посмотреть его работы и понять, соответствуют ли они вашему вкусу. Фотографы — они же разные. Некоторые приведут вас в студию, и сразу раздевать начнут, а некоторые, наоборот, в одежде будут снимать. Как вам ближе? На что вы готовы пойти?

— Жанна: На раздевание не готова.

— Дмитрий Шер: Хорошо. Вы поймите, что фотографу надо заранее сказать, ещё когда вы договариваетесь о съёмке — в каких рамках мы работаем.

Есть несколько форматов работы с фотографами: просто совместная, любительская фотосъёмка, в которой деньги не участвуют. Вы хотите посниматься, фотограф хочет кого-нибудь поснимать. Два одиночества встретились, нашли друг друга, этому и рады. А бывает более сложная съемка. Потому что в студии зачастую присутствует некий мэйк-ап визаж, стиль. И вот здесь получается тоже: либо с деньгами, либо без денег. Без денег — это коллаборация, когда вы все вместе начинаете работать для выполнения какой-то своей творческой задачи. Кто её ставит — бывает по-разному. Бывает, например, что у вас возникла какая-то прекрасная задумка, которой ещё никогда не было и которая потрясёт весь мир; и вас самих тоже потрясёт. И источником этой задумки может быть кто угодно. Может быть модель, может визажист собирает команду, а может фотограф. Поэтому очень интересно следить за блогами и сайтами интересующих вас фотографов. Зачастую в них может попасться объявление «набираю моделей для съёмок». Вот, мол, идея у меня такая великолепная, хочу снять, чтобы девушка стояла вот так, мальчик стоял вот так, а вокруг всё было вот так, и это выражало такую-то эмоцию. Вам интересно было бы участвовать?

— Жанна: Да, это прекрасно.

— Дмитрий Шер: Вы понимаете, что в этом случае именно фотограф или тот, кто организаует съёмку задаёт идею?

— Жанна: Да-да. — Дмитрий Шер: И, наконец, самый, пожалуй, распространённый способ работы — это, когда вы приходите к фотографу и говорите: «Хочу, чтобы вы меня сняли». Он — хмурый усталый профессионал, который за день уже отснял пять моделей, и он просто устало спрашивает: «Ну, хорошо. Что вы хотите? Моя работа стоит столько-то».

— Александр Эрлих: Ну и что вы ответите, Жанна? Вот он вас спрашивает: «Что вы хотите? Как мне нужно вас снимать?». Что вы можете ответить? У вас что в голове, когда вы приходите к фотографу? «Снимите меня красиво»?

— Жанна: Ну, хотя бы так.

— Александр Эрлих: Возвращаясь к выбору фотографа, к просмотру портфолио и блогов. Не будет ли такой проблемы, что модели в портфолие будут очень красивые (естественно, фотограф отбирает удачные фотографии), они будут с каким-то мэйк-апом, причёсками, в красивой одеждой, с хорошим светом, модель это видит и говорит: «О! Я хочу так же». Но при этом, узнав стоимость работы визажиста, студийного света и т. п., отказывается от всего этого: «Нет-нет-нет, мне ничего этого не надо. Снимите меня просто так». Фотогораф снимает «просто так» и результат будет очень сильно отличаться от того, что заказчик видел портфолио?

— Дмитрий Шер: Понимаете, профессиональные услуги всё-таки стоят денег. В любом случае. Если вы хотите снимать без денег, но с мейк-апом, с визажем, со стилем, вы должны хоть чем-то всех заинтересовать, мотивировать. Если не деньгами, то какой-нибудь классной идеей. Или, допустим, у вас случайно какой-то там знакомый работает в музее и он вам говорит: «У нас скоро выставка, нам срочно нужны фотографии». И вы приходите к этой команде, и говорите: «Смотрите — денег нет, зато выставимся в музее».

— Жанна: Вы знаете, я нацелена на результат и, если фотографии будут стоить того, то я заплачу. Это не проблема.

— Дмитрий Шер: А сколько она, кстати, по-вашему, должна стоить?

— Жанна: Я думаю по-разному разных фотографов.

— Евгений Прохоров: Приблизительный диапазон какой? Как начинающая модель или просто человек, который желает себе сделать портфолио в Зеленограде, какую сумму готовы дать?

— Жанна: Честно говоря, в ценах совершенно не ориентируюсь. Думаю, от ста рублей до ста долларов за фотографию, если фотография будет того стоить.

— Александр Эрлих: Сто рублей за фотографию… Женя, а вы сколько хотите денег?

— Евгений Прохоров: Очень сложный вопрос. Особенно для фотографа, который только начинает свой путь по этой стезе. Всегда есть некая неуверенность и незнание относительно того, какую сумму нужно просить у клиента, практически не имея своего портретного портфолио, как фотографа. Хотя есть возможность посмотреть каков диапазон цен по этим услугам в среднем на рынке. Я видел, правда не за карточку, а за сессию, от трёх тысяч и выше, как правило, идёт. И до каких-то заоблачных пределов.

— Дмитрий Шер: На самом деле может так получиться, что вас приглашает ещё неопытный портретный фотограф, который хочет сделать портфолио. Он ещё не знает, а он гениальный, одарённый. Вы покупаете ему пленочку и у вас получаются гениальные портретные фотографии, которые и вас удовлетворяют, и фотографу нравятся, и потом ещё вал заказов пойдёт, потому что они красивые.

Порядок цен, ты совершенно верно назвал, от трёх тысяч за одну фотосессию. Фотосессия длится обычно от двух часов. Меньше, наверное, не успеваешь, больше — тяжело. Три тысячи за два часа. К сожалению, в Зеленограде нет студий. Просто нет ни одной. Во всяком случае, ни одна из них себя широко не рекламирует. Но есть отдельные личности, у которых есть свой студийный свет. Понимаете, студия — это на самом деле не какое-то огромное помещение с потолками в четыре метра, где везде-везде-везде лампочки. Студия, в первую очередь — это наличие фотографа, модели, света и фона. Вы можете прийти к кому-нибудь даже на квартиру, где большая-большая белая стена или, допустим, она с обоями, но вы берёте большую трёхспальную черную шелковую простыню, вешаете её на стену, и у вас получается чёрный фон.

— Александр Эрлих: То есть, когда я выбираю фотографа, нужно узнавать есть ли у него студийный свет и есть ли у него студия. Пусть даже эта студия будет в квартире, это не должно смущать. Но у него должен быть фон хороший и студийный свет?

— Дмитрий Шер: Да. Для студии есть требование, связанное с особенностями работы оптики. Если слишком маленькое расстояние до модели получится, у вас может исказиться перспектива и что-то с вашим лицом произойдёт. А вот как вы считаете: портретная фотография — это фотография от подбородка до лба, или от макушки до бюста, или до пояса?

— Жанна: Я думаю, до бюста. До бюста и выше.

— Александр Эрлих: А не скучно так — как для документов?

— Жанна: Если удачный ракурс, то не скучно.

— Дмитрий Шер: А сколько у вас удачных ракурсов?

— Жанна: Я думаю, парочка, не больше.

— Александр Эрлих: Вам не кажется, что мало получится фотографий, если вы ему скажете: «Меня снимать только — голова, шея и плечи»?

— Жанна: Я не буду фотографа ограничивать.

— Евгений Прохоров: Тогда это уже не только бюст получится, потому что фактически это будет больше работа не фотографа, а визажиста.

— Жанна: Пусть будет так.

— Дмитрий Шер: Есть очень важный момент — если вы закажете съёмку творческому фотографу или у фотографа есть желание быть творческим, может получиться, что фотограф будет очень доволен результатом. Он будет гнуть свою линию, он будет снимать то, что ему хочется. И вы для него тогда просто инструмент. Инструмент достижения какой-то своей задумки. При этом у вас есть какая-то своя задумка. Вы можете её не осмысливать, не облекать в мысли илии слова, но вы же примерно представляете, как бы вам хотелось выглядеть. Правильно?

— Жанна: Да, есть примерно.

— Дмитрий Шер: И поэтому, когда вы заказываете съёмку, тем более неопытному фотографу, очень полезно перед съёмкой залезть в интернет, на какие-нибудь сайты, может даже западные, и подобрать фотографии, которые хотя бы примерно иллюстрируют то, что вам хочется получить.

— Евгений Прохоров: Если позволите такую аналогию — в парикмахерскую приходят девушки и приносят страницы журнала и говорят «Сделайте мне такую причёску». В качестве трендов, которые последние пару лет проходили в интернете, чаще всего я видел: «Снимите меня, как на обложку „Esquire“».

— Александр Эрлих: О, да! Это специфическая фотография. Жанна, хотите, чтобы вас сняли, как на обложку «Esquire»?

— Жанна: К сожалению, не представляю, что это такое.

— Дмитрий Шер: Вам тогда только надо, чтобы у вас была щетина:) Кстати, если хотите снять, как на обложку «Esquire», пожалуйста, возьмите два жестких источника: слева, справа, направьте их ровно на лицо, чтобы подчеркнуть мелкие детали фактуры. Мейк-ап, визаж, стилиста — увольняем. Всё. Жесткий свет на лицо с двух сторон. Прямо в упор. Объектив миллиметров восемьдесят, диафрагму открываем или закрываем, ну это как получится.

В принципе, Жанна, если вы не покажете фотографу и хотя бы в самых общих словах не объясните, что вы хотите, то фотограф будет делать то, что хочет он. В результате то, что хотите вы, возможно, не получится.

— Жанна: Возможно, то, что я хочу, появится в процессе.

— Дмитрий Шер: Может быть. Вот у вас начался процесс совместной работы. Все этапы сложного пути пройдены. Фотограф найден, модель выбрана, мейк-ап, визаж, стилист — всё это уже прошло. Итак, съёмка начинается. Женя, твои действия?

— Евгений Прохоров: Всегда тяжело начинать и как раз первые кадры могут быть просто «пристрелочными», просто увидеть, как человек выглядит в этом освещении, уже на экране фотоаппарата, как минимум, если съёмка на цифровую камеру производится. И, хотелось бы уже видеть первую реакцию модели на то, какие позы или ракурсы ей больше нравятся, какие меньше. И, конечно, хотелось бы скорее добиться раскрепощения модели, чтобы она более естественно себя чувствовала, чтобы это не было, действительно, как фото на документы.

— Дмитрий Шер: Как ты думаешь, сколько в среднем бутылок шампанского уходит за съёмку.

— Евгений Прохоров: Если только на фотографа и на модель, я думаю, две уходят.

— Дмитрий Шер: Я думаю, это даже много. Кстати, есть тонкий момент. Нельзя употреблять крепкие напитки, потому, что глаза краснеют у моделей. Шампанского можно немножечко, некоторые энергетики пьют, а вот коньяк, водка — это лучше на съёмках не пить, конечно.

— Евгений Прохоров: Надо употреблять одинаково или кому сколько нужно?

— Дмитрий Шер: Ну, как сказать… Я, пока готовился к этой передаче, задумался — что лучше посоветовать фотографу. И, знаешь, на съёмках, как в жизни. Если у нас фотограф — мужчина, снимает модель — женщину, то женщина раскрепощается и чувствует себя свободно именно в тот момент, когда мужчина просто чувствует себя уверенно и ведёт себя уверенно. Она чувствует эту уверенность и расслабляется. Она понимает, что она в хороших, надёжных руках. Соответственно, тебе надо выпить столько, чтобы быть уверенным. А модели нужно выпить немножечко, чтобы чуть-чуть расслабиться.

— Александр Эрлих: Мы ещё до эфира говорили о том, что и у модели-новичка, и у фотографа-новичка всегда есть какие-то страхи и опасения. Жанна, чего вы боитесь?

— Жанна: Только неудачных фотографий.

— Александр Эрлих: А, кстати, вы будете просить фотографа в процессе съемки, когда он сделал только несколько кадров, показать, что уже получилось.

— Жанна: Нет, не буду. Я знаю, что в конечном результате, он всё равно покажет мне самые удачные фотографии.

— Александр Эрлих: Женя, а вы считаете, нужно показывать модели промежуточный результат?

— Евгений Прохоров: Я думаю, не нужно. Здесь несколько факторов я бы выделил. Во-первых, серия фотографий, которая была как раз в тот момент, когда модель попросила посмотреть фотографии, может быть неудачной и у модели испортится настроение, у фотографа испортится настроение. Все подумают: «А пошло оно всё, никуда это не годится». Все расстроятся, до конца фотосессии если и дойдёт, то смазанно. Хотя другие фотографии могут быть действительно хорошими и эта плохая серия вообще не пойдёт в конечный результат. Второй фактор заключается в том, что многие кадры нуждаются в постобработке; особенно, когда постановочные съёмки. Они изначально делаются с расчётом на то, что потом будет сильная обработка на компьютере — на экране фотоаппарата они вообще могут не смотреться. К тому же разрывается какая-то нить, которая, началась с самого начала фотосессии. Если фотограф и модель уже начали было «разогреваться», если можно так сказать, то вот этот срыв происходит.

— Александр Эрлих: Это, наверное, совет моделям — не требовать показывать фотографии в процессе фотосессии. Женя, а вы, как фотограф, чего боитесь?

— Евгений Прохоров: Первое, относительно вообще фотосессии, страшно, что за два часа мне нужно «кровь из носа» наснимать сорок отличных карточек, которые не стыдно будет отдать, а ещё и взять за это деньги, весьма приличные. Второе — это перед началом фотосессии, при наличии какой-то задумки, не знать, как её реализовать с конкретной моделью или в конкретном помещении. Конечно, всё это обдумывается заранее, в первую очередь, но…

— Дмитрий Шер: У меня есть комментарии по поводу показа карточек моделям. И вообще по поведению на съемке. Я сделал такое замечание, что, если ты чувствуешь, ведешь себя по-настоящему уверенно, модель это тоже почувствует и раскрепостится. То же самое и с показом фотокарточек. Ты можешь даже просто сделать вид, что какая-то карточка у тебя получилась прекрасной, ты очень ей доволен и рад, подбежать к ней сияющий, сказать: «О, смотри-смотри какая карточка!», показать на полсекунды, чтобы она не успела ничего увидеть и убежать дальше снимать. Ты, как фотограф, ты определяешь атмосферу, происходящую на площадке. И вся атмосфера исходит в первую очередь от тебя. Если у тебя есть какая-то цель и задумка, ну и иди к ней смело. Не останавливайся.

И ничего, никогда не бойся, у тебя всё получится. Само сомнение, сам этот страх, изначально способствует в очень большой степени тому, что ничего не получается. Если ты не будешь бояться, если ты даже не будешь думать о возможности того, что ничего не получится, модель это почувствует. Она же тоже человек. Тем более я уже говорил, у вас связь мужчина-женщина. Весь арсенал мужских «штучек» здесь работает.

— Александр Эрлих: И модели тоже не надо ничего бояться: что не получится, что она плохо выглядит, не выспалась, что глаза красные после вчерашнего…

— Дмитрий Шер: Я выработал когда-то за свой опыт съёмок такое понимание — перед съёмкой модель передаёт понимание того, что она хочет фотографу, а дальше расслабляется полностью. Всё — она полностью в руках фотографа. Он делает всё. Он говорит что делать, как делать, есть такой ещё важный момент, когда фотограф тебе говорит что-то как-то сделать. Как-то встать, куда-то посмотреть. Это означает, что надо так делать до тех пор, пока он не скажет делать что-то другое. Потому, что я очень часто встречал, когда говоришь барышне: «Встань вот так, посмотри туда». Ты делаешь кадр, она сразу поворачивается и говорит: «Ну как?». Это неправильно. Вы должны расслабиться, довериться фотографу и делать именно то, что он скажет. А если фотограф опять же уверен и нормально понимает, что он хочет сделать, понимает, как он это сделает, то у тебя всё получится.

— Евгений Прохоров: Понятно. Ты говорил о том, что модели нужно сделать перед съемкой, перед фотографом. Соответственно, какие основные шаги подготовки к съемке ты мог бы перечислить? Я думаю, они будут универсальны для любого типа съёмок, но в данном случае: найти модель и визажиста, обменяться идеями, договориться о концепции взаимодействия, подобрать условия — место съёмки, освещение, аппаратура какая будет и придумать план, какие-то готовые кадры в голове у себя строить…

— Дмитрий Шер: Последний пункт, если он есть — это хорошо. Если у тебя готова раскадровка, то это хорошо. Но если её нет — ну, что поделать. Ладно, будем по ходу дела решать. Тут главное, ты очень верно сказал, что между вами образуется ниточка. На самом деле съемка — это точно такой же флирт, как и любое другое общение мужчины и женщины. Это ниточка, ты её должен поддерживать, процесс не должен прерываться. По возможности, не надо допускать, что ты что-то там отснял, тут модель расслабилась, а ты стоишь и не знаешь, что делать дальше.

Понимаете, когда у вас начинается процесс, это что-то совместное. Вы должны делать это вместе. И самое главное, что у вас происходит — это то, что происходит между вами. Фотоаппарат — всего лишь средство это зафиксировать. Я бы также посоветовал: фотографы флиртуйте с моделями, модели флиртуйте с фотографами. Это необходимо. Потому что тогда получится классно.

— Александр Эрлих: После того, как съемка закончилась, Жанна, как вы видите процесс? Фотограф сказал «стоп», выключил свет и ушёл. Что дальше происходит? Когда и в каком виде вы хотите получить эти карточки? Чего ждете после съёмок?

— Жанна: Насколько я знаю по опыту, для обработки фотографий требуется хотя бы неделя. Я готова терпеть это время и получить достойные фотокарточки. В каком виде будет — это не важно. На флешке, на диске или по сети передать.

— Александр Эрлих: А потом посмотреть вместе с фотографом, и высказать ему свое восхищение или свое «фи»; сказать, что вот эта карточка мне «не очень», а вот здесь — великолепно. Вот этот процесс совместного просмотра потом ожидаете?

— Жанна: Я думаю, да.

— Евгений Прохоров: Не возникнет чувства неудобства в момент обратной связи — высказать, покритиковать откровенно?

— Жанна: Ну, я не буду слишком откровенно говорить: «Что это за ужас». Нет.

— Дмитрий Шер: Вы спросите: «А ещё фотографии есть?».

— Александр Эрлих: Это вот так нужно формулировать свою неудовлетворённость?

— Дмитрий Шер: Когда меня так спрашивают, я обычно воспринимаю, что те карточки, которые я показал, ничем не удовлетворяют, хочется каких-то других вещей.

— Жанна: Может быть, они ожидают, что фотосессия была на четыреста кадров, а вы показали всего пять. Конечно, хочется знать как остальные.

— Дмитрий Шер: Да, действительно так на самом деле и бывает, что из четырехсот кадров получается пять. Пять получается по-настоящему. Потому что, если вы сделали двадцать пять дублей одной и той же сцены, то не все же двадцать пять показывать. Хотя можно показать и все. Потому что модель в первую очередь интересует, как уже говорили, то, как она выглядит, а фотографа интересует, то, как получилось на карточках в целом. И этот фундаментальный разрыв очень мешает для творческих фотографий, когда у фотографа есть идея, как снять какой-то особенный портрет. У меня до какого-то момента был страх показать «исходники» необработанные, просто всю съёмку.

— Жанна: Фотографы не показывают «исходники».

— Дмитрий Шер: Я, в общем то, его преодолел. Подумал — ну, пускай она увидит всё. Это же правда. Мы с ней так классно провели два часа, мы стали немного ближе — почему бы ей не показать «исходники»? Пускай она выберет те карточки, которые мне не нравятся, но главное же, что они модели нравятся. Если ты пришла ко мне на съемку, тебе же нужны те карточки, которые тебе нравятся.

— Александр Эрлих: В общем, не надо бояться.

— Дмитрий Шер: Ничего не надо боятся. Чем меньше вы боитесь, чем увереннее себя чувствуете, тем лучше всё получится.

— Александр Эрлих: Это, наверное, хорошее резюме нашего разговора. Как я понял, главное в деле портретной фотографии — ничего бояться не надо, немножко выпить, кто чего любит — шампанского или чего-то ещё — и расслабиться. Потому что всё равно на фотографиях будете вы, а не кто-то другой и себя не улучшишь как-то радикально. Немножко можно. Вот фотограф немножко приукрасит, немножко выделит то, чем модель хороша. Главное — не бояться.

Следующая передача будет через две недели. Тему мы уже выбрали, но пока не скажем какую. Просим наших читателей или слушателей — тех, кто дочитал или дослушал до этого места — написать нам через форму обратной связи на сайте на какую тему о фотографии вам бы хотелось поговорить. И, конечно, ваше мнение об этой передаче. Спасибо, до следующей встрече в фотошколе на Zelenograd.ru.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран