В студии Zelenograd.ru журналист, редактор, музыкальный обозреватель Всеволод Баронин. Сегодня мы побеседуем о той части зеленоградской истории, которую сейчас почти не вспоминают — о зеленоградских
рок-музыкантах и
рок-группах.
— Представлю вас более подробно. Музыкальной журналистикой Всеволод занимается уже лет 25, хотя по образованию технарь: окончил МИЭТ в 1986 г. по специальности «Вакуумная техника электрофизических установок». В течение шести лет вёл передачу «Рок-интенсив» на «Радио России», работал автором в «Джокер-МК — приложении газеты «Московский комсомолец». В течение последних 8 лет — редактор и автор еженедельной газеты «Легионер Weekly» сети музыкальных магазинов «Пурпурный Легион». Один из первых российских журналистов, активно организовывавший интервью с зарубежными музыкантами и деятелями шоу-бизнеса. Прибавлю, Всеволод Баронин с рождения живёт в Зеленограде, и не понаслышке знает о музыкальной жизни города. Вот такое небольшое досье.
Теперь собственно об истории — рассказывают, что ещё в конце 70-х — начале 80-х Зеленограде была бурная музыкальная — рок-музыкальная — жизнь, правда ли это?
— Это правда. Я подозреваю, что таковая жизнь была и несколько раньше, просто я в силу возраста не могу этого помнить. Я заинтересовался рок-музыкой где-то в 14 лет, а путешествие в местную рок-музыкальную жизнь у меня началось лет в 15. Мои ровесники помнят, что никаких дискотек тогда не было в природе, слова такого не было, а на танцах по всей стране играли живые музыканты. Они играли не только кавер-версии популярных тогда хитов, но и свой собственный репертуар. И, надо заметить, играли успешно, и групп было достаточно много. Мы как то, в середине 80-х, вместе с тогдашним барабанщиком группы «Полигон» Александром Новиковым решили подсчитать, сколько же у нас было групп, и вышло штук 46–48.
— Что это были за группы, какие можно выделить?
— Начнём с того, что их действительно было много. Как-никак в те времена у каждого богатого НИИ — а НИИ в Зеленограде были богатые — была своя художественная самодеятельность. В которой были положены и ВИА. Некоторые ВИА достигали музыкальных высот, а заодно и поправляли своё материальное положение, играя на танцах. Играли в основном в школах, поскольку именно в школах у большинства была репетиционная база. Из тех групп более чем достойны упоминания «Полигон» и «Второе рождение». «Полигон» помнят и те, кто помоложе, — у них был второй всплеск популярности где-то в 1987-м — тогда считалось, что это «главная страшная хэви-металлическая группа Зеленограда». А во «Втором рождении» играл небезызвестный Олег Гиндин. В 78–79 годах эта группа была объективно крута. У Гиндина был первый в городе синтезатор «Электроника»; кстати, он стоил 3 тысячи рублей — по тем временам почти как автомобиль. Помню, как мы ходили в 897-ю школу на танцы, но мы не танцевали, а слушали и смотрели, как Гиндин крут. Он играл много чего, включая Burn Deep Purple и July Morning Uriah Heep
Ещё была очень сильная зеленоградская группа «Вторжение», там до «Полигона» играл гитарист и певец Александр Разбицкий.
— Где ещё могли играть музыканты, кроме школ?
— Были ещё площадки. Старожилы помнят танцплощадку возле ангстремовского пруда. Сейчас почему-то наблюдается некоторая идеализация того прошлого, но где-то до 79-го в Зеленограде была вполне криминальная обстановка. И на летней площадке, как я помню, в иные летние месяцы могли порезать несколько человек в неделю. Но это так, просто штришок.
— Как вы оцениваете тексты песен групп, о которых мы говорим? Если они, конечно, пели на русском.
— Первым среди них петь на русском начал «Полигон», и случилось это вовсе не в конце 70-х. Помню, у них была такая интересная программа с русскоязычными текстами — это год 81-й уже. Там ещё играл Дмитрий Вершинин, гитарист, который придумал потом группу «Волшебник Изумрудного Города». Они первыми из зеленоградских групп записали магнитоальбом и пустили его в широкое распространение — и в таком качестве попали во все рок-энциклопедии 80-х годов.
А тогда текстам особого значения никто не придавал. Те музыканты принадлежали
к старой классической школе рока, они смотрели не только на западные источники, но и местные образцы — на Александра Градского, «Аракс», «Автограф», «Диалог». И как-то все тогда прекрасно понимали, что действие рок-музыки вовсе не в тексте, оно музыкальное и, в первую очередь, энергетическое. А с энергией всё было в порядке. У меня первый шок от рок-музыки был вовсе не на первом посещённом концерте в 1979 году — кстати, Градского с его «Скоморохами» — а годом раньше, я на танцах в своей школе услышал, как играет «Полигон».
— Во времена идеологических запретов были подпольные концерты, квартирники, случалось ли там бывать?
— Да, к несчастью, доводилось…
— Почему к несчастью?
— Потому что уровень этих групп был крайне низким. Я помню, как первый раз попал на такой концерт — «Крематорий» играл квартирник где-то в 3 микрорайоне. Как меня туда занесло, не знаю даже, но интересно, что ещё и денег взяли. Причём «Крематорий» выступал в интересном составе — никакого Армена Григоряна там не было, нечто вроде запасного состава. Там был скрипач, а также, если не ошибаюсь, певец и гитарист Виктор Троегубов. Пели какие-то песни в бытовом формате. Неинтересно.
— А что стало происходить с началом перестройки, в середине 80-х?
— Я иногда ходил на концерты молодых групп. Но то, что слышал, не могло сравниться с тем, что доводилось слышать с профессиональной сцены, подчеркну, даже старой зеленоградской сцены. Вынужден даже признать, что когда Инна Желанная была «локальной» зеленоградской певицей — как-то не было ничего, что показывало бы её потенциал, который в дальнейшем будет раскрываться, причём именно в сторону фольклора.
— В 90-х вас приглашали в жюри рок-фестивалей. Помню первый — двухдневный рок-фестиваль «Тяжелые дни Зеленого города». Что вам запомнилось на том фестивале?
— Был такой фестиваль, в 1995 году, в МИЭТе. Были разные группы, не только «тяжелые». Не могу сказать, что там что-то сильно поразило. Хороши были некоторые московские группы, в частности, запомнилось яркое выступление подзабытой сейчас группы Symbol — они играли треш-джаз во флоридском духе, играли хорошо и профессионально. Группа «Химера» всех очень удивила, там пела девушка таким брутальным гроулингом.
— Последующие фестивали проходили уже в «Арене», «Полиноме»…
— Я в 2003 году был на таком фестивале в «Полиноме». Результатом чего стал некий текст для газеты «41». Каковой, ввиду, видимо, его злостной неполиткорректности и плохих отзывов в адресов местных рок-групп, напечатан не был.
— Сейчас рок-фестивали продолжаются в формате опен-эйр, что вы скажете о них? Каково ваше впечатление от нынешних молодых групп?
— Заходил на последний рок-фестиваль, благо он был в 15 микрорайоне, а мне туда идти недалеко. Что касается молодых групп — дело в том, что в Зеленограде сейчас такой же уровень рок-музыки, как и во всей стране. То есть инструменты есть — мотивации нет. Репетиционные базы, очевидно, тоже какие-то есть. Мы имеем сейчас такой вариант: музыканты в основном делают вид, что они играют рок, публика делает вид, что ей это страшно нравится. Хотя ей нравится вовсе не рок, а пиво, которое там изрядно потребляется.
— Почему у них нет мотивации, если сейчас нет ни запретов, ни проблем, где выступить, где взять инструменты и аппаратуру, с чем это связано?
— Я считаю, что в стране усилиями боссов больших федеральных СМИ, и не только больших, и не только их, сложилась совершенно ненормальное положение, беспрецедентная в мировом масштабе ситуация — «объяснено», что рок-музыка никому не нужна. Она как бы «излишне возбуждает некультурную часть населения, и досаждает своей громкостью культурной части». Культурная часть, это вроде телевизионных и театральных критиков. Тезис этот бессмысленный, кстати, в своё время подобное говорилось и о джазе. Так же можно говорить, что осёл мешает развитию культуры, потому что орёт — орёт вот и мешает. Настороженное и несколько стыдливое отношение у нас к рок-музыке. Вроде как, если будем слушать и играть рок-музыку, скажут, что мы некультурные. У боссов СМИ есть ещё одна неожиданная идея, что существует какая-то универсальная поп-музыка, которая должна всем нравиться. Такого вообще нигде нет, разным людям, разным категориям нравится разная музыка. А у нас получается, что рок — это что-то для дураков-тинейджеров до 18 лет. А потом положено слушать блатняк или попсу… Дело же не в том, что в Зеленограде какая-то несчастная рок-сцена, она везде такая. В далёких от Москвы городах встречаются хорошие и толковые музыканты. Когда я ещё в 90-х работал на «Радио России», большинство достойных демозаписей получал почему-то из Поволжья и Смоленской губернии.
— Почему, как вы думаете, у нас нет клуба, где можно было бы послушать нормальных профессиональных рок-музыкантов?
— Считаю глупым и бессмысленным, что в городе с населением более чем 200 тысяч взрослому человеку в пятницу и субботу вечером некуда пойти, чтоб послушать нормальную музыку. Сейчас, наверное, отдельные граждане скажут — раз ты такой умный, иди сам организовывай такое место. А следующим пунктом будет, наверное, чтоб я сам себе сыграл в этом клубе… С другой стороны, если молодому населению нравится та музыка, что предлагают в Зеленограде, то пусть, это его право. Я никогда не говорю оскорбительных глупостей в адрес молодежи и, более того, считаю, что каждое молодое поколение право по-своему. Если ему такая музыка нравится и нужна, ради бога, но если бы они знали, что ей ещё что-то предшествовало, было бы ещё лучше.
— Те музыканты 70-х-80-х, о которых вы рассказывали — известна ли вам их судьба, что они делают теперь? Играют ли?
— Нет, из тех, кого я знал, никто не играет. Все, так сказать, на основных дневных работах. Для души они дома музицируют. Общаюсь иногда с бывшим гитаристом «Полигона» Вадимом Булановым, гитаристом божьей милостью, — знаю, что он покупает хорошие инструменты и играет на них дома.
— Как вы относитесь к возрождению рок-групп, когда они собираются через 20 лет и с тем же — а может быть и другим — репертуаром?
— Явление-то хорошее. Возрождение таких групп имеет смысл, когда у группы остаются те же самые поклонники. Это, кстати, психологически очень комфортно, я это понял в полной мере, когда в 2005 году попал на концерт «Автографа» в Олимпийский. Вот ходил в 20 лет на какую-то группу, всячески пёрся от неё, старался не пропускать концерты. С тех пор поднялся на какой-то профессиональный уровень в журналистике, вообще взрослым стал, и услышал те же песни, от тех же людей, в тех же аранжировках — это необычайно комфортно. Но это тоже как-то не распространено, и причины тут уже не в музыке… У нас люди стесняются своей молодости. На Западе, если спрашиваешь: «Чувак, а помнишь, какие у тебя в 15 лет были клеша?» — человек возбудится и часа два будет рассказывать о своих клешах. У нас же испугается, «спрячется», замашет руками. Вроде как что-то неприличное спросили.
— Говорят, что в 70-е — начале 80-х в Зеленограде была доброжелательная атмосфера, встреченным на улицах людям с музыкальными инструментами улыбались. Вы такое помните?
— А Зеленоград же в те годы был очень музыкальным городом. Я упоминал о количестве групп, которые мы с Новиковым посчитали — такой плотности и музыкальной активности, подозреваю, не было ни в одной районе Москвы, и не будет уже. К тому же нельзя забывать тот факт, что была всяческая подпольная торговля и обмен грампластинками. И пластиночные толкучки тяготели к Зеленограду-то есть выстраивались вдоль Октябрьской железной дороги по платформам. Наиболее знаменитая толкучка была в 1985 году в лесу около станции Малино. Там стоит приметный раскидистый дуб, на нём просто можно укрепить мемориальную доску: «Под этим дубом будущий президент фирмы „Мороз Рекордс“ Александр Морозов ловко обувал покупателей».
А в самом Зеленограде было очень распространено магнитофонное «писательство». Писали на серьёзных катушечных магнитофонах, обменивались записями. Именно в Зеленограде жил и в МИЭТе учился технически гениальный Михаил Баюканский, он переделывал магнитофоны «Электроника 003», доводя до международных стандартов. Баюканский упомянут в «100 магнитоальбомов русского рока» Кушнира. Был ещё Игорь Дериглазов, мы с ним сотрудничали по поводу обмена записями. В общем, жизнь кипела.
— Спасибо, Всеволод, за интересный разговор; надеюсь, мы продолжим беседу в нашей студии.
— Спасибо.
Беседовала Юлия Кравченко
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме
признаюсь, с удивлением прочел, что в конце 80-х "Полигон" считался "главной страшной хеви-метал бандой". "Слышен где-то утробный звук ватерклозета..." - это тяжелый металл? :O)))
Мы - REACTOR, играли го-о-ораздо тяжелее. Кроме того, быстро и тяжело лабали "Акцент" Миши Гаранова и "Крамольный Ваятель" Вани Воробьева, упокой Бог его душу.
В остальном, прочел с интересом. Особенно любопытен взгляд на современную зеленоградскую "рок-музыку".
:o)))
Насчёт отсутствия у зеленоградских музыкантов мотивации очень и очень не соглашусь. Пока была возможность, посещала многие концерты, и скажу, что есть те, которые и правда делают что-то, не задумываясь, лишь бы было, но и групп, которые чётко представляют, что делают, для чего и делают это весьма неплохо, тоже немало. Есть те, которые всё знают и всё представляют, но не приживаются форматом. Опять же не все приходят попить пива на концетры. Да и потом, а что, раньше на концертах рок-исполнителей все были прямо-таки трезвыми? Нууууууу, не верю.
а ещё так, личное мнение, мне, конечно, лет по таким меркам немного, 27 всего лишь, но вот были такие, как Виктор Цой, Фреди Меркури...И их давно уже нет...Но их знает чуть ли не каждый второй ребёнок..А то, что группу, так старательно вытягиваемую из небытия, именуемую "Полигон", я вот и не слышала даже, видимо очень популярная была...
Я задал его Севе Баронину, ровеснику, человеку из моего времени, которого я прекрасно знаю еще по работе на з-де "Элион", а он знает меня.
Речь ведь идет не о значении "Полигона" в мировой рок-музыке, а о скромных, локальных делах.
Я, кстати, сомневаюсь в том, что нынешние дети знают Цоя и Меркури.
Чтоб не быть голословным, выложу пару треков для сравнения:
1. Полигон - "Бунтарь".
http://tempfile.ru/file/1244415
2. Реактор - "Инквизиция"
http://www.realmusic.ru/songs/270161/
Марго Не скажу
А с чем, вы, собственно, не согласны? Не понял. Если вы про уровень, то он несравним, так как "Полигон" играл грамотно и музыканты там были покруче.
А Крамольный Ваня копировал ЭСТ, который, в свою очередь, тупо драл Моторхед. Хотя, конечно, песня "Тетя Тома из дурдома" - хит, без балды. )))
Старались...)))
Качество нашего трека, действительно, неважное, по причине того, что я оцифровывал, прилично запиленную, магнитофонную кассету. Оригинал же писался в два наложения (барабаны, бас, ритм-гитары, а потом вокал и соло-гитары) на упомянутой Севой "Ташке" - катушечном магнитофоне ТА-003.
Только у нас была своя фишечка - магнитофон был переделан под скорость 38 (чем быстрее запись - тем выше качество).
Все никак не соберемся эту ташку починить и оцифровать оригинал.)))
Насчет «главная страшная хэви-металлическая группа Зеленограда» - и да, и нет. Просто мы в конце 80-х действительно играли довольно тяжелую музыку, и при этом «Полигон» был укомплектован отнюдь не новичками. Мы все были с опытом участия в предыдущих ансамблях, старше других зеленоградских «металлюг», и обладали к тому моменту определенным опытом.
Но «Полигон» никогда не ставил себе целью стать «страшными металлюгами», а старался играть, по возможности, интересную и техничную музыку. В начальный период с упомянутым Дмитрием Вершининым (1979 – 1981) музыка игралась, по свидетельству главного «Полигонщика», вокалиста Александра Якушина, традиционная для того времени – а-ля Джордж Бенсон, Манфред Манн, ранний Стиви Вандер. Просто исполнялась она хорошо. Дмитрий Вершинин («Джим») позже продолжил все это в «Волшебнике Изумрудного Города», а «Полигон» фактически полностью обновился.
В конце 1983-го, с приходом новых участников, стала играться смесь арта и хард-рока. В дальнейшем тенденция к утяжелению продолжилась, период 1986-1987 был ознаменован кадровыми заменами (просто в армию ребят забирали, и не в 18 лет, а в 25 – 27 лет). Новая программа 1989 года в «устаканившемся» составе была полностью сделана в стиле хард-н-хеви (среди монстров мирового рока, повлиявших на написание тех песен, отмечу Iron Maiden и японских супер-рокеров Loudness).
Упомянутые Игорем Ивановым строчки "Слышен где-то утробный звук ватерклозета..." взяты из песни «Одинокий блюз», сочиненной в 1985 и записанной в 1986 году – это классический блюзовый номер, правда, с утяжеленным для блюза звуком (несколько позже подобные аранжировки стали широко популярны в исполнении Гари Мура). К тому же периоду относится приведенная Игорем песня «Бунтарь» - хард-рок в духе Deep Purple/Rainbow. Кстати, все это писалось также на «Электронику ТА-004» в два захода, но к выставлению звука относились очень серьезно. А вот последнюю программу писали уже на полупрофессиональной студии группы «Мозаика» в 1990-м, на 8-канальном TASCAM.
Совместное выступление «Полигона», «Реактора», «Крамольного Ваятеля», «Акцента», «Дэна Фонарева» и еще нескольких местных групп, было, например, в клубе «Лабиринт» (подвал в «Доме Быта» на Центральном проспекте) где-то в 1989. Тогда «Полигон» уже не играл вышеупомянутые вещи, была новая хард-н-хеви программа, так что корректнее было бы приводить примеры для сравнения именно из этого периода. Впрочем, повторюсь, прямолинейная тяжесть и скоростное жужжание не являлись целью группы, критерием являлось – «вкусно или невкусно» звучит та или иная песня.
Достаточно полные записи «Полигона» можно скачать здесь:
http://pharmtech.ru/dmitry/polygon.rar
Это 15 песен периода 1983-1990 годов (mp3 320 kbps), около 60 фотографий и текстовая информация обо всех людях, имевших отношение к группе, объем 185 Mb.
К музыкантам «Полигона» проявляли интерес и хорошо раскрученные профессиональные группы. Вокалист Александр Якушин (несомненно, один из лучших голосов Зеленограда) делал совместные записи с гитаристом «Арии» Сергеем Терентьевым – пробы для проекта «Артерия» (я слушал несколько классических арийских песен из этой сессии, там вокал будет посильнее Кипелова, ИМХО). Упомянутый в интервью Вадим Буланов всерьез прослушивался в «Черном Кофе», но состоялся конфликт гастрольных планов «кофейников» и заканчивавшего МИЭТ Вадима.
«Полигон» стихийно распался в начале 1992-го. Основных причин было две. Музыка была исключительно хобби, если и удавалось что-то поиметь с выступлений, это чаще пускалось на поддержание аппаратной базы. В любом случае, это были небольшие деньги, на которые существовать было нереально. Все работали на каких-то работах, а с обрушением СССР и распадом ценностей фактически всем пришлось менять профессию в тот период. Продюсирования и менеджмента никогда не было. Если бы вдруг в тот момент возник такой человек, как Виктор Векштейн, за уши вытащивший в то время «Арию», может, мы стали бы профессиональными музыкантами. Но этого не случилось. И вторая, лавиной обрушевшаяся причина – у нас отобрали репетиционную базу. Мы базировались в одном из подвалов в 9-м микрорайоне, официальное название – клуб «Перекресток». Здание принадлежало местному ЖЭКу, но сделано было все силами, волей и деньгами комсомола НИИМП, в результате чего непонятное подъэтажное пространство, заваленное грунтом, за пару лет преобразовалось в уютный подвал (типа того же «Лабиринта»). Пять лет счастья – а потом ЖЭК предъявил права на площадь, им все и отошло.
Этого удара «Полигон» тогда не вынес, впрочем, говорить об окончательном закате преждевременно. Уже сейчас назревают некоторые сюрпризы от старых участников, пошла активность. Из суеверия пока не буду разглашать детали.
Еще забавнее было прочесть, что аудитория тех, кто интересовался рок-музыкой в 70-80-е годы, "уже имеет более подходящие для себя занятия и ценности". Рок-музыкой и в те времена интересовались далеко не все, а небольшой процент поколения. Имеется в виду, или сами играли, или были меломанами, покупали пластинки. А ведь рок тогда был куда более модным явлением, чем сейчас. Так вот, ценности эти у тех, кто знает не только «Виктора Цоя и Фреди Меркури», никуда не делись. Приходя на концерт Dream Theater или Роберта Планта, вижу там многих зеленоградцев, а аудитория в целом состоит из тех, кому за 35-40 лет. Но молодежь тоже есть, что очень отрадно.
Кстати, наши записи в 89-м году показывали Мелик-пашаеву, и он предлагал работать на разогреве "кофейников".
Но... мы, люди в большинстве семейные, посчитали, что работа музыкантом - дело ненадежное. Да и металл к тому времени начал сходить, популярность набирали "умцаца" вроде ласкового мая.
----------------------------------------
http://vkontakte.ru/id70439438
Очень интересный материал. 5 баллов!
Если б не якушинский вокал на русском, подумал бы что это хеви-металлические немцы, шведы или финны экспериментируют, копаясь в архивах 80-90 годов.
PS. Бросилось в глаза:
1. Вступление "Аксиомы" ну очень похоже на Enter Sandman - Metallica.
2. Подкладка соло в "Метрополии" из One - Metallica.
А писали они это в 2009-2010 годах
http://www.realmusic.ru/mg22/?from=MyBandBtn