Послушать (37:42) | загрузить файл со звуком (26M) |
Детская музыкальная школа 53 основана в 1969 году. За 40 лет школа выпустила свыше 3500 учащихся, из которых более 250 получили затем среднее и высшее профессиональное музыкальное образование. Имя М.П.Мусоргского было присвоено школе в мае 1996 года, и по инициативе бывшего директора школы А.С.Климова, который возглавлял её в течение 30 лет со дня основания, в школе был создан музей великого русского композитора. В 2007 году впервые в Зеленограде в школе был открыт класс органа, а в 2008 году появилось хоровое отделение для мальчиков. С 2002 года в школе есть и Подготовительное отделение для детей дошкольного возраста Елена Ивановна Маркова занимает должность директора школы с 2006 года. |
— Начнем с вашей истории в школе. Вы работали в ней преподавателем?
— Я работала в школе с 1981 года. Перед тем, как стать директором, была первым заместителем директора.
— Значит, вас можно спрашивать о том, как менялся в течение многих лет в школе спрос на разные инструменты, как меняется поведение детей?
— Спрос на музыкальные инструменты существовал во все времена. Но конкурс у нас в прежние, доперестроечные годы был, конечно, повыше. Однако и сейчас в основном составе школы 650 детей и около
— Есть ли конкурс на поступление — желающих больше, чем вы можете принять?
— Конкурс сейчас невелик. Практически, мы берем всех желающих.
— Чтобы поступить в музыкальную школу, нужна ли предварительная подготовка?
— Подготовка желательна, но необязательна. Мы, как правило, консультируем детей перед экзаменами — можно прийти на такие консультации один, два или три раза, чтобы чувствовать себя уверенно.
— А какие-то требования есть по знанию нот, по минимальному умению играть на инструменте?
— Если ребенок уже играет, это может быть хорошо, а может быть и нет. Бывает, что постановка не соответствует нужному уровню, и педагогу, который получает в первый класс такого ребенка, очень сложно потом переучивать его. Конечно, хорошо, если ребенок подготовлен, ориентирован, что-то уже знает. Но если даже он приходит «с чистого листа», то, как правило, если он усидчив, трудолюбив, если терпеливы его родители, то он достигает порой хороших результатов.
— С вашей точки зрения, что должен знать родитель о своем ребенке, чтобы принять решение «да, нам надо в музыкальную школу»? То есть руководствоваться не только своим желанием, подчас романтическим, но и объективными причинами?
— Вы знаете, я думаю, что музыкальное образование необходимо всем детям. И на это нужно ориентироваться всем родителям. Совершенно не нужно копаться в своем ребенке и думать: «А может, он не талантлив? Или не потянет нагрузку?» Все дети талантливы и способны трудится! Музыкальная школа замечательно развивает. Учеба в общеобразовательной и в музыкальной школе — это колоссальная польза для будущей жизни детей: они учатся экономить время, общаться с другими детьми, вырастают адаптированными и подготовленными к работе. Поэтому родители, которые лишают своих детей такой возможности, просто не правы. Пусть не сомневаются и приводят к нам детей.
— Но какой-то минимальный музыкальный слух должен быть у ребенка?
— Надо помнить, что одаренных детей — единицы. А основная масса детей имеет некоторые способности… детей без способностей нет, такого не бывает. У кого-то они выше, у кого-то — ниже. Но всё развиваемо, включая слух, а нотной грамоте можно научить. Главное, что ребенок будет учиться что-то творить.
— Какие еще есть требования для обучения? Говорят, проблемой становится то, что родители сейчас предпочитают не заводить детям настоящее пианино, а покупают синтезатор…
— Конечно, мы относимся к этому отрицательно. Для профессионального обучения необходим настоящий, а не цифровой инструмент. Синтезатор можно приобрести только дополнительно. Там совершенно другие ощущения, и это надо обязательно почувствовать.
— Есть учителя музыки в школах, есть обучение игре на разных инструментах в детских клубах и центрах… В чем разница, как устроена эта система, и как выбирать — ограничиться ли школьной музыкой, пойти в ДЮЦ или поступить в музыкальную школу?
— Замечательно, что всё это существует, и у детей есть возможность развивать свои способности. Музыкальная школа прежде всего дает традиционное музыкальное образование, ориентированное на профессионализм. У нас есть учебные планы, которые необходимо выполнять; здесь более требовательный и высокий спрос, чем в клубах. Но одно другому не мешает. В музыкальной школе нужно учиться
— Действительно ли ваше подготовительное платное отделение принимает детей и взрослых без ограничения в возрасте? То есть у вас могут учиться взрослые?
— Да, мы предоставляем возможность коммерческого музыкального обучения и взрослым.
— Очень интересно, потому что не раз попадались вопросы людей, уже вышедших из детского возраста: «Где бы мне научиться играть на флейте?» Значит, они могут прийти к вам?
— Да, и учиться играть на любом инструменте, даже на органе. Мы их ждем:)
— Какова статистика поступлений из школы в высшие учебные музыкальные учреждения? Много ли учеников вообще идут дальше по музыкальной стезе?
— Как правило,
— С какими устремлениями работают ваши педагоги, если только единицы их учеников становятся профессиональными музыкантами? Получается, нужно большое терпение и… отсутствие амбиций в отношении своих детей?
— Цель — музыкальное образование и воспитание всех, кто к нам приходит. А профессионально ориентированным, кто идет дальше, особое внимание.
— Назовите ваших выпускников, кого вы помните, кто пошел учиться дальше в музыкальные вузы?
— У нас таких много. Митин Сергей, пианист, он сейчас на втором курсе Московской Консерватории, как и Иван Соколов, который очень часто выступает в Зеленограде и в Москве. Анна Федорова, выпускница Ларисы Николаевны Тихомировой по классу фортепиано, закончила Академию Маймонида и сейчас работает у нас концертмейстером. Белова Валерия, Тюменева Татьяна, Чернецова Мария, Клементьев Влад, Лахно Маргарита, Горячева Виктория, Потапов Кирилл, Савельева Валерия и многие другие.
— А какая часть детей бросает музыкальную школу, не доучившись до конца, и почему это происходит?
— К сожалению, это происходит… наверное, по вине взрослых — и педагога, и самих родителей. Желание бросить чаще всего возникает в
— А если ребенок не сошелся характером с педагогом? Можно перейти к другому?
— Такую возможность мы предоставляем. Конечно, не секрет, что иногда контакт, к сожалению, не складывается. Но такие случаи единичны.
— Есть ли в школе педагоги, от которых никогда никто не уходит — такие они расчудесные? И наоборот, сколько таких, у которых постоянно возникают проблемы с детьми?
— Ну, чтобы постоянно — таких примеров у нас нет, к счастью. Я думаю, единичные такие случаи в жизни каждого из педагогов были. Не бывает… волшебников)
— Сколько сейчас стоит обучение в музыкальной школе?
— Двести рублей в месяц. При этом существуют еще льготы для многодетных семей, для детей-инвалидов, дети-сироты обучаются бесплатно. Согласитесь, оплата на сегодняшний день — маленькая. Основную её часть берет на себя государственный бюджет, порядка
— Один из вопросов, полученных от наших читателей, касается оплаты обучения на подготовительном отделении: там требуется платить за те посещения, которые ребенок пропустил. Не будет ли эта система меняться в будущем?
— Тут надо просто всё делать, как полагается: если ребенок заболел, то брать справку у врача и предоставлять её в учебную часть. Если такие документы подаются своевременно, то мы освобождаем от оплаты. А если без справки-то у нас просто нет оснований.
— Какую зарплату получают сейчас учителя, много ли приходит на работу молодежи?
— В последние годы к нам на работу пришло много молодых преподавателей. Они замечательные музыканты, принимают участие в школьных концертах. А основа школы — конечно, педагоги с большим стажем, по
— В новом классе органа много учеников? И кого туда берут? Сложно представить себе маленького ребенка за органом…
— В этом классе замечательно работает выпускник нашей школы Александр Алексеевич Романенков, закончивший Московскую государственную Консерваторию имени Чайковского. В классе у него 12 учеников. Конечно, хорошо, когда дети приходят подготовленными для занятий на этом инструменте. Но и маленькие играют успешно — как раз вчера был концерт, там замечательно выступала девочка девяти лет. Так что возраст имеет меньшее значение, чем желание, способности и усидчивость.
— Интересно, на кого хотят быть похожими дети, которые приходят играть на органе? На Иоганна Себастьяна Баха?
— Думаю, что на своего молодого педагога. Он у нас концертирующий органист, выступает и в Москве, и в Зеленограде. Ученики его любят.
— Какие еще интересные классы, объединения есть в школе? Очень хвалят ваш хор мальчиков, а ведь в школе это не единственный хор?
— Хоровое отделение «Капелла мальчиков» возглавляет у нас Андрей Чернецов, заслуженный работник культуры РФ, он очень хороший музыкант. У него отличный контакт с ребятами, и мы рады, что он работает у нас. А еще он руководит хором мальчиков в зеленоградском ДЮЦ «Орленок». Есть у нас еще хор младших классов и хор старших классов, а в концертах мы используем их сводный хор.
— Какие традиции есть в школе — старые и новые?
— Среди учителей у нас есть традиции почти семейные, мы ведь многие годы работаем рядом друг с другом, знаем достоинства и недостатки, любим друг друга, и с годами, десятилетиями это ощущаешь всё больше и больше. Я считаю, что у нас теплые и добрые взаимоотношения в коллективе. Среди традиций школы я бы поставила на первое место уровень исполнительства — он достаточно высок, даже в сравнении с московскими школами. Даже то, что нашей школе присвоено имя великого русского композитора М.П. Мусоргского, говорит о многом. У школы есть имя, это важно. И у нас есть музей Мусоргского, в нём проходит много концертов, тематических мероприятий для школьников общеобразовательных школ, для ветеранов, инвалидов. Музеем руководит заведующая теоретическим отделом Валентина Устиновна Кравченко, она великолепно работает с детьми в музее, очень любит свою работу, знает массу интересных вещей, которыми с большой радостью делится.
— В музее Мусоргского среди экспонатов есть действительно ценные вещи, имевшие отношение к его биографии?
— Вещей, принадлежавших Мусоргскому, у нас, конечно, нет. Но есть генеалогическое древо, барельеф Мусоргского, афиши значимых концертов, его музыкальные сочинения, беседка Мусоргского. Оформлением музея занимался известный в Зеленограде художник Вячеслав Голофеев, который вложил в это очень много любви и труда. Наши ребята очень любят, когда занятия по музыкальной литературе проходят именно в музее — там они слушают музыку, смотрят видеозаписи балетов, опер. А первоклассники каждый год начинаю с музея знакомство со школой. 1 октября у нас бывает ежегодный Вечер первоклассников, в котором принимает участие буквально вся школа, и праздник проходит очень тепло и творчески.
— Вы упомянули видеозаписи… а приходят ли в школу другие новые технологии? Интернет вам близок? Ведь именно в глобальной сети сейчас выкладывается очень много любительских авторских записей, сделанных с помощью компьютера и современных технических средств. Технологии звукозаписи при помощи компьютера или специальной аппаратуры еще пока никак не преподаются?
— Интернет у нас в школе есть, но, согласитесь, там очень много лишнего… Мы ведем видеозаписи наших концертов, мы потом просматриваем их, делимся впечатлениями, обсуждаем ошибки и решаем, что и как можно исправить в будущем. Занимаемся и звукозаписью, двое наших выпускников работаю у нас звукорежиссерами на концертах. Есть планы в перспективе создать профессиональный кабинет звукозаписи, но для этого нужно соответствующее оборудование, условия…
— А современная музыка в стенах музыкальной школы есть? Ведь сейчас смешиваются все стили и жанры, например, есть фолк, выросший из народной музыки…
— У нас есть возможность работы в эстрадном жанре. И мы планируем открыть эстрадное отделение — сейчас условия для этого есть, к нам пришли новые преподаватели, хорошие музыканты. Зачастую сейчас по телевидению, по радио можно услышать очень низкокачественное исполнение. Мы неоднократно говорили с коллегами, что именно поэтому детей нужно обучать. Бывает, они талантливы, но ничего не знают, и в результате всё выливается в такие творения…
— Другая зеленоградская музыкальная школа,
— Чтобы их открыть, нужны специалисты. Например, не многие маститые джазовые музыканты решаться прийти в музыкальную школу. Причин несколько, одна из них — низкая зарплата, у них совершенно другой уровень. Кроме того, в музыкальной школе нужно постоянно систематически заниматься с детьми, изо дня в день шагать и шагать с ними вместе. Для этого необходимо колоссальное терпение, работоспособность и любовь к детям. Чтобы всё это вместе было в одном человеке — это очень сложно. Величайшее счастье, когда такой человек приходит в школу и отдает детям то, что он знает, совершенно бескорыстно. Это большая редкость! Так что желание — одно, а решать такие вопросы совсем непросто.
— Ваша бывшая ученица Шура Суркова спрашивает вас через наш портал, как у вас дела и в какой район вы переехали?
— Мне очень приятно её внимание. Хочу ответить: живем мы хорошо, трудимся, ждем её в гости в школу. А переехали мы с дочерью в