Судьба резидента: В зеленоградской ОЭЗ появится производство, третья площадка и жильё 15.01.2010 ZELENOGRAD.RU
Новый год — подходящее время, чтобы подвести итоги. Развитию одного из наиболее значимых городских проектов, зеленоградской особой экономической зоне (ОЭЗ), было посвящено прошедшее в студии Zelenograd.ru интервью с Анатолием Ковалёвым, руководителем Зеленоградского управления РосОЭЗ.

Послушать (36:22)загрузить файл со звуком (25 М)

Итоги года: резиденты приходят, строительство продолжается, проектирование затруднено

 — Какая главная удача и главная неудача 2009 года?

— Главная удача, я считаю, в том, что в зону пришли новые резиденты. Показательно, что люди принимают такое решение в сегодняшней ситуации, когда инвестиции крайне ограничены. Изменения в законодательстве ввели жесткие требования для резидентов — при невыполнении ими обязательств наступают штрафные санкции и серьезная ответственность. Но компании, несмотря на это, приходят. На нашем последнем экспертном совете статус резидентов получили еще 6 компаний. Таким образом, сейчас у нас уже 38 резидентов, и площадка Алабушево заполнена ими на 70–75% — это серьезная цифра.

Для особых экономических зон и в целом для страны уходящий год был очень непростым. Много было сложностей в решении вопросов по финансированию как со стороны государственных структур, так и со стороны самих компаний, ведь в проекте ОЭЗ задумано частно-государственное партнерство. Но все эти проблемы удалось решить, и на график строительства внешней и внутренней инфраструктуры они не повлияли. Сегодня мы уже сдали первые объекты на площадке Алабушево: дорогу и инженерные сооружения, ограждение по периметру зоны для будущей таможенной инфраструктуры. На площадке МИЭТ началась работа по созданию инженерной инфраструктуры, строятся сети, очистные сооружения для химических стоков для будущего «Центра Нано- и микро-технологий».

Резиденты ведут в основном проектирование своих объектов на площадке Алабушево. Первым прошел государственную экспертизу проект компании «Компонент» — для нас это тоже очень важно, поскольку в Москве процедура прохождения проектирования, согласования и самой экспертизы крайне сложна и растянута во времени. Компания «ЦИСКО Системные решения» уже сдала свой проект в экспертизу. Идея этой компании — создание крупного дата-центра в Зеленограде и сети таких центров по всей России, которые интегрируют её в мировое разделение труда в этом технологическом направлении. Аналогичные проекты у компании будут в Петербурге, где уже пройден экспертный совет, и в Томске. Из наших резидентов готовятся к сдаче в экспертизу сейчас также проекты компаний «ЭСТО», «Приводная техника», заканчивая последние согласования.

Если говорить о неудачах года, то основная связана со сроками проектирования внутриплощадочных сетей. Оказалось, что процедура согласования и подготовки градостроительных планов земельных участков сейчас очень сложна. Есть новые архитектурно-строительные нюансы, которые в Москве оказались крайне тяжело проходимыми. Мы были вынуждены обращаться и к главному архитектору Кузьмину, и к руководителю штаба строительства Аистову, они нам помогли, но всё затянулось во времени. Надеемся в следующем году ликвидировать это отставание за счет ускорения темпов самого строительства и закончить всю инфраструктуру на площадке Алабушево к концу 2010 года, как мы планировали.

 — Можно сказать сейчас о конкретных результатах работы ОЭЗ: сколько рабочих мест создано, какие поступления в бюджет?

— Эти цифры мы, конечно, подсчитываем ежемесячно для отчетов. На сегодняшний день основное число наших рабочих мест — на площадке МИЭТ, где их 400, включая 125 сотрудников ЗИТЦ и сотрудников 8 компаний, которые там работают. Некоторые компании, например, принятый недавно Завод ОАО «Протон», вошли в зону со своими рабочими местами. Объем продаж продукции резидентов ОЭЗ — около 800 миллионов рублей. Это, конечно, не те цифры, которые мы писали в своём Перспективном плане, но ведь он и заканчивается не в этом году, а в 2025. Замечу, что проект ОЭЗ многие воспринимали как одномоментный: сегодня изданы постановления, а завтра всё выросло, как грибы. На самом деле это долгий процесс. Один цикл проектирования объекта, включая согласования и экспертизу, у нас занимает не меньше 1,5 лет, что бы мы не делали. При этом мы пользуемся своим административным ресурсом — поверьте, он у нас есть, и довольно сильный, в лице и Росляка, и мэра Лужкова. Проблемы есть, но все они решаемы, и подтверждение тому — первые проекты резидентов.

Резидентам разрешили производить, а Зеленограду — создать третью площадку

 — Расскажите о сути последних поправок в закон об ОЭЗ?

— За последние два месяца Минэкономразвития провело очень серьезную работу. Были приняты поправки к Закону 116, при этом он успел пройти второе и третье чтение, рассмотрение в Совете Федерации, и был подписан на прошлой неделе Президентом. Мы ожидали этих поправок. Так, теперь есть возможность создать третью площадку в технико-внедренческих зонах — раньше законодательно было разрешено только две. Инициатором этой поправки стало как раз наше Зеленоградское управление РосОЭЗ: на совещании премьер-министра Путина, которое прошло осенью на базе компаний «Биннофарм» и «Ситроникс», было рассмотрено создание у нас биотехнологического кластера на базе «Биннофарм», и тогда мы выступили с инициативой о создании там третьей площадки ОЭЗ. Сейчас бизнес-план «Биннофарма», который касается создания их исследовательского центра на площадке Алабушево, тоже прошел наш Экспертный совет. А сама производственная площадка будет создана на сегодняшней территории «Биннофарма».

 — Значит на Северной промзоне появится еще одна площадка особой экономической зоны?

— Более того, мы сейчас рассматриваем вопрос о включении туда не только «Биннофарма», но и, например, «Микрона» и «Компонента». Это существенно поможет им в экономии вложений в основные средства.

 — А будет тогда нужда «Компоненту» или «Ситрониксу» строиться в Алабушево?

— С проектом «Ситроникса» в Алабушево сейчас есть проблемы, не буду останавливаться на них детально, но, на мой взгляд, компания немного переоценила свои возможности с точки зрения инвестиций. Проект у них глобальный, и они его пока притормаживают. Сейчас мы ведем переговоры, потому что площадка, предназначенная для этого проекта, не может пустовать.

Еще одним изменением в законе стало расширение понятия «технико-внедренческая деятельность». В ОЭЗ стало возможным вести производственную деятельность, то есть производить те продукты, которые разрабатываются в рамках бизнес-планов резидентов. Правда, есть некоторые ограничения по соответствию этих продуктов перечню критических технологий — но этот перечень очень широк. Например, в нем есть «элементная база микроэлектроники» и «информационные технологии», а это практически всё, что делается в Зеленограде.

 — Установлено ли ограничение на размер партий в таком производстве?

— Нет. Теперь ОЭЗ становится, в том числе, и производственной площадкой, что позволит проектам резидентов быть существенно более выгодными. Мы на это надеялись, и бизнес-планы резидентов уже предусматривали возможность производства в последнее время. Потому что просто разрабатывать технологию и пытаться её продавать у нас очень сложно — производственная база не развита.

 — Никто из резидентов не разочаровался и не сказал «Ну что же вы так поздно это сделали!».

— Нет, они это знали, и в основном проектируемые ими здания уже предусматривают производственные площади.

Далее, в законе уже отражены и изменения в схеме управления ОЭЗ. Серьезные полномочия, в том числе часть государственных полномочий, получит управляющая компания: управление объектами, землей, взаимодействие с резидентами. В принципе, этот опыт наши законодатели могли видеть и в других аналогичных зонах, в частности, в Сингапуре, и, думаю, он был учтен. Идея сама по себе правильная — чтобы дальше процессом управляли не чиновники, а отчасти коммерческая структура, пусть даже на 100% государственная, но более гибкая и оперативная.

 — А в чем будет коммерческая составляющая управляющей компании? Она будет зарабатывать на этом?

— Она будет зарабатывать на предоставлении дополнительных услуг резидентам. Например, наше ОАО «ОЭЗ» сейчас получило лицензию на деятельность оператора предоставления информационных услуг, и «последняя миля» будет строиться ею.

 — Это не значит, что перечень бесплатных услуг для резидентов сужается?

— Нет, этот перечень остается без изменений. А платные услуги так или иначе кто-нибудь бы предоставлял, но теперь эта возможность будет у ОАО «ОЭЗ», непосредственно на площадке.

Упразднение РосОЭЗ: местное управление зоной и команда ТУ РосОЭЗ перейдут в управляющую компанию

 — РосОЭЗ, как управляющая структура для всех российских ОЭЗ, недавно претерпела реорганизацию — точнее, по распоряжению Правительства РФ она была упразднена. Чем это обернется для зоны, и какой будет новая система управления?

— Во-первых, сразу хочу всех успокоить: с самим проектом ОЭЗ ничего не произойдет. Он развивается, и реорганизация направлена как раз на то, чтобы придать ему дополнительный импульс, как отметила руководитель Минэкономразвития Эльвира Набиуллина в докладе премьер-министру Путину и президенту Медведеву. Суть изменений — в изменении системы управления. Она была трехступенчатой: Минэкономразвития осуществляло выработку самой внутренней идеологии проектов, под ним было Агентство по управлению особыми экономическими зонами со своими территориальными управлениями (их было 14 во всех зонах) и компания ОАО «ОЭЗ» со 100%-ным государственным капиталом, которая осуществляла строительство инфраструктуры в каждой зоне. Сейчас, после реорганизации, схема вырисовывается такая: Минэкономразвития будет напрямую заниматься управлением и разработкой идеологии создания зон, существующих и новых; уже создан и начал работать Департамент по управлению особыми экономическими зонами и проектному финансированию. Основной упор делается и на управляющие компании каждой из зон: сейчас вырабатывается окончательное решение, будут ли это существующие дочерние компании и филиалы головной ОАО «ОЭЗ», либо будет создана новая компания, полномочия и задачи которой будут существенно шире.

 — Вы и ваша команда продолжит работу по управлению зеленоградской ОЭЗ?

— Сейчас мы как раз рассматриваем вопрос о формировании управляющей компании на базе нашего Управления РосОЭЗ, окончательное решение будет принято в январе. Возможно, что она будет создана на базе филиала ОАО «ОЭЗ», но его нужно будет очень существенно переформатировать в кадрах и руководстве. Пока эта организация была типичным техническим заказчиком при проектировании и строительстве — подобно зеленоградскому «Зинвесту» или другим компаниям. Она не заточена на работу с резидентами, с инвестпроектами, а в задачах управляющей компании акценты очень резко сместятся в эту сторону, на привлечение инвестиций не только в проекты резидентов, но и в проекты компаний-нерезидентов, которые будут создавать инфраструктуру. Например, у нас сейчас заканчивается проектирование Инновационного бизнес-центра, это типичный инвестиционный проект: строительство корпуса, который будет сдаваться в аренду компаниям. Я недавно совершил поездки в Баварию и в Гессен, мы вели серьезные переговоры с немецкими партнерами на предмет вхождения их инвестиционных компаний в строительство этого объекта. И таких примеров у нас несколько на площадке МИЭТ и в Алабушево.

Минэкономразвития стремится сохранить кадры и ресурсы РосОЭЗ, которые были созданы за время существования Агентства. Такую же задачу ставят и сами резиденты, потому что они привыкли к этим людям, знают их возможности и способности в плане управления и помощи. Вообще для резидентов в ОЭЗ декларировано четыре группы преференций, первая и самая главная из которых сейчас — как раз устранение административных барьеров, чем мы в основном и занимались. Таможенная инфраструктура для резидентов пока не актуальна; инженерную инфраструктуру они уже получили на площадке МИЭТ, а на площадке Алабушево она проектируется; налоговые преференции смогли пока ощутить только те компании, которые работают на площадке МИЭТ, в рамках «Технологической деревни», но их у нас не много. Получается, реально ощутима для резидентов пока именно наша помощь в устранении административных препонов. Наш подход сильно отличается от подхода обычных чиновников, которые говорят заявителям «оставьте бумагу, я буду смотреть» — у нас такого нет, я всегда доступен, любой резидент в любой момент может пообщаться с любым сотрудником управления и получает квалифицированный ответ и помощь в короткое время. Это важно для резидентов.

Жилье для резидентов: законодательное решение есть, дело за деньгами

Еще один важный момент, принятый в поправках к Закону 116, в том, что Минэкономразвития теперь получило право заключения договоров о строительстве инфраструктуры — инженерной, инновационной, и, главное, социальной, то есть жилья — без проведения специальных аукционов, если это строительство направлено на удовлетворение потребностей резидентов. Что это значит? Вы знаете, что мы уже давно вынашиваем идею строительства жилья для резидентов в виде замкнутого комплекса; уже подобрали участок земли, согласовали его с Москвой. Но механизма, позволяющего передать его для жилья именно резидентам, у нас не было. Если выставить его на аукцион, то нет гарантий, что там не построят пятиэтажки и не пригласят в них жить людей из ближнего зарубежья за деньги. Зеленограду это не нужно, он против этого. Мы хотели сделать такой жилой комплекс, какие есть в западных технолополисах — где ученые вместе живут, работают, отдыхают, воспитывают детей. Такая идея сейчас вынашивается, и нам очень важна позиция резидентов… Кстати, они сейчас в Зеленограде создают свою ассоциацию — я бы вам советовал поговорить с её инициаторами. Эта идея направлена на то, чтобы их голос был услышан, чтобы всё, что делается, не происходило без их участия и согласия. Потому что смешно, если мы для них что-то делаем, а потом выясняем, что им это не нужно.

 — Все резиденты говорят: нужно жильё, если оно будет, то будет решен вопрос с кадрами. Получается, сейчас устранен некий законодательный барьер на пути строительства этого жилья, доступного для резидентов?

— Да. Но замечу, что порой не все резиденты хорошо понимают, о чем идет речь. Устранены законодательные ограничения, но жильё надо строить, а для строительства нужны деньги, потребуются инвестиции. Пусть это жилье резиденты получат по себестоимости, но всё равно оно стоит денег. К тому же оно не должно выглядеть слишком дешевым, а должно быть очень комфортным, потому что мы предполагаем, что туда будут приезжать ведущие специалисты из России и из-за рубежа. Уже есть некоторые предпроектные проработки, которые мы сделали на этот участок с «Зеленоградпроектом».

 — Где он будет располагаться?

— Мы отказались от планов строительства в 17-м и в 20-м микрорайонах. Это будет в черте Зеленограда, в частности — на «радиополе». По сути, этот участок уже готов. Это федеральная земля, поэтому ее можно задействовать для этого проекта. И главное, что в этой ситуации и город не будет против — потому что земля не «уходит», она будет использована для хороших целей. Для Зеленограда ведь сейчас есть опасность, что он превратится в типовой «спальный район», если мы будем дальше строить многоэтажки без создания нормальных рабочих мест.

Экономический кризис: банки придерживают кредиты, а резиденты получают помощь Чубайса и Бортника

 — Прошёл год с начала экономического кризиса. Как его пережили резиденты, как выглядит ситуация с привлечением кредитных ресурсов?

— Конечно, кризис резидентов не мог обойти, хотя мы пытались поместить их в некие особые условия «оазиса».

Очень полезным был визит в Зеленоград главы госкорпорации «Роснано» Анатолия Чубайса в октябре — после этого рассмотрения проектов резидентов в «Роснано» существенно продвинулись. Первый из них, проект компании «ЭСТО», уже прошел Наблюдательный совет «Роснано», подписано соглашение о его финансировании. В рассмотрении сейчас еще четыре проекта. И самое важное то, что специалисты госкорпорации очень позитивно оценивают намерения МИЭТ и ЗИТЦ создать в Зеленограде Центр Нанотехнологий, как инфраструктурный объект. Программа создания таких центров сейчас открыта в Роснано, на первом этапе их будет создано всего три-четыре по стране, и мы рассчитываем, что один из них будет в Зеленограде.

Серьезную помощь резидентам оказал и Фонд содействия развитию малого предпринимательства (Фонд Бортника), где у наших резидентов сейчас 4 проекта. Там не очень большие деньги, по 8–10 миллионов, но это тоже помогает в реализации проектов.

Одной из наших главных задач было, если можно так выразиться, «раскрутить» государственные банки — прежде всего Российский банк развития — на кредиты резидентам по льготным ставкам. Вторую половину этого года мы, по сути, этим и занимались. Четыре пилотных проекта наших компаний получили одобрение банка, сейчас они в стадии заключения кредитного соглашения — тоже на небольшие суммы, порядка 8 миллионов рублей на проектирование и 50 на строительство, этого, как правило, не хватает. Но запустить процесс вполне возможно.

Вообще ситуация с кредитованием сложная. Руководство сподвигает госбанки на помощь инновационным компаниям, но они прежде всего все-таки банки, и обязаны заботиться о своих рисках и гарантиях возврата кредитов. Поэтому все они так или иначе требуют залоги, которых нет у вновь образуемых компаний, если за их плечами не стоят материнские компании. Сейчас Минэкономразвития напрямую занимается этой проблемой, ставки существенно снижены, и я думаю, что ситуация улучшится.

Должен сказать, что многие компании-резиденты в ситуации кризиса замедлили темпы развития своих проектов. И это, на мой взгляд, не является правильным решением. В этом и следующем году на строительстве и проектировании можно существенно сэкономить, поскольку рынок строительства и проектирования существенно упал, и нужно этим пользоваться, снижая затраты. По нашим проектам с госбюджетным финансированием могу сказать, что мы экономили при проведении аукционов примерно 30%, а в одном случае даже 40%. Резиденты, осуществляя свои коммерческие проекты, могут проводить такие же аукционы.

Нанотехнологический центр: «посевной фонд» для миэтовских стартапов

 — Иван Бортник, присутствовавший на зеленоградской встрече с Чубайсом, сетовал, что многие компании просят у Роснано достаточно небольшие суммы, и это несерьезно — лучше бы в Зеленограде был создан госкорпорацией «посевной фонд», который бы и работал с отдельными небольшими кредитами. Возможно ли это?

— Этот вопрос возвращает меня к проекту создания Нанотехнологического центра, которым мы сейчас активно занимаемся. Идея, которую тогда высказал Чубайс, заключается в создании такого центра, который включит несколько структурных единиц, и основной идеей которого станет коммерциализация проектов на площадках ОЭЗ. Наша зеленоградская площадка МИЭТ будет рассматриваться как приоритетная для этого строительства, потому что она создана на базе университета, а вокруг него достаточно много растущих компаний. Яркий пример — компания «Оптолинк», сейчас достаточно большой бизнес, который создал профессор МИЭТа Коркишко, продолжающий и преподавать в ВУЗе. Идея в том, чтобы на примере такой компании создать некую структуру, Центр трансфера технологий, у которого будет отдельный Центр коллективного пользования, где можно будет делать продукцию, и свой «посевной фонд» для помощи стартапам на ранней стадии. И всё это вместе назвать Нанотехнологическим центром.

На площадке МИЭТ, у ЗИТЦ уже есть опыт выращивания таких компаний, там их достаточно много. Центр будет также частно-государственным. Часть денег предоставит «Роснано» — на закупку дополнительного оборудования, чтобы замкнуть там технологические цепочки, и на операционную деятельность Центра. Заявитель, ЗИТЦ, также вложит свои деньги, оборудование и помещения в эту структуру. Мы рассчитываем, что за три года Центр полностью станет на ноги и будет «выпекать» эти компании как пирожки. Это его главная задача — ликвидировать сегодняшний разрыв между разработчиками, преподавателями, учеными и производством, людьми, которые хотели бы развивать бизнес.

 — Будем надеяться, что в следующем году именно вы получите эту возможность. Это будет открытый конкурс?

— Да, он объявлен на сайте «Роснано». Конечно, нет полной гарантии, что победит наша заявка. Конкурентов достаточно много — такие же крупные центры, например, в Дубне на базе НИИ ядерной физики, в Обнинске… В середине февраля будет закончен приём заявок, к весне будут объявлены результаты. Но так или иначе в Зеленограде такой центр всё равно будет создан, вопрос только в том, будет ли нам помогать «Роснано».

 — В конкурсе нет приоритетов по направлениям — не обязательно, чтоб это была микроэлектроника? Важно вообще чтобы условия, предложенные в заявке, были лучше?

— Поскольку проект финансируется со стороны «Роснано», «нановость» должна присутствовать… Но если внимательно посмотреть на те проекты, которые сейчас финансирует «Роснано» — они все из очень разных областей. И технические специалисты корпорации находят вместе с заявителями те или иные аргументы, которые подтверждают эту «нановость» — это и химические технологии, и всевозможные плёнки… Идея, повторяю, не в технических аспектах и направлениях, а в запуске такого механизма в разных областях, который позволит выращивать технологические компании. У нас ведь их растет очень мало, в Зеленограде их всего 50–60. А малых компаний в сфере услуг и торговли — до 3000. Это крайне неправильная диспропорция, её нужно исправлять. И такие центры призваны это сделать. На самом деле, ведь продажи технологических компаний — это достаточно прибыльный и интересный бизнес для предпринимателей, если его хорошо раскрутить. На западе это так. Да, не все они успешны, известно, что из 10 стартапов «выстреливает» один, такой как Google или Microsoft. Пусть нам до них еще далеко, но компании с определенной капитализацией мы уже можем вырастить и продать.

Елена Панасенко, Александр Эрлих

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран