Виктор Маркин — титулованный живописец, член профессиональных союзов художников, участник многочисленных выставок, преподаватель живописи. Художник родился во Владимире, но уже около 40 лет живет в Зеленограде. Свое 70-летие он отметил выставкой работ в фойе ДК «Зеленоград». Экспозиция большая — около ста работ, в том числе те, которые художник раньше не показывал. Виктор Иванович преподает в детской художественной школе №9 и до недавнего времени преподавал живопись на факультете дизайна МИЭТа. Мы побеседовали с художником о том, почему он ушел из вуза, что думает о цифровом искусстве, и где в Зеленограде можно устроить художественную галерею.
Живопись Маркина — сдержанная, мягкая, лиричная, с присущей ей своеобразной грустью. Прежде всего, он пейзажист. Это старая школа долгой работы на пленэре, долгой работы с формой и цветом. Это не только образы природы, но и архитектурные ансамбли, усадьбы, храмы, старые дома — в том числе, из окрестностей Крюково.
— Обучение живописи, рисунку — консервативная сфера, где особых изменений происходить не должно. Реформы образования как-то повлияли на этот процесс?
— Как выяснилось, испортить можно все. Сфера у нас действительно консервативная, но ведь всю систему обучения переломали, в том числе нашу профессиональную. Не знаю, может быть, когда-то Болонская система себя и оправдает, но пока… Я ушел из института, потому что невозможно воспитать художника, если на живопись оставлены 3 часа в неделю. Норма — это 12 часов. У нас все зависит от количества касаний, количества часов, проведенных за мольбертом. На первом курсе живописи вообще нет.
При этом на выходе должен получиться каким-то образом высокий уровень — умение писать портреты, пейзажи, а на это надо потратить несколько лет жизни. Получается что-то недоученное, недоделанное, недопонятое. Я не захотел этим заниматься.
— Как вы относитесь к тому, что называется современным цифровым искусством?
— Это компьютер? Сам я этим не занимаюсь. Думаю, что это просто один из инструментов. Это не значит, что все остальное можно забыть— не получится. Мы на эту тему часто со студентами спорили. Кто-то говорит: «А зачем мне рисунок? Я могу акварельку сделать на компьютере, найду там всё, что нужно». Отвечаю: «Во-первых, для того чтобы найти, надо знать что и как искать. Во-вторых, надо иметь вкус, чтобы найти достойное. В-третьих, чтобы иметь вкус, надо его воспитать. А для этого надо заниматься рисунком и живописью».
— Фойе Дворца культуры просторное, конечно, но все-таки это не выставочное пространство в прямом смысле слова. Как вы считаете, нужна ли Зеленограду своя художественная галерея?
— Конечно. 200 с лишним тысяч людей должны куда-то ходить. В Москве галерей множество, но у нас такой анклав — ездить в Москву долго и тяжело. Выставочный зал в 14 микрорайоне для галереи маловат, да и как-то в последнее время не предлагают там выставляться. Но я знаю, что зеленоградскому музею передали сейчас помещение во «Флейте» — там можно было бы сделать галерею. Тем более, у них в запасниках много работ.
Выставка Владимира Маркина продлится до 7 апреля. Картины можно увидеть на втором этаже ДК, вход свободный.