2
Фотошкола Zelenograd.ru: «Travel-фотография — это то, как Эйфелева башня увидит тебя» 01.02.2010 ZELENOGRAD.RU
 — Дмитрий Шер: Здравствуйте! Сегодня в студии Zelenograd.ru Дмитрий Березин, представитель компании photo-hunters.ru, которая организует фототуры. И Александр Эрлих, который играет роль неофита-путешественника-фотографа. Сегодня мы поговорим о travel-фотографии. Что же такое travel-фотография? В принципе, под этим можно понимать несколько понятий одновременно. Один вид — фотографии, a la «я и Пизанская башня». Другой вид — это когда человек пытается отразить свои впечатления о том, где и как он был, то есть снимать не себя на фоне руин, а непосредственно руины, и каким-то образом передать их суть. Александр, а как вы понимаете travel-фотографию?

Послушать (30:42)загрузить файл со звуком (21M)

 — Александр Эрлих: Я в любом случае не хочу снимать себя на фоне Эйфелевой башни, мне это неинтересно. И у меня в последнее время вопрос — нужно ли вообще снимать путешествие? Ведь если я снимаю не себя, а какие-то достопримечательности, смысл, на мой взгляд, отсутствует. Потому что сейчас в Интернете можно найти кучу фотографий всех этих достопримечательностей, которые сняты гораздо лучше, чем мог бы это сделать я. И всегда есть, что показать друзьям, из путешествия. Я пойду в Интернет, найду эти фотографии и буду говорить — «вот это место, я там был и у меня такие-то впечатления». И важно уже, может быть, даже не фотографировать, а записывать свои впечатления. Вопрос — имеет ли смысл фотографировать travel-фотографии, если нет меня в кадре?

 — Дмитрий Шер: Мне кажется, имеет смысл, потому что, возможно, ты понимаешь под travel-фотографией просто передачу своих ощущений от поездки. Но в любом случае фотографируешь именно ты. И рассказы под этими фотографиями, если они будут написаны или сказаны, тоже напишешь ты. Ну и что, что сейчас есть тысячи, миллионы фотографий, скажем, Эйфелевой башни? Но именно ты сможешь сделать такую фотографию, которая лучше всего отразит то, что ты в ней увидишь. Условно говоря, travel-фотография — это то, как Эйфелева башня увидит тебя. Тут, конечно, встаёт вопрос, а любое ли путешествие считается таковым? Если, например, мы взяли и поехали на электричке в Сергиев Посад и там снимали — это travel-фотография? Дмитрий, как вы думаете?

 — Дмитрий Березин: Добрый день. Я пока к первому вопросу подам пару реплик. Travel-фотография, как таковая, безусловно, это фотография в путешествии и из путешествий, как следует из названия. Но я бы не столько напирал на фотографирование каких-то объектов, себя на фоне пальмы или Эйфелевой башни, а больше внимания уделил истории, которую ты пишешь, буквами или картинками. Любое путешествие — это твоя личная история. Как бы кто не снимал те же самые объекты из тех же самых точек, в которых ты был, в общем и целом история на выходе получится твоя личная. И то, чем занимаемся мы, организуя фото-туры — это не просто туристический вывоз людей по какому-то маршруту — и «делайте, что хотите». Наша цель, в первую очередь, научить людей видеть эти самые истории, сделать их красивыми и качественными, а потом суметь их обработать и показать их так, чтобы это было интересно не только самому фотографу и его родственникам, но и всем вокруг.

 — Дмитрий Шер: То есть, фотография как иллюстрация путешествия.

 — Дмитрий Березин: Фотография как дневник путешествия. И как иллюстрация в том числе, и как самостоятельное произведение. Недавно наши ребята-эксперты вернулись из экспедиции на Мадагаскар. Я там не был никогда, но надеюсь, в следующем июле мы туда поедем с группой. Туда ездили два наших фотографа Андрей Каменев и Слава Нувариев (05:11). И каждый из них привёз оттуда какую-то совершенно свою историю, хотя они были в одних и тех же местах. Каменев привёз оттуда какое-то безумное количество зверушек, макросъёмки, лемуров, гекконов и прочей живности. А Слава привёз много людей и пейзажей. И из всех снимков складывается общая картина того, что могло бы быть на Мадагаскаре. Я уверен, что если бы там был ещё и я, то привёз бы оттуда третью историю. Четвёртый, пятый, шестой, десятый человек — было бы десять историй про Мадагаскар.

 — Дмитрий Шер: И что важно, у каждого это его непосредственно личная история, которую он сам написал. Кстати, ещё надо сказать, что бывают такие поездки, когда специально едешь, чтобы фотографировать людей. А бывает такой жанр, когда ты просто снимаешь поездки. И, как Сьюзан Зонтаг сказала в одном из своих эссе о том, что фотографии родственников, которые висят у наших каминов и на стенах наших комнат, сделали для объединения общества гораздо больше, чем все усилия государства — точно так же и ваши фотоистории, ваши путешествия могут сделать для объединения вашей личности, для закрепления этой истории, для фиксации её гораздо больше, чем что-либо другое, все рассказы об этом и пьянки потом с друзьями.

 — Дмитрий Березин: И про Сергиев Посад, конечно — это тоже travel-история… Куда бы ты не поехал, твоя главная задача — привезти оттуда интересные истории. И здесь без разницы это Мадагаскар, Сергиев Посад, ближайший лес в 11 районе в Зеленограде — всё, что угодно.

 — Дмитрий Шер: Тут важно ещё сказать, что мы сейчас говорим о какой-то… нехорошо говорить «продукции»… наборе карточек. История — это что? Набор карточек. Возможно, у каждой есть подпись, рассказ. Ходит такая байка, что жанр travel-фотографии в интернете — выкладывать фотографии с абзацем текста под или над ними с описанием того, что это — первым придумал Артемий Лебедев. По его travel-историям очевидно, какие моменты он выбирает.

 — Дмитрий Березин: Я бы не мешал всё в одну кучу. Есть фотографии, а есть иллюстрированный текст. И я бы не называл это travel-фотографией. Текст и картинки или фотографии из путешествия — это разное. Совершенно необязательно подписывать картинки текстом для того, чтобы передать то, что ты хотел передать.

 — Александр Эрлих: Ну, просто тогда фотографии должны быть такие, которые в тексте не нуждаются.

 — Дмитрий Березин: Безусловно, этому нужно учиться. И здесь есть чему поучить, и есть кому поучить. И, опять же, никто не отсекает вопрос практики. Я не говорю о том, что плохо и не нужно писать истории в тексте. Мне всегда это интересно. Но мы здесь просто смешиваем две вещи в одну.

 — Дмитрий Шер: Всё-таки надо отделить мухот котлет. Travel-фото — это просто фотографии из путешествия. Сами фотографии. А если мы делаем из этого историю какую-то с подписями — это уже нечто другое. И говорим мы именно о фотографиях непосредственно.

 — Александр Эрлих: Ну, мы стараемся делать такие фотографии, которые не нуждаются в подписях, которые говорят сами за себя, и для которых подпись — лишь подпорка.

 — Дмитрий Шер: Давайте подумаем. Вот мы поехали, скажем, в Венесуэлу. Или в Индию. Там действительно всё по-другому, я видел своими глазами. И, допустим, мы сняли корову на улице. Но так как мы уже были в Индии, мы знаем, что эта корова ест картон. И для того, чтобы передать, что коровы там бездомные, худые, тощие и едят картон, надо снимать, как коровы едят картон. Или можно снять корову и подписать, что коровы в Индии худые, тощие, едят картон?

 — Дмитрий Березин: Можно сделать и так, и так:) Всё зависит от того, что вы хотите.

 — Дмитрий Шер: Может, от аудитории зависит? На кого вы рассчитываете свои фотографии.

 — Дмитрий Березин: А рассчитываете ли вы на аудиторию, когда едете? Вопрос в целях. Если ваша цель — что-то сделать для какой-то конкретной аудитории, это одно. А если ваша цель — сделать летопись своего путешествия и выразить себя через это — другое. Но никто не мешает это совмещать и делать одно с другим вместе. Из Travel-фотографий и из историй, которые мы привозим из своих путешествий, всегда можно сделать разное. Это могут быть фотографии для себя лично, для своего блога, для продажи на каких-то фотостоках. Точно также это могут быть фотографии для журнала, для какого-то издания.

 — Александр Эрлих: Мы сейчас всё-таки говорим скорее о первом варианте, потому что фотографировать для фотостока или с целью потом продать в журнал — это для профессионалов, фотография как бизнес.

 — Дмитрий Шер: Самое главное, как мы поняли из предыдущего разговора, это то, что целью поездки может быть непосредственно фотография, а может быть — поездка. И фотография как приложение к ней. И мы постараемся всё обсудить. Вот, например, какие у нас есть вопросы по подготовке к путешествию? Есть у вас, Александр, какие-нибудь вопросы?

 — Александр Эрлих: Ну, наверно, самый главный вопрос — какую технику брать? И с чем я могу столкнуться в плане сохранности и применимости этой техники? Скажем, если я еду в горы, там может быть яркое солнце и снег, и будут одни проблемы. А если я еду на море, то там может быть тоже яркое солнце, но другое. И вода, которая будет хлестать мне в фотоаппарат. И вообще — имеет ли смысл озаботиться более-менее профессиональной техникой или достаточно взять мыльницу и не морочиться?

 — Дмитрий Шер: Я бы сказал, что есть три главных вопроса, которые надо решить. Первый — это вес и объём техники, которые вы готовы с собой взять. Это зависит, естественно, от того, каким способом вы поедете. Если вы поедете на велосипеде, например, то, наверное, нет смысла брать 15 объективов. А может быть, есть. Второе — это климат того места, куда вы едете: какая там погода, идёт ли там дождь каждый день, или наоборот сияет солнце. И под климат вы смотрите, подходит техника или нет. И третий отдельный вопрос — это обстановка там, куда вы едете. То, как люди привыкли себя вести. И как вам вести себя по отношению к ним. Например, мой учитель рассказывал, что когда он ездил снимать на Шри Ланку, у них был такой момент — надо снимать в храме, а в этот храм можно войти только в юбке. Пришлось пойти на базар, купить юбку и пойти в храм в юбке. То бишь, вам надо обязательно выяснить заранее, как вести себя там, куда вы едете. Например, если вы едете в мусульманскую страну и если вы вдруг случайно женщина, Александр:), то понятно, что вам надо как-то соответствующе одеться. А в некоторых странах возможен запрет на фотографию в людных местах. Например, в России нельзя снимать на Красной площади. Если вы поедете снимать в Россию, знайте, на Красной площади снимать не очень хорошо, тем более профессиональной фототехникой. И другие такие вопросы.

 — Дмитрий Березин: Для того, чтобы понимать, какую технику вам с собой брать и как её защищать, планируя своё путешествие, в первую очередь поймите — зачем и что вы хотите снимать. Чаще всего, в 99% случаев людям, которые не морочатся с фотографией профессионально, достаточно техники общего пользования. Не нужно набора из 25 объективов, разных широкоугольных объективов типа fisheye и т. д., потому что они всё равно не умеют этим пользоваться. Снимает не техника, снимает фотограф. Это, наверное, главная мысль, которую я хотел бы сегодня донести до всех. Вам совершенно не обязательно обладать набором техники стоимостью с квартиру в центре Москвы для того, чтобы делать хорошие карточки. Я знаю людей, у которых лежат огромные боксы, забитые техникой от лучших производителей, в которые они вкладывают бешеные деньги, но на выходе у них получаются фотографии хуже, чем делает одна моя знакомая обыкновенной цифровой мыльницей.

 — Дмитрий Шер: Это зависит от взгляда. Если человек какой-то кадр интересный увидел, то не важно уже, профессиональная у него техника или компактная мыльница — всё равно получится хорошая карточка.

 — Дмитрий Березин: Карточка получится, безусловно, лучше, если ты её грамотно выстроил, скомпоновал и так далее. Если ты видишь в этом историю. Я думаю, здесь Дима лучше меня расскажет о том, в чём секрет хорошего кадра.

 — Дмитрий Шер: Секрет хорошего кадра, как хорошей архитектуры, в правильной организации времени и пространства. Вот и всё.

 — Дмитрий Березин: Совершенно верно. Глазами мы видим почти на 180 градусов. И у каждого из нас срабатывает в какой-то момент щелчок в воображении «ой, а вот это, кажется, будет хорошая фотография». А потом, когда смотришь на то, что ты наснимал, думаешь: «Ну где же всё это? Там же было такое! Там же чайки кричали, море шумело, пальма колыхалась, девочки загорелые пищали где-то. А тут я вижу какого-то кривого человека и пальму в 3 лепестка. Почему?». Здесь самый главный вопрос — это как научиться сделать так, чтобы образ, который вы хотите создать и передать, был доступен через систему знаков и значков, из которой и состоит фотография. И это возможно. Есть несколько секретов, несколько законов. И снимая что-либо, нужно в первую очередь думать в первую очередь о том, что ты через объектив ограничиваешь пространство и на карточке будет не то, что ты видишь двумя глазами. И уже исходя из этого представлять, как этот кадр будет выглядеть. А дальше — дело техники. Не фотографической техники, а техники как навыка, как мастерства.

 — Александр Эрлих: Давайте вернёмся к тому, на что нужно обратить внимание. Если, скажем, я хочу снимать в горах или на море — есть ли какие-то совершенно чёткие советы, которые для всех годятся?

 — Дмитрий Шер: В частности, чтобы снимать в горах, запомните — там очень ярко, очень контрастный свет, а если там ещё снег, то всё совсем по-другому. Соответственно, надо вносить какие-то экспокоррекции, или использовать какие-нибудь фильтры для смещения изображения, или поляризационные фильтры. На море не исключена ситуация, когда вас уронят в воду. Не забывайте про водяную защиту для камеры. Кроме того, надо узнать, какое это море. Если это северное море — Берингов пролив, Северный ледовитый океан, то там очень холодно. Надо выбирать технику, которая будет работать на холоде. А если это, скажем, Гоа, Арамболь, то это тропики, очень яркий и очень контрастный свет. И в тропиках есть лучшее время по свету для съемок — это раннее-раннее утро и за час до заката.

 — Дмитрий Березин: Честно тебе скажу, Дим, это лучшее время для съёмки в любых путешествиях. Рассвет и закат — это всегда самое оно.

 — Дмитрий Шер: В общем то, да. Потом, если мы снимаем где то, где есть люди, очень важно не вызвать раздражения, озлобления, не настроить их против себя. Допустим, вы видите какого-то человека, который не просто сидит и вам улыбается потому, что вы белый иностранец, а смотрит на вас несколько подозрительно и, когда вы поднимаете камеру, начинает от вас закрываться руками-то понятно, что не надо его снимать, могут побить. Отдельный вопрос — это съёмка на базаре. Во всех странах есть какие-то базары, маркеты, marketplaces и так далее. И как правило на этих базарах есть криминальные авторитеты, которые рулят этими базарами. Надо как-то постараться не схлестнуться с их интересами по возможности. Кое-где вас могут за это просто сразу побить. Даже в Черкизово.

 — Александр Эрлих: А что надо делать? Спрашивать разрешения? Вот я приехал куда-нибудь на Восток, я увидел красивую женщину в парандже, что мне нужно сделать, чтобы её сфотографировать?

 — Дмитрий Березин: Спросить разрешение у её мужа:)

 — Дмитрий Шер: Важный момент. Travel-фотография зачастую это — фотография в абсолютно непонятных, неизвестных, незнакомых условиях. Кстати, поэтому зачастую у неё есть такая прелесть. Ты попадаешь куда то, где твой взгляд не замылился, ты снимаешь то, что ты не привык видеть. И вот в таких абсолютно незнакомых местах очень полезно иметь так называемого «фиксера». Фиксер — это местный человек, который разбирается и готов тебе помочь. Соответственно, как раз в таких ближневосточных странах, как Иран, Пакистан, без фиксера лучше вообще никуда не соваться. Он объяснит вам, кого можно снимать, кого нельзя. И если нужно будет поговорить с мужем, он пойдёт и поговорит с ним на его языке.

 — Александр Эрлих: По-моему, в такие страны лучше вообще не соваться без гида, для фотографии я туда еду или так просто.

 — Дмитрий Шер: Скажем, в Иране, если ты прилетаешь как иностранный журналист-фотограф, тебе сразу выдают сопровождающего от местных служб безопасности.

 — Александр Эрлих: А также в Северной Корее. Но я был в Монголии — там наоборот. Когда люди видят, что на них направили фотокамеру, они ещё и родственников позовут. Там такое безумное дружелюбие, открытость.

 — Дмитрий Шер: Это обратный полюс и тоже может помешать. На этот случай нужно иметь как можно более незаметную камеру. Есть камерки, у которых откидывается экранчик, их держат на уровне пояса, где-нибудь у бедра — и всё, камера незаметна. Ну и классика незаметных камер — это, конечно, Leica. Ведите себя гармонично, сообразно обстановке и окружению, людям и природе, и всё у вас получится. Главное, как мы говорили в прошлой беседе, это уверенность в собственных силах. Без этого не выйдет ничего. Если вы уверены, если вы понимаете, что делаете, у вас всё обязательно получится.

 — Александр Эрлих: Давайте ещё поговорим о заказных фототурах. Это интересная тема.

 — Дмитрий Шер: Если вам всё же захотелось поехать куда-нибудь в Иран, Пакистан или Мадагаскар, и фото из поездки стало для вас превалирующей целью над собственно поездкой, возможно, имеет смысл заказать фототур или поучаствовать в каком-либо фототуре. Они бывают индивидуальные и очень дорогие или групповые и не очень дорогие. Всё равно, конечно, фототур дороже, чем простая поездка, скажем, в Хургаду на недельку полежать у бассейна. Дмитрий, допустим, я понял, что хочу поехать в фототур. Что я должен сделать?

 — Дмитрий Березин: Если вы это уже поняли, то действия здесь простые. Идёте в Интернет и ищите оператора, который вас за приемлемые для вас деньги по интересному для вас маршруту провезёт и сделает интересную конкретно вам программу. Я, естественно, буду рекомендовать вам обращаться к нам, в photo-hunters.ru, потому что и программы интересные мы делаем, и нам удаётся создавать эти программы за более чем приемлемые деньги. Например, в цонце декабря у нас группа улетела в кругосветное путешествие с интересным маршрутом. За 28 дней люди облетели весь земной шар, провели неделю на Гавайях, там же встретили Новый год. И всё это по деньгам стоит примерно столько же, что и недельный новогодний горнолыжный тур в Европу.

 — Александр Эрлих: Вы говорите о тех деньгах, которые добавляются к стоимости самого путешествия? Там же цена складывается из самого путешествия плюс услуги по фото?

 — Дмитрий Березин: Нет. Это самый большой обман, который есть на рынке фотопутешествий. И мне это дико не нравится. Я считаю, что, продавая и создавая фототуры, нам нужно быть максимально открытыми перед людьми. Не нужно и вредно заставлять потребителя своих услуг сидеть с калькулятором, тратить время и высчитывать, а сколько же ему это будет стоить, искать подвох. А в итоге, когда он придёт к вам с деньгами, которые он насчитал, вы ему скажете ещё «здесь вы не учли вот это, так что с вас ещё 500». Это всё, по-моему, как-то неправильно. Поэтому, создавая свои программы и выставляя цену за участие в фототуре, мы говорим о конечной цене, которая включает в себя и перелёты, и всё жильё. Если она включает в себя питание и прочее, например, трансфер внутри страны, то всё это, безусловно, мы тоже указываем.

 — Александр Эрлих: А в чём суть вашей услуги? Вы организуете просто путешествие и говорите, в этом путешествии будет интересно поснимать? Или вы делаете ещё что-то дополнительно?

 — Дмитрий Березин: В чём отличие фототура от просто обыкновенного туристического тура? Когда вы едете в просто самостоятельное путешествие, вы приходите в турагентство, спрашиваете «я хочу куда-нибудь поехать, какие у вас есть туры». Они раскладывают перед вами буклеты, вы выбираете туры, которые чаще всего включают в себя перелёт до какого-то одного места, заселение в отель, завтраки в отеле — а дальше делайте, что хотите. Основное отличие нашего продукта в том, что мы серьёзно прорабатываем маршруты с точки зрения интереса для фотографа. Маршруты составлены так, чтобы это были максимально разнообразные объекты для съёмки, в разных условиях для съёмки, чтобы это было интересно и насыщенно, но и чтобы людей при этом не перегрузить. И, самая главная объединяющая для всего этого идея — в том, что это кроме путешествия еще и практика, и обучение. Потому что с группой всегда ездит фотоинструктор.

 — Дмитрий Шер: Всегда с вами главный фотограф, который говорит: «Это вы плохо сняли, это хорошо сняли».

 — Дмитрий Березин: Да. Альфа-самец.

 — Александр Эрлих: Который говорит, что уже час до рассвета, пора снимать.

 — Дмитрий Березин: Для этих целей есть администратор — это альфа-самец с точки зрения организации путешествия. Когда он едет с группой, он говорит «ребята, час до заката, давайте-ка вперёд, нам нужно добраться туда-то». Фотоинструктор здесь выполняет немножко другую роль. Это практически ваш наставник. Он ведёт мастер-классы в путешествии по различным типам съёмки, оказывает консультирование путешественникам и студентам на местах, отвечает на их вопросы. То есть, это не просто путешествие типа «мы поедем и покажем несколько мест, а там идите-ка себе и снимайте, вы же фотографы». По большому счёту это путешествие с выездным мастер-классом, и не одним. То есть, их серия.

 — Дмитрий Шер: Фотошкола на выезде.

 — Дмитрий Березин: Да. С большим количеством практики. С возможностью максимально в это погрузиться вместе с опытным проводником в мире этих чёрточек и точек, из которых состоит фотография.

 — Дмитрий Шер: Я так понимаю, организуются поездки куда-то далеко, да? А можно заказать фототур куда-нибудь на Камчатку? В Сергиев Посад? Или фототур по Золотому кольцу?

 — Дмитрий Березин: Легко. Хоть в Сергиев Посад, хоть по Золотому кольцу, там и там есть что снимать. Как мы с вами в самом начале говорили, если ты хочешь привезти из своего путешествия историю, ты сможешь это сделать. У меня есть два хороших товарища. Один из них — это Андрей Каменев, один из самых известных travel- и экстремальных фотографов России. Есть ещё Миша Семёнов — гуру подводной съёмки. И тот и другой говорят одни и те же вещи: если у тебя заточен мозг под то, чтобы сделать историю, ты это сделаешь из любого путешествия. Каменев очень любит рассказывать истории о том, как они путешествуют с женой. Когда он ездит с женой, они ездят в такие путешествия, которые Каменеву крайне не нравятся. И от нечего делать он там начинает снимать. Они ездят в какие-нибудь круизы, лёжа и загорая на палубах и т. д. И Андрей мне показывал прекрасную историю, даже несколько историй, снятых буквально из окна автобуса. Ведь что такое круиз? Ты плывёшь-плывёшь, приехал, тебя посадили в автобус, повезли на экскурсию туда-сюда, проскочили мимо Колизея, там-сям, пятое-десятое. Они не заказывали никаких специальных экскурсий, индивидуальных туров на этих точках, но человеку удалось привезти четыре, по-моему, серии фотографий, две из которых опубликовал National Geografic.

 — Дмитрий Шер: Это всё понятно. Если у человека получается, у него получается. Вопрос в том, чтобы получилось.

 — Дмитрий Березин: Вопрос в том, зачем ты едешь. Если ты хочешь снять историю, ты сможешь её снять…

 — Александр Эрлих: В любых условиях?

 — Дмитрий Березин: В луже сделать хорошую подводную фотографию. Если ты хочешь этого и на это настроен. Просто здесь дело в том, что нужно либо уметь быстро ориентироваться на местности. Либо держать эту историю в голове. Продумать заранее. Прочитать про тот же Сергиев Посад перед тем, как туда ехать. Про него написана куча всего.

Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме


E-mail
Реклама
Реклама
Обсуждение
Павел Носиков
12 февраля 2010
Хорошо бы привести цифру, сколько стоит кругосветный тур на 28 дней, который не дороже недельного горнолыжного отдыха в Европе.

А запрет на фотосъемку на Красной площади недавно отменили.
Кирилл Чернов
27 февраля 2010
Изменений в приказе ФСО России от 18 октября 2001 г. N 336 еще не было на этот счет. Хотя наверно они уже готовы, но в приказ не внесены.
Добавить комментарий
+ Прикрепить файлФайл не выбран