Послушать (35:42) | загрузить файл со звуком (25 М) |
Лучшими предприятиями для мам захотели стать 10 работодателей
— В 2009 году, с августа по декабрь, он прошел в Зеленограде во второй раз. Его целью было выявление и поощрение городских организаций, которые создают благоприятные условия для работающих матерей с детьми до 14 лет и помогают им оптимально сочетать профессиональные и семейные обязанности. Александр Михайлович, кто стал победителем конкурса в этом году?
— Вы правильно сказали, что конкурс проводится уже во второй раз, поэтому я хотел бы остановиться сначала на итогах 2008 года, чтобы ввести вас в курс. Тогда по Москве в целом в конкурсе приняли участие 113 предприятий, а от Зеленограда участвовало 9 предприятий. Конкурс проводился по пяти номинациям, которые учитывали и спортивное направление, и направления семейной политики, семейных династий, обеспечение всех работающих мам социальными льготами. Из девяти зеленоградских предприятий, участвовавших в конкурсе, три стали призёрами — завод «Компонент»,
—
— Да, в 2008 году это были мамы с детьми. В 2009 году в конкурсе также поощрялись руководители, председатели профсоюзных комитетов и другие представители трудовых коллективов, участвовавших в нём. В 2009 году в конкурсе участвовало уже 10 зеленоградских предприятий, причём, завод «Компонент» участвовал во второй раз. Всего по Москве подали заявки 168 предприятий, но на конкурс прошли только 134.
— Это не очень большая цифра для Москвы с её обилием бизнеса и предприятий…
— Ещё не все предприятия, как говорится, «вошли в колею» после кризиса. В 2009 году у нас участвовали и Зеленоградский Автокомбинат, и очень большое количество наших центров социального обслуживания (КЦСО), и
Ремонт каблуков на рабочем месте
— Что помимо упомянутых наград даёт мамам этот конкурс? Работодатели создают
— Предприятия сдавали выданные им и заполненные анкеты, вопросники. После оценки ответов в анкетах на каждое предприятие выезжала комиссия: она была на «Субмикроне», «Компоненте», Автокомбинате
— Например, какие?
— Например, оборудована санитарная комната. На предприятиях, где мы были, оборудованы медицинские кабинеты, медицинское обслуживание включает не только медсестру, но врачей — терапевта, стоматолога. То есть, мамы могут, не тратя свое свободное время, воспользоваться лечебными услугами на работе в удобное для них время. Оборудована не только столовая, но и столы заказов, чтобы, не тратя время после работы на магазины, покупать продукты на предприятии и идти домой.
— Стол заказов организует само предприятие?
— Предприятия заключают договоры на поставку продуктов питания и таким образом осуществляют обслуживание своих сотрудников. Также предприятия предоставляют возможность бытового обслуживания, например, ремонта обуви.
— Когда комиссии были на предприятиях, учитывалось ли мнение самих работающих мам, было ли
— Естественно. У комиссии есть свой опросный лист. В том числе, проводится беседа с представителями трудового коллектива, с женщинами.
— Мы в прошлом году, параллельно с вашим конкурсом, проводили опрос на Zelenograd.ru. И мамы расположили меры поддержки на предприятиях, которая им оказывается, примерно в такой рейтинг по частоте: первое место — регулярные подарки для детей к праздникам, второе место — гибкий рабочий график, который очень высоко ценится, третье место — социальные программы по отдыху, здравоохранению, спорту на предприятиях. Последними идут денежные дотации. Самыми экзотическими мерами были дополнительные выходные в дни школьных каникул (даже такое, оказывается, бывает) и возможность пребывания в офисе вместе с мамами. Вам попадались такие меры поддержки?
— Все, что вы перечислили, мы и оцениваем. Все эти вопросы были в анкетах, которые мы предлагали для заполнения. И, например, пребывание детей вместе с мамами на рабочем месте мы встречали. Есть такая практика хотя бы в тех же КЦСО. На больших предприятиях сохранились до сих пор спортзалы, тренажёрные залы, комнаты психологической разгрузки.
— Есть практика отправки детей в летние лагеря от предприятий?
— Да, есть. Дотации, о которых вы упомянули, тоже есть. Вплоть до того, что на некоторых предприятиях
—
— Государственные дотации для всех одинаковые, а мы оценивали в этом конкурсе то, как именно предприятия сами заботятся о работающих мамах. Бывает и такое, что выделяются корпоративные абонементы посещения с детьми бассейна,
Конкурс не для того, чтобы «бить»
— Что нужно сделать предприятию, чтобы включиться в следующий конкурс?
— Позвонить в наш центр квотирования и подать заявку. У нас система такая: после подачи заявки в конце лета предприятию даётся время для заполнения анкет — примерно два месяца. Потом месяц уходит на оценку, мониторинг, и подводятся итоги.
— Вы рассказали о том, как лучшие предприятия становятся ещё лучше. Как быть с теми предприятиями, которые в этом конкурсе не участвуют? Может быть, например, их можно вовлечь в конкурс «Худшее предприятие для работающих мам»? Понятно, что это шутка. Но те предприятия, которые не участвуют, говоря «да зачем нам это надо, мы не готовы участвовать, у нас не очень хорошие условия для работающих мам» — их можно вовлечь в систему конкурсов и в итоге в систему улучшения условий работы матерей?
— Предприятия надо мотивировать.
— Мотивировать или заставлять?
— Кого сейчас заставишь? Мотивация — может быть. Можно проводить местные конкурсы.
— Может быть, проводить конкурс среди организаций одной отрасли? Или выдавать победителям стикеры «Лучшее предприятие» на двери, для продвижения среди населения?
— Да, это может быть интересно. Реклама. Через профсоюзные организации это можно делать. Кстати, этот конкурс и проводится по инициативе трёх учредителей: московского Правительства, Московской федерации профсоюзов и Московской конфедерации промышленников и предпринимателей.
— Перечисленные вами
— В конкурсе 2009 года уже были упрощены условия участия. 2008 год был «первым блином», тогда у нас участвовали четыре больших предприятия — «Компонент», «Ангстрем», «Субмикрон», «ОПТЭКС». Но участвовали и две поликлиники, и детский сад. Почему бы детскому саду, в котором работают женщины, не посоревноваться с тем же «Ангстремом»? Хочу сказать, что количество участников во многом зависит от оповещения. Мы давали информацию о конкурсе в газетах, через префектуру. До
— Не может ли быть так, что предприниматели опасаются: «Хорошо, вот, сейчас ко мне придет комиссия, будет оценивать, найдут
— Я не исключаю и такой вариант. Но ведь комиссия этого конкурса — совершенно другая, она не для того, чтобы «бить», а для того, чтобы выявить, что сделано хорошего, и рекомендовать внедрить это и другим предприятиям.
Елена Панасенко