Вузы вернулись с зимних каникул, и начались первые в этом году Дни открытых дверей, где разговор о грядущем поступлении ведётся уже предметно: утверждены правила поступления на 2010 год. О планах и перспективах грядущей абитуриентской кампании в студии Zelenograd.ru рассказали представители
Московской государственной академии делового администрирования (МГАДА) Александр Пирогов, председатель приемной комиссии, первый проректор МГАДА и Иван Костин, проректор по международным и межрегиональным связям МГАДА.
Полугодие открытых дверей
— Напомним, что профиль МГАДА — юридическое и управленческое образование и это один из основных зеленоградских вузов, который ведет набор в том числе и на бюджетные места. 14 февраля в МГАДА пройдет День открытых дверей. Расскажите, пожалуйста, о его программе, и затем мы поговорим вкратце о ее содержании.
— И. Б. Костин: Собственно, 14 февраля — это День открытых сердец и День открытых дверей, да еще и Масленица. У нас будет насыщенная интересная программа. Но я хочу начать со следующего: мы сейчас начинаем вместе со школьниками, одновременно с городом и всей Россией процесс подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. В этом году мы выбрали путь нестандартный и нехарактерный для большинства учебных заведений. Мы, по сути, говорим не о дне открытых дверей, а о квартале открытых дверей, о целом полугодии, когда в любое время наш будущий студент и его родители смогут получить ответы на вопросы, которые у них накопились. Есть большая разница между тем, что мы имели в прошлом году и имеем сегодня. Как всем известно, сокращается количество школьников, то есть существует так называемая демографическая проблема. Кроме того, есть еще и другая тенденция, которую мало кто пока озвучивал — это информатизация и мобилизация студента или школьника. Прослеживаются интересные тренды по части ценностей и ориентации студента в том, кого он слушает при выборе вуза. Они все меньше слушают родителей, как бы это ни выглядело странно, и все больше узнают из интернета, СМИ. И самим абитуриентам все меньше необходимо физически присутствовать в вузе…
— …Чтобы задать какие-то вопросы и вообще увидеть будущее место учебы?
— И. Б. Костин: Да. Из года в год к нам приходит больше родителей, а детям уже и так все ясно. Школьники становятся все более автономными, при этом число выпускников сейчас меньше, и это может сильно удивить те вузы, которые не позаботились о политике взаимоотношений с родителями, детьми, бизнесом, властью и т. д. А мы выбрали стратегию, максимально развернутую лицом к абитуриенту и его родителям. Студент может обратиться по телефону горячей линии, специально для этого разработан веб-сайт, который полностью дает информацию, отвечает на все вопросы и презентует в общедоступном виде жизнь нашей академии. Более того, есть возможность VIP-экскурсии, когда от 3 до 5 семей в удобное для них время могут записаться в свободные в графике ячейки времени и посетить наш вуз. Поэтому мы говорим о том, что День открытых дверей, единожды начавшись, будет продолжаться у нас вплоть до 30 сентября, пока не будет принят последний документ о приеме на второе высшее образование и другие, отличные от очного, формы образования. День открытых дверей пройдет 14 февраля, еще один будет в апреле, о чем будет сообщено дополнительно, но при этом мы в любой день и час будем открыты для абитуриентов.
— Можно сейчас огласить телефоны горячей линии?
— И. Б. Костин: Это телефон (499)710–2228, он есть и на сайте. И в ближайшие дни будет озвучен еще один номер, начинающийся на 8–800, по которому можно будет бесплатно звонить с мобильных телефонов и из области.
— Высокие технологии в действии. А skype и ICQ вы собираетесь подключать в общении с абитуриентами?
— И. Б. Костин: Они работают: msaba.corp. Можете туда уже смело звонить.
Правила поступления-2010: с экзаменами или без
— Давайте перейдем к правилам поступления. Чем они будут отличаться от прошлого года?
— А. И. Пирогов: Приказ № 442 от 21 октября 2009 года, который более конкретно регламентирует порядок и правила приема, вышел по отношению к прошлому году несколько раньше — в прошлом году мы ждали приказа до февраля. Какие здесь есть особенности? Четко определено, что если абитуриент поступает по результатам ЕГЭ, то проблем ни у самого абитуриента, ни у приемной комиссии нет. Рейтинг считается по общей сумме баллов, которые он получает, и выстраивается полный список по фамилиям. Допустим, если есть 25 мест на специальность, то и поступают те 25 человек, которые имеют наивысший рейтинг.
— Вы имеете в виду на бюджетные места?
— А. И. Пирогов: Да, бюджетные места. В прошлом году у нас было почти в два раза больше заявлений, чем в предшествующие годы. С одной стороны, это обусловлено тем, что абитуриент имел возможность подавать заявление сразу на несколько специальностей, и выстраивал для себя рейтинг: в первую очередь иду на эту специальность, если не прохожу-то на вторую, на третью и т. д. Если в прошлом году можно было поступать в неограниченное количество вузов и подавать не менее чем на три специальности, то в этом году есть ограничение — абитуриент может подавать заявление не более чем в пять вузов и не более чем на три специальности. К сожалению, контролировать это достаточно сложно. Поэтому за соблюдение этих правил отвечает сам абитуриент, в том числе, согласно Гражданского Кодекса и даже, если есть необходимость, Уголовного Кодекса. То есть, приходя и подавая заявление в Академию, он гарантирует, что у него это не более чем пятое заявление.
— Уже установлено, какие экзамены у вас будут в этом году?
— А. И. Пирогов: Да, перечень вступительных испытаний уже определен, мы оставляем три экзамена, как и в прошлом году. Для экономических специальностей сдаются русский язык, математика и обществознание при профилирующей математике; на юридическую специальность — русский язык, обществознание и история, профилирующий обществознание. Это я говорю о поступлении в Академию, о колледже мы поговорим позднее.
Есть еще одна особенность — поступление без вступительных испытаний для определенного круга лиц и поступление вне конкурса при наличии соответствующих документов. Поступления без вступительных испытаний касается людей, которые участвовали в различного рода олимпиадах. Есть три группы олимпиад. Первая группа — сборные команды, которые участвуют в международных олимпиадах с участием не менее 2500 человек и не менее 15 субъектов РФ. Вторая группа — победители заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и призеры этого заключительного этапа. И третья группа — победители школьных олимпиад, если согласно уровню олимпиады предоставлено право зачисления без вступительных испытаний. Но последняя третья группа — это при условии соответствия профиля олимпиады предмету.
— Это могут быть региональные олимпиады, московские, например?
— А. И. Пирогов: Есть приказ № 777 от 21 декабря 2009 года, там приведен весь перечень проводимых олимпиад, и для каждой указано, какое право имеет победитель или призер этой олимпиады при поступлении в вуз. Это есть и на нашем сайте.
Кроме того, определенный круг лиц поступает вне конкурса, при условии успешного прохождения вступительных испытаний: это дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети-сироты и дети, лишенные попечительства родителей, ветераны боевых действий и, по усмотрению вуза, бывшие военнослужащие, которые имеют рекомендации командиров воинских частей для поступления в тот или иной вуз.
Выбор вуза станет более жестким
— С поступлением мы разобрались. Назовите ключевые даты абитуриентской кампании?
— А. И. Пирогов: Заявления принимаются не позднее 20 июня. Окончание приема документов 25 июля — это для тех, кто имеет на руках свидетельство о сдаче единого государственного экзамена. Те, кто не имеет этого свидетельства, или получил общее полное среднее образование до 1 января 2009 года, должны до 5 июля зарегистрироваться в вузе, куда они поступают, для сдачи ЕГЭ по тем предметам, которых у них нет. Для тех, кто имеет право поступления по испытаниям, определяемым самостоятельно академией или вузом, прием заявлений заканчивается 16 июля. Они сдают три экзамена в течение 9 дней, с 16 по 25 июля. То есть 25 июля заканчивается прием документов у всех абитуриентов, кроме тех, кто поступает на очно-заочное вечернее или заочное отделение. У них заканчивается 12 сентября.
-То есть приказ о зачислении будет до конца июля или позже?
— А. И. Пирогов: Нет, там порядок немного другой. Помните, в прошлом году мы практически целый месяц проводили эти процедуры, было три волны. В этом году процедура упрощена. 27 июля полный пофамильный перечень лиц с указанием суммы набранных баллов вывешивается на сайте академии и на информационном стенде внутри академии. 30 июля вывешивается пофамильный перечень лиц, которые успешно прошли вступительные испытания. Перечень, ранжированный по соответствующему количеству набранных баллов, с выделением тех лиц, которые рекомендуются приемной комиссией для зачисления на бюджетные места. Эти рекомендованные лица и те, кто успешно прошел испытания (набрал минимальное необходимое количество баллов) 4 августа завершают сдачу оригиналов документов о среднем полном общем образовании. 5 августа мы издаем приказ о зачислении.
И вот особенность по отношению к прошлому году — если в прошлом году, например, 25 человек претендовало по баллам, мы их зачисляли, но кто-то из них поступал, например, в Плехановку или в Бауманку, или по баллам проходил в другую волну — он приходил к нам и забирал документы. Такая вот путаница возникала, когда мы трижды то зачисляли, то отчисляли и т. д. В этом году всё проще. 5 августа мы издаем приказ о зачислении с 1 сентября всех лиц, которые прошли по конкурсу — из числа рекомендованных и тех, кто принес оригиналы документов, если для них остаются вакантные места. Даже если человек стоит последним, но принес оригиналы документов и проходит по количеству людей на бюджет, мы его зачисляем. То есть, в принципе, в первую волну мы окончательно выполняем набор по бюджету. А вторая волна — это для тех, кто фактически будет уже поступать за плату. 9 августа мы завершаем предоставление оригиналов документов и 10 августа выходит приказ о зачислении с 1 сентября всех, кто прошел успешные испытания, в том числе, на платное обучение.
— Получается, для школьников условия станут еще более жесткими, решение им придется принимать быстрей?
— А. И. Пирогов: Да, в какой-то мере так. Если человек абсолютно уверен, что он хочет учиться именно в этом вузе, именно на этой специальности, он не ждет того, кто определил специальность, но не выбрал вуз, или пришел, но не определился со специальностью (подал заявление сразу на три специальности). К 1 марта все уже должны определиться, на какую специальность и в какой вуз поступать.
Проходные баллы и бюджетные места
— Расскажите о результатах абитуриентской кампании прошлого года: какой был конкурс заявлений на бюджетные места?
— А. И. Пирогов: Как я уже говорил, такой конкурс, на самом деле, не совсем отражает действительное положение: если три специальности на одного человека — идет превышение в два с лишним раза. Но всё равно, по отношению к предшествующим годам в прошлом году у нас, несмотря на демографический кризис, поступающих было больше на 15–18%. Поступало 25 медалистов, и 21 из них остались у нас, четверо ушли в другие вузы-то есть набор был достаточно сильный. Один из них один пошел на юриспруденцию, а 20 человек на экономические специальности. Что касается сопоставления проходного балла, то в прошлом году он был чуть-чуть выше, чем в позапрошлом.
— Можете озвучить примерные цифры по проходным баллам?
— А. И. Пирогов: На экономические специальности было где-то 225–227 баллов, на юриспруденцию 218–220 баллов. Я имею в виду, на бюджетные места. А нижнюю границу мы не стали определять, потому что желающих поступить очень много, и мы просто не повышали нижние границы баллов по предметам, которые определил Рособрнадзор, для поступающих на бюджет. Как будет в этом году, я пока не готов ответить, все зависит от количества заявлений. Если у нас будет значительное превышение даже за плату, то, видимо, мы будем тоже немного повышать условия конкурса.
— Какое количество бюджетных мест будет в этом году?
А. И. Пирогов: Контрольные цифры я пока сказать не могу, учредитель их утверждает в мае, и в июне они появятся у нас на сайте. Но я думаю, что цифры будут точно не меньше, чем в прошлом году. Тогда у нас было 100 мест на специальности, 25 мест в магистратуру и 25 мест на бюджет в колледже. Плюс, естественно, небюджетные места, их было примерно в 2 раза больше, чем бюджетных.
— И. Б. Костин: Добавлю, что в этом году в Зеленограде единственный прием на бюджетные места по юриспруденции будет только у нас в Академии.
— А. И. Пирогов: Более того, по ситуации с выпуском — у нас стопроцентное трудоустройство всех выпускников, в том числе юристов.
— В прошлом году в МИЭТе действовала электронная система учета всех поступающих, где можно было в режиме онлайн посмотреть текущую ситуацию с распределением по местам. У вас такая система есть или, может быть, будет?
— И. Б. Костин: Сейчас горячо обсуждается 152-й закон, защищающий персональные данные. И сейчас сложно говорить о том, чтобы инновационность подобных интернет-проектов не приводила к нарушению этого закона. Потому что такая электронная система учета напрямую связана с размещением персональных данных, информацию о которых мы получаем уже в заявительных документах при приеме. Поэтому таким ресурсом мы, конечно же, обладаем и используем его, но мы не хотим сами в это втягиваться и еще подводить студентов. С одной стороны, мы бы предоставили им эту возможность, но тем самым мы нарушим обещание, данное им тот момент, когда они подавали заявления.
— Вы считаете для себя непозволительным выставлять эту информацию в открытый доступ?
— А. И. Пирогов: Нет, не так. Когда студент подает заявление в академию, он обязан согласно этому приказу № 442 дать согласие на использование своих персональных данных, есть четкий перечень этих данных. Поэтому, когда мы этими персональными данными оперируем внутри вуза, это одна ситуация, а когда мы их выкладываем в интернет, они становятся доступными для всех. А федеральный закон о защите персональных данных лучше не нарушать.
Образование за плату: цены и кредиты
— Теперь от бюджетных мест перейдем к платному обучению. Расскажите о стоимости обучения на будущий год?
— А. И. Пирогов: Исходя из требований и рекомендаций, которые были высказаны в прошлом году президентом РФ, мы второй год уже не повышаем стоимость обучения. Она остается постоянной третий год подряд. На очном отделении экономических специальностей — 52 тысяч рублей в семестр на первом курсе, на втором и последующих курсах меньше — 43 тысяч рублей. На заочном обучении — от 20 до 28 тысяч рублей, поскольку люди туда поступают уже с определенным опытом работы, у них учебный план рассчитан по-другому. Плата поступления в колледж тоже остается прежней — 32 тысяч рублей.
— Были у вас случаи использования образовательных кредитов?
— И. Б. Костин: Затрагивая актуальную сейчас тему кризиса, могу сказать, что в прошлом году по первому каналу телевидения прошла информация о том, что студент имеет право, обучаясь на платной форме обучения, написать заявление в деканат с просьбой отсрочить платеж в связи с финансовыми затруднениями. В этот момент нами были даны рекомендации по поддержке этого направления. И ребята брали кредиты в Сбербанке. Собственно, образовательные кредиты на тот момент действовали уже достаточно давно, с частичной компенсацией ставки (в размере ¾ от ставки рефинансирования, насколько я помню). Действуют они и на сегодняшний день.
Кроме того, мы участвуем в федеральном эксперименте по поддержке студентов и предоставлению им кредитов, субсидированных государством. Здесь пока о цифрах я говорить не могу, они сейчас уточняются. При этом на процесс получения такого кредита может повлиять и средний балл ЕГЭ по профилирующему предмету, и общая успеваемость в вузе.
Кстати, замечу следующее: если цена не меняется в течение пяти лет, то к пятому году она практически равна нулю, исходя из простой арифметики и среднего показателя по инфляции. Могу сказать, что образовательными кредитами на сегодняшний день пользовались единицы, хотя возможность такая есть, и полная информационная поддержка есть. Более того, у меня была встреча с управляющим Сберегательного банка Зеленограда, на которой мы говорили и о более интересных вариантах таких кредитов. Новый современный стандарт образования говорит о том, что у студента должен быть высокий уровень мобильности, то есть в процессе обучения он должен посещать и другие вузы, и не только вузы России. Мы находимся, по сути, при рождении нового рынка, когда студент будет обязан и нацелен выезжать в другие регионы и за рубеж, что тоже потребует финансовых затрат. И мы совместно со Сбербанком будем прорабатывать эту идею, я надеюсь, что по всей России родится еще одна линейка образовательных кредитов, как поддержка образовательной мобильности ребят.
— Это будет поддержка своеобразного межвузовского образования?
— И. Б. Костин: Да, это очень интересный проект, и мы горды тем, что такие методические предложения по введению новых линеек на всю Россию следуют от нас. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, я не могу сказать, что потребность в образовательных кредитах есть абсолютная, но те, кто крайне нуждается и не прикрывается возможностями кризиса, ими пользуется вполне успешно.
— Если студент хочет прибегнуть к такой услуге, он может обратиться к вам за помощью и рекомендациями, консультациями или он должен самостоятельно идти в Сбербанк и эти вопросы решать?
— И. Б. Костин: К нам он, безусловно, может прийти, ни разу мы еще не отказывали. Тем более что академия выпускает практически «штучный товар», у нас каждый студент перед глазами — количество студентов позволяет держать и качество образования, и контакт с каждым студентом. Но надо отдать должное Сбербанку, который вобщем-то находится в шаговой доступности от каждого дома, и уровень сервиса у них день ото дня растет. Поэтому куда ближе студенту дойти, там он и получит максимальную помощь. А те документы, которые необходимо предоставить от нас, он получает без задержек.
— А. И. Пирогов: Я бы добавил еще два важных момента. Во-первых, тех, кто учится платно в течение трех семестров на «отлично», при наличии вакантных мест мы переводим на обучение за счет бюджета. И, во-вторых, в академии есть поддержка для лиц, которые слабо обеспечены. Например, если у студента работает один родитель, сумма заработной платы невысока, в таких случаях мы делаем некоторые скидки. Для этого принимается решение ученого совета.
— А реальных случаев много было такого перевода на бюджетные места?
— А. И. Пирогов: Каждый год у нас бывают такие случаи на каждом курсе.
Колледж МГАДА правил набора не меняет
— Теперь о том, что может быть интересно школьникам, которые сейчас учатся в 8–9 классе — о вашем колледже. МГАДА декларирует непрерывную систему обучения, которая как раз и берет свое начало из колледжа, в который могут поступать девятиклассники. Расскажите какие будут изменения в поступлении, в подготовке к поступлению в колледж. Существуют ли какие-то курсы для желающих поступать туда?
— А. И. Пирогов: Здесь ситуация несколько иная, чем в Академии. Во-первых, есть приказы, которые регламентируют поступление в средние профессиональные образовательные учреждения — на сегодняшний день там ничего нового нет, есть рекомендация Министерства образования и науки и Рособразования действовать пока по старым правилам приема. То есть фактически девятиклассники поступают к нам по итогам вступительных испытаний, которые мы определяем сами. Сейчас это два экзамена, без которых аттестат о среднем полном общем образовании невозможен — русский язык и математика. Мы хотели еще поставить иностранный язык, потому что уже в колледже мы вводим программу изучения двух языков: английского обязательно и по выбору — немецкий, французский, японский или испанский.
— Даже японский?
— А. И. Пирогов: Да. В Зеленограде есть две школы, в которых изучают японский язык — это школа 1353 и еще одна, точно не могу сказать номер.
Как правило, те, кто хотят поступить в колледж, идут к нам на подготовительные курсы: они бывают 7-месячные и на 3,5 месяца. 2 марта начнутся вторые краткосрочные курсы для подготовки к поступлению в колледж. У нас есть курсы и для 9-классников и для 11-классников, которых мы готовим к сдаче ЕГЭ. Примерно 80% из них потом, естественно, подают заявление к нам, но кто-то уходит и в другие места. А 9-классников готовим для вступительных испытаний в колледже, и в прошлом году у нас около 87% прошедших такие курсы подали заявления в колледж, и не менее 80% успешно сдали экзамены. То есть эффективность этих подготовительных курсов достаточно высока. Стоят курсы от 8 до 12 тысяч рублей, в зависимости от сроков.
Замечу, что обучение у нас на подготовительных курсах, конечно, влияет и на выбор вуза: ребята видят рядом с собой студентов колледжа и академии. Мы и сами их дополнительно мотивируем. В прошлом году, например, мы собирали отдельно тех ребят, кто закончил наши подготовительные курсы для 9-классников и сдал выпускные на них с высшими баллами, их было порядка 18 человек. Мы им и их родителям рассказывали возможности для поступления, перспективы обучения. Ведь эта программа сквозная — поступление колледж, потом по профилю поступление в академию, обучение на бакалавра, в этом году у нас еще продолжается и специалитет. Плюс к этому, согласно приказу № 442 после специалитета возможно получение образования в магистратуре — поступления на конкурсной основе на бюджетные места в ней. Это достаточно хороший стимул. Кстати, в этом году упрощено оформление документов для поступления на специалитет — в прошлом году это было достаточно сложно. Теперь ребята проходят собеседование и после этого поступают официально на специальность. Более того, можно поступать одновременно и в магистратуру, диплом бакалавра это позволяет. Но только в этом случае одно из этих образований — бакалавриат или магистратура — будет платным.
— У подготовительных курсов колледжа нет своих внутренних экзаменов, которые их завершают и одновременно являются вступительными?
— А. И. Пирогов: Нет, так нельзя. Есть выпускные экзамены. Согласно прошлогоднего и нынешнего приказа, определяющих порядок приема граждан в вузы и средние специальные учебные заведения, запрещено засчитывать выпускные экзамены на подготовительных курсах в качестве вступительных испытаний. Поэтому мы можем при разных прочих условиях учитывать эти результаты, но засчитывать их как вступительные экзамены мы не имеем права.
Международные программы МГАДА: «Мы не боимся. Они вернутся»
— В прошлом году вы рассказывали о международной программе обучения студентов в вузах других стран, о перспективах развития МГАДА. Иван Борисович, кризис на эти планы не повлиял?
— И. Б. Костин: В кризис первыми начали лопаться «пузыри», то есть компании, которые ощущали безудержный рост и не жили собственно на свои деньги. Мы двадцать лет день за днем, год за годом живем на свои средства, развиваемся за счет собственных инноваций. Сделаю лирическое отступление по поводу ваших слов о том, что у нас есть непрерывная система образования. Хочу напомнить с большим удовольствием, что она родилась у нас и легла в основу российского стандарта. Мы и бакалавра выдали первого, Гознак России напечатал первый диплом бакалавра именно для нашей академии. Это не хвастовство, просто нужно знать, что если вы хотите какую-то вещь, идите к изобретателю, не идите к «повторителю».
Что касается международных образовательных программ, у нас есть очень интересные предложения. Мы в кризис делали самое правильное — мы развивались, не сворачивали программы, а открыли еще три дополнительных. Одна из них сейчас работает полным ходом, и мы принимаем по ней студентов: студенты поступают к нам в магистратуру и зачисляются в магистратуру в немецком университете, причем стоимость обучения в этом элитном частном берлинском вузе ниже, чем у нас.
— Студенты при этом оплачивают обучение и там, и там?
— И. Б. Костин: Да, студенты оплачивают обучение, но и получают стипендию немецкого фонда DAAD. Ребята учатся в двух магистратурах и изучают три языка: русский, немецкий, английский. После первого года обучения для них будет организована встреча с представителями попечительского совета и представителями бизнеса в Германии, которые будут готовы рассмотреть наших студентов для полного финансирования их дальнейшего обучения. Все, что требуется от студента, это учиться и не отвлекаться. Мы предоставляем ему такую возможность. Эта программа позволяет пройти практику работы в международной компании, работать и получать небольшие, но деньги, и более того, за счет этой компании путешествовать из России в Германию и обратно в качестве практиканта (trainy) и будущего сотрудника. Это уже правильная, вымеренная стратегия, когда он растёт не галопом, а спокойно, в крупной компании, в течение ряда лет, и знает, в какую сторону идет.
Другая программа посвящена коммуникативным связям с общественностью. Это наука о том, как бизнес живет среди другого бизнеса, среди покупателей, среди властей, среди общества. Еще одна программа, к запуску которой мы сейчас готовимся, это программа MBA по управлению в области авиации. Здесь в первую очередь студенты к нам будут приезжать из Германии. Это топ-менеджмент немецких аэропортов, который сейчас вовлечен в работу c Пулково в Санкт-Петербурге по реконструкции. И еще одна программа — это будет большой сюрприз для Зеленограда, я о ней скажу попозже.
Также мы предлагаем программы по бакалавриату. Заметьте, что главный плюс нашего колледжа в том, что это не просто среднее специальное профессиональное образование или ПТУ, как оно раньше называлось, а часть целой системы. Она преображает человека за эти два года невообразимым образом. К моменту поступления на первый курс, он имеет два года такой «форы», какую не получить ни в одной школе. Не потому что мы лучшие, а потому что он уже учится в этой среде и изучает два языка. Чтобы уехать за рубеж учиться на третьем курсе, нужна всего одна вещь — знать язык. А пока школьник до 11 класса «дергает девочек за косички», потом приходит на первый курс и тратит год на адаптацию и знакомство с друзьями, приходит время второго курса. И в конце второго курса мы дадим ему возможность уехать — а у него физически не было времени подготовиться и быть конкурентоспособным. Вот поэтому мы развиваем сотрудничество со школами, продвигая эту идею предварительной подготовки.
— А те, кто учится по международным программам, они потом остаются работать в России или все-таки, поглядев на мир, остаются работать, например, в Германии?
— И. Б. Костин: Тут две важных вещи — национальная безопасность и выбор ребенка. По поводу национальной безопасности я обожаю цитировать Шувалова: «Мы не боимся. Они вернутся». Это касается тех обвинений, что мы якобы пытаемся кого-то куда-то отправить за рубеж. Нет, мы вместе с болонским процессом создаем российско-европейский рынок труда. Чтобы человек был конкурентен во всем мире, он должен быть конкурентен и у нас, и в Европе. Не слышал ни разу, чтобы у ребят возникало желание покинуть Россию и больше никогда сюда не возвращаться — такого не звучало ни в приватных беседах, ни на корпоративных собраниях. Они уезжают туда, и проводят там достаточно времени, чтобы понять, как живет Европа, как она работает. Чтобы, вернувшись сюда работать с Европой, либо оставшись там, в российских компаниях (а их там немало), использовать самое главное конкурентное преимущество — они знают и Россию, и, например, Германию или Испанию, в вузах которой мы тоже сейчас начинаем программу обучения наших студентов.
Елена Панасенко
Станьте нашим подписчиком, чтобы мы могли делать больше интересных материалов по этой теме